У нас в школе растят нигилистов

Профессор Олег Сыромятников рассказывает о стрельбе в Пермском университете и размышляет о причинах трагедии

Олег Сыромятников 
0
22.09.2021 4179
Фото: vk.com

Как сообщалось, 20 сентября в Пермском государственном университете произошла трагедия: 18-летний Тимур Бекмансуров устроил стрельбу, в результате которой погибло 8 человек, пострадало 43 человека.

Во время стрельбы в университете преподаватель Олег Иванович Сыромятников читал лекцию по древнерусской литературе, он не стал прерывать занятие, но запер дверь аудитории изнутри. В пресс-службе учебного заведения отметили, что профессор не нарушал правил поведения при ЧП и следовал указаниям декана.

Тем не менее в соцсетях и блогах началась травля профессора Сыромятникова. «Диванные стратеги» и «всезнающие блогеры» исходят желчью в своих комментариях. Мол, ретроград, не захотел спасать студентов, заставлял их в эти тревожные моменты слушать лекцию.

Напомним, что Олег Иванович Сыромятников, специалист по творчеству Достоевского, является давним другом и автором «Русской народной линии». Больше того, Олег Иванович в далёком январе 2014 года выступил одним из учредителей и был избран первым председателем Пермского отделения «Русского Собрания».

Специальный корреспондент «Русской народной линии» в Перми Денис Лунёв связался с О.И. Сыромятниковым для прояснения ситуации от первого лица.

События начались с того, что в аудиторию зашла женщина лет 40-45. Как выяснилось, это была мама одной из наших маломобильных студенток, которая нуждалась в помощи. Мама привозила её на занятия, а потом забирала.

Я спросил: «В чём дело, почему она находится в аудитории?». Она ответила, что вниз не выйти, потому что там стреляют. Я подумал, что, может быть, это какие-то учения, так как бывает, что правоохранительные органы устраивают тренировки или эвакуационные мероприятия. Но она сказала, что на это не похоже. Женщина предложила закрыть дверь, я согласился: «Конечно, закройте».

Я подошёл к двери, проверил плотно ли она закрыта и продолжил занятия. Но мамочка решила, что этого мало, она откатила свою дочку к задней стене аудитории и сказала, что всем надо залезть под парты. Зачем это надо было делать, я так и не понял. Потому что это ни от чего не защитит. Дверь железная и пробить её из ружья довольно проблематично. Может быть, это было бы возможно сделать из специального оружия, но кто это будет делать? Зачем нужно было бы проникать именно в нашу аудиторию?

Потом выяснилось, что стрелок не поднимался выше второго этажа, а мы находились на пятом. Окна выходили не во двор университета, поэтому, когда убийца шёл и стрелял по двору, этого никто не мог слышать, кроме студентов, находившихся в тех аудиториях, окна которых выходили во двор.

Они снимали его на телефоны и передавали это в группы соцсетей. Студенты из групп сразу узнавали о происходящем, начинали нервничать и психовать.

Поэтому моей задачей было не допустить паники, а это самое страшное, что может быть в подобной ситуации. Что было бы, если бы люди вышли из-под контроля и превратились бы в неуправляемую толпу, пусть не очень и большую — двадцатиголовую. Достаточно крикнуть одному: «Пожар!», и пожар, действительно, произойдёт. Студенты могли выбежать в коридор, а что там происходит, никто не знал на тот момент, никакой официальной достоверной информации не было.

Второй вариант был прыгать с пятого этажа, но это — заведомая смерть, вряд ли кто-либо остался бы живой. В аудиториях у нас высокие потолки, высота 5-го этажа в университете 12-15 метров. Упав с такой высоты, человек точно убьётся насмерть. Моя задача была не допустить паники. Мне показалось, что этой цели я достиг, и это был единственный вариант.

Кроме мамы остальные студенты вели себя более-менее спокойно. Когда та откатила к задней стене коляску, они собрались вокруг неё. А я на всякий случай позвонил декану и спросил, что нам делать, узнал, какая есть информация. Он сказал: закройтесь, никуда не выходите, если можете — продолжайте занятия. Я обратился к студентам: «Давайте продолжим». Мальчик на второй парте продолжал писать, задавать вопросы, некоторые девочки писали. Кто-то продолжал заниматься, а кто-то сидел на полу и упёрся в свой сотовый телефон.

