В июне 18 числа 1856 г. в Одессе в семье русского француза родился будущий художник с мировым именем. Франц был не единственным ребёнком в небогатой семье, но родители, к счастью, заметили влечение ребёнка к живописи и отдали его в Одесскую школу рисования, которую он посещал с девяти лет, а в 1877 г., от роду 21 год, поступил в батальный класс Мюнхенской академии художеств (Бавария). Там он начал изучать искусство крупных живописных панорам.
Француз по происхождению, получивший образование в Германии, он, по сути, остался русским художником, влюбившимся в русскую военную историю. Увековечив драматические битвы русской армии – Кавказские войны 19 века, Севастопольскую оборону в Крымскую войну 1853-1855 гг., Бородино 1812 г. – он вписал своё имя в число самых известных художников мира.
После окончания Мюнхенской академии он, в 1885 г. вернувшись в Россию, получил крупный заказ на несколько батальных полотен, и параллельно принялся за свою первую панораму «Штурм аула Ахульго», которую закончил в 1890 г. Она принесла ему известность, хотя и была сработана в убыток автору.
Поэтому в 1901 г. специальный комитет, организованный в 1899 г., куда входили влиятельные при дворе люди, участники обороны Севастополя, ведающие созданием памятников героям обороны, заказали Ф. Рубо к 50-ю обороны панораму «Оборона Севастополя», которая и ныне является шедевром панорамного искусства. Вот как по этому поводу говорил сам Ф.Рубо: «Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя не имела себе предшественников, и разрешение её представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал даёт готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник всегда должен оставаться правдивым».
Начав работу над панорамой в 1902 г., он предъявил её к открытию в 1905 г. Судьба панорамы «Обороны Севастополя» трагична (отдельная статья), как и судьба её создателя.
В 1903 г. Рубо был назначен преподавателем в звании профессора батальной живописи Императорской Академии художеств, где руководил мастерской батальной живописи. Его учеником является известный батальный художник советского времени М.Б.Греков. (Художественная студия им. М.Б. Грекова).
После открытия панорамы «Оборона Севастополя» её автор приобрёл популярность и авторитет в мировом художественном сообществе. Его ценили во многих странах, он был награждён четырьмя престижными орденами и семью медалями: золотыми, серебряными и бронзовыми.
К столетию Отечественной войны 1812 г. Франц Рубо получил от Императора Николая II крупный заказ на панораму «Бородинская битва», которая стала доступна для просмотра в 1912 г. на Чистых Прудах в Москве, но в 1919 г. её демонтировали, и она была восстановлена только в 1962 г. на Кутузовском проспекте.
В 1912 г. после открытия панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо уезжает в Мюнхен, где его застаёт начало первой мировой войны, а начавшаяся в России Гражданская война заставляют его остаться в Баварии навсегда. Талант Франца Рубо в смутной Германии того времени не был востребован, и он влачил жалкое существование. Не всем везёт на чужбине. Художник с мировым именем умер в нужде 13 марта 1928 г. в Мюнхене и похоронен там.
Но он был и остаётся в первую очередь русским художником, что бы ему ни приписывали по поводу его происхождения: Одесса — русский город!
Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник