Как сообщалось, известный либеральный священник Алексий Уминский выступил в «защиту» Алексея Навального.
Либеральные СМИ и блогеры с восторгом восприняли выступление священника («Эхо Москвы», «Медуза», «Каспаров.ru» и др.).
Выступление о.Алексия Уминского прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, член экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей протоиерей Александр Пелин:
В Мордовии я был членом Общественной наблюдательной комиссии при УФСИН по республике, посещал исправительные колонии (в республике более 20 зон). И могу засвидетельствовать, что в некоторые зоны мы приезжали без всякого предупреждения: проверки часто бывали внезапные.
В наше время существует закон об общественных наблюдательных комиссиях и общественных советах при министерствах, поэтому невозможно скрыть следы преступлений или недолжного исполнения своих обязанностей.
Вокруг персоны Алексея Навального сосредоточено слишком много внимания. Во всей этой истории стоит разделить образ заключенного Навального и призыв отца Алексия Уминского. Пастырь говорит правильные слова, ссылается на Евангелие и необходимость проявления милосердия. С этим невозможно спорить. Но то, что совершает Алексей Навальный в колонии, мне представляется очередной провокацией.
Почему? Общественная наблюдательная комиссия УФСИН по Владимирской области, в которую входят священнослужители, посещала заключенного Навального. Члены комиссии спрашивали, в чём ему конкретно не оказывается помощь, но он не назвал никаких претензий, лишь категорически требовал своих лекарств и своего врача.
К сожалению, законы УФСИН таковы, что невозможно предоставить каждому заключенному индивидуального врача. Если Навальному плохо, то его просто необходимо госпитализировать и обследовать. А усугублять своё положение голодовкой нет необходимости. Нужно просто быть разумным!
Я хотел бы прокомментировать ситуацию с телеканалом «Спас». Мне кажется, что коллеги-журналисты превысили свои оценочные суждения, перешли на личности - в оскорбительном тоне отзывались о священнослужителе - отце Алексие Уминском. В этом случае телеканал принёс достаточно разумные извинения.
Однако позиция отца Алексия Уминского по многим вопросам мне совсем не близка. Во многих своих высказываниях он близок к либеральному крылу Церкви, церковному диссидентству. И продолжает традиции отцов Павла Адельгейма, Глеба Якунина, Александра Меня. Это одна школа и плеяда.
Все выступления отца Алексия Уминского с критикой церковной системы, а также его защита Навального, напоминают анекдот про дедушку, который пускал под откос поезда, хотя война давно закончилась.
Диссидентство, зародившееся в 50-60-е годы ХХ века в СССР, продолжает быть в крови определенной части интеллигенции, в том числе христианской интеллигенции, а также в числе определенной части священнослужителей Русской Православной Церкви.
Мне представляется, что диссидентство — это болезнь интеллигентности, которую никак не может побороть в себе такой замечательный оратор, как отец Алексий Уминский. Диссидентство его перебарывает. Поэтому, не вполне разобравшись даже в сути происходящего, он всё равно ратует за то, что нужно приложить все усилия, чтобы Алексею Навальному помочь.
Но разве ни того же самого желает, например, Общественная наблюдательная комиссия УФСИН по Владимирской области, представители которой пришли к Навальному? Разве ни того же самого желает руководство ФСИН? Зачем им нужны эти проблемы?
Если человек добровольно объявил голодовку, разве его должны насильно кормить? Какие практические меры должны быть приняты? Навальный требует, чтобы к нему срочно допустили врача. Но в колонии есть врач. Какой нужен врач Навальному? Эксперт из Германии или какой-то специализированный врач?
Мне кажется, что просьба отца Алексия Уминского чрезмерна. Во всём остальном он прав: действительно, необходимо со всяким вниманием и уважением проявлять милосердие к людям, помогать им настолько, насколько возможно. Но в колонии находится не один Алексей Навальный. Много заключённых с хроническими заболеваниями, им тоже необходимо оказывать медицинскую помощь.
Сегодня священнослужителей допускают в колонии – они могут прийти, посмотреть и реально отразить ситуацию в своих заключениях, написать об этом в социальных сетях, сообщить руководству колонии и призвать устранить те или иные недостатки. Это и есть объективное рассмотрение того, что на самом деле происходит.
Ролик отца Алексея Уминского – очень умеренный, корректный. Но, к сожалению, ролик крутится теперь на всех сайтах, в том числе и зарубежных именно с подтекстом: «Свободу Алексею Навальному!». И вольно или невольно отец Алексий Уминский встал на сторону тех людей, для которых важна не столько жизнь человека, сколько сакральная жертва.
Как известно, герой становится только тогда героем, когда он погиб за свободу, независимость или за идеалы революции — контрреволюции. В противном случае он неполноценный герой.