Задачи духовного строительства на современном этапе

Доклад на VI Свято-Феофановских чтениях в городе Соликамск

1 Человек 
1278
Время на чтение 14 минут
Фото: предоставлено автором

Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал «в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека.

РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что «земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, "ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого.

Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

Понуждаемые Римом европейские правители начали захватывать западные окраины Руси, строить крепости, уводить русских людей в рабство. В 1240 г. в результате предательства бояр шведы завладели Псковом. Через два года св. благ. кн. Александр Невский прогнал их, но еще через полтора года на Русь вторгся Ливонский орден, еще через год – Тевтонский, затем снова ливонцы. С тех пор Русскую землю топтали сапоги солдат всех европейских армий. Тех же шведов Петр I разбил под Полтавой в 1709 году, а немцы только в ХХ веке развязали две мировые войны, главной целью которых была Россия. Дважды (в XVII и XIX вв.) иноземцы входили в Москву, но Россия – не географическое, политическое или экономическое, а духовное понятие, и захват ее столицы не означает гибели всей страны. Русь останется непокоренной до тех пор, пока в сердцах русских людей будет гореть огонь веры Христовой, хранимый Православной Церковью.

Это понимали и враги. В 1853 году идеолог Крымской войны архиепископ Парижский Мари Сибур заявил: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная. Это не война государства с государством, народа с народом, но единственно война религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь... укротить, сокрушить её. Такова признанная цель этого нового крестового похода, и такова же была скрытая цель и всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом» (Сараскина Л. И. Христос Достоевского в 1854 году // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 22. М., 2007. С. 106). Очевидно, что если все предыдущие войны Запада против России были инспирированы Римом и ставили своей главной целью духовное порабощение России, то нет никаких причин сомневаться в том, что и нынешние события в Новороссии имеют ту же природу. Вспомним, что в 2014 году на Киевском майдане рядом с языческими коловратами соседствовали униатские кресты.

Война Запада против России в той или иной форме будет продолжаться всегда, она может прекратиться только в двух случаях: или полной победой русского народа или полным его уничтожением. Иного варианта нет, потому что в основе современной европейской и русской цивилизации лежат два взаимоисключающих принципа, о которых в середине XIXвека сказал Ф.И. Тютчев: «Единство, – возвестил оракул наших дней, –// Быть может спаяно железом лишь и кровью...»// Но мы попробуем спаять его любовью, –// А там увидим, что прочней...

Это разделение произошло давно, и оно имеет глубоко духовную природу. Движущей силой дохристианской европейской цивилизации была идея мирового господства. Когда Рим принял христианство, эта идея никуда не исчезла и продолжала жить в сердцах духовных и светских правителей Европы. Ф.М. Достоевский писал об этом: «Древний Рим первый родил идею всемирного единения людей и первый думал (и твёрдо верил) практически её выполнить в форме всемирной монархии. Но эта формула пала пред христианством – формула, а не идея. Ибо идея эта есть идея европейского человечества, из неё составилась его цивилизация, для неё одной лишь оно и живёт».

Россия была свободна от такого наследия. Она возникла поистине чудесным образом, выйдя из днепровской купели не только с верой христианской, но и с единым языком и единым государством. Конечно, были и усобицы и распри, но вера жила и крепла в годы самых страшных испытаний. Русский народ сохранил ее в сердце своем такой, какой принял – чистой и неповрежденной. Шли годы, и два христианских мира, русский и европейский, по-прежнему жили рядом друг с другом, но сам вид праведника, сохранившего верность Христу, был для Запада источником постоянного страдания, а поскольку он видел его причину не в себе, а в России, то пошел путем Каина – поднял руку на брата своего.

Век за веком Запад наносил удары, и каждый раз получал отпор. Сегодня его рука вновь занесена над Россией и, возможно, эта война будет последней, потому что современное оружие способно за несколько минут уничтожить не только человечество, но и всё живое на нашей планете. Практически открыто используется биологическое, бактериологическое, химическое и генетическое оружие. Разрабатываются и применяются различные средства управления сознанием, позволяющие превращать обычного человека в бессмысленное существо, бездумно выполняющее любые приказы. Одновременно высвобождаются самые низменные страсти человека, разрушаются аксиологические и моральные устои общества.

