Ряд организаций Карачаево-Черкесской Республики просят Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, действия которого влекут разрушение храмов, являющихся древними памятниками культурного наследия федерального и мирового значения».
«Мы, старейшины карачаево-балкарского народа и общественные организации Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, обращаемся в связи с обеспокоенностью из-за сложившейся напряжённой ситуации, создаваемой вокруг храма на горе Чууана (Шоанинского храма, окрестности г. Карачаевска) неблаговидными и опасными действиями архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте «Конгресса карачаевского народа».
По их мнению, «архиепископ Феофилакт с умыслом систематически и целенаправленно нарушает представления Прокуратуры КЧР о безотлагательном устранении нарушения закона и категорическом запрете отправления религиозных обрядов, проводя православные богослужения в недействующих древних аланских храмах древнехристианского периода, для этих целей привлекая военнослужащих, юнармейцев, казаков, представителей части осетинской общины, чем идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления. В итоге, всё это создает нездоровую психологическую обстановку в КЧР уже на протяжении многих лет».
Владыка обвиняется аксакалами ни много ни мало как в превращении древнехристианского храма… в языческое капище: «В попытках придания облика современной практики верования, прихожанами была нарушена аутентичность древнего Чууанинского храма: дилетантскими (кустарными) методами поналепили постройки, которые буквально уродуют сам комплекс, внутри храма копоть от свечей и мусор, которые оставляют посетители. Ещё более непонятно то, что к храму монотеистической (единобожие) религии местными общинами добавлены языческие культы в виде "Уастырджи" (всадник на треногом коне), которому также поклоняются на территории данного древнехристианского храма, аргументируя это тем, что "Уастырджи" и св. Георгий Победоносец тождественны в православии. Создаётся стойкое впечатление, что людям с искаженным пониманием религии намерено позволено превращать древнехристианский храм в языческое капище. Всё это является почвой для инсинуаций и провокаций, способствующих, разжиганию межнациональной розни в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, не только Карачаево-Черкесской Республики, но и на всей территории СКФО, так как потомками средневековых алан считаются, не только карачаево-балкарский народ, но и десятки других народов Кавказа».
«В силу особой значимости объектов культурного наследия народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 за № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» все комплексы были включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе и храмы, такие как Сентинский, Чууанинский (храм на Чуу-ана, крепость на нем "Хун ер", согласно карачаево-балкарского Нартского эпоса – изначально тенгрианский храм. "Чуу-ана" – в древние времена один из ряда тенгрианского пантеона, наряду с "Тыб-ана", "Суу-ана", "Бакъ-ана"), Северный, Средний, Южный и корпус №7.
Таким образом, вышеупомянутые храмы являются памятниками федерального значения, т.е. обрели свою значимость и защищенность на законодательном уровне», – говорится в обращении.
«Во все предыдущие лета всякие попытки с нашей стороны воззвать архиепископа Феофилакта к смиренному богослужению и прекращению провокаций в своей деятельности не находят в нём здравого отклика. Несколько лет тому назад мы приглашали архиепископа Феофилакта для участия в рамках "круглого стола" в целях снятия напряжения по всем возникающим вопросам, однако он, возможно, осознавая негативные последствия своих действий, не явился на "круглый стол". Так не эффективнее ли было бы весь его неугасаемый деятельный (к сожалению, чаще в деструктивных целях) дух направить для восстановления приходов и церквей по стране, а весь этот пыл архиепископа Феофилакта пригодился бы для восстановления православного духа в умирающих деревнях, а также в городах, например в церквях и храмах Магадана», – таким образом подписанты намекают Патриарху Кириллу на необходимость сослать неугодного им архипастыря туда, «где Макар телят не гонял», то есть в традиционные места ссылки.
«Совокупность изложенных выше действий является основанием для данного обращения, в котором мы просим Вас избавить общественность КЧР от этого провокатора – отозвать его от исполнения высоких обязанностей архиепископа на территории Карачаево-Черкесской Республики», – бесцеремонно вторгаются подписанты письма в управленческую политику Священноначалия Русской Церкви.
