Как сообщалось, сегодня в Березниках Пермского края произошла трагедия – учащийся лицея №1 напал с ножом на учительницу. Атаковавшего задержали, педагогу оказывают помощь. Ее госпитализировали с ранением шеи в состоянии средней степени тяжести.
Напомним, что на минувшей неделе в Казани произошла ещё одна ужаснейшая трагедия - 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик школы, открыл стрельбу в гимназии №175 на улице Джаудата Файзи. 9 человек погибли.
О причинах агрессии школьников рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Признавая неизбежное проявление рецидивов отдельных душевнобольных людей, которые, к сожалению, всегда имеют место, надо отметить, что не всегда есть право для обобщения.
Миллионы школьников, слава Богу, находятся в относительно мирном устроении, поэтому делать выводы обо всех школьниках преждевременно. Однако агрессия старшеклассников или подростков не только против учителей, но и против ровесников отражает общую тенденцию к осквернению и сохранению перепутанности в душах учащихся.
Чиновники продолжают вести политику отказа от воспитания. А ведь вопрос воспитания – это вопрос существования нации! Забота о подрастающем поколении непременно должна быть сформулирована в самых настоящих, реальных, ясных, христианских ценностях, вне которых души молодых остаются под прямым воздействием духов тьмы среди тех неисповеданных грехов молодости, которые превращают самую молодую душу в помойку страстей, в змеиное гнездо порочных склонностей, которые очень умело и коварно разжигают круги общения молодежи и места пребывания их внимания.
Я разумею, конечно, социальные сети и жизнь в общении со всемирным злом, которое становится очень доступным благодаря средствам коммуникации. В этих средствах коммуникации теперь полностью отсутствует цензура. Я не имею в виду какие-нибудь высказывания против власти, а говорю о цензуре с точки зрения нравственной чистоты и душевного здоровья.
Не так давно я сам был приглашен в Тик-Ток. Говорят, что там появляются батюшки для проповеди Божиего слова и от этого может быть большой миссионерский эффект. Но после трёх-четырёх попыток просмотра того, что там происходит, я был вынужден удалить эту коммуникацию из своего аппарата. При относительной стыдливости тамошних сюжетов (считается, что в Тик-Токе запрещают непристойности, обнаженности и разврат) нет никакой попытки сдержать словесный понос, непотребство, матерную брань, которые на каждом втором сюжете предлагаются в порядке вещей.
И мы были в армии, и мы поругивались. Но после увольнения договорились с подобными мне студентами, забранными в армию на 2 года, друг другу делать братские пинки и зуботычины в отместку за сорвавшееся гнилое слово, понимая, как мы с таким сердцем вернёмся в мир порядочного творческого студенчества. А сейчас подобной бдительности, мне кажется, даже неоткуда взяться.
Вседозволенность неизбежно повреждает нашего молодого современника, ещё не имеющего иммунитета, чтобы с него, как с гуся вода стекает, как от стенки горох, отлетало бы всякое срамословие и эти низкие, греховные и подлые ориентиры.
Молодежь надо спасать! Агрессия молодёжи – следствие дезориентированности, сохраняющейся, к сожалению, в нашем Отечестве, в учебном процессе, в деятельности культуры и средств массовой информации.
Слово «цензура» считается ругательным, а либеральные демократические ценности признаются каким-то пиком цивилизации, от которых мы никак не можем отречься ради всеобщего международного или внутригосударственного престижа. С какой стати? С какого испуга?
Для того и есть старшие и просвещенные, которые именуются педагогами и преподавателями, чтобы убегать от худшего и преподавать лучшее. Только то имеет право называться искусством, по определению святителя Феофана Затворника, что возвышает чувства, а не унижает их. Это должно стать главным приоритетом во внутренней политике нашего Отечества. Мы об этом говорим на Рождественских чтениях из года в год. Православная пресса свидетельствует об этом — без этого никуда.
Но почему-то, несмотря на блистательные заявления нашего национального лидера о том, что духовно-нравственные ценности, которыми во многих странах уже совершенно пренебрегли, – у нас исповедуются либеральные демократические ценности. Более того, по словам Президента, духовно-нравственные ценности делают нас сильнее. Владимир Владимирович Путин говорил эти слова не так давно в обращении к Федеральному собранию. Мы за них стоим и будем их утверждать. Но каким образом? Христианская миссия, молитва, Слово Божие, Свет Христов должны стать задачей образовательного сообщества. При этом надо помогать молодёжи врачевать душевные раны, разрастающиеся вместе с возрастом страсти.
Как иначе указать на бесценность супружеской жизни, на её красоту, на спасительность материнства, верного супружества, если не на основании христианских ценностей, которые должны быть представлены с младшего возраста, с детского сада, со школы, с высших учебных заведений?!
Какой тут может быть вопрос о принудительности? Разве у нас принудительное изучение математики? Ну, а как же! Мы же не спрашиваем десятиклассника, есть ли у него алгебра в расписании? Нужна ли она ему или нет? Понятно, что взрослые люди декларируют это как необходимое, потому что не может человек быть образованным без этих элементарных начальных знаний.
Почему до сих пор остаётся в пренебрежении, в бесконечных обещаниях «Духовно-нравственная культура народов России», которая с 5 по 10 класс должна присутствовать в школах России, как воспитательная, как ценностно-ориентирующая, как главное предметное содержание?
К сожалению, я не знаю, кто за это отвечает. Глава России Владимир Владимирович говорит всё правильно, хорошо и регулярно, но как будто на этом дело и заканчивается. Приоритеты и позиции, формулируемые Министерством образования и Министерством культуры, совсем не соответствуют тому, что говорит Президент.
Что же нам остаётся делать? Будем молиться о нашей молодёжи. Каждому из нас надо делать то, что от него зависит. Пускай в самой малой степени, что в силах его миссионерской деятельности, его словесного служения, его педагогического попечения о молодёжи. Но наша общая задача – привить детским душам христианские ценности, чувство святыни, противостоя разрушительным тенденциям и действиям вражьим, которые сейчас всё чаще проявляют себя в трагедиях, происходящих в наших учебных заведениях.