11 июня 2021 года в Суздале в конференц-зале гостиницы «Суздаль–ин» состоялось собрание владимирской православной общественности, имевшее своей целью создать отделение Международной общественной организации «Русское Собрание» во Владимирской области.
В собрании приняло участие 20 человек из Суздаля, Боголюбова и других городов и поселений области.
В собрании принял участие председатель МОО «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Вёл собрание его инициатор – писатель и общественный деятель из города Покров Владимирская области Александр Сороковиков.
Перед началом собрания священник Олег Тищенко из Муромской епархии отслужил молебен на начало всякого доброго дела.
Открыл собрание автор этого материала Александр Сороковиков, который во вступительном слове коснулся вопроса корневой системы «Русского Собрания» в России XVIII-XIX вв., до учреждения РС как общественной организации в 1900-1901 годах.
Затем с докладом об истории создания «Русского Собрания» в 1900-1901 годах и создании МОО «Русское Собрание» в 2013 году выступил председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов. Анатолий Дмитриевич рассказал о дореволюционной истории «Русского Собрания», о создании на основе РС Союза Русского Народа, Союза Русских Людей и других монархических организаций, о причинах неудач этих движений в канун 1917 года.
Говоря о состоянии дел современного «Русского Собрания», докладчик отметил, что в настоящее время созданы отделения МОО «Русского Собрания» в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Казани, Твери, Нижнем Новгороде, Калуге, Белграде (Сербия). На Украине и Белоруссии создать отделения РС не удалось по политическим причинам. «Русское Собрание» является общественной православной организацией, взаимодействует с органами государственной власти, со священноначалием, стремится привлекать к работе духовенство. РС взаимодействует с дружественными общественными организациями и СМИ, по мере сил занимается издательской деятельностью (пример – книги «Правая Россия», «Русская идея. ХХI век» и др.).
Главной задачей «Русское Собрание» считает работу над созданием государствообразующей идеологии, которая могла бы объединить все народы России, в деле возрождения Отечества, объединить в вопросах государственного и общественного развития светские и церковные власти, а также патриотическую интеллигенцию.
Доклад А.Д. Степанова вызвал бурную дискуссию среди участников собрания. Прозвучало много вопросов по волнующих православных людей проблемам, в том числе и не затрагивавшемся докладчиком. Вопросы перерастали в дискуссионные выступления.
Один из самых острых вопросов отношение к вакцинации и прививкам, который, сегодня вносит разделение в жизнь общества. Некоторые выступающие даже утверждали, что вакцинация может стать причиной церковного раскола.
Докладчик призывал к трезвомыслию, не допускать профанации сложнейшего вопроса, что мы нередко сегодня наблюдаем. Даже среди учёных и врачебного сообщества есть разные точки зрения на происхождение и опасность короновируса, этот вопрос требует всесторонней научной оценки с участием как российских, так и зарубежных ученых. Согласия по вопросу отношения к вакцинации, угрозы чипирования, однако на собрании православных верующих достигнуто не было.
Второй вопрос, ставший предметом острой дискуссии, русский национализм. Некоторые участники собрания отстаивали позитивное отношение к русскому национализму. А.Д. Степанов предлагал делать различие между культурным и политическим русским национализмом. Первый, основой которого являются бессмертные пушкинские слова про «любовь к родному пепелищу и отеческим гробам», является силой конструктивной и заслуживает поддержки, то второй является силой деструктивной. Что такое русский политический национализм можно понять, взглянув на современный национализм на Украине, поскольку украинский политический национализм – родной брат русского.
Русский культурный национализм не исключает, а даже предусматривает единство русских и других дружественных народов, живущих в России. Исторический пример – Касимовский хан Шах-Али (Шигалей), который воевал за Россию, руководил русской армией в Ливонской войне и участвовал во взятии Казани. Еще один пример – Императрица-мученица Александра Феодоровна и прпмч. Елисавета Феодоровна, у которых не было ни капли русской крови, но они – русские святые.
На собрании зашла речь о гонениях на видных общественных деятелей – осуждении О.А. Платонова и В.М. Ерчака, а также Н.В. Каклюгина. Как отметил А.Д.Степанов, «Русская народная линия» оказывала активную информационную поддержку гонимым русским патриотам.
Известный суздальский поэт и бард, член Союза писателей России Анатолий Евсеенко отметил, что национальное возрождение должно совершаться не на митингах, а через конкретные дела – строительство храмов, работу с молодежью. Он привёл в пример деятельность генерала А.В. Черкасова, который возродил храм свт. Василия Великого в селе Кистыш, регулярно приезжает в Суздаль, где проводит мероприятия с суворовцами.
Резчик по дереву, поэт Роман Овчинников рассказал о своей деятельности по созданию «Союза мастеров» в конце 80-х годов прошлого века, об участии в патриотических организациях 90-х и критически высказался о перспективах общественного объединения сегодня.
Анатолий Степанов поддержал идею возрождения русских традиционных промыслов и объединений мастеров, предложил публиковать статьи на эту тему на РНЛ.
На собрании возникал вопрос об отношении РНЛ к бывшему епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду и известному идеологу современного «белого» движения публицисту Михаилу Назарову. Анатолий Степанов был категоричен в своих оценках: бывший епископ Диомид отпал от Церкви, М.В.Назаров является раскольником, поэтому никакие совместные действия с ним невозможны.
Некоторые участники собрания подвергли критике принцип лояльности Верховной власти, который отстаивает председатель «Русского Собрания». А.Д.Степанов продемонстрировал принцип лояльности через исторический пример, когда император Николай Первый хотел совершить затратные финансовые операции, а министр финансов граф Канкрин встал перед государем на колени и попросил этого не делать. Император, несмотря на уже принятое им решение и недовольство позицией министра, в конце концов, согласился с Канкрином. «Наш голос может быть услышан, если мы будем аргументировано ставить вопросы, если будем стремиться достучаться до эшелонов власти», – убеждён председатель «Русского Собрания».
А.Д.Степанов призвал помнить, что Россия была Третьим Римом и в дореволюционное, и в советское время, остаётся им и сейчас. И мы должны понимать, что это накладывает на нас огромную ответственность. Нам нужно искать ответы на современные вызовы в Русской истории, почаще обращаться к нашей истории, и тогда мы увидим, как действовал Промысл Божий в судьбе России.
Выход из современного кризиса лежит в опоре на традиционные национальные идеи. В деле возрождения Отечества нам нужно идти путём, который веками вырабатывала Церковь – просвещение, убеждение, молитва. Нам надо искать единодушия между православными.
Реагируя на критику и несогласие, председатель «Русского Собрания» отметил, что разномыслие в «Русском Собрании» не только допустимо, но и даже приветствуется. Если мы согласны в базовых принципах: защита Церкви, государственности и русских национальных традиций.
Несмотря на жаркую дискуссию и разногласия, по итогам собрания было принято решение принять доклад и ответы на вопросы председателя МОО «Русское Собрание» А.Д.Степанова за основу для дальнейшей деятельности по созданию отделения «Русского Собрания» во Владимирской области. Председателем отделения собравшиеся предложили избрать А.С. Сороковикова.
Не все собравшиеся изъявили желание войти в состав «Русского Собрания», но большинство предложение поддержало. Начинается работа.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область
А.Сороковиков у креста И.Талькова