Юбилей единомышленника

К 60-летию историка Павла Геннадиевича Петина

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн  Бывший СССР 
1 Генрик 
1626
Время на чтение 13 минут

Сегодня, 5 Апреля, исполняется 60 лет со дня рождения активиста Международной организации «Русское Собрание» (директора Московского отделения), автора «Русской народной линии», кандидата исторических наук, русского историка-источниковеда Павла Геннадиевича Петина.

В современной общественно-политической жизни православных патриотов часто декларируется как некая идеальная и даже необходимая ценность — единомыслие. Сам не являюсь сторонником такой позиции. Гораздо выше ценю духовное единодушие при наличии естественного разномыслия среди Соратников и Друзей по множеству частных вопросов, а порою и в некоторых стратегиях. Отсутствие самостоятельного и самобытного мышления у активного соотечественника-патриота, приспособление к мыслительным процессам лидеров рассматриваю скорее как недостаток. Но всякое частное правило ценно и своими исключениями. Для меня таким удивительным исключением и даже Божиим чудом являются десятилетия моей дружбы и тесного сотрудничества с историком Павлом Геннадиевичем Петиным.

В нашем уникальном единомыслии хочу в первую очередь отметить полное равноправие и независимость друг от друга. Никогда сам не приспосабливался к ходу мыслей, логике рассуждений моего Друга Павла, и никогда не было и с его стороны какого-либо подстраивания под мои взгляды по множеству вопросов. Мы с Павлом познакомились сначала заочно, будучи оба сотрудниками персональной пресс-службы приснопоминаемого Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, а потом и очно, как уже вполне сложившиеся и устоявшиеся во взглядах, в исследовательских методологических подходах и в политических позициях взрослые люди. И поначалу я совсем не замечал такую интеллектуальную близость и похожесть, ведь во вкусах и предпочтениях по сугубо житейским аспектам мы были принципиально разными людьми.

И только с годами я стал догадываться о душевных, психологических корнях нашей уникальной общности с ним. Мы оба были уроженцами и воспитанниками российских имперских украин. В третьем поколении я был уроженцем Туркестанского края. Павел родился в Восточной Сибири, в Ачинске и возрастал на Дальнем Востоке — на Амуре. Три года на военных кораблях он бороздил Мiровой Океан — совсем дальнюю украину Русской Вселенной. Мы оба в самых глубинных переживаниях чувствовали и мыслили себя коренными подданными Великой России. Нами с молоком матерей было впитано имперское единство. Его предательское разрушение в девяностые годы причиняло нам схожую и боль, и сердечные страдания.

Мой родной Ташкент к концу 1991 года вдруг стал «заграницей». А относительно Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа — с 1991 года и практически вплоть до начала премьерства В.В.Путина в Августе 1999 года как бы «российские» СМИ нашим согражданам прямо или косвенно внушали, что собственно Россия — это страна в границах начала царствовании Государя Ивана Грозного, а все остальные земли Великой Империи — «чужие», дескать, они имеют право на «независимость», «самоопределение».

Многие уроженцы великорусских коренных земель, но не Москвы, порой с большой неприязнью отзываются о нашем историческом и политическом центре, о сердце Русского Государства. Среди вполне патриотичной провинциальной гуманитарной интеллигенции нет-нет да проскальзывает эдакий — велико-новгородский, тверской, калужский, тульский, рязанский, нижегородский, ярославский, владимирский «сепаратизм» с определенными социокультурными досадами на Москву и москвичей. Причем их досады связаны не только с современным особым политическим, экономическим и финансовым положением Первопрестольной, но и в исторической ретроспективе, скажем, по отношению к XV–XVII столетиям. Они пытаются представить себя в чем-то несправедливо обделенными Москвой… А для нас, познавших особенности быта имперских окраин со всей наглядностью, понятно, что без Столицы, без её исключительности, пускай пока и в нездоровых формах вопиющего экономического, благосостоятельного неравенства в отношениях со всеми провинциями, в бурном мiре России не выжить. И обиды на Москву, часто смешанные с элементарной завистью, обиды, нередко питающие оппозиционные сугубо «патриотические» настроения в политике, на самом деле в определенных кризисных условиях могут сработать на развал нынешней Российской Федерации. И такие настроения — явление отнюдь не только нашего времени. Своеобразная внутрирусская «удельщина» порой охватывала умы интеллигенции и в XIX столетии.

