Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил проработать вопрос об юридическом закреплении обязательств депутата перед своими избирателями, которые были взяты в ходе избирательной кампании, сообщает пресс-служба Государственной Думы.
«Люди обращаются к кандидатам в депутаты с проблемами, которые их волнуют, — строительство дорог, ремонт школ, модернизация больниц, выделение жилья для детей-сирот и многое другое. Депутат не имеет права об этом забывать. Обращения по решению конкретных вопросов правильно было бы зафиксировать юридически», - заявил Вячеслав Володин.
По его мнению, «после избрания Государственной Думы следующего созыва можно будет сформировать общий прозрачный массив предложений граждан, чтобы, в том числе на их основе, вести работу в парламенте».
«Правильно начать обсуждение, подумать, как это может быть закреплено юридически: возможно, в законе о статусе депутата или в Регламенте Государственной Думы. Это позволит в будущем реализовывать взятые обязательства более системно: через инициативы в федеральных законах, обращения к представителям исполнительной власти различных уровней и другие механизмы. Возможности, конечно, у всех разные, но эффективность работы возрастет точно, станет меньше демагогии. Избиратели смогут спросить со своих представителей в ГД за взятые ими в ходе выборов обязательства», — сказал Вячеслав Володин.
«Мы видим, что в течение каждого созыва есть примеры, когда о данных обещаниях забывают, оправдывая это популистскими заявлениями. Если мы найдем решение о закреплении обращений граждан к депутатам, это будет нас ко многому обязывать. Работа депутатов станет более содержательной и результативной, что в итоге, в том числе повысит качество законодательной власти, которая одновременно является и представительной», — отметил председатель Государственной Думы.
Предложение председателя Государственной Думы Вячеслава Володина прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по образованию и науке, председатель Совета Фонда «Народный проект», председатель Оргкомитета по подготовке международного шествия «Бессмертного полка» Николай Георгиевич Земцов:
Я буду счастлив, если инициативы и публичные действия депутатов будут иметь юридический статус. Как правило, 90% ответов чиновников – отписки, порой оскорбительные своей бессодержательностью. Человек задаёт конкретный вопрос, а в ответ получает отписку. И ничего с этим поделать нельзя. Почему? Нет парламентского контроля и ответственности: чиновник, отвечая бессодержательной отпиской, ничем не рискует.
Если говорить о законотворческих инициативах, то в качестве борьбы с популизмом можно было бы рассмотреть вопрос о юридическом закреплении обещаний депутатов. Но требуется расшифровка. Политики иногда принуждены говорить то, что хотят слышать люди.
Я считаю, что нужно фиксировать предвыборные обещания. Человек не должен отходить от заявленной перед избирателями линии. Кандидат заявляет, что является сторонником определенной линии. И в дальнейшем он не должен её менять.
Есть совсем уж популистские обещания: «Я построю десять школ!»
И ни одной не простроил. В начале политического пути весьма сложно замерить адекватность политика. Он может иметь представления о Государственной Думе из средств массовой информации, из регионального видения. А попадая в Думу, человек начинает понимать, что всё не совсем так, как он думал. И всё, что он раньше говорил, – не реализовать. Законотворчество обставлено экспертными советами и внутрипартийной дисциплиной, которые не позволяют пройти инициативе депутата или сильно её ограничивают. А кандидат в депутаты об этом не знает и, оказавшись в реальной ситуации, понимает, что существуют ограничения. Не стоит предъявлять жёсткие требования к кандидату в депутаты.
Но вместе с тем я считаю, что каждый кандидат должен озвучить свои принципы, от которых он не должен отходить на депутатском поприще. Принципы менять нельзя! И он должен выказать своё отношение к ярким и главным событиям, которые всех волнуют. И сходить со своих позиций не имеет права. Всех политиков, которые собираются выйти на публичный путь служения, надо заставлять выражать свое отношение к традиционным ценностям, семье и знаковым событиям. Если человек публично заявляет, что является сторонником поддержки семьи, традиционных ценностей и не принимает ЛГБТ-идеологию, то он будет принужден в своей политической деятельности подтверждать свою позицию. Это правильная линия. Если депутат будет специалистом от экономического блока, то должен провозгласить некоторые позиции в организации экономики своего региона.
