Поросёнков лог, или Ганину яму посетил Маяковский в 1928 году?

К вопросу о топографии стихотворения «Император»

Екатеринбургские останки 
0
4600
Время на чтение 14 минут

От редакции: Публикуя исследование молодого историка из Нижнего Новгорода Марка Князева, мы должны поблагодарить автора за хорошую подборку свидетельств о поездке Владимира Маяковского к месту погребения Царской Семьи. Правда, на мой взгляд, содержание статьи приводит ровно к противоположному выводу, чем тот, который делает автор. И рассказы самого Парамонова историку И.Ф. Плотникову, и свидетельство В.В. Дубленых убеждают именно в этом. Да и слова В.В. Маяковского в стихотворении про дорогу, в которой «Император зарыт», никак не соотносятся с местом у рудника, на которое указывает автор. М.Князев почему-то не использовал еще одно важное фотосвидетельство, датирующееся 1924 годом, где изображены свердловские большевики как раз у «мостика из шпал» и среди них и Парамонов, и Ермаков, и Быков, писавший о сожжении тел.

Меня, честно говоря, в знаменитом стихотворении Владимира Маяковского больше всего заинтересовали вот эти строки: «Снег заносит// косые кровельки,// серебрит// телеграфную сеть,// он схватился// за холод проволоки// и остался// на ней// висеть». Почему поэт использовал этот образ «Государь, схватившийся за проволоку и оставшийся на ней висеть»? Только ли это шальной образ, который пришёл в голову поэту, или Маяковский что-то знал? Вот это по-настоящему интересно. Гл. редактор РНЛ А.Д.Степанов.

Вопрос о посещении в 1928 году поэтом В.В. Маяковским Свердловска и созданном под впечатлением от поездки стихотворении «Император» (1928), в котором он описал место захоронения Николая II, давно вышел за рамки исключительного интереса литературоведов и исследователей творчества советского поэта. В контексте дискуссии о т.н. «екатеринбургских останках» сам факт посещения Маяковским места предполагаемого сокрытия тел Романовых в Поросёнковом логу, а также обозначение его координат в стихотворении, подчас представляется едва ли не как доказательство подлинности останков, извлеченных из земли под Екатеринбургом ровно 30 лет назад – летом 1991 года.

Но так ли это? И может ли стихотворение – художественное произведение – выступать в качестве аргумента в научном споре?

Прежде чем ответить на этот вопрос, отмечу, что сомнения в том, что в год десятилетия гибели Романовых Маяковский посетил именно Поросёнков лог и, соответственно, могилу царя, уже имели место в историографии. В частности, этому вопросу посвятил статью А.А. Оболенский «Развесистые кедры Поросенкова лога», размещённую в 2018 г. на Русской народной линии. В ней автор пришёл к выводу, что речь в стихотворении «Император» идет о руднике Ганина яма. Правда, свой вывод исследователь аргументировал лишь тем, что в стихотворении упоминается о шахтах, а также цитатой из воспоминаний «путеводителя» поэта А.И. Парамонова, в которой последний сообщил, что привел Маяковского в урочище (Ганина яма), где нашел могилу царя, ориентируясь на старую шахту и березы с собственноручными отметинами.

Выражая согласие с общим выводом Оболенского, я, тем не менее, постараюсь рассмотреть этот вопрос снова, с привлечением новых (по отношению к статье историка) источников, а также заново прочитывая старые, главным из которых является само стихотворение «Император». Приведём ту его часть, которая непосредственно описывает путешествие к месту захоронения.

Снег заносит

косые кровельки,

серебрит

телеграфную сеть,

он схватился

за холод проволоки

и остался

на ней

висеть.

На всю Сибирь,

на весь Урал

метельная мура.

За Исетью,

где шахты и кручи,

за Исетью,

где ветер свистел,

приумолк

исполкомовский кучер

и встал

на девятой версте.

Вселенную

снегом заволокло.

