На наших глазах усиливаются сепаратистские тенденции внутри страны, разыгрываются новые акты русофобии в братских государствах. Напомним здесь далеко не о всех, а лишь некоторых из них.
Как сообщалось РНЛ, 25 мая Совет аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана утвердил День памяти (Хэтер коне) «павших при взятии Казани в 13 день месяца шавваль». Присоединение Казани к России в 1552 году называется на официальном сайте татарстанских мусульман трагической датой в истории татарского народа. По словам муфтия Татарстана Камиля Хазрат Самигуллина, «у каждого народа есть свои шахиды. Для татар - это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани». В этой связи предложение ежегодно отмечать религиозный «Хэтер коне» («день памяти»), посвященный именно и только памяти павших татар при защите Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году, выглядит как попытка поставить татарское мусульманское общество на шаткий путь исторических манипуляций. Установление такого «дня памяти» в Татарстане не соответствует исторической справедливости и создает явные дополнительные сепаратистские риски для страны.
Кроме этого хочется вновь напомнить о странной направленности «деятельности» некоторых ярких федеральных руководителей, выходцев из Татарстана, представителей негласного татарского лобби, отраженных в материале «Хуснуллинщина – страна «вагония»».
Следующий факт сепаратистских проявлений последнего времени. 21 мая, в столице Кабардино-Балкарии прошли памятные мероприятия, посвященные 157-й годовщине окончания Кавказской войны. У памятника «Древо жизни», посвящённого адыгам, «жертвам Кавказской войны», активисты зажгли 101 свечу, по одной свече на каждый год войны. В мероприятии приняли участие члены правительства, депутаты парламента республики, депутаты Госдумы и руководство религиозных организаций региона. Министр культуры Кабардино-Балкарии Мухадин Кумахов, открывая официальную часть памятных мероприятий, сказал, что «адыгский мир в трауре, и нас поддерживает весь мир». Муфтий Кабардино-Балкарии совершил заупокойную молитву по «жертвам войны». «Разве это не сепаратизм?»
Известно, что Россия, выйдя к предгорьям Кавказа, отстаивая свои геополитические устремления и интересы самих кавказских народов, вынуждена была защищаться от нападавших представителей горских народов, нередко промышлявших грабежом. Многие кавказские народы в ходе присоединения Кавказа вполне мирно вошли в состав Российской империи, а некоторые оказались вовлеченными в интриги Турция и Англия. Почему об этом предпочитают не вспоминать те, кто празднует нынче день памяти адыгов? Само название «День памяти адыгов – жертв Кавказской войны» настраивает на некоторую двусмысленность. В этом просматривается попытка представить ту войну со стороны Российской Империи как завоевательную и агрессивную. Проводимые в Кабардино-Балкарии такие мероприятия разжигают межнациональные страсти и усиливают сепаратистские настроения, фальсификацию истории. Неужели там не понимают, что сейчас не было бы ни баркарцев, ни кабардинцев, если бы эти народы оказались в те времена под контролем Турции?
Далее. Ряд организаций Карачаево-Черкессии призвали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, который осмелился служить в древних аланских храмах. «Письмо карачаево-балкарских националистов инспирировано Фанаром?», - задавался риторический вопрос, на который ответа не поступило. Бурная деятельность карачаево-черкесских аксакалов, да еще с откровенными угрозами, является агрессивным национализмом и сепаратизмом. Историками давно установлено, что аланы были православным народом. Аланские храмы, в которых аксакалы запрещают служить владыке Феофилакту, являются православными церквами. Судя по содержанию их обращения, они пытаются насаждать в республике неоязычество в виде уже умершего «тенгрианства». Кроме всего прочего подписанты грозят обратиться к «предстоятелю Константинопольской православной церкви, Архиепископу Константинополя – Нового Рима, Вселенскому патриарху, епископу Константинопольского патриархата Патриарху Варфоломею I». Это всё напоминает «украинский сценарий»!
Кроме того, в июне в Черкеске местные власти совершили акт вандализма, сняв под давлением местного националистически настроенного политика некоего Туркменова плакат с изображением великого полководца и государственного деятеля А.В. Суворова.
Русофобия настигает и братские России государства на международном уровне. Причем в самом уродливом виде. «В Абхазии прошло факельное шествие!» 21 мая в Абхазии прошли мероприятия, посвященные памяти жертв Кавказской войны. День памяти жертв Русско-Кавказской войны в республике отмечается ежегодно на государственном уровне. В рамках поминальных мероприятий, проводятся факельные шествия (что также напоминает методы киевского режима на Украине), в том числе конные, с сожжением ритуальных костров и свечей. В этом году 21 мая Государственный комитет Республики Абхазия по репатриации совместно с Всемирным абхазо-абазинским Конгрессом организовал памятные мероприятия на Набережной махаджиров. Участие молодежи в этом факельном шествии оказалось деструктивным. В сети появились фотографии, на которых участники шествия демонстрируют русофобские плакаты, в частности, перечёркнутый красными линиями портрет умиротворителя Кавказа русского генерала А.П. Ермолова. Настораживает тот факт, что власти республики, организовавшие факельное шествие, не пресекли русофобские выступления на этом мероприятии. Всё это весьма странно, учитывая, что Абхазия приобрела государственную правосубъектность именно благодаря России.
Странно, что высшие органы государственной власти никак не отреагировали на вышеназванные сепаратистские акты. Почему проявляется безучастность Кремля на усугубление сепаратистских тенденций? Кто отвечает за внутреннюю и информационную политику в администрации Президента? Почему молчит Министерство иностранных дел, на указанные действия в Абхазии?
А в целом насчет сепаратистских и иных рисков для России, которые должны, но не решаются государством, напомню о своей работе 2017 года «Не допустить новых революционных потрясений в России», в которой излагались конкретные предложения по необходимым мерам.
Сошенко Андрей Витальевич, секретарь МОО «Русское Собрание»