Нужно понимать, что даже достигнув победы на поле боя, враг не остановится, и не потому, что не хочет, а потому, что не может. Дьявол не может покаяться и смириться; он не может сменить ненависть на любовь и, поэтому, будет продолжать борьбу против Бога в сердцах человеческих. То, что сегодня происходит на юго-западной окраине России – лишь острая, открытая фаза этой войны. Нам не дано знать, сколько она продлится и будет ли действительно последней, об этом не знает никто, а только Отец Небесный (Мф. 24:36). Но не подобает тому, кто сотворен по Его образу и подобию, пассивно ждать наступления тьмы. Церковь призывает своих чад: «Будьте же бдительны и сберегите то, что вверил вам Господь, а для этого непрестанно бодрствуйте, ибо день тот «придет, как тать ночью» (Ездр. 8:29; 1Фес. 5:2) – ожидаемо, но неожиданно.

Бдительность означает не только готовность к борьбе со злом, но и трезвую оценку происходящего. Главной проблемой современного человечества (в т.ч. и России) является отсутствие ясного, предметного идеала, определяющего цели и задачи деятельности. Точнее, таким идеалом провозглашается сам человек: утверждается могущество его разума, а личная свобода объявляется высшим божеством, в жертву которому можно принести абсолютно всё. Человечество вновь, как уже было не раз, пытается устроиться без Бога, говоря Ему: «Отойди от нас, не хотим знать путей Твоих!» (Иов. 21:14).

Две тысячи лет назад идеалом европейского человечества стал Иисус Христос. Однако единство христианского мира было разрушено тем, говорит Достоевский, что «римское католичество... когда надо было... не задумавшись, продало Христа за земное владение. Провозгласив как догмат, “что христианство на земле удержаться не может без земного владения папы”, оно тем самым провозгласило Христа нового, на прежнего не похожего, прельстившегося на третье дьяволово искушение» (речь идёт о третьем искушении Христа: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф. 4:8-10)), на царства земные: “Всё сие отдам тебе, поклонися мне!”». В результате, уверен писатель, в Европе повсеместно происходит «воскрешение древней римской идеи всемирного владычества и единения, которая никогда и не умирала в римском католичестве; это Рим Юлиана Отступника, но не побежденного, а как бы победившего Христа в новой и последней битве. Таким образом продажа истинного Христа за царства земные совершилась».

В наши дни Европа утратила даже внешние признаки принадлежности к христианству, не говоря уже о забвении внутреннего смысла учения Спасителя. Многие современные европейцы относятся к Богу как к абстрактной идее, а к Христу – как к историческому или мифологическому персонажу. Они верят только в личную успешность, в могущество науки и в то, что они – самые лучшие люди на земле, которым самой природой поручено управлять всеми остальными, не такими «лучшими» людьми.

В сердце русского человека образ Христа пока ещё живет, но дьявол делает всё, чтобы разрушить его. Под видом «светского образования» вытесняются традиционные духовные и нравственные ценности, под видом «современного искусства» демонстрируются отходы европейской эстетической культуры, под видом «общения» преподносится рабство в социальных сетях. Мы не должны питать иллюзий – духовный код русского народа постепенно разрушается. Об этом свидетельствуют поножовщина и стрельба в образовательных учреждениях; детский суицид, наркомания, алкоголизм и табакокурение; сексуальные и гендерные девиации; нецензурная брань вместо родного языка. Особой проблемой стали современные средства коммуникации. Созданные именно как средства – для быстрого и удобного обмена информацией, они скоро превратили в средство самого человека. Мало кто из современных молодых людей способен в течение одного получаса не заглянуть в телефон хотя бы раз и не совершить ряд бессмысленных, навязанных ему действий. В результате всё свободное время своей жизни человек проводит в фиктивном, несуществующем мире, полуавтоматически, бездумно отвечая на его сигналы. Он перестает познавать окружающий мир и самого себя, в результате чего лишенный работы разум деградирует, чувства притупляются, речь становится примитивной, какая-либо духовная жизнь замирает.

Парадоксальным следствием развития современных коммуникационных технологий стало тотальное одиночество, обособление людей. А в той ситуации, в которой сейчас находится Россия, оно является самой большой опасностью, потому что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Это определяет главную задачу современной России – достижение реального всенародного единства. Многочисленные нации, входящие в ее состав, должны вновь, как в 1612, 1812 и 1941 годах сплотиться вокруг русского народа, но для этого он сам должен быть един. И здесь особая ответственность ложится на христиан, каждый из которых должен вспомнить слова Христа: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:13-15). Христиане призваны к единству молитвой самого Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). К единству призывает нас и Церковь: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8); «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16); «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2) и т. д.