Ни зги не видать –

как на зло.

И только

следы

от брюха волков

по следу

диких козлов.

Шесть пудов

(для веса ровного!),

будто правит

кедров полком он,

снег хрустит

под Парамоновым,

председателем

исполкома.

Распахнулся весь,

роют

снег

пимы.

– Будто было здесь?!

Нет, не здесь.

Мимо! –

Здесь кедр

топором перетроган,

зарубки

под корень коры,

у корня,

под кедром,

дорога,

а в ней –

император зарыт.

Лишь тучи

флагами плавают,

да в тучах

птичье вранье,

крикливое и одноглавое,

ругается воронье.

Прельщают

многих

короны лучи.

Пожалте,

дворяне и шляхта,

корону

можно

у нас получить,

но только

вместе с шахтой.

«За Исетью,/ где шахты и кручи,/ за Исетью,/ где ветер свистел,/ приумолк/ исполкомовский кучер/ и встал/ на девятой версте». Именно эта фраза чаще всего служит главным доказательством указания на Поросёнков лог и, соответственно, на место захоронения Императора. Ведь в приписке М.Н. Покровского к «Записке» Я.М. Юровского мы, в частности, читаем: «Линия ж.д. проходит на 9-й версте, между Коптяками и Верх-исетским заводом. От места пересечения жел.дор. погребены саж. во 100 ближе к В.Исетскому заводу» [Записка Я.М. Юровского о расстреле Царской семьи и сокрытии трупов // Архив новейшей истории России. Сер. «Публикации». Т. 3. Скорбный путь Романовых (1917–1918 гг.). Гибель царской семьи. Сб. документов и материалов. М., 2001, с. 239].

Эта версия, наверное, могла бы быть принята безоговорочно, но только в том случае, если бы цель путешествия «председателя исполкома» Парамонова и Маяковского была достигнута. Но мы видим обратное: «Шесть пудов/ (для веса ровного!),/ будто правит/ кедров полком он,/ снег хрустит/ под Парамоновым,/ председателем/ исполкома./ Распахнулся весь,/ роют/ снег/ пимы./ – Будто было здесь?!/ Нет, не здесь./ Мимо!». Следовательно, на «девятой версте» ничего не нашли и, скорее всего, отправились дальше.

Но поиск все-таки увенчался успехом, и поэт так описывает место упокоения последнего царя: «Здесь кедр/ топором перетроган,/ зарубки/ под корень коры,/ у корня,/ под кедром,/ дорога,/ а в ней –/ император зарыт». Увы, никаких точных координат этого места Маяковский не даёт, поэтому попытаемся уточнить его положение из других источников, благо они сохранились и доступны нам, некоторые из них использовал в статье А.А. Оболенский.

Уральский литературовед А.Р. Пудваль зафиксировал устные воспоминания А.И. Парамонова об этом памятном дне следующим образом: «Провода закуржавились и круто провисли под тяжестью игольчатой бахромы. Деревья казались сказочными: сосны будто постанывали под тяжелым снежным малахаем. <...> И все вокруг было чисто, ясно и бодро». Добравшись до предполагаемого места, «шли по волчьим следам. В урочище покружил немного, но ту поляну со старой шахтой и березами с моими отметинами нашел. Пимами снег разгреб. Разрыл – уголь. Значит, здесь» [цит. по: А.А. Оболенский].