Подписанты намерены установить «народный контроль из добровольцев над древними аланскими храмами, если не прекратятся провокации и нарушения законодательства в виде незаконных отправлений религиозного богослужения под руководством архиепископа Феофилакта и со стороны других лиц». Фактически, это означает, что они намерены спровоцировать столкновения на религиозной почве! А это уже повод для вмешательства прокуратуры!
Подписанты просят Святейшего Патриарха Кирилла «отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, действия которого влекут разрушение храмов, являющихся древними памятниками культурного наследия федерального и мирового значения». В противном случае они грозят обратиться к Президенту РФ В.В. Путину и, а это очень интересно, к «предстоятелю Константинопольской православной церкви, Архиепископу Константинополя – Нового Рима, Вселенскому патриарху, епископу Константинопольского патриархата Патриарху Варфоломею I». С тем, чтобы Президент Путин и патриарх Варфоломей «разобрались в складывающейся ситуации, с агрессивными действиями архиепископа Феофилакта».
Заявление подписали: председатель МОД «Союз репрессированных народов России», председатель ОД «Конгресс карачаевского народа» К.Н. Халкечев, председатель Совета старейшин КЧ РОО «Къарачай Алан Халкъ» А.А. Катчиев, председатель фонда «Сто шагов к Кайсыну» Х.И. Тетуев, председатель КБ РОО «Баш Тёре» Б.Д. Созаев, председатель Всемирной Ассамблеи Карачаево-Балкарского народа А.Д. Пиляров.
Кстати, это не первое обращение подобного рода.
20 июля 2017 года «Конгресс карачаевского народа» обратился в Прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с заявлением, в котором говорилось, что «архиепископ Феофилакт, кроме совершения акта вандализма (самовольно изменяя первозданный вид древнехристианских аланских храмов), разжигает межконфессиональные и межнациональные конфликты на территории не только КЧР, но и всего СКФО, так как потомками средневековых алан, кроме карачаево-балкарского народа, являются десятки народов Кавказа».
«Конгресс карачаевского народа» призвал Прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики принять «предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры», в том числе привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, о которых говорится в заявлении Конгресса. Это заявление, очевидно, является призывом возбудить уголовное дело в отношении владыки Феофилакта.
Бурная деятельность карачаево-черкесских аксакалов попахивает национализмом и сепаратизмом. А содержание распространяемых ими посланий свидетельствует об их религиозном невежестве. Историками давно установлено, что аланы были православным народом. Аланские храмы, в которых аксакалы запрещают служить владыке Феофилакту, являются православными церквами. Судя по содержанию их обращения, они пытаются насаждать в республике неоязычество в виде уже умершего «тенгрианства».
Можно было бы понять возмущение подписантов, если бы православный архипастырь служил Литургию в культовых сооружениях других религий. Но тут речь идёт о христианских храмах, пусть пока и не переданных Русской Православной Церкви.
Можно с уверенностью говорить, что именно авторы этого воззвания нарушают хрупкий межконфессиональный мир в многоконфессиональной и многонациональной республике, а своими измышлениями насчёт святого великомученика Георгия Победоносца прямо оскорбляют Православие.
В обращении бросается в глаза любопытная угроза: если Патриарх Кирилл не отреагирует на вздорные обвинения в адрес архиепископа Феофилакта, то они грозятся обратиться к патриарху Константинопольскому Варфоломею. Какое отношение глава Фанара имеет к древним аланским храмам, находящимся на канонической территории Русской Православной Церкви? Видимо, этот вопрос аксакалов не интересует.
Складывается впечатление, что обращение карачаево-черкесских аксакалов инспирировано Фанаром… Если это действительно так, то следует признать, что на этот раз патриарх Варфоломей решил использовать в своей борьбе против РПЦ самое больное место России – непростые межнациональные и межрелигиозные отношения.
Редакция «Русской народной линии»
1.