Пожалуй, всем, кто любит и ценит подлинный русский драматический театр, известна безобразная история по отлучению народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной от Дела всей её жизни – МХАТ им. М. Горького.
Борьба зрителей и артистов МХАТ им. М. Горького за восстановление справедливости – очищение Художественного театра – великого достояния России – наследия Станиславского и Немировича-Данченко от присутствия в нём в качестве «худрука» некоего Боякова – лица без высшего образования в области культуры и искусства, не имеющего никаких значимых, идущих много лет театральных постановок, за исключением сценических извращений – типа размахивания половым членом и прочей мерзости с гомосексуальным налетом в спектакле, поставленном этим бездарным персонажем в «Клубе на Брестской».
За почти три года своего «худручания» Бояков уничтожил почти весь доронинский репертуар, причём сделал это с особой жестокостью, прямо-таки вырвал с корнем, а именно вывез на свалку несколько десятков грузовиков декораций, назвав их в своих многочисленных словоблудливых интервью «мусором». Это чтобы оскорбить Доронину и представить 30 лет ее работы как «гору пыли мусора»?
И, если бы в Художественный театр пришёл прославленный мэтр, чей разворот на 180 градусов еще можно было бы как-то понять и принять, а то ведь прислали абсолютного непрофессионала с журналистским образованием, за которым числился длинный и вонючий шлейф скандалов и очень сомнительных достижений. И этот непрофессионал разнёс вдребезги, что создавали до него профессионалы!
В 2020 г. Министерство культуры провело проверку финансово-хозяйственной деятельности, в результате которой выявило в деятельности управляемого Бояковым театра многочисленные серьёзные нарушения! Материалы проверки передали в Генеральную прокуратуру для рассмотрения и принятия решения. До настоящего времени Генеральная прокуратура решения не приняла, во всяком случае, не довела до сведения общественности. Однако, Министерство культуры свой вердикт вынесло: многочисленные серьезные нарушения были, они выявлены и точка! Почему пока не возбудили уголовное дело – это вопрос другой. Возможно, потому что Минкультуры позволило Боякову исправить нарушения, о чём нам сообщил аудитор из Счетной палаты… А, может, кто-то «крышует» Боякова и заступился за него, как у Булгакова «самым возмутительным образом»?
Однако, вне зависимости от решения, которое еще предстоит принять по Боякову Генеральной прокуратуре, Минкультуры решение по нему уже приняло в марте 2021 г. – его лишили высшей руководящей должности во МХАТе, изменив Устав, по которому руководит МХАТом теперь не «худрук», а директор, и это … не Бояков. Должность «худрука» теперь лишь «может создаваться», а может и не создаваться. Никаких серьёзных полномочий по Уставу у худрука теперь нет, это должен быть обычный подчинённый, рядовой сотрудник лишь с консультативными функциями, которого можно уволить из театра в любой момент, например, за опоздание на работу… Но, к сожалению, сейчас МХАТ возглавляет временно исполняющий обязанности директора Михайлов, который имеет печальную известность: именно он директорствовал во время фактической ликвидации Музыкального театра им. Б. Покровского, именно его приказом там была ликвидирована должность главного режиссера, а потом произошло превращение этого некогда знаменитого самобытного театра просто в одну из сценических площадок Большого театра… Увы, Михайлов надавал «худруку» Боякову и его окружению многочисленные доверенности. И, к сожалению, говорят, ведёт себя не как положено руководителю, а как как бояковский подчиненный, выполняя любое его указание.