Однако есть еще более интересное свидетельство, оставленное в письменном виде самим Парамоновым и переданное им в Библиотеку-музей Маяковского в Москве (его приводит в своей книге И.Ф. Плотников): «Вне всякого сомнения, я единственный человек, знающий, где сгнили останки последнего русского царя Николая II. Яков (Юровский) показал мне это место в 1920 году. И я сделал ножом зарубки на корнях березы, чтобы отметка сохранилась и в том случае, если березу срубят. В 1928 году благодаря этим знакам я нашел это место и показал его Владимиру Маяковскому, что он и описал в своем стихотворении "Император"» [Плотников И.Ф. Правда истории. Гибель Царской семьи. Екатеринбург, 2003, с. 319-320]. Об этом же в точности Парамонов сказал журналисту А.П. Мурзину; последний вспоминал позднее: «В 1968 году я пытался выяснить у Анатолия Ивановича, на какое место "на девятой версте" возил он поэта? Но, поняв, что я кое-что знаю, Парамонов оборвал разговор: "На то, какое мне указывал Юровский"» [Мурзин А.П. Ермаков исповедовался пред нами 30 марта 1952 года // Правда о екатеринбургской трагедии. М., 1998, с. 56].

В разговоре с И.Ф. Плотниковым Парамонов на вопрос о том, «верно ли тот [Маяковский] описал все», ответил, что «вообще-то верно, но ведь он же поэт, у него все от впечатления, под рифму, это там – по дороге на Коптяки». Намёк Маяковского на связь между сокрытием тела царя и шахтой Парамонов оценил так: «Да не в шахте [сокрыли], это ему рассказывал, что вначале в шахте были они, а потом забрали оттуда, он перепутал». На уточнение Плотникова о судьбе некоторых членов семьи, которых согласно Юровскому сожгли, «председатель исполкома» ответил: «Да там же, рядом жгли и закопали» [Плотников И.Ф., с. 319]. Отмечу от себя, что Плотников, передавая разговор по памяти, пытается убедить читателя в том, что на самом деле, намеком, Парамонов говорил о Поросёнковом логе, однако есть основания полагать, что это не так, о чём подробнее далее.

Суммируя данные из этих свидетельств, можно с большой долей вероятности предположить, что речь идёт об урочище Четыре брата под Екатеринбургом, вернее, его составной части – руднике Ганина яма. Отличительной чертой рудника, заброшенного еще в конце XIX в., являлось большое количество осыпавшихся шурфов и неглубоких шахт, которыми был изрезан рудник. Именно там, в урочище, Парамонов довольно быстро смог найти шахту и березы (березу) с отметками на корнях, под которой обнаружил угли, по которым сделал вывод о точном местонахождении царской могилы.

Но в стихотворении Маяковский говорит совсем не о березе, а о кедре, причем отмечает, что отметки под корень коры сделаны совсем рядом с дорогой, в которой «зарыт» Император. То, что поэт называет другую породу дерева, не удивительно, так как он здесь применил известный литературный прием «звукопись». Если вслух прочитать строки «Здесь кедр/ топором перетроган,/ зарубки/ под корень коры,/ у корня,/ под кедром,/ дорога,/ а в ней –/ император зарыт», то нетрудно увидеть высокую частотность употребления «р», так что при чтении в голос мы даже можем отчетливо услышать скрип морозного снега под ногами. А дальше все описано вполне верно: зарубки сделаны под корень, а корень находится возле дороги.

Но можем ли установить точно, о какой берёзе на Ганиной яме идёт здесь речь и возле какой дороги она расположена?

Указателем для нас может послужить фраза Парамонова о том, что он «разгреб пимами снег» и нашел под берёзой угли. По-видимому, речь идет о т.н. «костре под старой березой», впервые обнаруженном еще 21 июля 1918 г. крестьянами из деревни Коптяки, а затем обследованного белогвардейским следователем Н.А. Соколовым. Как известно, в этом костре были найдены остатки сожжённой одежды, принадлежавшей членам Царской семьи и их верных слуг. Генерал М.К. Дитерихс описывает местоположение этого костра так: «неподалеку [от старой открытой шахты], на лесной дорожке, под большой берёзой» [Дитерихс М.К. Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале]. Таким образом, и здесь Маяковский проявляет удивительную точность.

В материалах белогвардейского следствия сохранилась фотография этого костра и самой березы, по ней мы можем судить о примерных размерах этого кострища.

