«Нужно прислушиваться к голосу народа»

Новый глава военного отдела Церкви епископ Савватий выступил против запрета освящения оружия массового уничтожения

Бывший СССР  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
3112
Время на чтение 10 минут

Накануне Дня Победы новый глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Бронницкий Савватий (Загребельный) рассказал в интервью РИА Новости о развитии капелланского служения в Русской Православной Церкви и помощи беженцам с Донбасса, о том, нужно ли освящать оружие массового уничтожения и отменять обязательную воинскую повинность, и поделился размышлениями о том, как ковали победу в Великую Отечественную войну в Сибири.

Владыка, в частности, высказался о вызвавшем в своё время резонанс проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», созданном комиссией Межсоборного присутствия по церковному праву.

«Нужно ли христианину исполнять воинский долг или не нужно – я убежден, что нужно, и эта традиция прослеживается с первых веков Церкви. Но есть много вопросов, на которые нельзя ответить однозначно "да" или "нет". При защите Родины – однозначно "да". Если освященное оружие окажется в руках враждебных, то оно по благодати может заклинить. Есть свидетельства многих очевидцев того, как брали Кенигсберг. Его укрепляли 800 лет, а взяли за четыре дня. Рассказывают, что на фронте появились священники с иконой. Солдаты стали посмеиваться: ну, сейчас дело будет. Но после молитвы у немцев стало отказывать оружие, о чем сами немцы свидетельствовали», – отмечает архипастырь.

«В моей пастырской практике был интересный случай, – вспоминает владыка. – Освятил я мотоцикл одному сельчанину. Через год встречаюсь с его супругой. Она благодарит меня. Спрашиваю: за что? Она отвечает: за то, что мой муж после освящения мотоцикла в больницу попал! Я ужасаюсь: что же в этом хорошего? Она объясняет: "Вы когда освятили мотоцикл, сказали мужу: теперь твой мотоцикл освященный, на нем нельзя грешить, он будет помогать, только когда ты будешь ездить на добрые дела. Но мужу стало интересно, а что будет, если я поеду "налево". Поехал и разбился". Мне самому трудно было поверить в рассказанное, но было то, что было.

Так бывает и с освященной военной техникой. Это не социально-этический вопрос. Это вопрос из религиозно-духовного пространства. Батюшка не молится: "Сделай так, чтобы оружие побольше людей убило". Батюшка молится: "Пристави ангела к колеснице сей". И ангел уже сам по ситуации решает, как в чем повлиять на оружие. Люди верят в умные чайники, а ангелу в разумности отказывают».

«Нам известно, что Уинстон Черчилль уговаривал президента США сбросить атомную бомбу на Россию. И это предложение с большой вероятностью могло бы реализоваться, если бы не появилось в Советском Союзе атомное оружие. И если сейчас печально известны Хиросима и Нагасаки, то не появись у СССР атомное оружие, к этому списку могли бы добавиться названия российских городов. Вам какие города хотелось бы добавить? Очевидно, никакие. Отсутствие русских городов в этом печальном списке катастроф – плод наличия оружия массового поражения у России. Военнослужащие услышали отдельные мнения о нежелательности освящения оружия и говорят: если оружие – это зло, и его нельзя освящать, то мы не будем вас защищать. Нужно прислушиваться к голосу народа и воздерживаться от безответственных высказываний», – справедливо отмечает глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Владыка полагает, что «на современную геополитическую обстановку религиозный взгляд на исполнение воинского долга не влияет никоим образом. Он влияет на внутреннее отношение человека к окружающей действительности. На многие духовные вопросы у верующего, как правило, нет вопросов, а у неверующего нет ответов».

Напомним, что опубликованный в феврале 2020 года проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» вызвал серьёзную дискуссию, в том числе среди православных публицистов.

Спор шёл в основном вокруг вводимого этим документов запрета на освящение оружия массового поражения.

«Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для "освящения" любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения», – говорилось в проекте, разработанном Межсоборным присутствием.

Неудивительно, что ведущее государственное СМИ – РИА Новости – в своём первом интервью с новым председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Савватием подняло этот вопрос.

Владыка, вслед за патриотически настроенными пастырями и публицистами, фактически выступил против запрета, который предлагает ввести Межсоборное присутствие.

