С 1 сентября сего года во всех вузах России началось преподавание нового предмета – «Основ российской государственности». Это мировоззренческая дисциплина, направленная на формирование и корректировку представлений человека о том обществе и государстве, в котором он живет. Но это только часть мировоззрения – важная, значительная, но часть. Без формирования целостного, системного и непротиворечивого мировоззрения, основанного на современных представлениях о человеке и духовно-материальном единстве бытия эта часть скоро эрозируется и растворится в хаосе современного мировоззренческого плюрализма.
Между тем, существует ряд нерешенных проблем, причины и возможные последствия которых должен сознавать каждый современный человек.
1. Прежде всего, это экологический кризис. В последнее время эта проблема оказалась в тени новейших политических событий на Украине, Европе, США, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке. Более того, она явно намеренно профанируется образом несчастной девушки и политическими акциями «зеленых» партий.
Почти четверть века назад появилась работа академика Н.Н. Моисеева «Быть или не быть… человечеству?» (1999) Она вызвала мощный резонанс в научных и общественных кругах. Как всегда в подобных случаях, появилось немало тех, кто был не согласен с идеями автора, но до сих пор никто не смог убедительно опровергнуть его выводы. Мы обратимся к некоторым наблюдениям и выводам Моисеева, сделанным им в обращении к участникам одного из круглых столов, посвященных выходу этой книги. Академик пишет: «Наверное, никогда наша страна не была в столь отчаянном положении, как сейчас. Даже в пору Смутного времени в XVII веке ситуация не была более сложной. И если следовать нынешнему ходу событий, экстраполировать в будущее те тенденции, которые мы наблюдаем сегодня, то надо полагать, что народ наш, нашу страну может ожидать только дальнейшая деградация. Причем во всех направлениях – в области экономики и культуры, в нравственном климате, а особенно в области образования». И речь идет не только о России: «Вся планета, как и наша страна, находится на пороге неизвестности и непредсказуемости. <…> В результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов… Причина этого заключается в том, что антропогенная нагрузка на биосферу стремительно возрастает и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг – и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение – и биологический вид Homo Sapiens может исчезнуть с лица Земли».
Действительно, непрерывно и всё ускоряющимися темпами вырубаются темнохвойные и экваториальные леса, мелеют реки, загрязняется мировой океан, сокращаются плодородные почвы, увеличивается площадь пустынь и полупустынь, изымаются углеводороды. В результате разрываются биогеоценозные связи, распадаются экосистемы, меняется климат и погода, угроза голода и нехватки чистой воды стала реальностью для многих миллионов людей. Негативные процессы нарастают лавинообразно, пока – в арифметической прогрессии.
По данным «The Guardian» со ссылкой на отчет Всемирного фонда дикой природы (WWF), подготовленный совместно с Лондонским зоологическим обществом, с 1970 по 2014 годы человечество уничтожило две трети всех видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, существовавших на тот момент. Популяции биологических видов в реках и озерах сократились на 83%. Только в результате охоты человека полностью исчезли не менее 300 видов млекопитающих. Не менее 75% площади поверхности суши подверглись тем или иным видам человеческого воздействия.
Всего за историю цивилизации были истреблены более 80% млекопитающих и половина всех растений. По словам экспертов, сейчас в мире началась шестая волна массового вымирания, но первая, причиной которой стал человек. Подсчитано, что даже если бы уничтожение видов остановилось сегодня, то природе потребовалось бы не менее семи миллионов лет для восстановления. И вовсе не факт, что это удастся, во-первых, потому, что у человечества нет этих миллионов лет, а во-вторых, потому что сами собой новые биологические виды не появляются, а те особи, что сейчас создаются ресурсами генной инженерии, пока еще являются плодами экспериментов с далеко неявными последствиями.
Обратим внимание на слова о том, что сейчас идет «шестая волна» массового вымирания. Не будем погружаться в доантропную историю земли, вспомним о последней «волне», причем, волне в прямом смысле – Великом потопе. Его краткое описание, а также анализ причин и последствий содержит Священное Писание (Библия). Современная наука признаёт факт этой глобальной катастрофы, однако не может сказать, что было его причиной.
Библия – не художественное и не эпическое произведение, хотя в ней есть множество описаний реальных исторических событий. На их примере она описывает и раскрывает действие духовных законов, управляющих жизнью каждого отдельного человека, малых и больших социальных групп, народов и человечества в целом.
И здесь, поскольку мы вторгаемся в сферу религиозных смыслов, необходимо сделать одно методологическое отступление и сказать, что мировоззрение (онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика) человека верующего (в Бога или во что-то другое) и неверующего – принципиально разные. Переходя на технический язык, можно сказать, что их «разъемы» не совпадают, хотя осуществляют одну и ту же функцию – передают электрический ток от одного прибора к другому.