Всякое разделение угодно только дьяволу, поэтому нужно перестать выискивать сучки в чужом глазе, нужно прекратить шушуканье и сплетни: Президент не такой, Патриарх не этакий, епископ неправильно говорит, губернатор плохо руководит и т.д. Всё это есть не что иное, как помощь врагу и вред – самому себе и России. Нужно всё это немедленно прекратить и начать работать для ее спасения.

Достижению главной цели – всенародному единству – должен быть подчинен каждый шаг. Прежде всего, необходимо найти принцип единения. Известно, что людей объединяет географическое пространство, трудовая деятельность, экономические отношения – но все эти внешние обстоятельства могут измениться по не зависящим от людей причинам, и связи между ними исчезнут. Также людей может объединить общая беда или общая радость, но как только они проходят, люди вновь разъединяются. По-настоящему прочно и надежно людей объединяет только вера. Если разные люди одинаково верят в одно и то же, они становятся духовно близкими, и эта близость намного крепче, чем любые экономические и политические отношения и даже кровное родство.

Ни индивидуальное, ни социальное развитие без идеала невозможно. Именно поэтому большевики с первых дней прихода к власти начали создавать множество вариантов идеала советского человека (напр.: «Юноше, обдумывающему житье, // решающему – сделать бы жизнь с кого,// скажу не задумываясь – "Делай её // с товарища Дзержинского"» (Маяковский В.В. «Хорошо!»), высшим из которых был провозглашен В.И. Ленин. Одновременно формировалось представление и о социальном идеале – коммунизме, промежуточной ступенью к которому должен был стать социализм.

Изначальная глубокая лживость этих идеалов, придуманных людьми для людей, привела к гибели СССР. Однако лучше иметь хоть какой-то идеал, чем не иметь никакого, потому что человек без идеала подобен зверю. Советские идеалы строились на подвигах реальных людей, религиозно веривших в «светлое будущее», и на их примерах воспитывались герои. Современное Российское государство не предлагает гражданам никаких идеалов, предоставляя им возможность сделать выбор самостоятельно.

За всю свою историю человечество не знало более высокого идеала, чем Иисус Христос. В своей земной жизни Он не совершил ни одного общественно осуждаемого поступка; на своём примере показал, как следует жить по воле Отца Небесного, и указал людям ясный и прямой путь к счастью. О том, что этот путь реально проходим, говорят имена самых разных людей, испокон века хранимых Церковью. Они нужны тем, кому трудно и страшно уподобиться самому Христу, и кому нужен зримый, осязаемый пример такого же, как он сам, человека. Образы угодников Божиих становится для них ступенькой к идеалу, явленному Спасителем. Для кого-то таким малым, промежуточным идеалом может стать образ человека, хотя и не прославленного Церковью, но жившего по-христиански и указавшего верный путь ко Христу.

Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы вернуть русскому народу идеал Христа. Сделать это будет непросто, потому что 70 лет советской власти и 20 лет не менее безбожной либеральной власти не прошли даром. Вы не хуже меня знаете, какой процент от общего числа наших сограждан, считающих себя православными, постоянно участвует в богослужениях и таинствах.

Однажды Отто фон Бисмарк сказал: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Сегодня нам, прежде всего, необходимы священники, сочетающие в себе несокрушимую веру, укоренённость в русской национальной культуре, глубокие знания и бесстрашие апостолов первых веков христианства. Русский священник вновь, как во времена преп. Сергия, святителей Гермогена и Филарета, должен стать примером исповедания веры Христовой.

К сожалению, в наших духовных учебных заведениях по-прежнему много схоластики, отвлеченных теоретических знаний, и мало того, что действительно необходимо в личной духовной и пастырской деятельности: аскетики, антропологии, этики, эстетики, психологии, педагогики. Сегодня России вновь нужны священники, способные неустрашимо нести свет Христовой истины растерявшемуся малому стаду, и готовые каждое мгновение отдать за него свои жизни.

Рядом со священником должен встать русский учитель, потому что цель их служения одна – вести к идеалу Христа, едины и методы: убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение. Различается только принцип служения: священник проповедует волю Бога, открытую людям в Его слове, а учитель говорит о Творце, раскрывая красоту и мудрость творения (принцип Ломоносова). Отсюда следует главная задача учителя: помочь человеку, вступающему в мир, сформировать мировоззрение; и главная задача священника: указать человеку путь ко спасению и помочь пройти его. Разумеется, сделать это может только тот, кто сам непрерывно учится и тот, кто сам идёт ко спасению.

