Как сообщалось, в начале февраля был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Проект документа вызвал в среде православного сообщества недоумение и критику.
Сегодня проект документа проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
На мой взгляд, проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» сырой. Что подразумевается под оружием непрямого действия, которое может привести к уничтожению неопределенного количества людей? Ведь артиллерия, танки, огневые системы также способны уничтожить множество людей.
Современные тяжёлые пулеметы или стрелковое вооружение подпадают под определение оружия массового уничтожения людей. Мы живем не в век холодного оружия, а в век, когда даже простые огневые системы могут уничтожить множество людей. Перестрелка из автомата в городских условиях идёт порой вслепую, когда не видишь, в кого стреляешь, создается огневое противодействие противнику, а контактный бой лицом к лицу нечасто происходит во время боя. Поэтому, когда стреляешь из огневых систем на дальнее расстояние, всегда есть опасность для невинных людей.
В проекте документа не ясно изложены формулировки: что можно, а что нельзя освящать? Требуется уточнение – надо запрещать освящение любого оружия или объяснить, почему одно оружие освящать можно, а другое – нельзя. Иначе, всё расплывчато.
Современные автоматы, автоматическое оружие – серьезное вооружение. У воина есть достаточно огневых средств, например, огнемёт «Шмель». Страшное по силе оружие. Может ли оно послужить личной защите? Может. Но оно также способно привести к гибели неопределенного количества людей. Поэтому требуется уточнение.
В мире происходило достаточно трагедий – взрывы на подводных лодках. И только благодаря самоотверженности моряков чрезвычайное происшествие не приводило к взрыву оружия массового поражения.
Если мы не освящаем оружие массового поражения, то, может быть, нужно подумать об особом чине молитвы? Ведь смысл освящения в том, чтобы оружие не взорвалось из-за технической неисправности.
Вношу три предложения по проекту документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Первое. Уточнить формулировки.
Второе. Оружие создаётся не только для уничтожения, но и для устрашения. По технической неисправности оно может привести к гибели людей. Примеров тому – тьма. Поэтому стоит обсудить создание молитвы во избежание взрыва по технической неисправности.
Третье. Необходимо услышать мнение воинов, коль проект документа касается воинского служения. Иначе наши неосторожные действия могут привести к тому, что поколеблется авторитет Церкви и священнослужителей в глазах воинов.