Следует различать атеизм и безверие, религиозный индифферентизм. Атеизм – редкое явление, так как атеист верит, что Бога нет, но не может доказать Его небытие. По существу, атеизм представляет собой форму фидеического сознания, являющуюся лучшим доказательством бытия Бога, так как отвергать существование чего-то можно только в том случае, если оно действительно существует. Как и атеист, безбожник знает о существовании Бога, но не отрицает его, а живет так, как будто Бога нет. В этой связи Ф.М. Достоевский однажды сказал: «Совершенный атеист <…> стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры (там перешагнет ли ее, нет ли), а равнодушный никакой уже веры не имеет кроме дурного страха, да и то лишь изредка, если чувствительный человек».
Все религии так или иначе признаю́т, что наличествующая реальность образована единством духовного и материального мира. Человечество всегда знало о существовании духовного мира, к которому относило Бога (богов), нематериальных существ (духов, ангелов) и души умерших людей. Это знание запечатлено во множестве артефактов религиозной и художественной деятельности.
Христианство утверждает первичность духовного мира по отношению к материальному: «В начале сотворил Бог небо (духовный мир. – О.С.)», а уже затем – землю, материальную субстанцию (Быт. 1:1). В диалектике духовного и материального мира первый играет роль содержания, второй – формы, при этом духовный мир является доминантой по отношению к материальному и творит его формы.
Источником и главой духовного и материального мира является Бог – разумная и свободная личность, обладающая бессмертием, всемогуществом и всеведением. Бог управляет духовным и материальным миром непосредственно своей волей и опосредованно – через систему духовных и физических законов. Подобно тому, как материальный мир является видимым продолжением духовного мира, так и физические законы являются продолжением духовных законов.
Основным средством познания материального мира является разум, а духовного – вера, о чем и говорит ап. Павел: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Деятельность разума образует рациональную сферу человеческого сознания, деятельность веры – фидеическую.
В 1761 году М.В. Ломоносов сформулировал гносеологический принцип единства разума и веры, согласно которому они являются равноправными и взаимодополняющими средствами познания окружающего мира: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя: никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия…» (Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в санктпетербургской императорской академии наук майя 26 дня 1761 года / Сочинения. М.: Гос. изд-во худ. Литер, 1957. С. 476). Великий ученый выступает за гармоничное развитие рациональной и фидеической сферы сознания, зная, что дисбаланс в их развитии является причиной многих проблем. Мышление (а затем и мировоззрение) становится обскурантным и сужается до луча, направленного лишь на одну точку бытия вне связи с единым целым, а процесс познания уподобляется движению циркуля: если длиннее ножка под названием «разум», человек превращается в рационалиста, пытающегося всё понять и объяснить логикой. Если же длиннее ножка под названием «вера», то человек становится фанатиком, априорно отвергающим любые доводы разума. И в том, и в другом случае познание окружающего мира прекращается, преобразуясь в движение по кругу, внутри которого находится сам человек.
Библия говорит, что причиной последней глобальной катастрофы, известной под названием «Великий потоп», был именно такой перекос. Тем самым она как бы предупреждает от повторения подобных ошибок: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. <…> Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:5-8, 11-13).
Обратим внимание на первые слова: «велико развращение человеков». Речь идет о нарушении первоначальной иерархии человеческой природы, при которой духовная сфера управляет всеми силами души (т.е. разумом, чувством и волей) и тела человека. Произошел разворот, и духовная сфера попала под власть сначала душевной, а затем и телесной сферы. Причина случившегося – в нежелании человека следовать богоустановленным духовным законам. Впервые это произошло еще в Эдеме и продолжается всю историю человечества. Время от времени людям кажется, что всего, чем они обладают, они достигли исключительно собственными усилиями, а потому теперь вполне могут обойтись без Бога: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов. 21:14). В результате человек стал подобен всем остальным животным, не имеющим духовной сферы, а затем опустился и ниже их: «всякая плоть извратила путь свой». Некоторые современные ученые убедительно доказывают, что мораль современного человека не только одноприродна «морали» животных, но даже ниже ее по качеству. Так, только люди убивают друг друга из удовольствия, только женские особи человеческого рода убивают своих детей у себя в утробе, только человек разрушает среду своего обитания, только люди сознательно убивают самих себя – как одномоментно, так и путем приема заведомо вредных веществ. О танатальности человека, его склонности к саморазрушению много размышлял Зигмунд Фрейд, и здесь с ним можно согласиться.
