Так назвал свою книгу профессор Фазиль Давыдович Ирзабеков. Она возвращает нас к словесным истокам нашей жизни. Святое Евангелие так повествует о происхождении всего видимого и невидимого мира: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его… Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:1-13).
Мы видим, что Слово Божие - это второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын Иисус Христос. Святитель Григорий Богослов подчеркивает подобное же сыновство человека: «Внешний человек – это не я, а мое, я – это словесное начало моей души». Бог в Евангелии заповедал нам именовать его Отцом, а себя – Его чадами.
Иисус Христос в православном богословии именуется ещё «Начальником тишины». Эта творческая божественная тишина, безмолвие, в котором существовало мгновенное взаимопонимание «от сердца к сердцу», и сотворено, должно быть, средой обитания в Царстве Небесном. Об этом говорит нам апостол Павел, который, побывав на третьем небе, написал, что там он слышал «глаголы неизреченные». И наоборот: поэт Ф. Тютчев в данном ему откровении утверждает, что «мысль изреченная есть ложь». Это совпадает с другим поэтическим откровением, данным Царю Давиду за тысячелетие до Рождества Христова: «Всяк человек – ложь». Мы, грешные люди, передавая Божественные глаголы, всегда привносим что-то своё.
Очевидно, что языки были не всегда. И сегодня мы можем видеть, когда люди так близки, что понимают друг друга без слов, и в ХХI веке мы помним, что «слово – серебро, а молчание – золото». Святитель Василий Великий говорит нам, что «под Божиим гласом разумеется не речь, звук, а мановение Воли». Тишина и безмолвие для души – самая большая роскошь, какая только может быть. Смотришь ночью в ясное небо, а там «бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна»! Какие тут еще нужны звуки?! Возможно, благодаря Божественному безмолвию люди в горах живут намного дольше. У них нет передозировки информации, слов, звуков. Тишина для души человека, видимо, даже важнее, чем чистая вода для организма. Это безмолвная молитва к Творцу. Многоглаголание названо св. Василием Великим «помрачающим ум и уничтожающим смиренномудрие». В православном Символе Веры на греческом языке слово Творец звучит как «Поэтос»! Обо всей Вселенной, о каждом из нас Творец создаёт Свою поэму. Люди, духовно чуткие, в глубинах сердечных слышат эти чудные божественные глаголы и следуют им в своей земной жизни. А мы, грешные, прославляем их как святых или именуем гениями.
Известно, что в допотопном мире материальная культура была высочайшая, а нравственность – ниже некуда. Из-за чего Господь и потопил мир, оставив лишь восемь человек, на которых Он надеялся. Однако и здесь среди детей Ноя нашелся младший сын Хам, который не удержался на высоте Слова Божия и нарушил заповедь «Чти отца своего». Говоря современным языком, «дал объективную информацию о родительском грехе». Так он подпал под проклятие, и весь род Хама стал рабским родом (как известно из Писания, «Страна хамова» – это Африка). Впоследствии из хамова племени вырос сильный многочисленный народ, который посчитал, что сможет обойтись без Бога. Это племя решило само «сделать себе имя»: из «ментальной грязи» создать Вавилонскую башню, говоря современным языком, техносферу – символ независимости человека от Бога. И когда Он увидел, что люди все равно от своего не отступятся, решил смешать языки.
