Введение. Разрегулированность рынка и экономики страны в целом вошла в видимую фазу. Цены на отдельные виды металлопродукции за последнее время выросли в разы. Растут цены и в особенно чувствительной для пенсионеров категории товаров – продовольственной.
Ситуация не новая, но если цены на лекарства плавно повышаются несколько последних лет, то резкий рост цен на продовольственные товары неожидан, как и его «одновременность» по разным видам товарных групп.
О становлении науки ценообразования. В послереволюционные (1917 г.) годы становления нового государства экономика страны пережила несколько трансформаций. Провал политики «военного коммунизма», введенных затем: продразверстки, продналога, НЭПа (новой экономической политики) показали, что вопрос контроля рынка – один из важнейших экономических – стал политическим.
Экономика, ставшая плановой, вынужденно носила директивный, мобилизационный характер. Ее эффективность обеспечивали новые органы исполнительной власти, особенно: Госплан СССР, (далее Госплан) Академия наук; ГКНТ – Госкомитет по науке и технике; Госкомцен – Государственный комитет по ценам; Госкомтруд – Государственный комитет по труду и заработной плате.
Они направляли усилия страны в единое русло развития, вырабатывая важнейшие технико-экономические показатели и контролируя ход выполнения плановых заданий, производительность труда, общий уровень цен, сопоставимость уровней доходов и расходов работающего гражданина.
Вместе с единой системой государственного планирования и управления была создана и функционировала единая государственная система ценообразования, при которой каждая деталь, готовое изделие (комплектующее), каждая мера наработанного сырья и материалов имели фиксированные показатели трудозатрат и твердую цену.
Актуальная конкретика. В настоящее время отсутствует серьезная планомерная работа по расчёту и утверждению норм затрат рабочего времени, норм расхода сырья и материалов, комплектующих, электроэнергии, и т.д.
Значительны (в структуре себестоимости), а часто еще и завышаемы, затраты на маркетинг и рекламу. Разница в окладах между руководителем и заместителем может составлять десятки раз (при плановой экономике – не более 15 процентов). Все это «ложится» на себестоимость и цену товара.
В каждой частной фирме-производителе свои «болезни роста» ценообразования, своя специфика. Многие из них монопольно владеют своей долей рынка и, естественно, сами устанавливают цены.
Внешние факторы. Скачок цен в стране на металлопродукцию спровоцирован резким увеличением цен на мировом рынке. Оживление производства после пандемии совпало с «вбросом» большого количества денежных средств США в мировую экономику (до 5 трлн. долл. в виде долговых обязательств).
Металлургические корпорации России продали за рубеж по «новой» цене огромные партии своей продукции сверх традиционно сложившихся объемов, чем искусственно создали дефицит и обусловили рост цен на внутреннем рынке.
«Страдает» машиностроение страны и, в первую очередь, гособоронзаказ, т.к. производство в интересах сухопутных войск, военно-морского флота требует значительных объемов качественного металлопроката, дорогих видов высоколегированных сталей.
Ожидаемо повышение стоимости строящихся жилых и промышленных объектов; производимого подвижного состава и объектов РЖД и т.д.
В плановой экономике государство монопольно владело правами на внешнеэкономическую деятельность, валютные операции.
Ситуация с металлопродукцией это явный сигнал о невозможности использования в дальнейшем сложившегося порядка работы.
О крупных собственниках. Кто же принимал решения о повышении цен, в том числе на продукты питания? Это наши отечественные крупные собственники. Когда они почувствовали, что государство, видимо, увлекшись борьбой с пандемией, ослабило контроль и не реагирует на скачки цен, прошли сначала небольшие, затем запредельные повышения цен. И подмосковная морковь стала дороже бананов из Эквадора.
Широко упоминалось о «жадности торговых сетей», а, по сути, произволе корпораций. А почему бы, собственно, и нет? Вполне человеческое чувство продавца.
Виноваты ли крупные собственники? Нет. Это их природа, менталитет, заставляющий искать прибыль везде. По большому счету их агрессивное (на рынке) поведение – это классика капитализма. Так в чем же их вина? Они все делали в соответствии с действующими законами.
Вопрос в другом – почему такое вообще стало возможным при наличии солидного «отряда» министерств и ведомств, призванных держать рынок страны «в рамках» и защитить его в «чрезвычайных» рыночных ситуациях, скорректировав, если надо, соответствующие нормативные акты?
Об организационных мерах. Сегодня следует признать, что роль Федеральной антимонопольной службы крайне скромна и полумерами здесь не обойтись.
Считаю, что регулятором рынка в стране должна стать «новая» Федеральная антимонопольная служба. А «старую» следовало бы переподчинить, значительно расширив ее возможности.
Она должна обладать всей полнотой властных полномочий для контроля над рынком, как оперативно, так и в виде законодательных инициатив; активно участвовать в процессе выдачи квот на экспорт продукции (сырья), а лучше самой выдавать эти квоты.
Служба должна обладать возможностями по принуждению участников рынка к действиям в интересах государства, вплоть до запрета на экспорт.
О госмонополиях и госпредприятиях. Госмонополии и госпредприятия, по разным методикам производящие до 70 процентов продукции (услуг) в стране, к сожалению, не стали законодателями мод в ценообразовании. Они сегодня, практически, ничем не отличаются от частных корпораций. Т.е. им не устанавливаются план производства, предельная численность персонала, фонд зарплаты, схемы должностных окладов, нет обеспеченности заказами, сырьем, материалами, комплектующими и т.д.
Известен случай, когда директор ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие) установил себе размер выплаты по итогам года в пределах 100 млн.руб., хотя 90% персонала его ФГУП, в силу специфики предприятия, получают в месяц 15-25 тыс. руб.