Нарушение естественной иерархии сфер человеческой личности повлекло ослабление всех подчиненных духу сил человеческого существа. Современный человек гордится своим интеллектом, ему кажется, что он намного умнее своих предков. Однако, даже зная о грозящей катастрофе, он продолжает разрушать свой дом – точно так же, как и во времена Ноя: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех…» (Мф. 24:38-39). Ной был последним человеком, еще сохранявшим веру в Бога, неверие приобрело тотальный характер. И хотя о грядущем конце света были предупреждены все, только Ной предпринял реальные действия для спасения себя и своих близких. Представим: человек потратил всё свое богатство, чтобы построить огромный корабль без парусов посреди пустыни и камней…
Невольно возникает аналогия: академик Моисеев, подобно древним пророкам, но современным научным языком предупреждает о том, что «в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов», и теперь «глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить. Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века». По мнению Моисеева, «назревающий экологический кризис, грозящий перерасти в глобальную катастрофу, вызван развитием производительных сил, достижениями науки и техники», а поэтому и «выход из него немыслим без дальнейшего развития этих составляющих процесса цивилизации». Поскольку, продолжает академик, восстановить первоначальную гармонию биосферы «известными нам методами невозможно, необходимо «предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий». Для этого нужен антропный рывок: «Необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку».
Если экологический кризис вызван, как утверждает Моисеев, «развитием производительных сил, достижениями науки и техники», то возникает вопрос, что стало причиной этого развития? Опыт последних двух столетий показывает, что темпы развития НТП прямо пропорциональны темпам духовной и нравственной деградации человечества. И эти «ножницы» с каждым годом с каждым годом раздвигаются всё дальше и дальше.
Христианство видит причину экологического кризиса в духовной деградации человека. Одна из первых заповедей, данных ему в раю, гласила: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Как Бог являлся любящим и заботливым Отцом для человека, так и человек должен был стать любящим и рачительным хозяином для земного мира. Однако преступление богоустановленных законов привело к разрушению всех сфер личности человека и постепенно он превратился в эгоистичное, жестокое и злобное существо, живущее по принципу «на мой век хватит, а после меня – хоть потоп!». Он стал потреблять живую среду своего обитания, всё быстрее и быстрее уничтожая ее. Признавая этот факт, христианство выражает надежду на то, что человек сможет изменить сложившуюся ситуацию, «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т.е. человека. – О.С.), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19-23).
Думается, Моисеев это понимал, поскольку говорил, что «новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ. Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть Человека. Для этого необходимо не только (а мы бы сказали – не столько. – О.С.) специальное, но и гуманитарное образование. Я убежден, что XXI век будет веком гуманитарного знания, подобно тому, как XIX век был веком пара и инженерных наук». В начале ХХ века об этом же мечтал другой академик – В.И. Вернадский, однако сегодня мы знаем, что как ХХ век не стал веком ноосферы, так и XXI не стал (и, вероятно, уже не станет) веком гуманитарного знания. Более того, мы живем так же, как и во времена Ноя, не желая слышать грозных предупреждений. Мы создаём проекты модернизации экономики, цифровизации, информатизации, искусственного интеллекта и других замечательных вещей, отгоняя от себя мысли о том, что всё это человечеству может уже не понадобиться. Оно просто не успеет всем этим воспользоваться.
Мысль Моисеева о том, что «новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть Человека» звучит красиво. Но с ней можно согласиться только при условии, что предполагается появление человека с какой-то принципиально новой природой. Для такого человека, действительно, необходимы новые моральные (и не только) принципы. Но такой человек не появится сам собой из ниоткуда, а природа реального человека не изменилась за время его существования. Она лишь постоянно разрушается на всех уровнях трихотомии: духовном, душевном и телесном. Интеллектуальное превосходство современного человека над предками – фикция, придуманная для оправдания собственной духовной несостоятельности. Кто из современных физиков скажет, что он умнее Архимеда, кто из философов поставит себя выше Сократа? По каким образцам учатся наши дети и внуки в музыкальных и художественных школах? Всё это было достигнуто в прошлом, и за Золотым веком прошел Серебряный, за ним – ХХ, уже не раз названный железным (Альберт Адамов: «Век двадцатый, век железный / Век военный, век седой!»). По логике исторического процесса всё окончится каменным, то есть полным господством материального начала над духовным, о котором и предупреждает Апокалипсис и за которым наступит глобальная катастрофа.
Поэтому следует говорить не о новой морали, а о том, чтобы добиться исполнения норм, на которых в течение двух тысячелетий строилась европейская цивилизация.
2. Вторая проблема – война. Человечество воевало всегда. В середине ХХ века Эрих Фромм сказал: «История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия». По данным западной социологии за весь ХХ век на земле не было войн только 26 дней.