Кстати, и покойный протоиерей Димитрий Смирнов, многие годы возглавлявший военный отдел Русской Православной Церковью, называл правильной практику освящения ядерного оружия. «Мы освящаем все предметы, которыми пользуется человек: и дом, и даже одежду, и автомобили. А ядерное оружие – это вообще такое замечательное изобретение. Благодаря этому оружию Россия до сих пор существует», – сказал священник в интервью газете «Токио симбун».

Тогда он признался, что, когда сам освящал оружие, чувствовал, что совершает нечто великое: «Мы хоть и освящаем ядерное оружие, но это оружие мира: мы, в отличие от Америки, никогда его не используем и не хотим использовать. Это орудие устрашения тех, кто нас хочет уничтожить, о чем они сейчас, особенно в XXI веке, открыто говорят». «Мы просто благодарны Господу Богу, что он благословил наших учёных создать в очень трудных условиях вот это замечательное оружие, поэтому освящаем как наших защитников», – сказал тогда протоиерей.

Настоятель храма Великомученицы Варвары – Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха протоиерей Михаил Васильев отмечал, что «на протяжении веков освящалось оружие массового поражения: многопушечные корабли – 100, 120-пушечные, самолеты… Последний протопресвитер русской армии отец Георгий Щавельский еще в 1911 и 1912 году лично освящал императорский воздушный флот, первые самолеты, сам летал на них пассажиром. За что, правда, был подвергнут обструкции Синода того времени, в постановлении которого, как ни смешно это звучит, говорилось: "Дерзновенно сие есть, яко апостолу, по ваздуху летати для простого человека". И только за это его осудили. А как вы думаете, священники в Первую мировую освящали артиллерийские орудия? Причем было известно, что не только у немцев, но и у французов, и у англичан, и у русских были на вооружении химические боеприпасы. Кто-то на этом основании отказал в окормлении Русской императорской армии?»

«Вот сейчас наши представители Церкви странным образом проявляют консерватизм, говоря об оружии массового поражения, через, извините, 70 лет, а если брать химическое и бактериологическое – через 100 лет после его создания… Этим документом вносится разделение. Оружие делится на "чистое" и "нечистое". Любое оружие зло – с этим никто не спорит. Но по поводу освящения оружия – можно почитать текст молитвы из "Требника" середины XVII века святителя Петра Могилы, который почитается праведным епископом, а где-то даже местночтимым святым. Там же сказано только то, что сказано. А именно: если мы даем благословение, освящая оружие, то только на применение в оборонительных целях. И освящались ружья, штыки, броненосные суда, самолеты… Никакой геополитики. Никаких завоевательных походов. Никаких "южных морей" и прочего. В молитве речь только о защищении Церкви, сирых, вдовиц и, соответственно, державы, которая нуждается в защите... Мы же никому не угрожаем! Кому угрожаем мы?!» - вопрошает он.

«Мне не раз приходилось участвовать в подготовке и проведении пусков межконтинентальных баллистических ракет, – конечно же, без ядерных блоков, с учебными болванками, – с разных полигонов – и Байконура, и Кура, и Плесецка, и Капустина Яра… И я знаю и видел, как это делается, как это все сложно и тяжело. И когда священник читает молитву, на нее порой собираются сотни, а иногда и тысячи людей, включая военных, конструкторов, представителей промышленности… И что, получается, десятки лет я занимался ерундой? Получается, усопший Патриарх Алексий II, как бы это сказать, ошибался? Как и другие православные пастыри и архипастыри – они все ошибались, они 350 лет освящали не так и не то?..» – задаётся вопросом отец Михаил.

Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков назвал резонансный проект сырым.

«Что подразумевается под оружием непрямого действия, которое может привести к уничтожению неопределенного количества людей? Ведь артиллерия, танки, огневые системы также способны уничтожить множество людей. Современные тяжёлые пулемёты или стрелковое вооружение подпадают под определение оружия массового уничтожения людей. Мы живём не в век холодного оружия, а в век, когда даже простые огневые системы могут уничтожить множество людей. Перестрелка из автомата в городских условиях идёт порой вслепую, когда не видишь, в кого стреляешь, создаётся огневое противодействие противнику, а контактный бой лицом к лицу нечасто происходит во время боя. Поэтому, когда стреляешь из огневых систем на дальнее расстояние, всегда есть опасность для невинных людей», – отмечал священник.