А на этой фотографии, также выполненной в период проведения белого следствия, в левом нижнем углу видна лишь часть кроны этой березы, в верхней правой части – упомянутая Дитерихсом открытая шахта.

Удивительно, но почти по тому же принципу, что и Парамонов в 1928 г., обследовали Ганину яму в 1976 г. А.Н. Авдонин и Г.Т. Рябов. Последний вспоминал позднее: «Мы нашли и остатки «старой берёзы» – огромный сгнивший пень. Под ним, на глубине примерно двадцати сантиметров мы обнаружили угли, перегоревшую землю – следы давнего большого костра» [Рябов Г. «Принуждены Вас расстрелять…» // Родина. 1989. № 5, с. 91].

Автору этих строк представляется, что в данном случае известный драматург сознательно или несознательно ошибался, так как старая береза до сих пор стоит на своем прежнем месте, более того, около нее, как раз на месте того самого костра, поставлен деревянный крест.

Для того чтобы удостовериться, что речь идет именно об этой березе, приведем еще одну, более подробную цитату из книги Дитерихса: «С левой стороны последней [глиняная площадка] расположена открытая, сохранившаяся шахта из двух колодцев; с правой стороны от площадки обширная, глубокая воронка завалившегося шурфа; сзади них, несколько подымаясь в горку, снова начинается лес, почти по краю которого тянется старая дорожка, и на ней против середины площадки прикрытая молодыми деревьями большая старая береза, под которой был второй костер» [Дитерихс М.К. Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале].

На карте М.К. Дитерихса, обработанной В.И. Корном, этот костер изображен в левом верхнем поле схемы.

А вот как выглядит «старая береза» сегодня (фотографии были сделаны автором этой статьи 15 июля 2021 г.).

А на этой фотографии хорошо виден обзор непосредственно от открытой шахты до старой березы (слева от креста).

Но для того, чтобы не быть голословными в отрицании Поросёнкова лога как конечной цели маршрута Парамонова и Маяковского, всмотримся в две фотографии этого места, вернее, мостика из шпал, под которым предположительно были захоронены останки Царской семьи.

Первая из них была сделана в 1919 г. близким к белому следствию британским журналистом Р. Вильтоном, вторая – предположительно в 1924 г. и на ней изображен один из участников сокрытия останков семьи П.З. Ермаков.

Мог ли указать Парамонов на это место Маяковскому в январе 1928 г.?

Думается, что нет. По крайней мере, даже если бы единственным источником в деле идентификации места был стих Маяковского, сделать вывод о том, что речь в нем идет именно о мостике из шпал, можно было бы с большим трудом. Возле мостика вообще не растет никаких деревьев. Да, в перспективе видны березы, но делать на них зарубки в тех условиях, когда главным ориентиром все равно будет мостик, бессмысленно. А учитывая и то, что Маяковский посещал Екатеринбург зимой, в январе, найти под укатанным снегом этот мостик, тем более разгребая снег пимами, было бы крайне трудно, почти невозможно.

Таким образом, мы можем утверждать, что в 1928 г. Парамонов водил Маяковского именно на Ганину яму, где и показал поэту место последнего захоронения царя – кострище под старой березой. Но Парамонову это место показал не кто иной, как цареубийца Я.М. Юровский в 1920 г. Но ведь всем известно, что как раз в 1920 (?) г. Юровский продиктовал историку М.Н. Покровскому свои воспоминания («Записка»), в которых назвал иное место захоронения (об этом я уже писал ранее [Князев М.А. К дискуссии о «екатеринбургских останках»: размышления историка и наблюдения современника].

Кому же в таком случае цареубийца говорил правду – Парамонову или Покровскому? Лгать Парамонову особой причины не было – он был своим в партийной среде, по-видимому, был в особых отношениях с Юровским, раз последний даже решил посвятить его в тайну преступления. Менее всего представляется вероятным то, что Юровский специально сопровождал Парамонова в урочище, чтобы показать следы костра от сожжённой одежды убитых. Скорее всего, он преследовал иную цель – учитывая малое количество участников операции по сокрытию тел, хотел сохранить память об этом месте в среде доверенных уральских большевиков.

