ОВЦС и раскол в Московской Патриархии

К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

Бывший СССР  Проблемы церковной жизни 
1 Виктор 
2636
Время на чтение 8 минут

Раз в пять лет СМИ сотрясают новости о юбилеях Отдела внешних церковных связей, так называемого «церковного МИДа», «внешнего церковного ведомства», «самого эффективного отдела». Хотя в далеком 1946 году Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, состоявший из трех человек (митрополита Николая (Ярушевича), референта и машинистки) был лишь одним из трех рядовых отделов. Почему же мы не празднуем юбилеи отделов, созданных тогда же – Отдела религиозного образования или Управления делами Патриархии?

По идее, нужно праздновать 75-летие формирования всего управленческого аппарата Московской патриархии при патриархе Алексии I (Симанском) в целом и чтить мудрость и величие этого святителя. При нём впервые возник не только ОВЦС, но и несколько других отделов. И он, патриарх, действительно, был олицетворением Церкви. Тогда каждым из направлений церковной деятельности занимался конкретный человек с немногими помощниками: за просвещение отвечал митрополит Григорий (Чуков), за отношения с поместными Церквами – митрополит Николай (Ярушевич); «главой администрации» патриарха и лицом, контактирующим с властями, был протопресвитер Николай Колчицкий. Все отделы размещались в Чистом переулке и их руководители чувствовали единство с патриархом.

«Пусть все кругом меняется, мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность Церкви», говорил патриарх Алексий. И этот консерватизм много кому не нравился.

В 1960-е годы произошло обособление Отдела внешних церковных сношений. Он переехал в отдельное здание неподалеку, в Гагаринский переулок, что означало своеобразный и на первый взгляд неочевидный раскол в Русской Православной Церкви. Уже с 1950-х годов шло постепенное ограничение власти патриарха. Возросла «опека» над ним, патриарха стремились изолировать от паствы, предоставляли ему искаженную или неполную информацию. Пока Святейший Алексий (Симанский) возмущался закрытием храмов, монастырей, семинарий и академий по всему СССР, ОВЦС трансформировался в альтернативный орган церковного управления, лояльный к власти и к гонениям на Церковь. Возрастал он и становился могучим именно в период правления богоборца Хрущева.

С назначением главой ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), отдел не только перестал подчиняться патриарху, значительная часть управленческих функций патриархии под влиянием Совета по делам религий просто перешла к ОВЦС.

Патриархи Московские Алексий I, а затем Пимен со своими консервативными епископами могли вести только внутрицерковные дела. Историк А.Л.Беглов пишет: «В силу своей харизмы митрополит Никодим становится фактическим главой Русской Церкви, и в силу этого Отдел берет на себя функции не только сугубо внешних связей, но и вообще связей с "внешним" миром, в частности, с государственными органами».

С оптимистическими оценками этой ситуации, которые высказывают некоторые историки, сложно согласиться, мол, это было «блестящим тактическим ходом», «рассредоточение центров легитимности и эффективности церковного управления». Если бы речь шла о политике и какое-то ведомство отняло бы реальную власть у монарха, то это называлось бы не «рассредоточением центров управления», а узурпацией. Если говорить мягче, то Церковь стала жертвой политики «разделяй и властвуй».

И вот, по прошествии 75 лет, восхваляется не Русская Православная Церковь с сонмом консервативных епископов, епископов-исповедников, не мудрый и духовный патриарх Алексий (Симанский), а особый церковный отдел-юбиляр.

Но почему тогда не празднуется юбилей источника могучести этого отдела? Тогда нужно праздновать и юбилей Совета по делам религий – негласного министерства религиозных дел, мирского и секулярного управителя и куратора могучего и эффективного Отдела. Совет был источником обильной материальной поддержки для эффективной деятельности и неплохих зарплат сотрудников, что давало возможность собирать под сенью ОВЦС свежие и перспективные интеллектуальные силы, привлекать всех лучших выпускников и преподавателей духовных академий. Нужно чтить тогда не только великого главу ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), но и кураторов отдела – товарищей Куроедова, Макарцева и, в первую очередь, отмечать заслуги товарища Хрущева.

