Недавно среди повседневного информационного потока мне случайно попалось на глаза следующее рекламное объявление ЛДМ (очевидно, бывшего Ленинградского Дворца молодежи, где я в незапамятные советские времена слушал «живьем» Беллу Ахмадулину): «Мюзикл *ЛОЛИТА* Билеты по 1700 р. вместо 2500-3000 р.». Похвально, конечно, что авторы послания берегут зрительские кошельки, но вот дальнейший смысл их послания показался мне, мягко говоря, неоднозначным.
«Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл. Грех мой. Душа моя. Спектакль небезопасен, но эстетически безупречен… 5D-декорации и аромовлечение, разработка парфюмерного дома «Монталь». С вашим подсознанием работают профессионалы. Аромат настоящего церковного ладана и афродизиак молекулы гарантируют расслоение сознания, а интерактивный ситуационный сценарий спектакля создаст новую матрицу морали и философии».
Интересно, как бы сам Владимир Набоков отнёсся к такой интерпретации своего скандального произведения, в своё время запрещенного во многих странах, в том числе в США. Впрочем, о чём это я? В ХХI веке роман «Лолита», повествующий, как известно, об интимной связи взрослого мужчины с 12-летней девочкой, считается в известных кругах образцовым произведением высокой литературы. Тут надо отдать должное самому Набокову. Наряду с виртуозным владением письменным словом, он был одновременно последовательным противником фрейдизма как мировоззрения, и подчеркивал, что «венской делегации» на суде «по делу Лолиты» делать нечего (напомню, что роман «Лолита» построен как оправдательная речь героя перед воображаемым судом присяжных, где Гумберт настаивает именно на своей любви к этой девочке, отнюдь не сводящейся к сексу).
Однако в данном случае нас интересует не столько роман, сколько спектакль по его мотивам, точнее, его рекламное описание. В нём приведено почти всё, чем можно привлечь нынешнюю «постмодернистскую» молодежь, способную оценить сочетание настоящего церковного ладана и афродизиак-молекул: мягкая наркотическая разборка сознания с единственной главной целью – переобращения ценностной иерархии сущего, чтобы смысловой низ отождествился с верхом, а верх с низом. Когда-то Набоков описывал свой личный (правда, ещё детский) рай, как энтомологический кабинет с особенным восхитительным запахом, где работали препараторы. Потом таким покинутым раем для него стала Россия. В ЛДМ всё по-взрослому: предупреждают, что спектакль небезопасен, но тем-то и привлекателен! «Грех мой» совпадает с «душой», а та, в свою очередь, с «огнём чресл». В общем, всё-во-всём, ты есть то «таттвама си», как сказал бы поклонник тантрического буддизма.
В своё время Лев Толстой (сам много чего перепутавший) крепко выразился по поводу теории «двух бездн» Мережковского-Гиппиус: эти хотят Христа «с бабой». В спектакле «Лолита», судя по описанию, гораздо тоньше: интерактивный ситуационный сценарий создаёт «новую матрицу морали и философии», где жизнь оказывается полем подсознательного блуждания между призрачными огнями демонического плана, вовсе не требующими при этом отказа от божественного источника бытия, и тем более выбора между ними. 5D-декорации и аромовлечение (разработка парфюмерного дома «Монталь»!) решат судьбоносную проблему человеческого самоопределения в этом и других мирах мгновенно: расслоение сознания, – и весь сказ. Опытные профессионалы – дизайнеры души – вам помогут.
Что можно посоветовать зрителю, собравшемуся на подобный спектакль?
Для начала, я бы посоветовал вовсе не ходить. Особенно это относится к юным зрителям, клиповое сознание которых в наше компьютерное время дробится без особых усилий. Они уже с детства приучены к тому, что ценности и действия на экране непрерывно опровергают друг друга, являя собой бесконечную и бесцельную «игру в бисер». А если учесть, что компьютер для многих из них и есть жизнь (другой они не ведают), то придётся согласиться с постановщиками «Лолиты»: спектакль действительно опасен.
Мы живем в позднее время истории, когда, по слову Писания, могут соблазниться и сильные. А чего требовать от «блогеров», «телеграммеров», «тиктокеров» и прочего электронного планктона? Опытные ловцы душ – дизайнеры психоделических шоу – управляют ими как марионетками в условиях лукавой свободы слова и прав человека. Собственно, они и есть передовой зрелищный легион («имя им легион»!) деятелей антицеркви, своего рода жрецы демона небытия, сознательно или бессознательно вводящие малых сих в соблазн неразличения духов.
Знамёна ада продвигаются вперед – часто под самыми невинными лозунгами и рекламными проектами – и чтобы противостоять им, надо знать, с кем имеешь дело. Описанная «аромомагия» – будь то театр, музыка, литература, мораль, философия и в первую очередь глобальная видеосфера – будет пострашнее иного вируса. Они убивают тело, а те поражают душу. Хотя, конечно, если Бог за нас, то кто против нас?!
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств, Заслуженный работник культуры РФ
1. 1
Организм человека, созданный БОГОМ , сам определяет, какие эссенции ему нужны для жизнедеятельности. Так же как наше подсознание 24 часа в сутки контролирует все жизненные процессы. Человек начинает замечать свое тело во время болезни. Здоровый человек на свой организм внимания не обращает, все происходит подсознательно. Поэтому сомнительно, чтобы созданные в кустарных условиях аромомасла могли серьезно повлиять на состояние человека. Тем более ,что автор на спектакле не был. А можно сходить посмеяться над человеческой самонадеянностью , да дороговато.
Учитель Праведности