Но почему он это сделал только через два года после преступления, в 1920 г., а не раньше? Можно предположить, что это было связано с переводом Юровского, занимавшего в 1919-1920 гг. должность председателя Екатеринбургской губернской ЧК, на работу в Москву, в НК РКИ, в конце лета 1920 г. Понимая, по-видимому, что он покидает Урал надолго, а может и навсегда, Юровский и решил показать это место Парамонову.

Впрочем, ради справедливости отметим, что позднее Парамонов продолжал проводить экскурсии для отдельных групп людей, однако не ограничивался посещением Ганиной ямы и затем провожал своих спутников до Поросёнкова лога. Об этом, в частности, мы читаем в воспоминаниях одного из участников такой экскурсии В.В. Дубленых (речь идет о 1960-х гг.): «От Ганиной Ямы Парамонов подвез нашу группу к железнодорожному переезду дороги, идущей на «7 ключей», невдалеке от станции Шувакиш и, показывая в ближайший болотистый лесок (это и был Поросёнков лог), заключил: «Здесь все и закончилось». <…> Говорил он откровенно, не скрывая истины, то ли потому, что ничего уже не боялся, то ли потому, что был последним, знавший всю тайну преступления» [Дубленых В.В. Такова судьба. Екатеринбург, 2010.].

Можно только догадываться, почему Парамонов со временем изменил маршрут этой экскурсии и включил в нее посещение Поросёнкова лога – может быть, уже после встречи с Маяковским он узнал новые подробности преступления, может быть, он исполнял чье-либо поручение свыше (вряд ли бы стал по своей воле, тем более что в 1930-е отбывал срок в лагерях). Но это уже другая история.

Марк Андреевич Князев, историк, аспирант кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8. Югов

Наивный человек. Кого современная медицина может исцелить. Микробный вирус вызвал Катастрофу всемирного масштаба, толи еще будет. Полный крах атеизма. Корень болезней в грехах, спасение в ВЕРЕ ХРИСТОВОЙ.
Учитель Праведности.
учитель / 01.09.2021, 11:55

8.

Яндекс.Директ›срочная психиатрическая помощь в Москве бесплатно
С. Югов / 01.09.2021, 10:48

7. Ответ на 4

Сергей, для вас большевиков- коммунистов труд всегда был не путем к благополучию , а отработкой повинности. Даже всю статью автора у вас нет сил прочитать, где кроме текста даны ссылки на дополнительные материалы. Человек старался , столько сил потратил, а у вас только снег по брюхо.
Читай ссылки, большевики Урала, кто был причастен к этому делу , потом ели крыс в ГУЛАГе. ГОСПОДЬ оставил их в живых, чтобы они всю жизнь прозябали в нищете и унижении. Вам красным урок.
учитель / 01.09.2021, 02:13

6. Как всегда по теме.

"Нищие в большинстве своём и униженные, ради чего они старались завоёвывать новую власть, что получили от неё."
Итог строительства мировой коммунистической системы. Сказка Пушкина " О рыба и рыбке", а кто- то хочет продолжать это действо.
Учитель Праведности.(?!)
С. Югов / 31.08.2021, 16:03

5. Ответ на 3, учитель: Продолжение действа )

Замечательный материал . Особенно судьба большевиков Урала. "Нищие в большинстве своём и униженные, ради чего они старались завоёвывать новую власть, что получили от неё."Итог строительства мировой коммунистической системы. Сказка Пушкина " О рыба и рыбке", а кто- то хочет продолжать это действо.Учитель Праведности.

...ке (не кю!))
PS/ Александр, ты бы захватил лопату отправляясь на такую операцию? Снег глубже, чем волку по брюхо.