Почти все войны имеют духовные причины, а экономические, политические и иные факторы являются только поводами для их начала. Если мир является отражением и осуществлением такого духовного состояния, как любовь, то война – такого, как ненависть. Разумеется, под любовью понимается не эмоция и даже не идея, а сила, созидающая жизнь, приумножающая и спасающая ее.
Некоторые войны имеют идейные, точнее – идеологические причины, которые являются следствием духовных процессов, проходящих в сознании того, кто их начинает. Например: походы Александра Великого, римских цезарей, Чингисхана и Батыя, Наполеона и Гитлера – все они двигались онтологическими, идеологическими пружинами.
На протяжении всей свой истории России вела войны, бо́льшая часть которых имела оборонительный характер, а другие были инициированы союзническими (религиозными или политическими) отношениями. Русскую землю топтали сапоги солдат всех европейских армий. Дважды иноземцы захватывали ее столицу, но Россия – не географическое, экономическое или политическое, а духовное явление, поэтому утрата столицы не означает гибели самой России. Внешне она ничем не отличается от многих стран, принадлежащих к европейской цивилизации: географические, экономические, политические, культурные и социальные факторы во многом совпадают. Россия отличается только одним – своей верой. Несмотря на продолжающееся столетие атеизма значительная часть россиян по-прежнему считает себя верующими – христианами, мусульманами, буддистами, иудеями. Религией государствообразующего народа является православие. Оно создало все формы духовной и материальной культуры русского народа, определило его онтологию и гносеологию, аксиологические, моральные и эстетические представления. Именно это вызывало и вызывает иррациональную, метафизическую ненависть Запада по отношению к России, о которой впервые открыто в 1831 году сказал А.С. Пушкин: «И ненавидите вы нас / За что же?»
Ответом на этот вопрос является история России:
15 июля 1240 св. благ. князь Александр в устье Ижоры разгромил шведских интервентов. Далее летопись сообщает: «На второй же год после возвращения с победою князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой». Князь собрал дружину и прогнал врагов, но, продолжает летопись, «после победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: “Покорим себе славянский народ”. А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены» (Житие Александра Невского / Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПБ.: «Наука», 1997. С. 364-365). Князь освободил Псков и прогнал захватчиков, но военная агрессия со стороны Запада продолжалась год за годом. Об ее причинах ясно сказал духовный вдохновитель Крымской войны архиепископ Парижский Мари Сибур, вольно или невольно ответив на вопрос Пушкина: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная. Это не война государства с государством, народа с народом, но единственно война религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь <...> укротить, сокрушить ее. Такова признанная цель этого нового крестового похода, и такова же была скрытая цель и всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом» (см.: Сараскина Л.И. Христос Достоевского в 1854 году // Достоевский и мировая культура / Альманах, №22. М., 2007. С. 106).
Следует помнить, что единого христианство нет уже более тысячи лет. Точнее, есть христианство (православие) и отколовшееся от него католичество, от которого, в свою очередь, откололось протестантство, сразу же разделившееся на множество деноминаций.
Духовный характер войны блестяще показал Ф.М. Достоевский в эпилоге романа «Преступление и наказание»: «…весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина… Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 томах. Т. 6. Л.: Наука, С. 419-420).
Писатель точно указывает на подлинную причину войны – в людей вселялись «духи, одаренные умом и волей», вследствие чего они делались становились «бесноватыми и сумасшедшими». Подчеркнем: это не метафора, а точная констатация факта. Важнейшей причиной происходящего является многократное и непрерывное повреждение первичной человеческой природы, ставшее следствием нарушения или неисполнения духовных законов. В результате духовный иммунитет разрушился, и человек стал беззащитен перед внешними угрозам, а его сердце превратилось, по слову Достоевского, в поле битвы дьявола с Богом.
Нет никаких оснований надеяться на то, что люди поумнеют, образумятся и прекратят войны. С горькой иронией Достоевский писал в 1876 году: «Все воюющие твердо верили в то же время, что наука, премудрость и чувство самосохранения заставят наконец человека соединиться в согласное и разумное общество, а потому пока, для ускорения дела, "премудрые" старались поскорее истребить всех "непремудрых" и не понимающих их идею, чтоб они не мешали торжеству ее. Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего иль ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось – к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве» (Достоевский Ф.М. Указ. изд. Т. 25. С. 117).