Тогда же, когда становился могучим Отдел, Совет по делам религий в 1961 году навязал Русской Православной Церкви решение о вхождении во Всемирный совет церквей и административную реформу приходов, по которой священник терял всякую власть на приходе, она переходила в руки специально подобранных государством мирян. В 1971 году возросший в своем влиянии митрополит Никодим (Ротов) на церковном Поместном соборе заявил, что изменять реформу невозможно, она целиком устраивает Церковь…

Архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) в своих подробных очерках о главах ОВЦС митрополитах Николае (Ярушевиче) и Никодиме (Ротове) раскрыл источник мифа о могучести отдела: «К этим основным качествам его личности (митрополита Никодима) присоединялась создавшаяся вокруг него легенда человека власти, первого по силе в Русской Православной Церкви и пользующегося полной поддержкой советского правительства. Эта власть часто была больше легендой, чем реальностью, но эта легенда действовала на людей. Люди любят пресмыкаться перед сильными или перед теми, кого считают сильными, особенно это распространено на Востоке, в греческом и ещё более арабском православном мире. Наконец, нужно прямо сказать. На многих действовала широко применяемая им система щедрой раздачи подарков. Он возил их за собой всюду, раздавал их направо и налево, располагал крупными денежными средствами, водка, коньяк и "бутерброды с икрой" и дорогие сувениры. И ведь ни один из русских архиереев, выезжавших из СССР за границу, такими средствами не обладал. Конечно, всё это было довольно примитивно, но на многих действовало, более импонировало, чем подкупало…».

На фоне успехов ОВЦС за границей, реализовывался план по изоляции Патриарха Московского на Родине. В 1970-х годах во время путешествия Святейшего Патриарха Пимена по Волге, в Ульяновске его не пустили даже в местный храм, а вышедший ему навстречу в Чебоксарах архиепископ Чувашский Вениамин (Новицкий) получил от властей суровое взыскание. Встречи Патриарха Пимена с епископами, паствой, его речи и высказывания были ограничены и лимитированы. Строилась искусственная стена между Предстоятелем Русской Церкви и его паствой.

Тенденция очевидна – независимые патриархи не устраивали безбожную власть. Но на откровенное упразднение патриаршества никто бы не решился, поскольку нужны были центры противостояния и противоречий в Церкви. Потому богатый и могучий ОВЦС (в 1980-х годах зарплаты были на уровне зарплат сотрудников МИД) был не вечен в своём могуществе. Уже в 1980-90-х годах начал усиливаться в качестве консервативного противовеса Издательский отдел Московской патриархии. Стала складываться странная традиция, когда каждый синодальный отдел начал работать на себя и на своего руководителя. Из размещённых в СМИ биографий покойного протоиерея Всеволода Чаплина ныне в общих чертах известно, как шла борьба за влияние между Издательским отделом и ОВЦС.

На сегодня, как мы видим, при ОВЦС создано уже и своё независимое издательство («Познание») и своё высшее духовно-экуменическое образовательное учреждение (Аспирантура святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), дабы «эффективность» ОВЦС не зависела ни от Издательского отдела, ни от Отдела религиозного просвещения, где их главы могут быть далеки от понимания задач ОВЦС. К тому же, своё издательство и собственная высшая школа могут «эффективно» обеспечить поток средств из других зарубежных источников в условиях, когда нынешнее Российское государство не обеспечивает былой уровень могучести ОВЦС.

Итак, в 1960-м году в Патриархии произошёл своего рода раскол, организованный государством – в лице ОВЦС государство нашло свой более послушный орган и передало ему власть решать многие важнейшие вопросы, отнятую у патриарха. Да, можно говорить об эффективности работы сотрудников Отдела, но ради чего и кого была эта эффективность?

Например, митрополит Никодим произнес потрясающую юбилейную речь о великом значении Октябрьского переворота 1917 года для Церкви… Насколько эффективно это помогло верующим в СССР, сложно сказать, но за рубежом в православной среде это произвело эффект. Эффект разорвавшейся бомбы.