В частности, удивляют закупки, сведения о которых опубликованы на сайте государственных и муниципальных закупок, согласно которым Михайлов подписал договор на закупку у ИП Бояков Э.В. услуг на постановку спектакля «Розовое платье с зеленым пояском» за 1 500 000 руб.! Мы не смогли найти на сайте государственных закупок других примеров постановок за такие огромные деньги… и ведь это не знаменитая пьеса, в которой занято полтруппы… это чуть больше, чем часовое действо – скучнейший монолог актрисы, причём в старых декорациях 1940 года спектакля «Три сестры» Немировича-Данченко. Что же сделал Бояков за эти гигантские деньги? Оказывается, он показал зрителю изнанку знаменитых МХАТовских декораций, повернув их задом к зрителю и раскрыв кулисы. Это почти все, на что оказался способен «великий режиссер и театральный педагог» – на хайп и показывание сценической изнанки, что категорически запрещал основоположник МХАТа – К.С. Станиславский! Подобного рода хайп сродни спускания трусов, что, впрочем, не смущало и не смущает Боякова, периодически использующего этот приём на сцене.
Но даже низости в показывании изнанок не помогают Боякову выполнить своё обещание при назначении во МХАТ – заполнить зрителями зал и превзойти по этому показателю великую Доронину! Спектакли Боякова практически не посещают зрители, несмотря на огромные вложения государственных средств в интернет-рекламу (она лезет изо всех щелей!), на многие его спектакли, в частности на «Лавр» билеты распространяют через собесы и прочие структуры бесплатно или за незначительную часть стоимости. Бояков, увы, на большинство спектаклей не может заполнить даже «ковидную» половину зала! Доронина могла и заполняла, но многие годы её завистники и недоброжелатели сообщали, что в её театр никто не ходит! Это было ложью!
В июне 2021 г. народная артистка СССР Т.В. Доронина решилась в очередной раз попросить у очень уважаемого ею Президента России В.В. Путина помощи. Она написала ему письмо: «Очень хочется верить, что Вы меня услышите: срочно надо изгнать торгашей из нашего Театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в Театре в качестве руководителя – от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний… Помогите, дорогой Владимир Владимирович, если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический по Станиславскому сыгранный спектакль – всё поглотит хулиганский извращённый пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком и с проповедью уничтожения России».
Мы не знаем, услышал ли Президент мольбу подлинного Патриота России Дорониной или нет. Во всяком случае, на то, что услышал, очень надеются и Татьяна Васильевна и все, кому небезразличны её судьба и судьба защищаемого ей великого русского театра! Надо спешить: 18 октября оканчивается очередной «временный срок» для временно исполняющего обязанности директора МХАТ. Мы все, в том числе и Татьяна Васильевна, ждём – не дождемся, что в театр придёт подлинно значимый директор, который не позволит «журналисту-худруку» продолжать творить в федеральном государственном театре всё, что тому вздумается как у себя на кухне в огромной квартире на Патриарших прудах…
12 сентября Татьяна Васильевна праздновала День рождения. Зрители и артисты решили подарить ей, конечно же, цветы, а также ноутбук и принтер для того, чтобы она могла не только смотреть фильмы и телеспектакли, но и оперативно работать с бумагами, например, по созданию Художественного совета. Татьяна Васильевна, как человек подлинно интеллигентный и чрезвычайно благодарный не смогла не поблагодарить тех, кто ее любит, тех, кто её поздравил: она написала им письмо. Татьяна Васильевна в своём письме обращается именно к артистам (зрители не обижаются), потому, что для неё они все эти годы были смыслом её жизни, её детьми, её родственниками, теми, ради кого она жила последние 30 лет, спасая от постоянных нападок и фактического уничтожения их дом – подлинный Художественный театр!
Увы, письмо это в каждой строчке содержит столько боли и отчаяния, что описать это словами невозможно. Прочтите сами. Как же всем нам, господа, товарищи и друзья, не стыдно?! Как же нам не стыдно за то, что мы не можем вышвырнуть этих проходимцев из государственного театра, из русской культуры?! Мы что, боимся их? Наверное, некоторые боятся, так как эти проходимцы мастерски распространяют слухи, что у них «ТАКИЕ СВЯЗИ»... и ведь многие верят в это.