Тогда отец Димитрий внёс три предложения по проекту: «Первое. Уточнить формулировки. Второе. Оружие создаётся не только для уничтожения, но и для устрашения. По технической неисправности оно может привести к гибели людей. Примеров тому – тьма. Поэтому стоит обсудить создание молитвы во избежание взрыва по технической неисправности. Третье. Необходимо услышать мнение воинов, коль проект документа касается воинского служения. Иначе наши неосторожные действия могут привести к тому, что поколеблется авторитет Церкви и священнослужителей в глазах воинов».

Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик объяснил смысл освящения оружия: «Какой смысл в освящении? Во-первых, освящать ракеты нужно хотя бы для того, чтобы они не взрывались на старте. Во-вторых, чтобы ракеты служили оружием мира, чтобы грозили врагу, но, дай Бог, чтобы не применялись. Как говорится, дай Бог, все иметь и уметь, да не все делать. В-третьих, чтобы в час "икс", если, не дай Бог, ракеты потребуется – они сослужили нашему Отечеству добрую службу, защитили наших сограждан от убийц и насильников, защитили наши храмы, наши алтари, защитили православных христиан и всех жителей державы российской».

«Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной. Подобная практика, как показали беседы со многими священнослужителями и офицерами, способна нанести тяжелый удар по воинству российскому и российскому обществу. Поэтому целесообразно данную фразу из этого документа убрать, если мы не хотим не только утерять доверие вооруженных сил, но и серьезно погрешить против истины», – это предложение отца Владимира невозможно не поддержать.

В 124 выпуске телепрограммы «Щипков» справедливо отмечалось, что «запрет на освящение того или иного оружия неизбежно будет воспринят нашими внешнеполитическими конкурентами как внутренняя слабость. Наше оружие – гарант нашего суверенитета и исторического выбора. Продавив запрет на освящение отдельных видов оружия, нас затем подтолкнут к следующим шагам – сначала потребуют не окормлять личный состав, потом отказаться от применения определённых видов вооружений, потом и вовсе разоружиться в одностороннем порядке. Одним из важных инструментов пошагового лоббирования таких решений станут недобросовестные ссылки на то, что Церковь якобы "не одобряет" все, что связано с оружием, поскольку "не освящает" его. Эту цепочку событий легко спрогнозировать. Что касается ядерного оружия, то тут необходимо учитывать принцип презумпции невиновности и критерий исторической репутации. В склонности к необоснованному применению ядерных сил необходимо каяться отнюдь не нам. Нам остается лишь констатировать, что наша политика разумной оборонной достаточности лежит в русле христианских принципов».

Стоит отметить смелость заявления нового главы Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископа Савватия. Его высказывание мгновенно было растиражированно СМИ, вновь вызвав дискуссии и страх либеральной общественности, что Церковь всё же не откажется от многовековой практики освящения оружия, которое исторически являлось гарантией безопасности и суверенитета России.

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Либеральная провокация!
О ситуации вокруг запретов и разрешений хиджабов и никабов во Владимирской и Рязанской областях
30.10.2024
Всю эту погань нужно запретить!
О кощунственной выставке «Некрополь World Russia 2024», глумящейся над тайной смерти
30.10.2024
Отошёл ко Господу священник-монархист
В Москве проводили в путь всея земли протоиерея Георгия Вахромеева
29.10.2024
Второе падение Константинополя
О встрече на Фанаре патриарха Варфоломея с главой УГКЦ Шевчуком
28.10.2024
К 285 летию со Дня рождения князя Потемкина.
Новороссия в русской мысли. Часть 3
28.10.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Бывший СССР
По закону – всегда плюс 13 дней!
Еще раз о пересчёте памятных дат
05.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Я буду держать кулаки за Харрис, она поможет создать русские автомобили
«Вторая Великая депрессия» вынудит американцев перевести заводы в Россию, а угроза гражданской войны заставит американских миллиардеров перебираться к нам вслед за заводами
05.11.2024
«Надоело ходить в чужих обносках…»
О книге Лидии Довыденко «Бессрочный полёт», посвящённой Сэде Вермишевой, поэту, философу, экономисту
05.11.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от Непосторонний
05.11.2024 15:18
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.11.2024 14:30
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
05.11.2024 14:24
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.11.2024 13:57
Никогда такого не было, и вот опять
Новый комментарий от Александр Уфаев
05.11.2024 13:29