Как сообщалось, в начале февраля был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект документа вызвал в среде православного сообщества недоумение и критику.
7 февраля под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоялось первое в наступившем году заседание епархиального совета, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
В частности, владыка отметил, что «Русская Православная Церковь осуществляет сегодня работу с военнослужащими, в армейских частях вводятся должности военных священников, которые духовно помогают солдатам нести тяготы ратной службы. Это не может не радовать. Вместе с тем власти уделяют внимание вопросам обороны и безопасности страны. Появляются новые корабли и самолёты, подводные лодки, возрастает денежное довольствие у рядовых и командиров. Наша Церковь всегда благословляла своих чад на несение воинской службы, на защиту рубежей Отечества. Достаточно вспомнить патриотическую позицию духовенства в годы Великой Отечественной войны, 75-летие окончания которой мы будем отмечать через несколько месяцев».
«Чтобы внести ясность в отношении Церкви к военной службе и разным ее частностям, комиссией Межсоборного Присутствия по церковному праву разработан проект документа "О благословении православных христиан на исполнение воинского долга". Материалы по этой теме собраны в цельный документ. Он размещен на сайте Московской Патриархии и разослан в епархии для изучения и возможных поправок. Благочинным с духовенством округов необходимо изучить его, написать отзыв и отправить до 1 мая в епархиальное управление. Сводный отзыв от Санкт-Петербургской епархии затем будет направлен в аппарат Межсоборного Присутствия», - сказал митрополит Варсонофий.
На заседании епископ Кронштадтский Назарий зачитал документ «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Митрополит Варсонофий подчеркнул, что освящаются корабли, самолеты, танки как транспортные средства и средства защиты, но не оружие в них.
О проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Исконная средневековая традиция благословение мечей, а затем и сабель, обусловлена тем, что холодное оружие до XIV века являлось практически исключительно единственным средством вооружения. За исключением луков, стрел, пращей и камнеметов.
А теперь поразмышляем о благословении так называемого оружия массового поражения. В византийской традиции существует чин благословения военного корабля. Как известно, военные корабли оснащались сифонами с греческим огнем - дальним предком нашего напалма и артиллерии. Соответственно, греки освящали военные корабли, а ведь огонь не разбирал плохих и хороших, а сжигал всё на суше и на море.
Тем не менее, военный корабль с сифоном для греческого огня и с самим греческим огнем по византийской традиции благословлялся.
Также благословлялись и кропились святой водой и орудия. То, что сейчас освящаются военные самолеты, военные корабли, в том числе с находящимися на них орудиями и ракетами, все это показывает, что традиция освящения оружия массового поражения не чужда.
Какой смысл в освящении?
Во-первых, освящать ракеты нужно хотя бы для того, чтобы они не взрывались на старте.
Во-вторых, чтобы ракеты служили оружием мира, чтобы грозили врагу, но, дай Бог, чтобы не применялись. Как говорится, дай Бог, все иметь и уметь, да не все делать.
В-третьих, чтобы в час «икс», если, не дай Бог, ракеты потребуется — они сослужили нашему Отечеству добрую службу, защитили наших сограждан от убийц и насильников, защитили наши храмы, наши алтари, защитили православных христиан и всех жителей державы российской.
Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на неиндивидуализированном оружии.
Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит — поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной.
Подобная практика, как показали беседы со многими священнослужителями и офицерами, способна нанести тяжелый удар по воинству российскому и российскому обществу.
Поэтому целесообразно данную фразу из этого документа убрать, если мы не хотим не только утерять доверие вооруженных сил, но и серьезно погрешить против истины.