25 мая Совет аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана утвердил День памяти (Хэтер коне) «павших при взятии Казани в 13 день месяца шавваль». Присоединение Казани к России в 1552 году называется на официальном сайте татарстанских мусульман трагической датой в истории татарского народа.
«Падение столицы стало фактическим концом существования Казанского ханства», - говорится далее.
«Собравшиеся подчеркнули недопустимость политических спекуляций на теме взятия Казани Иваном Грозным, которые чреваты межнациональными конфликтами. Председатель совета аксакалов Айрат хазрат Аюпов отметил, что Россия является Родиной для многих коренных народов, которые плечом к плечу общими усилиями много раз отстаивали единую Отчизну, испокон веков развивались на территории нашей страны, формировали многоликий общероссийский менталитет и внесли вклад в развитие сильного социально-экономического пространства. В то же время чтить память павших при взятии Казани, помнить о тяжелых испытаниях и страданиях, выпавших на их долю, знать историю своего народа – святой долг представителей татарской нации. При этом аксакалы напомнили, что Казанское ханство было мусульманским государством, в котором процветала исламская культура, использовались арабская письменность и календарь Хиджры и высказали предложение ежегодно отдавать дань памяти павшим при взятии Казани в 13 день месяца шавваль», - сообщается в пресс-релизе.
По словам муфтия Татарстана Камиля хазрат Самигуллина, «у каждого народа есть свои шахиды. Для татар – это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани. Тем более, что события 1552 года шли в дни священного месяца Рамазан. Наш долг – помнить их, изучать свою историю и прививать любовь к своему народу в подрастающем поколении. Но и после 1552 года в истории татарского народа было много шахидов, положивших свои жизни ради религии, Родины, нации».
Общество русской культуры Республики Татарстан сделало официальное заявление в связи с решением Совета аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана об утверждении Хэтер коне.
«Общество русской культуры Республики Татарстан всегда выступало за сохранение памяти о наших предках, совершавших ратные, трудовые и иные подвиги во имя благих идей и лучшей будущей жизни нас, их потомков. Однако "лучшее" порой понималось разными сообществами граждан по-разному, хотя живём мы все на общей территории и в едином государстве, включая татар мусульман.
Фактом является то, что воевавшие между собой в боях во время взятия Казани в 1552 г. люди были практически все верующими, в абсолютном большинстве двух конфессий – православной и мусульманской. В традициях обоих этих конфессий принято поминать погибших в боях воинов, и это поминовение является долгом каждого из нас, их потомков. Но фактом является и то, что последние почти пять столетий все мы вместе живём в общем для нас государстве-отечестве, в России. В этой связи представляется деструктивными призывы поминать отдельно "защитников" и отдельно "нападавших", поскольку в этом изначально заложено противопоставление нас, потомков тех воинов друг другу при том, что все мы сегодня сообща созидаем и оберегаем наше общее Отечество – Россию», - говорится в документе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
«В связи со сказанным представляется единственно верным "симметричное" религиозное поминовение с исключением каких-либо искусственных и лукавых дефиниций: православных воинов, павших при взятии Казани; воинов мусульман, павших при взятии Казани.
Следует подчеркнуть, что представители как одной, так и другой конфессий участвовали в боевых действиях в тех боях с обеих сторон. Более того, по объективным данным мусульман в войске Ивана Грозного было больше, чем внутри осаждаемой им крепости - Казани. Таким образом, поминовение должно совершаться лишь по признаку вероисповедания погибших, а не по их принадлежности к тому или иному стану. При этом риторика "защитники" и "нападавшие" (читай захватчики?) должна быть, как представляется, категорически исключена из лексического оборота. Иное является стимулом для разделения на "своих" и "чужих" и ожесточения между этими до сих пор, к сожалению, искусственно формируемыми в некоторых национал-сепаратистских кругах, группами», - считает Общество русской культуры Республики Татарстан.
В обращении отмечается, что «в православной традиции допускается поминовение душ усопших, не принявших при жизни обряд крещения, в том числе иноверцев, на домашней молитве, к чему мы призываем в меру возможностей каждого православного христианина наряду с поминовением за веру, царя и отечество при взятии Казани живот свой положивших православных воинов. К тому же призываем и мусульман, считая, что только такое религиозное поминовение даст примирение, а иное способно привести лишь к постоянно углубляемому противостоянию, вредному для страны и её народов».
В организации считают, что «жить полтысячелетия в одной стране, под одной крышей, и при этом столетиями держать фигу в кармане, а тем более камень за пазухой, не допустимо, пора прекратить практику стимулирования реваншистских настроений, не имеющих в нашей стране уже давно никаких перспектив! Общество должно быть уверено, что в тяжёлый момент не получит удара в спину, изнутри. В этой связи предложение ежегодно отмечать религиозный "Хэтер коне" ("день памяти"), посвященный именно и только памяти павших татар при взятии Казани Иваном Грозным в 1552 году, выглядит как попытка поставить татарское мусульманское общество на шаткий путь исторических манипуляций. Очевиден вопрос: манипуляций КЕМ и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?»
Общество русской культуры уверено, что «день поминовения воинов обоих конфессий, погибших при штурме Казани в 1552 г., может существовать как исторически обоснованный именно и только на условиях паритетного участия в поминовении представителей обеих этих конфессий, и, что логично, священноначалия, в единый день и максимально согласованно. Исключить экуменизм и неуместную религиозную эклектику при этом совершенно не представляется проблематичным».
«Призываем ДУМ РТ, его Совет аксакалов, православное сообщество и священноначалие, все слои общественности – как татарской мусульманской, так и русской православной к конструктивному взаимному диалогу в данной тонкой сфере с целью сохранения памяти о наших воинах и укрепления мира и согласия во имя будущего страны и наших потомков», - говорится в заявлении Общества русской культуры Республики Татарстан, подписанном председателем Общества, председателем Казанского отделения «Русского Собрания» Михаилом Щегловым.
Из сообщения Духовного управления мусульман Татарстана не вполне ясно, является ли учреждение этого «праздника» личной инициативой муфтия Татарстана Камиля хазрат Самигуллина. Если имеет место его личная инициатива, то с муфтием необходимо провести разъяснительную работу. Религиозный деятель должен понимать, что устанавливаемые им формы молитвенного поминовения должны содействовать сплочению нации, а не её разъединению, как в данном случае.
Или же учреждение Хэтер коне — это попытка надавить на Москву.
В последнее время в республиках участились сепаратистские телодвижения. 21 мая в столице Кабардино-Балкарии почтили жертв Кавказской войны, «пострадавших от агрессии русских». 25 мая Казань устанавливает День памяти (Хэтер коне) «павших при взятии Казани».
Подобные попытки переписать историю провоцируют сепаратизм.
В нашей истории, действительно, есть сложные периоды. Это и Кавказская война XVIII – XIX веков, и присоединение Казани к России, и ряд других исторических событий.
При освещении этих событий, тем более связанном с молитвенным поминовением, следует быть крайне аккуратным. Ибо любой неосторожный жест может привести к нарушению с таким трудом установившегося в нашей стране, ещё хрупкого конфессионально-национального мира. Складывается впечатление, что в некоторых республиках России орудуют силы, намеренно разжигающие русофобию и сепаратистские настроения.
Куда же смотрит Кремль?
Редакция «Русской народной линии»