4. Ответ на 1, Князев Марк:

Еще раз перечитал стихотворение Маяковского. Да, можно понять двояко. Я, честно говоря, прочитав первый раз, подумал, что речь именно об убийстве Царя. Но может, и правда о снеге, хватающемся за холод проволоки.
Много непонятного. Как можно было разгрести снег и увидеть угли, земля-то мерзлая? Я был в Поросёнковом логу, поляна и правда расчищена от деревьев. Но возможно были позднейшие порубки. Там ведь рыли траншею для кабеля и даже повредили частично могилу.
С одним согласен безусловно: в Царском деле до сих пор много загадок: и в обстоятельствах убийства и обстоятельствах сокрытия тел.

3. 3

Замечательный материал . Особенно судьба большевиков Урала.
"Нищие в большинстве своём и униженные, ради чего они старались завоёвывать новую власть, что получили от неё."
Итог строительства мировой коммунистической системы. Сказка Пушкина " О рыба и рыбке", а кто- то хочет продолжать это действо.
Учитель Праведности.
учитель / 31.08.2021, 12:51

2.

Погода вроде как разная по Маяковскому и по Парамонову. Волки по следу козлов - следствие белых? 1928 год и есть общие детали с 28 Псалмом.

1.

Анатолий Дмитриевич, большое спасибо Вам за оперативную публикацию моего материала.
Отдельно благодарю за указанное замечание про то, что не обратил внимание на фотографию 1924 г., где изображен Парамонов — это действительно заставляет меня отказаться от утверждения о том, что Парамонов не знал о Поросёнкове логе до 1928 г.
Но все-таки не могу согласиться с Вами в том, что место, описанное Маяковским, никак не соотносится с местом у рудника. Мне кажется, наоборот, как раз соотносится: береза стоит около лесной дороги, на ней сделал зарубки Парамонов, так что сходство налицо. А вот в Поросёнкове логе около дороги растет только трава и ни одного дерева, только вдалеке от дороги. Но в таком случае возникает вопрос о соотношении Поросенкова лога и Ганиной ямы — если Парамонов знал о мостике из шпал, то зачем все-таки водил Маяковского на Ганину яму? Конечно, разговор о стихотворении — художественном произведении — неизбежно будет наталкиваться на разного рода противоречия, которые объяснимы — ведь Маяковский был поэтом, а не геологом, поэтому и не ставил задачу зафиксировать в стихотворении все точно, как это было на самом деле. Поэтому я не настаиваю на точности своей трактовки, здесь важен диалог, к которому призывает статья. Благодарю Вас за то, что Вы откликнулись.
И еще хотел прокомментировать Ваши слова: «Снег заносит// косые кровельки,// серебрит// телеграфную сеть,// он схватился// за холод проволоки// и остался// на ней// висеть». Почему поэт использовал этот образ «Государь, схватившийся за проволоку и оставшийся на ней висеть»? Только ли это шальной образ, который пришёл в голову поэту, или Маяковский что-то знал?» Мне кажется, что в данном случае Маяковский говорит не о царе, а о снеге, который «схватился за холод проволоки и остался на ней висеть». Честно говоря, не вижу здесь никакой связи с Императором, по крайней мере, эта лишь возможная интерпретация стиха, сам Маяковский о монархе напрямую не упоминает.
Князев Марк / 30.08.2021, 17:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Князев
«К нему не зарастет народная тропа…»
К годовщине трагической гибели певца Игоря Талькова
25.09.2023
Соломоново решение в Царском деле
Размышления в связи с приближающимся Архиерейским совещанием 19 июля 2023 года
06.07.2023
История поисков останков Царской семьи в оптике провиденциализма
О новой книге архимандрита Тихона (Затёкина) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» (2022)
02.03.2023
Для решения проблемы «екатеринбургских останков» необходим открытый научный диалог
Предложение по организации новой конференции по изучению обстоятельств гибели Царской семьи
15.11.2022
Все статьи Марк Князев
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33