Не обладая ресурсами, обещать людям невозможно. «Я вам открою заводы и построю детские сады», - обещает кандидат. Но это очень сложно. Государство – это большой корабль, который меняет свой курс только от напряжения всех сил, а разогнать корабль или затормозить – очень сложно из-за инерции.
Я готов принять участие в обсуждение реформы парламентаризма, потому что есть опыт и понимание того, что работает.
Как подготовить Президента России? Кто кандидату расскажет, что ему предстоит на президентском посту? Также и с депутатом. Вы никогда не поймёте, что представляет собой служение депутата, не оказавшись в Государственной Думе. Отчасти вы можете понимать, но по документам никогда не поймёте, по каким законам живёт общество, ведомство, отрасли и определённые группы людей. И как среди них отстаивать интересы своих избирателей? Если вы будете всем махать Конституцией со словами: я имею право, то вас могут не послушать. И скорее всего так и будет. Вы должны заслужить уважение и интерес к вашим предложениям. И этот талант нужно развивать в себе.
Умение быть депутатом не приобретается заранее, лишь почитав литературу и пообщавшись с действующими депутатами. У вас может сложиться только частичная картина. Но как только человек получит депутатский статус, он мгновенно поймёт, что из сказанного ему ранее – всё не совсем так или совсем не так. Это обычный человеческий опыт. Посмотрели фильм про монтажников-высотников, а выяснилось, что в реальность жизнь другая. Это не означает, что профессия монтажника плохая – просто её надо постигать другим образом.
Вне всякого сомнения, необходимо продумать и внести соответствующие поправки в законы относительно статуса депутата, обязанностей и ответственности депутата. Я считаю, что самый важный баланс – это готовность взять на себя ответственность.
«Готов взять ответственность?» – спрашивают у человека.
«Готов», - заверяет он.
«Получи полномочия», - говорят ему.
Наши региональные коллеги имеют возможность целевым образом тратить 2 миллиона рублей, которые выдают региональному депутату. И в течение года он выполняет наказы избирателей. У депутатов Государственной Думы нет такой возможности. Мы занимаемся только федеральными законами, при этом каждый в своем регионе решает тысячи и тысячи бытовых вопросов. К нам приходят люди и просят: помогите нам в конкретном деле. И неважно, что вы – законодатель федерального уровня. Вы должны помочь решить частный вопрос. Депутат встречается с человеческой болью.
Мы вместе с людьми переживаем, когда нам пишут отписки и когда нас ни во что не ставят: вы законодатели, а мы тут сами без вас. А как нам воздействовать на чиновников? Ответственность не предусматривается за некорректный ответ и за задержку сроков.
Депутатам надо дать реальные полномочия в обмен на реальную ответственность. Я готов брать на себя ответственность. Какую? Любую, том числе уголовную в, но только при получении определенных полномочий. При отсутствии полномочий и ответственности человек действует соразмерно своим талантам. Например, познакомился с местным чиновником и говоришь ему: давайте всё же поможем людям и решим их проблемы. Конечно, статус депутата помогает.
Когда я пришёл в Государственную Думу, Владимир Абдуалиевич Васильев взял меня под локоток, отвёл в сторону и говорит: Николай, Вы прошли в Думу. Но Вы понимаете, все депутаты равны, а вес у каждого разный. Ваша задача – нарабатывать депутатский вес.
А что такое депутатский вес? Опыт общения и знакомств, который депутат экстраполирует на конкретные дела. Все депутаты равны, а у всех возможности разные. Нектар надо наработать. Надо лично знать федеральных чиновников, вызывать у них доверие и уважение, чтобы в ответ на просьбу они решили проблемы конкретного человека. Я делю мужчин на две группы: готовых или не готовых брать на себя ответственность (боятся и не хотят). Это ключевой момент. Если человек готов взять на себя ответственность – дайте ему полномочия. И чем больше он готов взять на себя ответственности – тем лучше. Вместе с ответственностью давать полномочия – не страшно, а даже нужно и полезно! А кто не хочет брать на себя ответственности – от таких надо избавляться. Таких мы тоже видим.