Накануне Дня Победы новый глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Бронницкий Савватий (Загребельный) рассказал в интервью РИА Новости о развитии капелланского служения в Русской Православной Церкви и помощи беженцам с Донбасса, о том, нужно ли освящать оружие массового уничтожения и отменять обязательную воинскую повинность, и поделился размышлениями о том, как ковали победу в Великую Отечественную войну в Сибири.
Владыка, в частности, высказался о вызвавшем в своё время резонанс проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», созданном комиссией Межсоборного присутствия по церковному праву.
«Нужно ли христианину исполнять воинский долг или не нужно – я убежден, что нужно, и эта традиция прослеживается с первых веков Церкви. Но есть много вопросов, на которые нельзя ответить однозначно "да" или "нет". При защите Родины – однозначно "да". Если освященное оружие окажется в руках враждебных, то оно по благодати может заклинить. Есть свидетельства многих очевидцев того, как брали Кенигсберг. Его укрепляли 800 лет, а взяли за четыре дня. Рассказывают, что на фронте появились священники с иконой. Солдаты стали посмеиваться: ну, сейчас дело будет. Но после молитвы у немцев стало отказывать оружие, о чем сами немцы свидетельствовали», – отмечает архипастырь.
«В моей пастырской практике был интересный случай, – вспоминает владыка. – Освятил я мотоцикл одному сельчанину. Через год встречаюсь с его супругой. Она благодарит меня. Спрашиваю: за что? Она отвечает: за то, что мой муж после освящения мотоцикла в больницу попал! Я ужасаюсь: что же в этом хорошего? Она объясняет: "Вы когда освятили мотоцикл, сказали мужу: теперь твой мотоцикл освященный, на нем нельзя грешить, он будет помогать, только когда ты будешь ездить на добрые дела. Но мужу стало интересно, а что будет, если я поеду "налево". Поехал и разбился". Мне самому трудно было поверить в рассказанное, но было то, что было.
Так бывает и с освященной военной техникой. Это не социально-этический вопрос. Это вопрос из религиозно-духовного пространства. Батюшка не молится: "Сделай так, чтобы оружие побольше людей убило". Батюшка молится: "Пристави ангела к колеснице сей". И ангел уже сам по ситуации решает, как в чем повлиять на оружие. Люди верят в умные чайники, а ангелу в разумности отказывают».
«Нам известно, что Уинстон Черчилль уговаривал президента США сбросить атомную бомбу на Россию. И это предложение с большой вероятностью могло бы реализоваться, если бы не появилось в Советском Союзе атомное оружие. И если сейчас печально известны Хиросима и Нагасаки, то не появись у СССР атомное оружие, к этому списку могли бы добавиться названия российских городов. Вам какие города хотелось бы добавить? Очевидно, никакие. Отсутствие русских городов в этом печальном списке катастроф – плод наличия оружия массового поражения у России. Военнослужащие услышали отдельные мнения о нежелательности освящения оружия и говорят: если оружие – это зло, и его нельзя освящать, то мы не будем вас защищать. Нужно прислушиваться к голосу народа и воздерживаться от безответственных высказываний», – справедливо отмечает глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
Владыка полагает, что «на современную геополитическую обстановку религиозный взгляд на исполнение воинского долга не влияет никоим образом. Он влияет на внутреннее отношение человека к окружающей действительности. На многие духовные вопросы у верующего, как правило, нет вопросов, а у неверующего нет ответов».
Напомним, что опубликованный в феврале 2020 года проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» вызвал серьёзную дискуссию, в том числе среди православных публицистов.
Спор шёл в основном вокруг вводимого этим документов запрета на освящение оружия массового поражения.
«Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для "освящения" любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения», – говорилось в проекте, разработанном Межсоборным присутствием.
Неудивительно, что ведущее государственное СМИ – РИА Новости – в своём первом интервью с новым председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Савватием подняло этот вопрос.
Владыка, вслед за патриотически настроенными пастырями и публицистами, фактически выступил против запрета, который предлагает ввести Межсоборное присутствие.
Кстати, и покойный протоиерей Димитрий Смирнов, многие годы возглавлявший военный отдел Русской Православной Церковью, называл правильной практику освящения ядерного оружия. «Мы освящаем все предметы, которыми пользуется человек: и дом, и даже одежду, и автомобили. А ядерное оружие – это вообще такое замечательное изобретение. Благодаря этому оружию Россия до сих пор существует», – сказал священник в интервью газете «Токио симбун».
Тогда он признался, что, когда сам освящал оружие, чувствовал, что совершает нечто великое: «Мы хоть и освящаем ядерное оружие, но это оружие мира: мы, в отличие от Америки, никогда его не используем и не хотим использовать. Это орудие устрашения тех, кто нас хочет уничтожить, о чем они сейчас, особенно в XXI веке, открыто говорят». «Мы просто благодарны Господу Богу, что он благословил наших учёных создать в очень трудных условиях вот это замечательное оружие, поэтому освящаем как наших защитников», – сказал тогда протоиерей.
Настоятель храма Великомученицы Варвары – Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха протоиерей Михаил Васильев отмечал, что «на протяжении веков освящалось оружие массового поражения: многопушечные корабли – 100, 120-пушечные, самолеты… Последний протопресвитер русской армии отец Георгий Щавельский еще в 1911 и 1912 году лично освящал императорский воздушный флот, первые самолеты, сам летал на них пассажиром. За что, правда, был подвергнут обструкции Синода того времени, в постановлении которого, как ни смешно это звучит, говорилось: "Дерзновенно сие есть, яко апостолу, по ваздуху летати для простого человека". И только за это его осудили. А как вы думаете, священники в Первую мировую освящали артиллерийские орудия? Причем было известно, что не только у немцев, но и у французов, и у англичан, и у русских были на вооружении химические боеприпасы. Кто-то на этом основании отказал в окормлении Русской императорской армии?»
