От редакции: В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен День Аэрофлота. Празднуется он ежегодно во второе воскресенье февраля. В 2020 году Аэрофлот был признан национальной авиакомпанией России. На сегодняшний день Аэрофлот — лидер гражданской авиации России. Компания перевозит 7 миллионов человек в год, а вместе с дочерними компаниями 9 миллионов, что составляет четверть общего количества перевозок, которое совершается всем воздушным транспортом России. Аэрофлот контролирует 51% всего рынка международных авиационных перевозок России. Компания проводит собственные рейсы в 93 городах 47 стран мира.
А 14 февраля в 1952 году родился академик Евгений Николаевич Каблов, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ). Об этих датах напомнила нам Н.К. Сидорина, предложив для публикации свою статью.
Развитие советской авиации, а вслед за ней космической техники неразрывно связано с человеческим фактором.
Андрей Николаевич Туполев не раз отмечал, что было много талантливых изобретений, а в серийное производство уходили немногие самолёты. Не оправдал себя и разработанный Туполевым огромный агитационный самолет «Максим Горький» АНТ-20. Он дважды потерпел крушение. Первый раз во время показательного полета из-за трюкачества сопровождающего истребителя, а во второй раз уже в восстановленном виде из-за пилота АНТ-20. Однако эта неудача, связанная с человеческим фактором, не сломила Туполева и его единомышленников, среди которых был ученый-металлург, металловед Иван Иванович Сидорин. На созданном им сплаве кольчугалюминии, получившим название крылатый металл, Туполев построил все свои первые самолёты. Теперь в максимально короткие сроки надо было выпустить АНТ-25 для установления рекорда дальности полета.
Стиль работы прославленного конструктора очень интересно описан его внуком Андреем Алексеевичем Туполевым в интервью ТАСС к 130-летию Андрея Николаевича Туполева.
По словам Андрея Алексеевича, профессиональную конструкторскую среду в то время отличала большая сплочённость, крепкие дружеские связи с военными и гражданскими руководителями всех рангов. Постоянно общались, встречались на теннисных кортах, вместе катались на лыжах и коньках. Он подчеркнул: «Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения».
Именно так и создавался легендарный самолёт АНТ-25. В то время дачи Туполева и Сидорина находились поблизости. Сидорин жил в Пушкино на улице Папанина, а Туполев в соседних Заветах Ильича на улице Дзержинского.
В 1935 году на этом самолёте прославленный пилот, спасатель челюскинцев Сигизмунд Леваневский должен был перелететь через Северный полюс и приземлиться в Америке. Однако это не сбылось и опять из-за человеческого фактора. При подлёте к Северному полюсу Леваневский, заметив двигательное масло в кабине самолёта, приказал второму пилоту развернуть самолет в обратном направлении. Георгий Байдуков под угрозой нацеленного на него дула пистолета подчинился. Правда, когда всех, включая Туполева, вызвали в Кремль для объяснения срыва полёта, Байдуков твёрдо стоял на своем. Он попытался доказать Сталину, что самолёт хороший и его можно доработать. Поэтому Иосиф Виссарионович столкнулся с дилеммой: кому поверить – Леваневскому, заявившему с ходу, что Туполев враг народа и на его самолётах нельзя летать, или второму пилоту Байдукову, который был готов еще раз попробовать перелететь через Северный полюс на АНТ-25. Сталин сделал свой выбор, видимо, поняв, что Леваневский оплошал, приняв элементарную утечку топлива из переполненного маслобака за неисправность двигателя АМ-34.
Над этим поршневым мотором, конструкции Алексея Микулина, велась долгая и кропотливая работа. Только в Ижевске на заводе Ижмаш удалось изготовить для него коленчатый вал. Для начала этот двигатель был испытан на ряде аэропланов, в том числе и на самом большом в мире самолете «Максим Горький» АНТ-20.
Иван Иванович вспоминал, как делегация работников советской авиапромышленности во время своего пребывания в США узнала из газет о катастрофе, случившейся с этим самолётом. Андрей Николаевич тут же послал в Москву телеграмму с просьбой прислать уточнения. Оставалось держать удар. Туполев умел это делать как никто другой. Самое искреннее соболезнование выразил знаменитый французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который вместе с тем отметил нарастающую мощь советской авиации. Казалось, самолет АНТ-20 его просто очаровал как авиатора. И всё же главным он счёл целеустремленность людей, создающих такую технику.
Действительно, многое держалось на энтузиазме. Видно, неспроста Владимирку переименовали в шоссе Энтузиастов. Инженеру Сидорину на всю жизнь запомнились пробеги аэросаней с деталями из кольчугалюминия по той дороге в город Ковров и дальше во Владимирскую область в поселок Кольчугино до небольшого металлургического завода, где после ряда опытов удалось получить первые образцы крылатого металла. День рождения кольчугалюминия Туполев считал началом новой эпохи, которая ознаменовала переход от деревянного самолётостроения к цельнометаллическому. Предстояло вытеснить немецкую концессию «Юнкерс» из России и самим в стране лесов, встречая сопротивление чиновников всех рангов, наладить серийное производство цельнометаллических самолётов. И Туполев, и Сидорин понимали, что нужен прорыв, поэтому после катастрофы с АНТ-20, все надежды возложили на АНТ-25. Подвёл Сигизмунд Леваневский, на которого Туполев зла не держал, и всё же как-то заметил: «Этот предатель еще доиграется».