Для чего эти девочки-студентки написали (про меня) и опубликовали в соцсетях? Думаю, для привлечения внимания к своей персоне, сбора лайков и подписчиков. Парнишка пошёл пострелять тоже, чтобы попиариться. Девочки в соцсетях тоже пиарят себя. Эти явления одного порядка. Они не только меня не уважают, они и себя не уважают. Девочки требуют моей отставки, но им же дальше учиться. А ведь они только на первом курсе. Как они будут учиться дальше? Они об этом не думают. Они живут сиюминутными ощущениями, эмоциями, лайками. Это большая беда, никто не думает о будущем.

Я не понимаю, почему возник такой интерес к моей персоне. Гаишник, младший лейтенант Константин Калинин, который вышел один на один с преступником, выбрал совершенно правильную тактику. Он уклонился от выстрела, а ведь стрелок не попал в него на расстоянии 10 м. Полицейский — молодец! Он стрелял по ногам из табельного оружия, и это даст возможность следственным органам допросить стрелка и выяснить все обстоятельства, помимо того письма, которое он опубликовал. Младший лейтенант поступил абсолютно грамотно, вот он — настоящий герой и о нём надо писать.

Все коллеги, кто мне звонил и присылал смс — от 80-летних профессоров до моих ровесников — все меня поддерживают. Коллеги вели занятия точно также как и я. Некоторые даже обижаются и говорят, что про меня говорят и пишут, а про них нет. Считают, что я сам себя пиарю. А я ведь ничего не делаю, не даю интервью, потому что начнутся охи-ахи, сплетни и домыслы.

Я не знаю, что делали в соседних аудиториях. Но, думаю, что 99% преподавателей рассуждали и поступали, как и я. У меня был 1-й курс, предполагаю, что на 2-м и 3-м курсе не было бы таких проблем, там ребята уже привыкли действовать дисциплинированно. А у меня были девочки — золотые медалистки, они пришли в золотой шёрстке, они 100-бальницы, как им кажется. Но когда я дал им проверочную работу, где попросил назвать 20 любых произведений русской литературы, то, надо сказать, с заданием справились не все.

Размышляя над причинами такого зверства, отмечу, что юноша сам об этом написал в своём послании. И нет оснований сомневаться, что это его текст. А из текста следует, что у этого человека в душе нет ничего святого! У него не сформирована база мировоззрения, у него нет никаких ценностей, ради которых он мог бы чем-то пожертвовать. Для него даже его личная жизнь не является ценностью, жизнь его матери не является ценностью. А как теперь его матери жить и смотреть в глаза людям на работе, соседям?! Для него ни своя, ни чужая жизнь не является ценностью, поэтому он так легко к этому относится.

Какая у него была задача? Я ненавижу людей, потому что они все сволочи. Я хочу покинуть этот мир. Я хочу погибнуть так, будто «на миру и смерть красна». Это – не Раскольников, у того был мотив: одно преступление — 99 добрых дел. А у этого стрелка была примитивная задача — убивать.

Какая у нас в Перми, у нас в стране система образования? Разве у нас кто-то воспитывает в детях нравственные ценности?! Кто это делает?! На каких уроках?! Наоборот, многие учителя не стесняясь говорят: «Рашка — парашка, из неё надо валить, как можно быстрей и как можно дальше». Мне это рассказывали школьники и студенты ВУЗов, сами преподаватели ВУЗов.

Так у нас растят нигилистов, которым своя жизнь не дорога и чужая тоже ничего не стоит. Это, кстати, слова А.С. Пушкина из «Капитанской дочки». Так что великая русская литература об этом уже всё сказала.

Если рассматривать богословский контекст, то обратите внимание, что у ребят 1-го курса, которым я читал лекцию, была древнерусская литература. А это «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, это поучение Владимира Мономаха. Все эти тексты пронизаны христианскими смыслами. Но у современных студентов эти тексты вызывают отторжение, они их не знают, они их не понимают, да и не хотят ни знать, ни понимать. Не все, конечно, некоторые с большим интересом отнеслись к этим темам, которые мы начали только-только изучать. У нас было-то всего два занятия. А у некоторых это вызвало реакцию совершенно духовную, которую я называю — восстание демонов.