Большой русский патриот, уроженец западнорусской Гродненской губернии, историк Михаил Осипович Коялович (1828 — †1889) в одном из писем 1880-х годов к московскому издателю Алексею Сергеевичу Суворину (1834—†1912) не без горечи писал: «Вам, москалям, непонятно, откуда у нас… берется такая любовь к России». (Несколько писем М.О.Кояловича к А.С.Суворину хранятся в рукописном отделе Государственной Национальной библиотеки, в фонде А.С.Суворина, к сожалению, более точная отсылка на единицу хранения мне неизвестна. В переводе на белорусский язык цитата содержится в книге: Цьвікевіч А. «Западно-руссизм»: Нарысы з гісторыі грамадзкай мысьлі на Беларусі ў XIX і начатку XX в. 2-е выданьне. 2- Менск: Наука и техника, 1993. С. 145; перво издание: Минск, 1929). И хотя М.О.Коялович имел в виду белорусов, в той же мере его чувства очень понятны великороссам, которые увидели свет на окраинах Империи. Жители Центральной России воспринимали единство страны как «неизменную» данность, которую якобы ничто не может поколебать, а потому в праздных публичных и частных беседах или в политических спичах можно совершенно спокойно «потрясать» основы.

Совсем другой взгляд присущ тем людям, которые смотрели на Империю, на СССР и РФ через личный опыт проживания на дальних окраинах, откуда совершенно ясно было видно, что Россия без сверхмощного центра как целое не сможет существовать. Вот такая моя личная общность с происхождением П.Г. Петина является одной из причин нашего не только духовного единодушия, но по множеству культурных, общественных, государственных вопросов и удивительного единомыслия.

Такая общность вскрылась для меня не сразу. В 1998–2009 годах мы неоднократно участвовали в целом ряде церковно-исторических экспедиций, которые организовывал лидер движения «Россия Православная» Александр Иванович Буркин (1955—2013). Во время таких поездок нас неоднократно поселяли в номер вместе с П.Г.Петиным в небольших гостиницах Осташкова, Торжка, Калязина, Пскова… После напряженного рабочего дня и переписывания накопленных за день материалов с фотоаппаратов и диктофона на наши ноутбуки, мы за чаем или с бутылочкой коньяка нередко засиживались с самыми разнотемными разговорами до 2–3 часов ночи. И меня ещё тогда поражало, насколько схожие оценки множества явлений и предметов, подходов к ним нас объединяют. Порой просто слушал Друга, и мне не было нужды поддакивать ему или согласно кивать, он и так понимал, что я с ним соглашаюсь. И ещё один возрастной психологический момент, основанный на многолетнем опыте, который приходит примерно к сорока годам. Когда доверительно общаешься даже в небольшом подпитии с кем-то из Друзей, Дружбу с кем очень ценишь, все же где-то в подсознании продолжаешь помнить, что некоторые темы в разговоре с ним лучше не затрагивать, чтобы случайно не нарушить сложившегося благодушия жестоким спором или даже ссорой. И такой «внутренний цензор» хотя и не мешает беседе и взаимопониманию, но все же вносит в общение тонкую ноту отчуждения. Так вот, с годами я почувствовал, что с П.Г.Петиным в обсуждении любых политических и мiровоззренческих тем такого «внутреннего цензора» я совершенно свободно могу «отключать», зная, что, даже если в чем-то Павел со мной не согласен, он не «полезет в бутылку», пытаясь в чем-то переубедить, а спокойно выслушает и в крайнем случае без нажима постарается тезисно объяснить свою позицию.

Притом по характерам и темпераментам мы с ним очень разные люди. Что же касается научных подходов к той или иной теме, он большой педант: для него исторический источник или их совокупность является главным мерилом достоверности той или иной концепции или исторической реконструкции.

Когда ещё в пору работы в пресс-службе Владыки Иоанна Павлу поручалось составление тематических цитатных подборок из трудов историков и публикаций документов, он всегда старался давать не только исчерпывающе точные данные первых публикаций, но и ссылки на архивные хранилища.

Это сейчас по очень многим гуманитарным темам можно осуществлять относительно простой хотя бы первоначальный поиск в Интернете. Громадные массивы документов, историографических трудов, редких публикаций XVIII–XIX столетий довольно просто отыскать в Сети, и с каждым годом объемы доступных текстов в ПДФ и Дежавю возрастают в несколько раз. Видимо, не за горами то время, когда подавляющее большинство, скажем, дореволюционных периодических научных изданий и научных книг, которые хранятся в отечественных библиотеках и за рубежом, будут в прямом сетевом доступе.

В первой половине девяностых годов такие разработки и подборки можно было готовить только в больших научных библиотеках, а оригиналы документов были доступны только в архивах. Да и годами позже, когда заработали поисковые программы Рамблер (1996), Яндекс и Гугл (1997), когда они вскоре стали доступны рядовым пользователям, массивы оцифрованной гуманитарной информации научного характера были крайне обрывочны либо доступны только на платных зарубежных порталах.

Так вот. Павлу Геннадиевичу заказчики и работодатели могли дать почти любое задание по очень специфическому историческому направлению, и он успешно формировал подборку всех доступных библиотечных материалов. То же самое было, когда его изыскания касались архивных документов. Впрочем, каждый опытный поисковик знает, что какие-то редкости обязательно окажутся и за границами таких подборок, но для последующей работы найденного вполне достаточно.

