Главу Конференции католического епископата Франции архиепископа Эрика де Мулен-Бофора вызвали к министру внутренних дел страны, чтобы он объяснил свои замечания по тайны исповеди, сообщает Седмица.ru со ссылкой на издание польских католиков wiara.pl .
Архиепископ Эрик де Мулен-Бофор сообщил в среду, 6 октября 2010 года, на следующий день после публикации отчета независимой комиссии по сексуальным злоупотреблениям в Церкви, что тайна исповеди является «сильнее, чем закон Республики».
Однако одновременно прелат отметил, что ищет альтернативу, чтобы отменить эту тайну. «Следует найти способ, чтобы действовать по-другому», — сказал он, добавив, что французский епископат внимательно прислушивается к рекомендациям вышеуказанной комиссии.
В числе всех прочих рекомендаций комиссия требует от церковных властей, чтобы они передали всем исповедующимся и верующим в целом четкое послание о долге исповедника сообщать судебной власти и администрации о случаях сексуального насилия в отношении несовершеннолетних или инвалидов.
«Мы не можем противопоставлять тайну исповеди законам Республики, поскольку они не предписывают ее отмены», — отметил архиепископ Эрик де Мулен-Бофор. Каноническое право, которое возлагает на священников тайну исповеди как абсолютное и непреложное условие, не противоречит французскому уголовному праву», — сказал прелат.
О вмешательстве властей в дела Католической церкви во Франции размышляет в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
В прессе появляется достаточно много материалов о сексуальных извращениях в католической Церкви. И мне известно, что целибат негативно отражается на католических священниках. Целибат не допускает женатого духовенства, не только на уровне епископата, как и в Православии, но и на уровне священнослужителей. Само по себе установление обязательного целибата для священников является отклонением от нормы и служит соблазном впадения людей во всякого рода недостойное поведение в отношении всякого рода сексуальных извращений.
Другое дело, что здесь мы имеем некий прецедент, когда десакрализуется таинство. Вот это очень опасно. Есть таинства, которые, собственно говоря, таинства перед Богом — таинство исповеди. То есть когда человек исповедуется, он исповедуется не священнику — он в присутствии священника исповедуется Богу. А священник является всего лишь свидетелем. В молитве священника говорится: «Се́, ча́до, Христо́с неви́димо стои́т, прие́мля испове́дание твое́, не усрами́ся, ниже́ убо́йся, и да не скры́еши что́ от мене́, но не обину́яся рцы́ вся́, ели́ка соде́лал еси́, да прии́меши оставле́ние от Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Се́ и ико́на Его́ пред на́ми, а́з же то́чию свиде́тель е́смь, да свиде́тельствую пред Ни́м вся́, ели́ка рече́ши мне́: а́ще ли что́ скры́еши от мене́, сугу́б гре́х и́маши. Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши».
Священник - только свидетель на исповеди и свидетельствует, что грешник приносит покаяние.
А здесь получается, что таинство десакрализовано. Оно сводится к тому, что человек рассказывает о своих грехах священнику, а тот вместо того, чтобы быть свидетелем пред Богом, свидетельствует перед государством против того, кто принёс покаяние. И таким образом государство ставит себя на место Бога. Т.е. Таинство исповеди исчезает, перестаёт быть тайной, а государство присваивает себе некие божественные функции: прощать грехи, разрешать от них, или, наоборот, карать за грехи. И опять же здесь это становится неким очень опасным моментом влияния не только на священников, но и вообще на людей. Захотят ли люди исповедаться в своих грехах перед надзорными и силовыми органами государства?! И есть ли доверие у людей к этим органам в современных условиях?! Но за всеми этими требованиями видно и недоверие государства к духовенству и своим гражданам. Это, по сути, создание системы доносительства всех на всех - такой вариант тоталитарного государственного контроля, о котором мечтают сильные мира сего. При этом священник ставится перед выбором, - чей он служитель - государства или Божий. И это противоречие естественным образом возникает из-за того, что государство вторгается в сферу сакральных действий конфессии.
И, наконец, это еще и некая возможность влиять на духовенство — то есть можно устроить некую провокацию: рассказать что-то такое священнику, а потом пойти и донести на него за то, что он не донес. У нас в практике нашей истории — по крайней мере, о случаях, о которых написано в литературе — было такое, что клеветали на священника, особенно в период революции, да и до революции тоже... И сейчас вспоминается случай с отцом Глебом Грозовским, которого посадили в тюрьму на много лет. Было достаточно слов ребенка, чтобы оклеветать человека и завести на него уголовное дело.
Священники в тех рассказах, что мне доводилось читать, достаточно стойко переносили эту клевету и шли подчас на каторгу или в тюремное заключение, но таинство исповеди не нарушали. Но были, к сожалению, и случаи доносительства со стороны священников - увы, и это имело место!
Сейчас в России огромная часть нашего православного духовенства понимает, насколько важно вообще всё, что связано с Таинствами, насколько это духовный процесс общения людей с Богом... И Бог совершает Таинства, не священник. Как может священник прощать или не прощать грех? Конечно, люди тоже прощают какие-то обиды, мол, я на тебя злобы не таю... Но факт то, что в Исповеди Бог прощает грехи. Только Он имеет право прощать и разрешать от грехов человека. Потому что грех - это то, что человек совершает против Бога, против Его установлений, против Заповедей!
Поэтому покушение на одно из Таинств, как правило, ведёт к покушению на другие Таинства Церкви. Домино начинается: если это Таинство, одно из важнейших, по сути перестает быть таинством, то что можно говорить о других? И тогда понятно, что и Таинство Причастия и Таинство Хиротонии и все остальные Таинства могут оказаться низведенными до ритуала, как у протестантов. Это такой протестантизм возникает — обряды есть, а таинств нет. И это страшно. Поэтому мы, проецируя возможность государственных органов ныне или потом, или когда-нибудь, требовать от священников таких вещей на Руси, должны осудить, как неприемлемое, вторжение государства в отношение человека с Богом. Эти отношения, их организацию и регулирование может осуществлять только Церковь Божия. Другой вопрос: является ли таковой Католическая церковь?
Государство, которое здесь наше земное Отечество, мы его ценим, любим, уважаем, это место нашего спасения, завещанное нам нашими святыми отцами. Но мы в то же время граждане Небесного Отечества. И для нас Божественная Истина важнее, чем какое-либо постановление государственной власти, если это постановление противоречит Божественной Истине.
Подводя итог, можно сказать, что имеется общая тенденция, некий глобальный апостасийный процесс, в котором десакрализуется сама жизнь человека, человек низводится до набора цифр, до числа, подконтрольного машине с громким названием «искусственный интеллект». При этом принижается деятельность педагогов, родителей. Дети выводятся из под опеки близких людей и отдаются на воспитание интернету и соцсетям, соросовским учебникам, сомнительным блогерам. Как результат: страшное явление - дети берутся за оружие и начинают убивать своих сверстников и учителей. К сожалению, это происходит при той нелояльности государства к Церкви, и подчас злонамеренности тех людей, которые имеют свою выгоду от деструктивного влияния на детей и молодежь... Сказано, что наступит время, когда дети превзойдут в коварстве взрослых, увы, такое возможно.
К сожалению мы переживаем смутное время! Чувствуется рост взаимного недоверия, ожесточения, ненависти! Но, надеясь на милость Божью, уповаем, что Господь не оставит верных Ему, и даст честь и славу нашему Отечеству!
1.