Так чем же данное госпредприятие отличается от частного?
Считаю, следовало бы рассмотреть возможности изучения основных методов практического ценообразования в соседних странах, где экономика еще сохранила действенные методы работы планового характера.
В этой же связи, на перспективу, целесообразно рассмотреть возможность создания – «госхозов» (трактовка термина автора) – т.е. возродить местную промышленность с широким привлечением деятельных ветеранов труда и других, трудоспособных неработающих граждан.
О характере государства и качестве госуправления. Определение характера формирования цены неизбежно подводит к специфике государственного управления экономикой и к исследованию характера самого государства, т.к. цена является, в конечном итоге, результатом деятельности огромного количества предприятий, массы государственных служб и ведомств и их нормативных актов.
При плановой экономике всё разложено «по полочкам», стабильно, особенно государственные цены, но нет личной хозяйственной инициативы граждан и, соответственно, рисков, рынок скуден, как в промышленном потреблении, так и в личном.
Государство «точно знает», что нужно и «лишнего» не производит. Никто, в целом, не разоряется и не купается в роскоши. В потреблении все более – менее равны. Управление экономикой отлажено, но очень громоздко и консервативно, зато сама экономика защищена от капризов рыночной конъюнктуры, что очень способствует стабильности в обществе.
При рыночной экономике частный предприниматель, создавая производство, торговую фирму, новый вид товара и т.д., рискует своими деньгами. Он лично заинтересован в успешной работе, в объемах производимой продукции, ее качестве и росте продаж, в квалифицированном персонале. Он следит за рынком, формирует цены, опираясь не только на свой уровень издержек производства, но и на конъюнктуру рынка, как в стране, так и международную.
Частный предприниматель в поисках прибыли нередко действует на «грани фола», иногда и переходя её на свой страх и риск. Для него проблема выживания весьма актуальна, а повышение (и завышение) цен на продукцию одна из немногих возможностей поддержать бизнес.
Инициатива, энергичность частного предпринимателя является не только залогом его существования на рынке, но и основной причиной насыщения и даже перенасыщения рынка самыми различными товарами.
Здесь плановая экономика заметно уступает рыночной.
Рыночная экономика страны по большому счету только формируется, но уже ощущает реалии рынка, в том числе мирового.
Пример с металлопродукцией об этом говорит.
Серьёзность текущей ситуации на рынке заставляет рассматривать, как оперативные, текущие мероприятия по регулированию, так и мероприятия стратегического характера. Возникает, в частности, стратегическая проблема совмещения достоинств плановой и рыночной экономик, что стало совершенно необходимо и, как показывает опыт, вполне реализуемо.
В очередной раз возникает проблема качества госуправления и его структурной перестройки, как и экономики страны в целом.
Выводы. В широком смысле цена – это итог деятельности государства. Можно, также, сказать, что цена – это повседневный, самый массовый, самый тесный, самый чувствительный и непосредственный контакт государства и гражданина.
Многоукладность экономики, разные методы ведения хозяйственной деятельности и формирования себестоимости давали бы ясное понимание «справедливого» уровня цены.
Необходимо принятие мер по кардинальному пересмотру механизма регулирования цен и стабилизации рынка в приемлемых параметрах.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Самое важное – реформировать Федеральную антимонопольную службу (далее – Службу), придать ей статус основного регулятора рынка, а если потребуется – основного игрока рынка, для чего необходимо:
1.1. Подчинить Службу Премьеру Правительства России.
1.2. Придать Службе возможности оперативного влияния на рынок, а также, полномочий по внесению законодательных инициатив.
1.3. Обеспечить активное, определяющее участие Службы в процессе выдачи квот на поставки по экспорту, либо предоставление ей права самой выдавать эти квоты.
1.4. Предоставить Службе права на запрет экспорта отдельных видов продукции (сырья) при неоправданно резком росте цен на рынке.
1.5. Обеспечить изучение опыта предприятий соседних государств, сохранивших в работе по ценообразованию плановые начала.
1.6. Обеспечить взаимодействие территориальных министерств промышленности с советами ветеранов, службами занятости в создании и организации работы «госхозов» – предприятий местной промышленности.
2. Обеспечить структурную перестройку госуправления экономикой страны:
2.1. Создать учреждения с функциями бывших директивных органов: Госплана, ГКНТ, Госкомтруда и Госкомцен, но адаптированных к реалиям странового и международного рынка.
2.2. Повысить роль общественных организаций:
2.2.1. Отраслевых промышленных ассоциаций для создания предприятий местной промышленности – «госхозов»; по привлечению к работе в них деятельных высококвалифицированных ветеранов и других трудоспособных неработающих граждан.
2.2.2. Советов ветеранов всех уровней:
2.2.2.1. По подготовке предложений по организации местной промышленности.
2.2.2.2. По подбору специалистов-ветеранов для работы в местной промышленности.
2.2.2.3. По созданию в структуре советов общественных комиссий для организации контроля за динамикой цен (в основном – продовольственных товаров) в «своем» регионе, по анализу и обобщению этих данных.
Заключение. Представляется необходимым повышение роли государства на всех уровнях управления экономикой и формирования государственного капитализма в его классическом виде.
«Нового социализма», и предшествующих ему потрясений, которые предвещают многие «друзья России», не случится, если государство совместно с крупными собственниками при росте производительности труда и доходов персонала смогут обеспечить основные права граждан, а рациональное регулирование рынка, в свою очередь, обеспечит приемлемый уровень цен.
Юрий Иванович Вдовенко, ветеран труда, главный эксперт Управления совершенствования систем и процессов управления Минэлектротехпрома СССР
3.
2. возможен капитализм с человеческим лицом. Увы, увы. Мы не Европа и не Америка. У них да, такой капитализм возможен и он есть.
1.