В литературе это достаточно хорошо описанное явление. И в западно-христианской, и в византийской истории все это описано и хорошо известно, и я в этом смысле абсолютно ничему не удивляюсь.

В фильме «Молчание ягнят» с доктором Лектером хорошо показана эта ситуация. К нам с Запада и пришли все эти стереотипы поведения: поднять лапки и поцеловать туфлю негру, который говорит: «Целуй мою туфлю». Это то же самое.

Повторюсь, единственное, чего бы я хотел — чтобы говорили не о моей персоне, а о полицейском, который совершил героический поступок. На мой взгляд, он достоин звания Героя России. Потому что выйти один на один с преступником — это не в тире из пистолета Макарова пострелять. Он поступил совершенно грамотно, хотя и не является ни сотрудником уголовного розыска, ни спецназовцем, он — сотрудник ДПС. Вот настоящий русский герой!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10.

Мудрый, русский, православный человек. Не подался провокацию. Вот, если бы он начал "обсуждать" и началась истерика и "загаджетованные" студенты стали бы вылезать в окна или сигать с пятого этажа, то радостные бы интернет-обличители написали бы6 вот они какие православные, сколько человек из-за одного мракобеса погибло. А так он выглядел удивительно достойно - это и бесит тех, кому не нравится русская история и литература.
диакон Петр / 24.09.2021 09:00

9. на 7.

На мой взгляд, задним числом давать советы человеку (преподавателю), оказавшемуся в положении, в котором никто из нас не был, просто глупо. Осуждать его - непорядочно. Он сделал, то что мог. Никакого греха не совершил. Повёл себя в соответствии со своим характером. Никто из детей в панику и в истерику не впал. Достойный человек. Полное уважение ему.
Кроме того: "Профессор ранее служил в уголовном розыске в звании подполковника милиции, уточняет Life. Основываясь на своем опыте работы в правоохранительных органах, Сыромятников решил продолжить лекцию, чтобы не сеять панику среди студентов до прихода сотрудников Росгвардии и МВД, которые занялись эвакуацией учащихся".
А порицания заслуживают те студентки, которые начали травлю достойного человека. Видно, не особенно справлялись с учёбой и решили на профессоре выместить свою неудачливость и не способность учиться.
Человек / 24.09.2021 07:27

8. Ответ на 4, Андрей Карпов:

Я поначалу положительно оценил продолжение лекции, но моя жена (мудрая женщина) сказала, что подобная реакция ненормальна. И поразмыслив, я с ней согласился. Да, запереть дверь - это правильно. Но достаточно ли продолжать лекцию. чтобы снять стресс? Представьте, что Вы на работе, и вдруг у Вас под окнами начинается извержение вулкана... Можно ли считать нормальной реакцией рутинное продолжение работы. Это будет робот, компьютер, а не человек. Со студентами надо было просто разговаривать. Продолжение лекции - это не управление ситуацией, это способ отгородиться от мира... Студенты почувствовали себя брошенными...


Люди по разному реагируют на страх. Мы помним, что Архимед воскликнул "Не трогай моих чертежей!" на требование римского солдата прервать научные занятия. Это вообще очень естественная реакция - чтобы совладать со страхом, надо продолжать выполнять свои привычные обязанности (собственно, именно так учат бороться со страхом силовиков, солдат и медиков).

Да и как Вы себе представляете "разговаривать" профессору в поточной аудитории с доброй сотней практически незнакомых людей? Он бы ее не удержал, начался бы "птичий базар" и паника. А так преподавателю удалось удержать ситуацию под контролем. И это же не первоклашки, чтобы чувствовать себя "брошенными", - студентов надо было просто привести в чувство, поставить блок от паники, лекция для этого прекрасно подошла.
Полтораки / 24.09.2021 05:14

7. Ответ на 6, Андрей Карпов:

Говорят, он про Илариона Киевского лекцию читал.
Константин В. / 23.09.2021 21:44

6. Ответ на 5, Русский Сталинист:

... А какая альтернатива? Выпустить их из аудитории под пули убийцы навстречу практически неминуемой смерти...