Среди профессиональных историков известно, что примерно из сотни коллег едва ли двое-трое систематически работают в архивах. Почти каждый историк в период учебы или в каких-то исключительных случаях имел опыт работы с оригиналами архивных материалов. Но это крайне трудоемкое и затратное по времени занятие. Поэтому подавляющее большинство историков в своих повседневных трудах предпочитают использовать уже кем-то, когда-то расшифрованные и опубликованные источники.

Сейчас ситуация кардинально меняется, поскольку многие большие архивы оцифровывают свои фонды, они становятся доступными для значительно более широкого круга исследователей. Но каждый историк-архивист знает, что любая цифровая копия, даже сделанная в высоком разрешении, все же содержит меньше сопутствующей информации, меньше мето-данных, чем оригинал. Карандашные пометы, почерковые особенности, свойства бумаги, переплета и множество других «мелочей» оказываются недоступными для копирования. А нынешняя оцифровка архивных материалов в своем подавляющем большинстве всё ещё далека от наивысших технических возможностей, и должно пройти, вероятно, ещё несколько десятилетий, пока качество цифровых копий приблизится к качеству оригиналов.

Сам я ещё со своей первой студенческой журфаковской поры имел эпизодические опыты практической работы в архивах и отделах рукописей Москвы, Ташкента, Ленинграда. И после, в восьмидесятые и в начале девяностых, я провел не одну сотню часов в читальных залах архивов, расшифровывал и переписывал от руки сотни документальных страниц. Очень хорошо знаком с характером архивной повседневной работы.

Потому со всей основательностью могу оценить опыт архивных изысканий, которые осуществлял и осуществляет П.Г. Петин. Объем проделанных им работ, что в данной изыскательной области было сделано и делается им, во многие десятки раз превышает мой личный опыт. Если я свои прежние архивные усилия оцениваю в сотни часов, то П.Г.Петин мог бы уже похвастаться годами, проведенными в стенах хранилищ рукописей и документов. Сейчас в Москве, наверное, гораздо легче перечислить архивохранилища и отделы рукописей, где П.Г. Петину пока не довелось поработать, чем те, где он просиживал днями, неделями, месяцами. При первых же возникающих возможностях он всегда стремился поработать в архивах Санкт-Петербурга, Твери, Пскова, Вологды, Осташкова и не помню, где ещё.

Если П.Г. Петин в своих тематических изысканиях в каких-либо исторических трудах или публикациях выходит на какой-то исторический документ, в перспективе он обязательно ставит для себя задачу при первой же возможности ознакомиться с оригиналом рукописи или документального акта. Такой педантизм отнюдь не прихоть, а проистекает из научной практики.

Нередко оказывается, что в книжном или журнальном издании цитата передана неточно и даже с искажением смысла. Либо цитата произвольно сокращена без указания мест пропусков. Иногда даже «полная» публикация документа на поверку оказывается далеко не полной. При технической редактуре книг редко сверяются точность архивных ссылок. И потом другие авторы, использующие цитату у публикатора, повторяют досадную опечатку или неточность в своих сносках. А кроме того, опытный ученый-поисковик знает, что в архивном деле рядом с уже опубликованным документом может оказаться важнейший источник, которые по тем или иным причинам не привлек внимание первоначального публикатора, но который очень важен для разрабатываемой темы. Практически никогда у П.Г. Петина такое обращение к архивным первоисточникам не остается без весомого практического результата.

За годы работы в пресс-службе Митрополита Иоанна, в Общероссийском общественном движении «Россия Православная», над кандидатской диссертацией в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, а теперь и в «Русском издательском центре» в своих внутренних разработках П.Г. Петин освоил колоссальные массивы исторических материалов в многие тысячи страниц. К сожалению, едва ли не сотая их часть разрешилась публикациями. По странному стечению житейских обстоятельств (отсутствие спонсоров его собственных научных исследований) и особенностей характера самого П.Г. Петина, во многом лишенного авторского тщеславия и стремления заявить о себе в научном мiре и в общественной жизни печатными трудами, как ученый историк Павел Геннадиевич Петин известен весьма узкому кругу из нескольких десятков своих коллег и друзей.

После защиты диссертации «Российские Императорские наградные грамоты конца XVIII — начала XX веков» и получения кандидатской степени в 2010 году он продолжил свои исследования, более того — расширил их рамки на советский и даже постсоветский периоды. Но работа по данной весьма актуальной и вместе с тем оригинальной для российской исторической науки теме до сих пор так и не реализовалась в виде издания книги.

