11 февраля сразу два крупных информационных агентства, «Газета.ру» и «Царьград-ТВ», опубликовали сообщение о странной инициативе, рожденной в бюрократических недрах Минпросвещения: «Министерство просвещения России попросило Российскую академию образования объяснить значения слов "толерантность" и "гендер" в учебниках». Ясно, что речь идёт об употреблении этих терминов в образовательном процессе и в официальной терминологии.
В сообщениях говорится, что общественность встревожена данной инициативой и обращает внимание на «двусмысленность и опасность концепций толерантности и гендера других стран» и предлагает запретить использовать эти термины в учебном процессе.
Возможно, некоторым читателям подобная настороженность покажется избыточной. Поэтому давайте постараемся вникнуть в происходящее.
Слово «толерантность» происходит от латинского «tolerantia», что означает «терпимость». Понятие толерантности впервые было введено в медицине и означало отсутствие правильной реакции организма на неблагоприятные воздействия, иначе говоря – ослабление иммунитета. То есть что-то пытается нанести организму вред, но организм относится к этому вполне терпимо. Понятно, что ни к чему хорошему это привести не может.
В обществе, как нас уверяют, толерантность предполагает терпимое отношение к любым различиям между людьми. Казалось бы, что же тут плохого? Нас призывают ко всем людям относиться ровно, одинаково. Не важно, какой они расы, национальности, каких обычаев они придерживаются, какую религию исповедуют, какие у них взгляды, какие у них недостатки. Надо просто не обращать на всё это внимания, и тогда будут мир, дружба, процветание и рай на Земле. Вот такая простая, незамысловатая, внешне привлекательная идея.
Привлекательная, но только на первый взгляд. Толерантность в своем маниакальном стремлении уничтожить здоровую реакцию социума на «чужого», на греховное, на безобразное, лишает его политического иммунитета, превращает народ или нацию в толпу, а государство в «гражданское общество», в лишенный всякой субъектности объект. Ибо субъект всегда имеет собственную позицию, и он «не толерантен» к попыткам лишить Богом данной субъектности – свободе воли.
Аналогично понятие «гендер» (социологический пол). Понятие «гендер» проблематизирует повестку половой идентификации: пол теперь не врожденное свойство организма, данное Богом и природой, – отныне пол условность, атрибут субкультуры или даже моды. Легитимизация свободы гендера сильнее всего разрушает традиционные ценности, ибо бьет по их последнему оплоту – семье.
Опасность легитимации толерантности таится также в том, что она, при завоевании командных высот в общественном сознании, превращается в свою прямую противоположность – агрессивную нетерпимость. Толерантность навязывает обществу чуждые социальные практики и институты презумпции меньшинств: ЛГБТ, BLM и т.п., – подвергая «инакомыслящих» репрессиям и культурному остракизму. Дистанцию от повальной толерантности до «reality czar» общество проходит очень быстро.
Это понятно, скажет пытливый читатель, но чем опасно просвещение в данной области «с младых ногтей»?
Очевидно, мы имеем дело с интересным феноменом общественного сознания, технология использования которого получила броское название «окно Овертона». Суть данной технологии заключается в том, что идеологические инспирации происходят незаметно и, как кажется, естественным образом, хотя совершаются искусственным путем навязывания, манипуляции сознания, в том числе методами НЛП. Общественное сознание «привыкает» к вброшенной идее, последовательно проходя ряд стадий ее признания: немыслимая – радикальная – приемлемая – разумная – стандартная – нормативная.
Окно Овертона на самом деле не такая уж новая технология. Это социологический пересказ теории захвата культурной гегемонии Грамши. Наш народ в перестройку испытал на себе опыт массированной идеологической агрессии, через грандиозную манипуляцию массовым сознанием (превосходно описанную С.Г.Кара-Мурзой). Из школьного образования было вымарано патриотическое воспитания так, что теперь приходится прикладывать огромные усилия для его возрождения.
Окно Овертона открывается в тот момент, когда идея начинает циркулировать в экспертном сообществе. При этом очень часто острые споры, призванные похоронить новую идею, популяризируют ее и добавляют адептов. А телевизор, социальные сети и школьные учебники распахивают окно Овертона настежь.
Внедрение идей толерантности через школьные учебники и образовательные стандарты – это практически гарантированный способ триумфа новых идей в обществе. Как говорил методолог и историк науки Томас Кун: «Идеи не умирают, – умирают их носители». Для нового поколения толерантность будет естественным стилем жизни, а на традиционализм «предков» они будут смотреть как на «последних могикан». Что прописано букварём – не вырубить топором.
Кроме Антонио Грамши, предтечей окон Овертона был Махатма Ганди. Широко известна его формула завоевания культурной гегемонии: «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь». Сегодня мы смеемся над толерастией и ее приключениями в Европе и США, а завтра она победит в умах молодежи, причем абсолютно без борьбы. Мы сами открыли ящик Пандоры, вписав толерантность и гендер в учебники.
Поэтому толерантности, гендеру и прочим порочным социальным практикам должен быть объявлен режим «нулевой толерантности». И безусловная рамка циркуляции идей – 18+.
Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир
1. ...