Трудно объяснить этот эффект беспамятства о явлении прямо связанном с самой властью. Думаю, что наш долг как общества и как народа напоминать власти о её истоках и её природе, задать несторовский вопрос, откуда пошло государство Российское. Юбилей Российской Империи – замечательный повод вспомнить истоки нашей государственности. Мы должны понимать, что празднуемый юбилей является не сугубо исторической датой, помещенной в исторический архив, но представляет собой актуальное событие, имеющее своё продолжение в современности. В 1721 году царь Петр I Сенатом был удостоен титула «Великий» и провозгласил себя Императором, а Россию Империей.
Надо отметить особенность нашей истории: мы точно знаем важнейшие даты нашего исторического бытия: призвание варягов, крещение Руси, судьбоносные исторические битвы. Наша история не окутана мифологическим туманом. В случае с Российской Империей мы знаем не только год, но и точный день, когда Московская Русь стала Российской Империей – 22 октября (4 ноября н.ст.). Царь приурочил провозглашение Империи к празднику Казанской иконы Богоматери, которая в силу этого факта должна почитаться как Покровительница Имперской России. Это был настоящий «октябрьский переворот» в русской истории. Однако Петр Первый выступил не как революционер, насильно меняя вектор развития страны, но стал выразителем фундаментальной идеи русской государственности. Начиная с Ивана Калиты, Московская Русь стала, как на дрожжах расти, присоединять сначала исторические русские земли при Иване III, а затем и близлежащие территории соседних государств при Иване Грозном, когда в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства. Далее Ермак покорил Сибирское ханство и Россия вышла на просторы Сибири.
И здесь встал вопрос: что делать? Куда несётся тройка Русской государственности? Что же строят великие князья и Цари, какую страну создают? Национальное государство для русских? Тогда другие народы должны быть вытеснены или же раствориться в русском народе. Или же это будет государство для всех, где каждый народ будет чувствовать себя частью целого, именуемого Россией? И тогда Россия будет матушкой не только для русских, но и для чувашей, татар, башкир, казахов, сибирских народов, чукчей, якутов, бурятов... Этот вопрос не мог оставаться нерешенным. Промедление с его решением было смертельно опасным. Миссия разрешить его выпала Петру I. От его решения зависели серьезные исторические последствия. Он, как русский витязь, оказался на распутье и сделал судьбоносный выбор в пользу великой многонациональной Империи.
Чем отличается Империя от национального государства? Национальное государство – государство одной нации. Империя же открыта для всех, кто признаёт власть Императора, подчиняется имперским законам, вселяется в этот дом и становится полноправным гражданином Империи. И если в национальном государстве очевидны приоритеты национального, то в Империи приоритет гражданства. У Петра Первого был замечательный исторический пример для подражания: Римская Империя. Не случайно ему был воздвигнут конный памятник в облике римского императора в центре Санкт-Петербурга.
Идеология Российской Империи была подготовлена в XV веке идеей старца Филофея «Москва – Третий Рим», включавшей как религиозный, так и политический аспект. При Петре Первом Третьим Римом стал Санкт-Петербург. И именно в имперский период Россия исполнила свою миссию как Третьего Рима, хранительницы веры, правды и закона.
Поэтому 1721 год стал настоящим «октябрьским переворотом» в русской истории, определив всё последующее бытие России. Никакие исторические катаклизмы за последующие три века не смогли преодолеть инерции заданного Петром вектора. Мы и сегодня живём по заветам Императора Петра.
Несмотря на европейские одежды и симпатию к Европе (Императора часто обвиняли в европеизме), Пётр Первый выступил как глубоко русский Царь, как наследник Иоанна Грозного, которого он почитал и считал себя продолжателем его стратегических планов расширения России на Запад. Также Пётр считал себя наследником святого благоверного князя Александра Невского. Победу над шведами в Северной войне Пётр считал продолжением и завершением Невской битвы русского князя, лично совершив символическое перенесение его мощей в Санкт-Петербург.
Уже при Александре Невском был заложен краеугольный камень имперской идеи. Он расширил интересы Руси до дальних восточных границ. Формально Россия вошла в состав Золотой Орды, но ментально Россия Золотую Орду сделала частью своего мира.
В этом смысле Пётр Первый – достойный продолжатель и наследник и Александра Невского, и Ивана Великого, и Ивана Грозного, и конечно, своего отца царя Алексея Тишайшего, воссоединившего Великую и Малую Россию (т.н. Украину). Петровская Империя стала логическим продолжением духовной и политической жизни Московской Руси. Пётр Первый не изобрёл чего-то нового, он интуитивно выразил русскую идею как имперскую идею. Государь Пётр понимал, что Империя для России не просто красивый высокий титул, а самое главное – это образ её жизни, способ её бытия и формула её будущего. Будучи зажатой между Востоком и Западом, как между Сциллой и Харибдой, России, чтобы выжить, нужно было объединить в себе Восток и Запад и ментально, и территориально, и политически, и религиозно.
Все эти проблемы решил гениальный Император Пётр Великий, создав Российскую Империю, увенчав этим статусом многовековое строительство Российского государства его предшественниками.