Нам неизвестно, откуда об этом узнал Достоевский (религиоведение в его годы не преподавалось, а богословского образования он не получил), но и в наши дни существуют сатанинские культы, утверждающие, что только они являются истинным путем ко спасению от вечной смерти и достижения бессмертия. А поскольку сам человек достичь его не может, то должен явиться «спаситель», «мессия», который соберет всех верящих в него и поведет их в рай. Это произойдет в последний день мира перед всеобщей гибелью человечества. Следовательно, верят адепты этих культов, чем быстрее наступит «конец света», тем быстрее они обретут вечное блаженство. Очень близки этим идеям и некоторые протестантские деноминации, говорящие, что человек спасается только верой (sola fide), и все, кто правильно верит во Христа, уже спасены, билет в вечную жизнь уже в кармане.
Поэтому ни экологическая угроза, ни угроза тотальной ядерной войны их не пугает, а скорее воспринимается как нечто желательное и даже необходимое. Этим объясняются очень многие решения западных лидеров: канализация ЛГБТ-движения и транссексуализма, эксперименты в сфере генной инженерии, разработки химического, биологического, генетического, климатического и иных форм оружия, провоцирование локальных военных и природных катастроф и мн. др. Отсюда же и линии активной дегуманизации, энергично разрабатываемые западными антропологами: киборгизация, перевод сознания в электромагнитный импульс и помещение его в замкнутую сеть, трансформация сознания в лучевую форму жизни, искусственное контролируемое «производство» людей с заранее заданными параметрами и др.
Вспомним и решение Гарри Трумена о ядерной бомбардировке Японии. Крупнейшие ученые-физики (Н. Бор) предупреждали, что взрыв заряда такой мощности может привести к неконтролируемой цепной реакции, которая закончится аннигиляцией всей земной материи. Но Трумен принял решение, потому что его вполне устраивал такой конец. Сегодня Запад изо всех сил провоцирует Россию на применение тактического ядерного оружия, чтобы затем самому применить стратегическое.
Ненависть Запада к России вызвана тем, что она в очередной раз встала на пути разрушительных (по сути, демонических) сил, не остановив, но существенно замедлив их движение к цели тотального уничтожения человечества. Священное Писание говорит, что дьявол «был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), то есть его главная цель – уничтожение тех, кто еще сохраняет в себе образ Божий, другие убьют себя сами. Поэтому война в Европе не закончится на Украине ни через год и не через пять лет. Она вообще не закончится, как обычные войны – миром, перемирием или капитуляцией. Так может закончиться только горячая фаза этой войны. Это последняя война, та самая, о которой говорит Откровение ап. Иоанна, и она закончится полным уничтожением одной из сторон.
3. И очень кратко скажем о третьей проблеме, также общей для европейской цивилизации – утрате традиционных духовных ценностей. Она привела к тяжелейшему демографическому кризису, углубляющемуся с каждым днем. Коренные народы Европы вымирают; при сохранении современной тенденции уже через четверть века Западная Европа превратится в «Объединенные европейские эмираты» (Европейский халифат), а еще через тридцать лет такая же судьба постигнет и Россию.
Понимая это, правительство РФ тратит огромные средства на увеличение рождаемости, но ему удаётся лишь слегка замедлить процесс. Остановить и повернуть его вспять можно, лишь радикально изменив сознание людей. Если раньше в России (а сегодня – в мусульманских странах) к рождению и смерти относились как к дару и поручению Бога воспитать достойных членов общества, то сегодня ребенок зачастую только средство удовлетворения эгоизма и решения материальных, психологических или социальных проблем. Как говорил Достоевский, «если Бога нет, то я сам бог», и потому современный человек живет для себя, а не для Бога или своих близких.
Очевидно, что нерешение хотя бы одной из указанных проблем грозит человечеству таким ударом, после которого оно уже не сможет вернуться на прежний уровень. Если оно не погибнет полностью, оставшиеся локальные сообщества, лишившись современных источников энергии и коммуникаций, быстро утратят ненужные для выживания знания, а единственным смыслом жизни людей станет борьба за существование.
Что же делать? На наш взгляд, оснований надеяться на «сетевую» или какую-либо иную самоорганизацию общества не приходится, история человечества не знает таких примеров. Это «сработало» бы, если все люди представляли собой математические или статистические единицы – без воли, без сознания и самосознания, а главное – с одинаковым и легко выявляемым уровнем духовного развития. Технократический путь развития человечества ведет в тупик. Еще один неверный шаг – и человечество погибнет. В последнее время это начали понимать и высшие органы государственной власти России. В ноябре прошлого года Указом Президента введены в действие Основы госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В ст. 12 Основ делается анализ современной геополитической и внутрироссийской ситуации, которая оценивается «как требующая принятия неотложных мер» и утверждается, что «в дальнейшем» она «может развиваться по позитивному либо негативному сценарию» (ст. 20). Ясно говорится, что главной причиной сложившейся ситуации являются не экономика, политика или что-то подобное, а деградация духовной и, как следствие, нравственной сферы современного человечества, «утрата человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов» (ст.11).