Различие в языках у человечества появилась от нашей греховности. Если до этого момента на Земле был один народ и один язык, то теперь это единство оказалось чуть-чуть сдвинутым, и люди перестали понимать друг друга. Позже река времени все это разнесла, языки стали абсолютно не похожими, и сейчас только по отдельным языковым корням можно понять, что когда-то на Земле был один общий язык. Например, в таких древних языках, как еврейский, грузинский и азербайджанский, человек обозначается одним и тем же словом – «Адам». Почти то же самое на удмуртском – «адями». Или, к примеру, так же одинаково по-еврейски, по-китайски и по-удмуртски звучит вопрос «Что?» - «Ма?». И таких примеров можно найти очень много. Появление языков – это деградация и разобщение. Любой современный язык – это уже далеко не тот язык Божественной Тишины, который объединяет и который без всяких толкований и переводов понятен человеку любой нации и народности. Этот благодатный язык чувствуют даже животные: во все времена и повсюду, когда святые молились, к ним приходили и ласкались дикие звери.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий приобщили древний славянский язык через новую азбуку духу и букве Евангелия и до наших дней на фоне «всеобщей языковой деградации» русский язык все еще выглядит «великим и могучим». Из всех размножившихся языков, русский – самый богатый и уникальный язык в мире. Всего один пример: наши поморы для обозначения льда используют более 150 слов. А сколько синонимов можно найти на русском для слова «девушка»! Не чета любому другому языку! Да и сами слова какие…
Если в английском когда-то при расставании говорили «God bе with уоu», то есть Бог с Вами, то теперь осталось лишь «bye», т.е. не осталось никакого смысла, в удмуртском – «до свидания» («зечь лу») буквально переводится как «будь хорош», то в русском оно звучит как «прощай». Это уже само по себе – молитва. Не случайно Фазиль Ирзабеков, филолог, родившийся в Азербайджане, авторский цикл лекций о русском языке озаглавил «Русский язык как Евангелие». Израильские ученые опубликовали результаты исследования успешности учебы носителей различных языков, переехавших на жительство в их страну. На голову сильнее других оказались ученики, первоначально владевшие русским языком. Мне искренне жаль людей, которые изучают западноевропейские языки и затем уезжают жить на Запад. Насколько они обедняют свой язык и сужают свою сердечную базу! На этих языках можно о чем-то «проинформировать», а «сказать» можно только на русском. Русский намного красивее и богаче множества других языков. О многом говорит и такой факт: на русском и на удмуртском (и на многих прапермских) языках вылечиться от болезни, исцелеть — значит «поправиться», «бурмыны». На латыни исцелеть – levo! Восток и запад, право и лево! «Как два различных полюса во всем враждебны мы». Случайно ли, что свет приходит к нам с Востока, да и на карте планеты Восток – правая сторона. В акафисте Господу Иисусу Христу мы читаем: «Спасти хотя мир, Восточе, востоком к темному западу – естеству нашему пришед смирился…».
Наш язык – спасительный. Еще в древних иудейских текстах говорилось, что на Севере появится народ по имени «рош» или «раш», от которого придет спасение. На древнееврейском «слава» звучит как «раша»! Поэтому русский язык нужно беречь, учить и очищать от различных наслоений. Люди русской православной культуры, славяне, словене - это люди Славы (Божиего света) и Слова (Христа), а не люди книги, как именуют себя иудеи и мусульмане. Мы помним евангельское «Буква убивает, Дух – животворит». А Дух Творца даровал людям Иисус Христос!
Живой язык не может не меняться. И от нас, носителей языка, зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или усыхать, деградировать и умирать. К языковым изменениям и реформам нужно подходить очень аккуратно. Возьмем для примера древнеславянскую азбуку. Как звучали русские буквы до петровских реформ? Аз, буки, веди, глаголь, добро, мыслете. И вдруг Петр I решил приблизить к «европейским стандартам» наш сложнейший и богатейший язык. Что получилось? А, бе, ме… Русский алфавит опустился до некоего животного мычания. Но великий Пушкин сумел услышать с Неба «глаголы неизреченные» и даже на этом языке так их передать, что от любого пушкинского пейзажа на душе становится теплее.
К сожалению, со временем язык меняется не в лучшую сторону. Так, в XX веке появились слэнг и аббревиатуры - какие-то «пластмассовые побрякушки», которые и словами назвать трудно и понять невозможно. В Евангелии сказано: от слов своих спасешься и от слов своих будешь осужден. Человек – это сумма того, какие слова он подумал, сказал и осуществил. Все, как в компьютере: если база примитивная, то и результат будет соответствующим. В ХХ веке в русском языке прижилось много слов-вирусов, разрушающих не только язык, но и самую действительность. Революция, экспроприация, толерантность, и пр., и пр. Люди бездумно повторяют за нашими врагами и друг за другом чужие слова. А «толерантность», к примеру, в словарях переводится как отсутствие иммунной реактивности.
В мае 2015 года в Кремле Президент России Владимир Путин провёл совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Заседание посвящено роли русского языка и языков народов России в укреплении государственности, совершенствованию мер по сохранению и развитию национальных языков. Выступая на заседании, В. Путин, в частности, отметил: «Убеждён, серьёзный импульс развитию, поддержке русского языка даст и проводимый сейчас Год литературы. Мы вправе ожидать, что запланированные инициативы, программы не только помогут возродить интерес к книге, к чтению, но и станут частью системной работы по повышению общего уровня языковой культуры. Проблемы здесь, к сожалению, видны не только в результатах школьных сочинений или ЕГЭ по русскому и литературе, но и в общем состоянии существующей языковой среды. Сейчас её формируют прежде всего СМИ, интернет, телевидение, где всё чаще нарушают языковые нормы, элементарную грамотность, используют необоснованные, явно избыточные иностранные заимствования».