Для воплощения идеи Империи необходимы были и определенные качества самого народа, ведь Империю невозможно навязать силой или построить как некий утопический коммунизм. От народа, претендующего на носителя имперской идеи, требуются как минимум два нравственных качества. Прежде всего, нужна глубокая жертвенность народа, потому что титульный народ, отказываясь от узко национального государства, жертвует отчасти своими прерогативами и преимуществами как первого народа Империи. Нужна готовность отказаться от своего естественного национального эгоизма. Второй момент: нужна широта души титульного народа, чтобы он мог вместить в себя разные этносы и разные культуры, чтобы ему были интересны другие народы, вошедшие в общий имперский дом.
В рамках менталитета национального государства чаще приходится видеть ксенофобскую риторику, которая приводит к национальным конфликтам и отчуждению народов. В результате воздвигаются политические и ментальные границы.
Русский народ в течение своей истории выработал именно эти нравственные качества – жертвенность и широта души. Оба они основаны на православии. Достоевский выразил этот идеал понятием «всечеловек». Русский народ в своей истории не возводил границы, а расширял их, не отгораживался от других народов, но открывал врата своего государства для других народов. И этот процесс завершался только естественными границами континента. Широта нашей души была ограничена только берегами Северного и Тихого океанов. Только распад Советского Союза прекратил процесс естественного расширения Империи.
Жертвенность и широта души русского народа позволили ему стать государствообразующим народом Империи. Наш народ в этом выразил и воплотил себя.
После Петра I Россия всегда оставалась Империей, что бы ни происходило, особенно в ХХ веке. Россия меняла гимны и знамёна, но оставалась при этом все той же – Российской, советской, даже демократической, но Империей.
Можно сказать, что Империя – призвание России, естественное состояние её бытия. И процесс этот необратим. Мы слишком далеко уже зашли по этому пути.
При Петре I ещё можно было попробовать создать национальное государство. Но он сделал исторический выбор – и отнюдь не в пользу Европы, как может показаться внешне, а в пользу Империи. Он обратил свой взор вглубь веков – идеалом для него была Римская Империя, по её примеру он создавал политические институты. Петр – не европеец, он – римлянин! Россия стала Третьим Римом именно при Петре I и не перестала им быть вплоть до наших дней. Если у Петра I ещё был какой-то выбор, то сейчас у нас такого выбора уже нет. Остается только один выбор – быть или не быть! Быть Империей или не быть вообще. Если мы откажемся от имперского пути, то Россия рассыплется. Поэтому так важен юбилей Российской Империи. Мы не только празднуем историческую дату, мы осознаем, кто мы такие сегодня.
Сегодня нам нужна именно Новая Российская Империя. В замечательной современной песне, исполненной петербургской отроковицей, есть программная строка - «Империя не может умереть». Это наш актуальный гимн.
Празднование юбилея должно не только напомнить событие трехвековой давности, но обратить наше внимание к реалиям сегодняшнего дня, заставить задуматься о будущем России.
К сожалению, о Российской Империи не говорится ни в Конституции, ни в программе какой-либо политической партии. Ни один политик не поднимает флаг Российской Империи. Понятие Империи в наше время подчас имеет даже негативный оценочный смысл. Исторические окраины России упорно борются с наследием Империи. У современной власти (и общественного сознания) можно обнаружить некий комплекс вины или даже стыда в связи с феноменом имперскости. Власть, очевидно, боится сознаться себе в том, что она не только наследница Российской Империя, но и сама является Империей в форме федерации. Такое умолчание контрпродуктивно. Оно приводит к тому, что наши достоинства приходится официально признавать недостатками.
Тем не менее, мы живём в реалиях Империи. И надо иметь мужество назвать вещи своими именами. Президенту России надо признаться в имперской природе своей власти. В 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, но, к сожалению, не было внесено главное: нужно было чётко прописать, что нынешняя Россия - наследница Российской Империи, хранительница её опыта и заветов, её бытие существует в парадигме имперской идеи и преследует цели свободного объединения народов, культур, цивилизаций. Для этого в Конституции нужно поменять всего одно слово – Россия является наследником не Российского государства, а Российской Империи. И поменялась бы вся современная идеология России.
Имперскость – это идеология, которая сегодня может объединить как народы России, так и народы соседних стран. Всем хочется жить в большом, сильном и защищенном государстве. Любой малый народ понимает, что он сам по себе не выживет. Имперская идея способна вдохновить и русского, и якута, и чеченца. В Империи каждый чувствует себя полноправным и полноценным гражданином. Конечно, необходимы определенные реорганизации. Если Россия фактически не национальное государство, то встает вопрос о существовании внутри страны республик по национальному признаку: ведь это мины замедленного действия, заложенные под Империю.
Девиз современности – нам нужна Империя, а это требует державной воли масштаба Петра Великого. Нам нужен Петр Великий! Поэтому нужно и достойное празднование 300-летия Российской Империи. Нужен особый исторический праздник – День Российской Империи. Его нужно официально праздновать так же, как в стране уже несколько лет всенародно празднуется День Крещения Руси (хотя в России далеко не все православные).
Что ж, до празднования 300-летия Российской Империи остается еще 8 месяцев, это будет 4 ноября 2021 г. Посмотрим, как Россия встретит этот свой праздник.
Протоиерей Геннадий Беловолов, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
19. Может и умереть.
18. Ответ на 3, Владимир Николаев:
17. Ответ на 15, Сергей Швецов:
16. Ответ на 13, влдмр:
15. Одно надо знать
14.
13. Ответ на 8, Русский Сталинист:
12. Ответ на 10, Владимир Николаев:
11. Ответ на 11, Русский Иван:
10. Уважаемы автор!