Если мы признаём, что причиной всех антропогенных кризисов является духовное состояние человека, то нужно постараться изменить его к лучшему или хотя бы остановить его разрушение. Для этого необходимо, как и говорил академик Моисеев, сделать гуманитарные науки приоритетом всей системы образования. Нужно помочь человеку понять самого себя и научить его совершенствовать себя, изменять к лучшему. Для этого Основы предлагают образ морального идеала, на который следует ориентироваться в процессе воспитания и образования молодого поколения – «высоконравственную личность, воспитанную в духе уважения к традиционным ценностям, обладающую актуальными знаниями и умениями, способную реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовую к мирному созиданию и защите Отечества» (ст. 21). Достижение этой цели позволит осуществить «позитивный сценарий» развития России, то есть ее сохранение, развитие и процветание.
Это и есть образование – совершенствование человека по образу идеала и превращение его в личность, ясно понимающую смысл своей жизни и владеющую всеми необходимыми средствами для его достижения. Чтобы это произошло, человек должен быть просвещен знаниями – во-первых, о самом себе, а во-вторых, – об окружающем мире. И прежде всего он должен узнать духовные законы, управляющие его собственной и общественной жизнью, и научиться исполнять их.
Я глубоко убежден, что дети хотят всё это знать; потому что инстинктивно чувствуют, что это правильно, необходимо, что это и есть настоящая жизнь. Но современная система российского образования не способна им помочь. Академик Моисеев говорил о необходимости разработки новых образовательных программ в 1999 году, и за прошедшее время их было сделано немало – одна не лучше другой. В результате возникло впечатление, что многократные переделки программ имеют только одну цель – отсечь все связи, еще соединяющие современную систему российского образования с ее историческими традициями (недавно В.В. Путин сказал, что нужно взять всё самое лучшее, что было в советском и досоветской образовании, – и все бросились повторять его слова, как будто раньше это не было очевидно). Сегодня дети не хотят идти в школу, родители не хотят их туда отдавать, а учителя – там работать; всё большее количество детей уходит на «домашнее образование». И оснащенные по последнему слову техники школы оказываются полупустыми.
Этого не случилось бы, если бы у Российского государства была ясная, четко выраженная идеология. Однако ст. 13 действующей Конституции гласит: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это – рудимент прежней, ельцинской Конституции, одно из положений международного права, перенесенное в основной закон Российского государства. У разных народов, действительно, могут (не должны, а именно могут) быть разные идеологии, а у одного государства не может, а должна быть только одна идеология. Более того, она не только «может быть», но всегда есть и обозначается в историософии понятием «национальная идея». Идеология всегда есть у любой социальной группы и у любого человека, потому что идеология – это «система взглядов и идей, мировоззрение» (Словарь Н.И. Ожегова, 1953). Поэтому ст. 13 противоречит не только здравому смыслу, но и смыслу слова «идеология». Об этом недавно сказал председатель СК РФ А. И. Бастрыкин, совершенно справедливо заметив, что отрицание идеологии или отказ ее сформулировать – это тоже проявление идеологии.
Из слова «идеология» сделали страшилку, нечто заведомо нехорошее и неприемлемое. Это классический пример манипулирования сознанием посредством языка – в слово привносится не свойственный ему смысл, затем оно внедряется в общественное сознание, поддерживается СМИ и административными структурами, а затем оно, подобно вирусу, начинает разрушать общественное сознание изнутри. Вспомним: перестройка, свобода, демократия, гласность, глобализация, толерантность, инклюзивность и пр.
На наш взгляд, различие между мировоззрением и идеологией существует. Мировоззрение может быть и несистемным, тогда как идеология всегда представляет собой иерархизированную на основе фидеического сознания систему онтологических, аксиологических, этических и эстетических понятий. Поэтому мировоззрение – основа, тот маточный раствор, в котором вызревает идеология.
Отсутствие идеологии у человека – признак кретинизма, неполноценности сознания и самосознания, неспособности адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. У одного человека может быть только одно мировоззрение и одна идеология, раздробление сознания называется шизофренией. Когда у одного государства много идеологий – это тоже шизофрения, когда нет ни одной – кретинизм.
Отсутствие единого идейного подхода (идеологии) приводит к тому, что каждый учитель и преподаватель излагает материал на фоне собственной идеологии, модулирует его своим мировоззрением. Если в точных науках это почти невозможно, то в гуманитарных (и до последнего времени – общественных) – сплошь и рядом. Между тем, такие понятия, как истина, добро и красота; добро, зло, честь, достоинство, справедливость, свобода и др. имеют точные определения, они исследованы и описаны. Несложно представить, что произойдет, если каждый школьник будет иметь свой взгляд на таблицы Пифагора, Менделеева или физические законы – наступит хаос. Сегодня такой хаос – в фундаментальных мировоззренческих понятиях наших современников.