«Вот сейчас наши представители Церкви странным образом проявляют консерватизм, говоря об оружии массового поражения, через, извините, 70 лет, а если брать химическое и бактериологическое – через 100 лет после его создания… Этим документом вносится разделение. Оружие делится на "чистое" и "нечистое". Любое оружие зло – с этим никто не спорит. Но по поводу освящения оружия – можно почитать текст молитвы из "Требника" середины XVII века святителя Петра Могилы, который почитается праведным епископом, а где-то даже местночтимым святым. Там же сказано только то, что сказано. А именно: если мы даем благословение, освящая оружие, то только на применение в оборонительных целях. И освящались ружья, штыки, броненосные суда, самолеты… Никакой геополитики. Никаких завоевательных походов. Никаких "южных морей" и прочего. В молитве речь только о защищении Церкви, сирых, вдовиц и, соответственно, державы, которая нуждается в защите... Мы же никому не угрожаем! Кому угрожаем мы?!» - вопрошает он.
«Мне не раз приходилось участвовать в подготовке и проведении пусков межконтинентальных баллистических ракет, – конечно же, без ядерных блоков, с учебными болванками, – с разных полигонов – и Байконура, и Кура, и Плесецка, и Капустина Яра… И я знаю и видел, как это делается, как это все сложно и тяжело. И когда священник читает молитву, на нее порой собираются сотни, а иногда и тысячи людей, включая военных, конструкторов, представителей промышленности… И что, получается, десятки лет я занимался ерундой? Получается, усопший Патриарх Алексий II, как бы это сказать, ошибался? Как и другие православные пастыри и архипастыри – они все ошибались, они 350 лет освящали не так и не то?..» – задаётся вопросом отец Михаил.
Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков назвал резонансный проект сырым.
«Что подразумевается под оружием непрямого действия, которое может привести к уничтожению неопределенного количества людей? Ведь артиллерия, танки, огневые системы также способны уничтожить множество людей. Современные тяжёлые пулемёты или стрелковое вооружение подпадают под определение оружия массового уничтожения людей. Мы живём не в век холодного оружия, а в век, когда даже простые огневые системы могут уничтожить множество людей. Перестрелка из автомата в городских условиях идёт порой вслепую, когда не видишь, в кого стреляешь, создаётся огневое противодействие противнику, а контактный бой лицом к лицу нечасто происходит во время боя. Поэтому, когда стреляешь из огневых систем на дальнее расстояние, всегда есть опасность для невинных людей», – отмечал священник.
Тогда отец Димитрий внёс три предложения по проекту: «Первое. Уточнить формулировки. Второе. Оружие создаётся не только для уничтожения, но и для устрашения. По технической неисправности оно может привести к гибели людей. Примеров тому – тьма. Поэтому стоит обсудить создание молитвы во избежание взрыва по технической неисправности. Третье. Необходимо услышать мнение воинов, коль проект документа касается воинского служения. Иначе наши неосторожные действия могут привести к тому, что поколеблется авторитет Церкви и священнослужителей в глазах воинов».
Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик объяснил смысл освящения оружия: «Какой смысл в освящении? Во-первых, освящать ракеты нужно хотя бы для того, чтобы они не взрывались на старте. Во-вторых, чтобы ракеты служили оружием мира, чтобы грозили врагу, но, дай Бог, чтобы не применялись. Как говорится, дай Бог, все иметь и уметь, да не все делать. В-третьих, чтобы в час "икс", если, не дай Бог, ракеты потребуется – они сослужили нашему Отечеству добрую службу, защитили наших сограждан от убийц и насильников, защитили наши храмы, наши алтари, защитили православных христиан и всех жителей державы российской».
«Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной. Подобная практика, как показали беседы со многими священнослужителями и офицерами, способна нанести тяжелый удар по воинству российскому и российскому обществу. Поэтому целесообразно данную фразу из этого документа убрать, если мы не хотим не только утерять доверие вооруженных сил, но и серьезно погрешить против истины», – это предложение отца Владимира невозможно не поддержать.
В 124 выпуске телепрограммы «Щипков» справедливо отмечалось, что «запрет на освящение того или иного оружия неизбежно будет воспринят нашими внешнеполитическими конкурентами как внутренняя слабость. Наше оружие – гарант нашего суверенитета и исторического выбора. Продавив запрет на освящение отдельных видов оружия, нас затем подтолкнут к следующим шагам – сначала потребуют не окормлять личный состав, потом отказаться от применения определённых видов вооружений, потом и вовсе разоружиться в одностороннем порядке. Одним из важных инструментов пошагового лоббирования таких решений станут недобросовестные ссылки на то, что Церковь якобы "не одобряет" все, что связано с оружием, поскольку "не освящает" его. Эту цепочку событий легко спрогнозировать. Что касается ядерного оружия, то тут необходимо учитывать принцип презумпции невиновности и критерий исторической репутации. В склонности к необоснованному применению ядерных сил необходимо каяться отнюдь не нам. Нам остается лишь констатировать, что наша политика разумной оборонной достаточности лежит в русле христианских принципов».
Стоит отметить смелость заявления нового главы Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископа Савватия. Его высказывание мгновенно было растиражированно СМИ, вновь вызвав дискуссии и страх либеральной общественности, что Церковь всё же не откажется от многовековой практики освящения оружия, которое исторически являлось гарантией безопасности и суверенитета России.
Редакция «Русской народной линии»