В 1937 году первый перелёт через Северный полюс был доверен Валерию Чкалову с Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым. В северных широтах за бортом самолета температура опустилась до -25°. Самолёт покрылся оледенением. Двигатель перегрелся. Чкалов неожиданно нашел выход из положения. Вместо закончившейся воды он предложил охладить двигатель запасами жидкого чая и кофе. Так Северный полюс был преодолен, и АНТ-25 приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, что явилось для местных жителей полным потрясением.
Об этом напоминает стела, правда, установленная не сразу, а только в 1975 году. На открытие прилетели Георгий Байдуков, Александр Беляков и сын Чкалова Игорь. Иван Иванович Сидорин, один из немногих, кто дожил до того времени, со свойственным ему юмором сказал: «Ну, вот теперь и оформили наше приземление».
А тогда, в 1937 году, на радостях Туполев успел сделать всем памятные подарки по своему обыкновению. Вспоминая эту черту его характера, многие рассказывали, что Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всём ценил скромность, граничащую с аскетизмом. На машинах, которые ему дарили, он ездил недолго, а затем просто передаривал их директорам заводов и руководителя организаций, с которыми работал. Его внук Андрей Алексеевич отметил в своём интервью ТАСС: «Мама рассказывала, что дома был даже "фюрерваген" — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам».
Иван Иванович прекрасно водил машину, которая досталась ему в дополнение к ордену Красной Звезды в связи с 15-летием ЦАГИ. Более того, именно он управлял бьюиком во время командировки Советской делегации в США. Поэтому Туполев подарил своему другу и соседу по даче охотничье дульнозарядное ружье с капсюльным замком бельгийского оружейника Пьера Жозефа Малерба, которое привезли ему из Ижевска как своего рода диковинку. Как известно, Туполев был заядлым рыболовом и охотником. Иван Иванович, рассказывая об этом подарке, однажды обмолвился: «Успел подарить».
Дело в том, что после успешного перелета Валерия Чкалова, а затем и Михаила Громова через Северный полюс, примерно тем же маршрутом полетел Сигизмунд Леваневский на Аляску. Но только не на легком самолете АНТ-25, а на тяжелом бомбардировщике ТБ-А с большим коммерческим грузом в виде пушнины, мёда, водки, возможно, золота. При подлёте к Северному полюсу началось оледенение самолета, и он навсегда затерялся в северных далях, поскольку, будучи перегруженным, не смог подняться выше облаков.
Говорят, Иосиф Виссарионович никак не мог понять, почему его так подвели лётчики и конструкторы, ведь ни в чём им не было отказа. Даже почтовая марка заранее до полета в 1935 году была выпущена с изображением героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского. И такая ложка дёгтя в бочке меда! Надо было наводить порядок. Под раздачу по навету попали невиновные люди. Туполева арестовали в октябре 1937 года, а Сидорина – в феврале 1938-го. Оставалось, как вспоминал Иван Иванович, держать судьбы удар как Божий дар, потому что пути Господни неисповедимы. Ни Сидорин, ни Туполев в партию так и не вступили, поэтому с ними в некоторой степени мирились как с нужными специалистами, которые в годы Великой Отечественной войны оказались незаменимыми.
За создание пикирующего бомбардировщика Ту-2 Андрей Николаевич Туполев в 1944 году получил звание генерал-майора.
Ивану Ивановичу Сидорину в годы Великой Отечественной войны выпала честь как главному металлургу 45-го завода наладить производство самого мощного в мире дизельного мотора конструкции Алексея Дмитриевича Чаромского АЧ-30Б для бомбардировщика дальнего радиуса действия Ер-2, созданного Владимиром Григорьевичем Ермолаевым.
Кроме того, как ученый-металловед Иван Иванович в предвоенные годы и во время войны консультировал многих авиаконструкторов. С радостью встречался с Туполевым, который всегда, даже под арестом, ощущал себя генералом. Его, патриотично настроенного, ухитрились обвинить в принадлежности к русской фашистской организации, родоначальником которой якобы был русский философ Иван Ильин. Ответ Туполева оказался убедительным: он в невероятно трудных условиях в годы войны создал новый самолёт. Видимо, будучи авиаконструктором от Бога, он испытывал наслаждение, отрываясь от земли.
Полностью и Туполев, и Сидорин были реабилитированы только в конце 50-х годов. Как люди православного миропонимания, они были оптимистами с неиссякаемой верой в историческую справедливость.
Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России
1. Самостояние русского человека