Идеология – это декларация идеи (идей), поэтому любой нормативный акт государства, устав общественной организации или выражение какой-то идеи даже в разговоре является проявлением идеологии. В той же Конституции говорится, что Россия – правовое государство (ст.1.1), а нормы права не только выражают вполне определенные идеи однозначно и недвусмысленно (без всякого плюрализма), но и требуют от всех граждан их безусловного выполнения, отказ от которого влечет наказание. Нормативные акты органов государственной власти обязательны для всех граждан. В преамбуле права сказано: незнание закона (т.е. какой-либо идеи, выраженной в форме правовых предписаний) не освобождает от ответственности, и никто не возмущается, не требует отмены этого принципа.
Ст. 13 стоит как плотина на пути исторического развития России. Но время делает свое дело – за последние 5-10 лет принято множество нормативных актов, определяющих важнейшие идеологические компоненты общественного сознания. Одним из них стали Основы госполитики по сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей. Это абсолютно идеологический документ, и не только потому, что в нем выражается множество вполне определенных идей и устанавливается их иерархия, а еще и потому, что в нем непосредственно говорится об идеологии и рассматривается понятие «деструктивная идеология». Речь идет о ст.ст. 14-19 и 26. В частности, говорится о негативном «идеологическом и психологическом воздействии на граждан РФ» (ст. 14), утверждается, что оно «становится угрозой для демографической ситуации в стране» (ст. 15). А ст. 23 говорит о необходимости противодействия распространению деструктивной идеологии.
Очевидно, что противодействовать какой-либо идеологии можно только другой идеологией, что государство и делает, создавая множество нормативных актов, выражающих те или иные значимые идеологические позиции. Один из последних актов такого рода – принятие единого учебника по целому ряду гуманитарных и общественных дисциплин. Однако это долгий и малоэффективный путь. Однако пока не отменена ст. 13, всё это напоминает латание тришкина кафтана.
Принятие государственной идеологии вовсе не означает ее насильственного навязывания, как не означает его ежегодное принятие сотен нормативных актов законодательной и исполнительной власти, о существовании которых многие граждане узнаю́т только тогда, когда их нарушают.
Государственная идеология возникает одновременно с государством, можно сказать, что государство в лице всех его институтов и есть воплощенная идеология. Задача высшего руководства – осмыслить ее и выразить в ясных и четких постулатах. Это не под силу одному человеку, для этого необходим соборный творческий труд широких общественных и научных кругов. А пока это не сделано, необходимо на основе имеющихся нормативных актов разработать и принять Стратегию образования в РФ. Ее главная цель уже определена в Основах госполитики по сохранению и развитию ДНЦ, но для того, чтобы выпускники школ, ссузов и вузов смогли ее достичь, они должны обладать ясным, точным, непротиворечивым мировоззрением на основе представлений о духовно-нравственных ценностях, их генезисе, развитии и взаимодействии в прошлом, настоящем и будущем России.
Главная проблема заключается в том, что современная система российского образования не способна решить эту задачу, так как не решена подчиненная ей проблема – отсутствие квалифицированных компетентных педагогических кадров, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками их применения. Однако в некоторых вузах (напр., Псковский госуниверситет), учреждениях среднего общего и специального образования есть опыт создания центров духовно-нравственного воспитания и образования, объединяющих все гуманитарные дисциплины в рамках единой идеологической концепции. Их главной целью является формирование мировоззрения человека, вступающего в мир, на основе принципов и положений, содержащихся в Основах госполитики по сохранению и развитию ДНЦ. К основным задачам относятся: аккумуляция и трансляция современных представлений об антропологии, религии, аксиологии, этике, эстетике; гармоничное развитие фидеической и рациональной сфер человеческого сознания.
Необходимо, обобщив опыт этих образовательных учреждений, разработать программы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов – то есть использовать модель, апробированную при введении «Основ российской государственности». Заметим, что эффективность преподавания этой новой дисциплины будет близка к нулю, если она не будет опираться на твердый мировоззренческий фундамент учащегося, который должна сформировать школа.
Учитывая это обстоятельство, идеальную (перспективную) модель российского образования можно представить следующим образом:
1. Дошкольное учреждение выявляет степень и особенности повреждения духовной сферы ребенка и создает своего рода «духовную медицинскую карту» (т.е. существующая сейчас мед. карта дополняется своей главной частью). Заметим, что до 1917 года этим занимались школы при монастырях и храмах.