Показательно, что до сих пор засекречены журналы Московской патриархии в период самого эффективного труда ОВЦС и митрополита Никодима (на сайте журнала «Московской патриархии» до сих пор нет сканированных версий журналов за целые десятилетия, включая 1960-70-е годы). Вероятно, там опубликовано очень много чего...

Цитата из очерков архиепископа Василия (Кривошеина) может объяснить нам, почему старые выпуски «Журнала Московской патриархии» массам лучше не читать: «…более печальны и опасны были попытки как-то с христианской точки зрения идеологически оправдать атеизм и революцию. В этом смысле у митрополита Никодима были в прошлом перегибы. Так в ЖМП была напечатана статья за его подписью, что нужно различать между дурным "буржуазным" атеизмом и добрым революционным и что только первый нужно отвергать. Говорят, что эта статья была написана по заказу митрополита Никодима протоиреем Петром Гнедичем. Он был известный богослов и так скорбел и каялся, что вскоре умер. Сюда же относилось и пресловутое "октябрьское богословие", о котором я уже говорил, то есть, рассматривать октябрьский путч как величайшее событие в истории христианства, какое-то новое откровение Божие, подобное Воплощению (такого рода статья была напечатана митрополитом Никодимом в ЖМП). Я как-то спрашиваю его: "Владыко, Вы написали, что Воплощение Сына Божия было, конечно, громадным событием, но только с момента "октябрьской революции" оно стало осуществляться в жизни, имело последствия и стало действительностью". Митрополит Никодим чуть не вскочил. "Не может быть! Я не такой дурак, чтобы написать это!" Потом помолчал и добавил: "Да я конечно дурак, но всё же не до такой степени!" Как это нужно было понимать? Забыл ли он то, что писал? Или под его именем напечатали вещи, ему не принадлежащие?»

А вообще, можно понять, почему в СМИ раз в пять лет много новостей о могучих юбилеях могучего «внешне-церковного» ведомства. Резонанс в СМИ необходим для успешного и «эффективного» продолжения деятельности, для повышения статуса ТАМ, за границей. Ведь там считают, что чем громче юбилеи, тем влиятельнее, значит Отдел… Хотя реальная картина иная.

В России отдел не очень любят по многим причинам. Одна из них – иезуитские методы работы: скрытые задачи отдела, неискренность и его тайная двойная, тройная жизнь. Но нужно помнить, к чему пришла самая «эффективная», могучая и хорошо организованная по мирским и человеческим меркам Римская Католическая церковь. Движимая человеческой волей, а не Божией, она пришла к ненависти к ней собственного народа и уходу миллионов людей в Европе от Христа.

Федор Михайлович Достоевский, наблюдавший эту трагедию Европы, устами князя Мышкина произнес: «Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм, прежде всего, с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он – порождение их лжи и бессилия духовного! … в Европе, уже страшные массы самого народа начинают не веровать, – прежде от тьмы и от лжи, а теперь уж от фанатизма, из ненависти к Церкви и к христианству».

Православным верующим, коих более сотни миллионов в России, СНГ и Прибалтике, не нужны про-католически «эффективные» и могучие ведомства, народу Божию нужен Истинный, не оболганный Христос и верные Ему духовные пастыри.

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», кандидат политических наук

P.S. Автором использованы материалы статьи Беглова А.Л. «Как управляется Русская Церковь? Органы исполнительной власти Патриарха и Синода в ХХ веке».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Николаевна Романова
Архиепископ Вениамин принадлежит всей Триединой Руси
Слово на презентации книги об архиепископе Вениамине (Новицком) в Чебоксарской епархии
15.10.2024
Символ необоримой Церкви Христовой
От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую Икону Божией Матери
29.08.2024
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Бывший СССР
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
07.11.2024 23:36
Искушение Императора
Новый комментарий от Noitizm
07.11.2024 21:58
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Наталья Сидорина
07.11.2024 21:57
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Рабочий
07.11.2024 21:41
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 21:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Туляк
07.11.2024 21:28
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
07.11.2024 20:39