я же написал — разговаривать. Не лекцию читать. А говорить «за жизнь». В момент страза нужна общность. Сильный преподаватель мог и на лекцию потом выйти, но получив на это согласие аудитории. Тогда бы лекция воспринималась как общее дело — дело противостояния страху. А просто продавить — занимаемся и всё, это для естественного человека странно. Там ведь не просто стреляют, а в кого-то стреляют. . Это нельзя просто игнорировать.
Андрей Карпов / 23.09.2021 19:44

5. Ответ на 4, Андрей Карпов:

Я поначалу положительно оценил продолжение лекции, но моя жена (мудрая женщина) сказала, что подобная реакция ненормальна. И поразмыслив, я с ней согласился. Да, запереть дверь - это правильно. Но достаточно ли продолжать лекцию. чтобы снять стресс? Представьте, что Вы на работе, и вдруг у Вас под окнами начинается извержение вулкана... Можно ли считать нормальной реакцией рутинное продолжение работы. Это будет робот, компьютер, а не человек. Со студентами надо было просто разговаривать. Продолжение лекции - это не управление ситуацией, это способ отгородиться от мира... Студенты почувствовали себя брошенными...



А какая альтернатива? Выпустить их из аудитории под пули убийцы навстречу практически неминуемой смерти или ранению? Фактически, он их от смерти спас, они ему должны "Спасибо" сказать, а вместо этого все, включая студентов, его гнобят...

4.

Я поначалу положительно оценил продолжение лекции, но моя жена (мудрая женщина) сказала, что подобная реакция ненормальна. И поразмыслив, я с ней согласился. Да, запереть дверь - это правильно. Но достаточно ли продолжать лекцию. чтобы снять стресс? Представьте, что Вы на работе, и вдруг у Вас под окнами начинается извержение вулкана... Можно ли считать нормальной реакцией рутинное продолжение работы. Это будет робот, компьютер, а не человек. Со студентами надо было просто разговаривать. Продолжение лекции - это не управление ситуацией, это способ отгородиться от мира... Студенты почувствовали себя брошенными...
Андрей Карпов / 23.09.2021 13:16

3. "Слово о законе и благодати" не было прервано

Никаких сомнений, что профессор в сложившейся ситуации поступил правильно. Или он должен был выпустить студентов навстречу вооруженному убийце и тем самым увеличить количество жертв? Закрыли изнутри металлическую дверь в аудиторию, тем самым предотвратив панику. Что касается реакции самих студентов на это, ну что сказать? По своему духовному состоянию, хочется верить и надеяться, что они далеки от ровесника -стрелка, если призывают к расправе над своим достойным преподавателем. Но эта уже скорее всего проблема не только их личная или семейная, но всего нашего общества...
Арвион / 23.09.2021 12:13

2. Ядовитые всходы горбачëвщины и ельЦинизма

В Советском Союзе такого не было. Мы последние 30 лет пожинаем горькие ядовитые плоды предательской горбачëвско-ельцинской буржуазной контрреволюции 1985-1993гг., уничтожившей миллионы русских людей, уничтожившей все морально-нравственные ценности и отбросившей Россию в границы 17 века. И сколько ещё будем пожинать один лишь Господь ведает...

1. 1

20 век - потерянный век для России, после 70 лет бесбожия, появляются вот такие монстры. Еще не одно десятилетие пройдет прежде чем Христианские ценности утвердятся в народе.
учитель / 22.09.2021 09:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Олег Сыромятников
У нас в школе растят нигилистов
Профессор Олег Сыромятников рассказывает о стрельбе в Пермском университете и размышляет о причинах трагедии
22.09.2021
«Мы должны выстроить пути наведения порядка»
Председатель Пермского регионального отделения «Русского Собрания» Олег Сыромятников о задачах новой организации
04.02.2014
Все статьи Олег Сыромятников
Последние комментарии
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Братчик
27.10.2021 19:24
«Нам осталось только принять соответствующее решение»
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 19:17
Каждый третий – Стенька Разин, каждый пятый – Пугачёв!
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 19:02
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 18:46
Зачем Дмитрий Киселев оскорбил Марию Шукшину?
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.10.2021 17:56
Замёрзнет ли Европа?
Новый комментарий от lusi
27.10.2021 17:15
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от Кирилл Д.
27.10.2021 15:03