2. Школа решает следующие задачи:
а) санирует выявленные духовные дефекты;
б) помогает человеку, вступающему в мир, найти смысл своей жизни и путь к счастью;
в) помогает определиться со средствами осуществления смысла жизни, в наибольшей степени соответствующими индивидуальному дарованию.
Сейчас это делается по отношению к душе (институт школьных психологов) и телу (в рамках инклюзивного образования).
3. СПО и ВПО помогают человеку овладеть выбранной профессией, дают ему теоретические знания и практические навыки.
В результате появляется личность – человек, ясно знающий смысл своей жизни, имеющий средства для его достижения, усвоивший аксиологические, моральные и эстетические ценности, принятые тем обществом, в котором ему предстоит жить.
Олег Иванович Сыромятников, профессор Пермского государственного университета, кандидат филологических наук
6. Ответ на 3, Андрей Карпов:
Это крайне опасно для мира и согласия в России.
Согласия и мира в России уже нет. Преследование за инакомыслие есть. Есть и определенная идеология, которая является обязательной. Собственно, на Конституцию уже давно никто не смотрит, и в этом виновата не Конституция. Россия не хочет жить по Закону, мы опять выбрали "жизнь по понятиям". Нет большой разницы, что там будет написано во всяких законах... Прийти к пониманию необходимости Закона, можно лишь спустившись (в очередной раз) на самое дно беззакония. Это нас и ждёт.
Полного согласия и абсолютного мира не бывает никогда и нигде. Но всё-таки по сравнению с Гражданской войной у нас сейчас мир и согласие.
Правовой нигилизм или, по крайней мере, легкомысленное отношение к закону значительной части населения не отменяет необходимости иметь законы. Они остаются ориентирами, позволяют навести относительный порядок, если "понятия" совсем уж перейдут границы приемлемого.
"Дно беззакония", к сожалению, не ограничено каким бы то ни было последним нижним уровнем. Так что "оттолкнуться от дна" не получится.
Нужно всё-таки беречь законность и правовую культуру, хотя бы в их нынешнем состоянии. Оно не самое плохое и пока позволяет избегать двух отвратительных и губительных крайностей: тоталитаризма, с одной стороны, и анархии - с другой.
5.
Автор поднимает актуальные вызовы и подгоняет под логику непонятых в ропоте умолчания родителями современных внедрений в школьную среду, оправдывая навязанную психологию и профориентацию. Всё как бы логично, но ! Говорят антихрист будет как бы псевдокопией Христа ("цифровым профилем"?) . Не освечены детали; из чьего профильного кармана звенят серебренники "профориентации",
из чьей табакерки раскуривается "психология" ? Какую школьники понесут повинность за услугу взаймной "мнрк"-финансовой грамотности на чело и руку?
Почему добрые намерения спасения планеты с человечеством несогласовываются, или человечество не в плане спасения? Христос или варрава?
4.
3. Ответ на 2, Zakatov:
Это крайне опасно для мира и согласия в России.
Согласия и мира в России уже нет. Преследование за инакомыслие есть. Есть и определенная идеология, которая является обязательной. Собственно, на Конституцию уже давно никто не смотрит, и в этом виновата не Конституция. Россия не хочет жить по Закону, мы опять выбрали "жизнь по понятиям". Нет большой разницы, что там будет написано во всяких законах... Прийти к пониманию необходимости Закона, можно лишь спустившись (в очередной раз) на самое дно беззакония. Это нас и ждёт.
2.
Понимает ли сам автор статьи, ЧТО он пишет?
То есть, он видит государственную идеологию как никому неизвестную, о существовании которой мы будем узнавать, только если нас угораздит нарушить её положения?
Уже неоднократно указывалось, что статья 13 Конституции РФ отнюдь не запрещает государственной власти (партиям, другим политическим силам и лидерам, которые находятся у власти) иметь свою чётко сформулированную и свободно провозглашаемую идеологию. Она лишь запрещает навязывать одну идеологию всем гражданам России.
Пагубно смешивать понятия традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, лежащих в основе государственности, справедливо и законно защищаемых принятой 2 июля 2021 года Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Указом Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года и, некоей "государственной идеологии".
В случае отмены статьи 13 или её 2-го пункта появится возможность преследовать любого гражданина, совершенно мирного, законопослушного и лояльного существующему государственному устройству, только за то, что он не разделяет хотя бы некоторых идеологических установок партий и лиц, находящихся в данный момент у власти, считает иное государственное устройство (неважно, монархию, парламентскую республику, советскую власть или какую-нибудь джамахирию) хотя бы теоретически более совершенным и смеет об этом думать и говорить.
Это крайне опасно для мира и согласия в России.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/27/o_i_state_konstitucii_rossiiskoi_federacii
1. 1