Мы заметили, что чем ближе к 18 октября – «часу икс» – когда должна решиться судьба директора МХАТ – тем чаще Бояков даёт интервью, почти каждый день. Опять пиарится, опять даёт обещания, бахвальствует, и, конечно же, в очередной раз пытается унизить Доронину напоминанием о якобы её «соцпакете» и тратах на водителя и помощника!
Однако, из официальных открытых источников стало известно, что, «соцпакет» у Боякова – лица без высшего образования в области культуры и искусства и даже без почётных званий гораздо выше. Годовой доход этого «деятеля», согласно декларации на сайте Минкульутры за 2020 г. превысил 22 миллиона рублей. У человека, которого понизили до должности, которая лишь «может создаваться», есть и водитель, и дополнительно арендованный кадиллак (который ранее по странному стечению обстоятельств принадлежал его супруге), и куча помощников…Мы уже не говорим о тех договорах на «постановки», которые он заключает с собственным театром… Кроме этого, Бояков умудрился оформить на себя 1% авторских отчислений за «Синюю птицу» в постановке Станиславского! И это лишь малая толика «тех наступательных безобразий», информация о которых в отрытом доступе...
В заключение этой статьи мы позволим себе привести читателю то самое письмо Татьяны Васильевны Дорониной артистам, письмо датировано октябрем 2021 г.
Мы будем считать это письмо не только напутствием тем, кто сражался и будет сражаться с непрофессионализмом в русском театре – бояковщиной, а и ответом «великому» Боякову! Бояков утверждает, что Доронина в «другом мире», она «затворница», но это не так, это ложь. Просто с Бояковым ей не о чем разговаривать, какие бы «сигналы о том, что неплохо бы встретиться» он ей не посылал бы. Профессионалу с профаном, разрушающим великий театр, разговаривать не о чем!
Итак, письмо:
«Мои замечательные артисты: талантливые, умные, честные! Я счастлива, что могу сказать Вам это потому, что если б я не верила, что Вы именно такие, я бы это Вам не написала.
Итак, мои профессиональные и талантливые, спасибо Вам за Ваш дивный подарок. Пока я не знаю, как с ним обращаться, но я счастлива, что этот подарок у меня есть, ибо он является знаком Вашего доброго отношения, а это для меня очень важно.
Хотя достаточно было бы и Вашей дивной корзины цветов, которая оказалась говорящей. Те, которые считают необходимым поздравить меня красиво и улучшить мое настроение прислали розы, нежные и благоухающие, и другие не менее красивые букеты. Спасибо всем – низкий поклон и благодарение Господу Богу за то, что они есть.
Когда через неделю пришлось расстаться с благоуханием и красотою, в палате (в комнате пансионата, Татьяна Васильевна не болеет. – С.Д.) осталась одна корзина с неувядающими белыми цветами, возникшими рядом с ними нежнейшими розовыми цветами. Это было таким сюрпризом для меня, что я просто заплакала.
Примите мою любовь, мою благодарность, мою молитву Господу Богу за Ваши истинно актерские порывы и Ваши неустанно возникающие желания, как мне думается, облегчить мне обиду и боль.
Любимые и дорогие, да хранит Господь Вас, всех, кто дорог Вам, и кто любим Вами. Обнимаю Вас всех, люблю и безгранично уважаю.
Не позволяйте торжествовать бездарностям и преступникам по отношению к Вам.
Чтобы сохранить веру и не дать уничтожить то, что Вам даровал Господь Бог, ищите литературный материал, который кажется Вам насущным сегодня и волнует Ваши сердца, и работайте с этим материалом каждый день.
В этом Ваше спасение и сохранение Ваших дарований.
Благослови Господь Ваш труд, Ваше здоровье и Ваше будущее.
Народная артистка СССР Т.В. Доронина»
Сергей Дружинников, член инициативной группы зрителей МХАТ им. М. Горького
Фото: автора