Хотя мы обсуждали с лидером «Русского Собрания» А.Д.Степановым, тоже близким Другом П.Г. Петина, такой вопрос: его труд по наградной системе «Российские Императорские наградные грамоты конца XVIII — начала XX веков» от лица «Русского Собрания» рекомендовать Российскому Военно-Историческому обществу для финансирования издания. Но пока разговор остался разговором.

В какой-то степени и я чувствую свою вину, что популяризированные варианты его научных статей, когда-то опубликованных в научных изданиях о наградной Российской системе, им не были опубликованы на «Русской народной линии». Пару-тройку раз я пытался подтолкнуть П.Г. Петина к таким публикациям, но достаточной настойчивости как друг и потенциальный редактор не проявил.

У нас в соавторстве с П.Г. Петиным есть большой массив — почти в сотню учетно-издательских листов — совместной исследовательской разработки по Преподобному Нилу Столобенскому. Разработка осуществлялась в 2003–2009 годах при финансировании А.И.Буркина для неосуществленного проекта Ниловской Симфонии. Той разработки хватило бы для издания четырех-пяти церковно-исторических книг. Но у нас обоих пока решимости не хватает подготовить данные книжки к изданию.

Конечно, я с прискорбием осознаю, что, когда я пишу о своих близких Друзьях и Соратниках, все преподношу через призму личных переживаний и потому о них говорю не меньше, чем о самом себе. К сожалению, такова специфика моего журналистского метода, и с годами все больше и больше ничего не могу с этим поделать. Юбилейные биографические справки не мой жанр. За что прошу прощения и у Друзей, и у читателей. Мне, конечно, очень хотелось написать о Павле Петине, о его большом жизненном и творческом пути в каких-то высоких выражениях и с многочисленными заслуженными похвалами в его адрес. Но на деле вышло только сказать, что его судьба дорога мне, что я очень переживаю, что его труды пока малоизвестны нашим соотечественникам, и мне от того горько.

Сегодня моему Другу исполнилось 60 лет! С одной стороны, возраст цветущей научной зрелости, с другой — рубеж подведения итогов о прежде сделанном. А в библиографии П.Г.Петина на «РНЛ» до сих пор всего пять небольших публикаций. Хотя он ежегодно практически на каждых Калязинских чтениях выступает с докладами. 1–2 раза в году он делает подготовленные письменно научные доклады или чаще сообщения в научном семинаре «Традиции исторической мысли» на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ. И хотя каждый раз говорю ему, что надо сделать публикацию материала на «РНЛ», но потом в суете повседневной текучки забываю об этом. А у Павла напрочь отсутствует внутренний интерес по продвижению собственной уже сделанной работы, так как он далее занят новыми исследованиями или исполнением какого-нибудь изыскательского заказа.

С Божией помощью радость юбилейного торжества ознаменована плодотворными, масштабными и весьма нужными для Отечества научными трудами моего Друга. Вместе с тем в публикациях потенциал П.Г. Петина раскрыт непростительно мало и практически неизвестен соотечественникам. Непростительно не только для него самого — из-за отсутствия честолюбия, но и для нас — его ближайших друзей.

Однако я ни разу не слышал от Павла каких-либо горьких сожалений, сетований или укоров нашей эпохе, в предпринимательский дух которой он так пока и не сумел вписаться со своей основной исследовательской работой. Как Православный Христианин, он с подобающим смирением и без малейшего политического ропота принимает то, что очень многое уже сделанное ему пока не удалось реализовать для публики. Напротив, я ни разу от него не слышал, например, упреков в адрес Главы Государства Владимира Владимировича Путина, в адрес российского правительства, что его собственная творческая жизнь пока складывается не очень успешно исключительно по их вине. Напротив, насколько помню, сам П.Г. Петин никогда не мыслил и не определял себя в качестве оппозиционера «путинскому режиму». Более того, к подобному оппозиционному ропоту некоторых своих Соратников-патриотов он относится с живой иронией и веселым сочувствием, удивляясь, как же можно жить на протяжении двадцати с лишним лет в таком вечном недовольстве действительностью, «забывая», что же было с нашей страной при Горбачеве и Ельцине?!

Как истинный Великоросс и бравый русский военмор, он с живой надеждой вглядывается в горизонты великого грядущего России и вполне осознает, что его личная жертва временного «неуспеха» и житейского «непроцветания» перед Лицом Божиим лежит на Алтаре Отечества. И если такая жертва не принесет многого лично ему самому, то духовно послужит процветанию и успеху России.  

Прошу дорогих друзей, соратников и читателей вознести свои молитвы ко Господу о здравии Павла Геннадиевича Петина с пожеланием ему многих благих лет жизни, достатка и процветания его семейству и новых успехов в его научном творчестве.

С Днем Рождения, Дорогой Друг Павел! Божией помощи тебе во всех жизненных путях!

Леонид Евгеньевич Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09