Слово – это времяобразующий фактор. Все мы живем в реке времени – я реку и в большую реку времени вливается речка моих речей. Из того, что мы речем, образуются времена, и если мы глаголем молитвы, красивые слова стихов, глаголы любви, то и времена складываются такие же. А если несем неизвестно что, - то и получаем по заслугам. Люди даже в одном доме одновременно могут переживать различные времена. Как в речке, где в одном месте вода чистая, а в другом – стоки. Случайно ли, что на итальянском «слово» звучит как «парола», т. е. пароль, открывающий нам тот, или иной путь в сей и в будущей жизни. Всего один пример языкового ряда – уста, рот, пасть. В уста мы принимаем Христа (во время причастия), в рот потребляем компот, а пасть уже сама готова пожрать кого угодно и изрыгнуть любые нечистоты. В ситуациях с «пастью» уже отчетливо видно, как личина дьявола из адских глубин выходит на первый план.
Уста через Слово Божественное, высокое, просвещают и обожествляют человека, рот через слова, слова, слова низводит человека до полуживотного состояния, когда человек уже не способен слышать слов другого (В древности сказано, что «многоглаголание помрачает ум»).
И если Слово просвещает и возвышает, слова, язык приземляют человека в этот мир, то жаргон опускает нас ниже человеческого горизонта, в мир преисподней.
Эту наклонную плоскость можно проследить и дальше.
Слово вдохновляет на подвиги, слова мобилизуют на дела, жаргон рождает выходки.
Слово – символ чистоты. Слова, язык – символ смешения небесного с земным. Жаргон – символ грязи. В прошлом бандиты старались выражаться интеллигентно, ныне – интеллигенты говорят как бандиты.
Воплощенное Слово производит Добро, слова производят вещи, жаргон – хлам и трупы.
Слово Божие единит людей, языки – разделяют, жаргон уничтожает в человеке Божий образ. Святитель Григорий Богослов напоминает нам, что «тело питается яствами, а душа – Словом». Вот и получается, что слово – это вся жизнь. Как думаем, как говорим – так и живем и приобретаем соответствующую жизнь в Вечности.
Крайней степенью духовной деградации является сквернословие, которое почему-то многие недалекие люди именуют «русским матом». Ничего русского в «русском мате» нет. Это пошло от захватчиков, которые всегда говорили хульные слова про мать – «твою мать». Так стремятся осквернить сам источник вочеловечения Бога и нашего существования в этом мире. Испокон веков русский человек «вопил благим матом»: то есть, молитвенно обращался за помощью к Божьей Матери.
Сквернословие – язык дьявольский. Оно равносильно самоубийству, так как разрушает наш генотип. Ученые утверждают, что языковое и генетическое древа человечества тождественны! Для лучшей жизни надо реализовывать лучшие слова. Это же так просто – говори слова любви жене, детям, соседям, кошке, и отношения будут совсем иные. Царица-мученица Александра Феодоровна писала в своем дневнике: «Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб».
Мир был создан по Слову Божьему и человек по-прежнему неразрывно связан с Творцом. Возьмем слово «совесть» (со - весть). Говоря научным языком, это соотношение человеческого сердца с Божьим Законом. Сознание (со - знание) –соотношение нашего знания с Божеским. Со - вет. Совещаемся мы с Советом Превечным – Святой Троицей – или нет?
Почему в блокадном Ленинграде появилось Пискаревское кладбище? Потому что ленинградцы были отделены от источника питания. У нас за последние 20 лет в каждом городе появилось уже не по одному такому кладбищу. Почему? Да потому, что, пребывая в дьявольской информационной блокаде, мы в массе своей тоже отделены от источника питания наших сердец – от Слова Божьего. Поэтому хранение в чистоте великого русского слова, основанного на Слове Божием, – это сегодня главный фактор нашей национальной безопасности. И завершить доклад хочу словами из молитвы нашему Ангелу-хранителю: «Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле!»
Шкляев Владимир Вениаминович, член Союза писателей России
1. Слава Богу!