Потребность в идеале – естественная духовная потребность, потому что всё творение стремится к своему Творцу. В удовлетворении этой потребности и заключается изначальный смысл образования – создание образа истинного идеала. Проблема заключается в том, что многие российские учителя сами не имеют идеала, а следовательно, не могут помочь детям в его формировании. Это связано с тем, что долгое время все педагогические модели и стандарты российской средней и высшей школы создавались на Западе. Не имея ничего общего с традиционной российской педагогикой, они прямо противоречили русскому национальному самосознанию и русской национальной культуре, навязывая детям культ личной успешности, превращая их в эгоистов и обрекая на одиночество. Всё это продолжается и сейчас – главные мировоззренческие понятия не рассматриваются и не объясняются ни в школе, ни в вузе. В результате образование дегуманизируется, а средняя школа всё больше превращается в полупрофессиональное учебное заведение, готовящее узкого специалиста чуть ли не с первого класса.

У нас уже появилось не одно поколение учителей, знания которых, как правило, не выходят за рамки преподаваемых ими дисциплин. Не имея идеала, и твердого, ясного мировоззрения, они не в состоянии ответить человеку, вступающему в мир, на самые главные вопросы: в чем смысл жизни и смысл смерти, как достичь счастья, что такое добро и зло, любовь и дружба, истина и ложь и т.п. Без ответов на эти вопросы не может жить ни один человек, поэтому, не получив их ни в школе, ни дома, он продолжит их искать и в конце концов обязательно найдёт – на улице или в интернете.

Для того чтобы этого не произошло, учитель должен знать культуру государствообразующего народа – русскую православную культуру, а также особенности духовной и нравственной культуры населения того региона, в котором он работает. Для этого необходимо включить в систему профессиональной подготовки учителей курсы этики, эстетики и антропологии, ориентированные на традиционные культуры народов России. Изучение основ православной культуры должно стать обязательной дисциплиной во всех средних и высших педагогических учебных заведениях. Пока это не сделано на государственном уровне, следует воспользоваться образовательными ресурсами канонических учебных учреждений Московского Патриархата, осуществляющих программы дополнительного образования и профессиональной переподготовки.

Время движется стремительно, поэтому главный принцип, которым мы должны руководствоваться – это спасти тех, кого можно спасти, предоставив мертвым самим «погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22). Этот завет Христа звучит в наши дни особенно ясно. Человек, мертвый для спасения – тот, кто полюбил ложь и сделал образом своей жизни. Пока этого не произошло, его можно спасти.

Прежде всего, речь идет о детях, потому что они – будущее России. Господь заповедал их любить и беречь, поэтому нужно хотя бы на время изымать их из пространства взрослой лжи и помещать в духовно чистый мир, где они могли бы получать необходимую духовную пищу, укрепляться и возрастать. Такое воспитание должно осуществляться в строгом соответствии с традициями русской православной культуры: мальчик должен готовиться стать главой семьи и защитником Отечества, девочка – матерью и хранительницей семейного очага, в котором никогда не погаснет свет любви и добра. Для этого следует девочек привлекать к делам милосердия – уходу за больными и немощными, а мальчиков объединять в воинские и спортивные общины.

Сегодня эта работа уже ведется по личной инициативе некоторых священников и даже монахов, но она должна в кратчайшие сроки стать общим делом всех русских людей. К этому нас призывает святая Церковь: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:11-17).

Олег Иванович Сыромятников, профессор Пермского государственного университета, кандидат филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сыромятников
«Противодействовать какой-либо идеологии можно только другой идеологией»
Задачи российского образования в свете актуальных проблем современности
19.09.2023
Экономическая педагогика или педагогическая диверсия?
Какому идиоту пришла идея включить в школьную программу «Финансовую грамотность»?
10.10.2022
Обезьяна или Бог
Россия – духовное явление, что всегда ставило Запад в тупик
27.07.2022
Трагедия в Перми – случайность или закономерность?
Мизантропия, нигилизм и эгоизм приобретают в нашем обществе чудовищные размеры
09.11.2021
Все статьи Олег Сыромятников
Последние комментарии
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30