«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес

Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения

1 Ладога 
36
Время на чтение 9 минут
Фото: lavie.fr

Густаво Гутьеррес Мерино, перуанский доминиканский священник, считающийся «отцом теологии освобождения» и «пророком бедных», умер 22 октября в возрасте 96 лет.

1. Доминиканская провинция Святого Иоанна Крестителя Перу объявила о смерти Гутьерреса, отметив, что он был автором одной из самых влиятельных книг 70-х «Теология освобождения: История, политика и спасение». «Мы просим вас молиться о нашем дорогом брате, чтобы он мог наслаждаться вечной жизнью», – говорится в сообщении, подписанном настоятелем провинции о. Ромуло Васкесом Гавидиа. Монахи-доминиканцы сообщили, что останки Гутьерреса будут покоиться в монастыре Санто-Доминго в историческом центре Лимы.

Теология освобождения – это школа мысли, которая исследует аспекты освобождения с точки зрения католического социального учения. В некоторых своих радикальных проявлениях, в частности в Латинской Америке, теология освобождения принимала многие элементы марксистской теории и выступала за социальные изменения через различные формы революции. Временами она также изображала Христа в виде революционной фигуры. В других, более экзистенциальных изводах учения подчеркивалась близость к бедным и страдающим и содержался призыв к подлинному освобождению во Христе.

Теология освобождения, возникшая в неспокойной Латинской Америке в 1960-х и 1970-х годах, утверждала, что церковь обязана добиваться фундаментальных политических и структурных изменений, которые покончат с бедностью.

«Только подлинная солидарность с бедными и реальный протест против бедности нашего времени могут обеспечить конкретный, жизненно важный контекст, необходимый для богословского обсуждения проблемы бедности», – писал Гутьеррес в своей книге «Теология освобождения», вышедшей в 1971 году. Это движение побудило некоторых представителей церкви выйти за рамки своих традиционных пастырских обязанностей. Священники, вдохновленные теологией освобождения, принимали активное участие в сандинистской революции 1979 года против диктатуры Анастасио Сомосы в Никарагуа. Эта философия также повлияла на повстанцев в Мексике и Колумбии, где одной из главных партизанских группировок почти 30 лет руководил лишенный сана испанский священник Мануэль Перес.

В интервью испанской газете El País в январе 2017 года Папа Франциск сказал: «Теология освобождения была положительным явлением в Латинской Америке. Ватикан осудил ту часть, которая выбрала марксистский анализ реальности. Кардинал Йозеф Ратцингер [впоследствии Папа Бенедикт XVI] издал две инструкции, когда был префектом Доктрины веры: Одна очень ясно говорит о марксистском анализе реальности, а вторая – о позитивных аспектах».

Родившийся 8 июня 1928 года, Гутьеррес был рукоположен в священники в 1959 году и вступил в доминиканский орден в 2001 году. Он изучал медицину и литературу в Национальном университете Сан-Маркос, участвуя в католических акциях. Позже он изучал теологию в Лувенском университете (Бельгия) и Католическом институте Лиона (Франция). Гутьеррес занимал должность эндаумент-профессора теологии в Университете Нотр-Дам (США). Его книги переведены на множество языков.

Одно из последних международных выступлений Гутьерреса состоялось в Риме в октябре 2019 года на конгрессе, проходившем в Генеральной курии иезуитов. Там, по приглашению Папской комиссии по Латинской Америке, он выступил с лекцией на тему «Льготный выбор для бедных».

Институт Бартоломе де Лас Касаса, основанный Гутьерресом в 1974 году, отдал дань уважения своему основателю, провозгласив: «Его труды и работа в интересах бедных и самых забытых в обществе людей будут и дальше освещать путь церкви в ее поисках более справедливого и братского мира».

2. Большую роль в развитии и распространении теологии освобождения сыграло движение «первичных христианских общин». Первичные общины стали появляться в отдаленных сельских районах Латинской Америки по инициативе приходских священников, стремившихся распространить влияние церкви и, в том числе, охватить места, где не было своих пасторов. Наибольшее распространение движение получило в Бразилии и в Центральной Америке.

Во главе «первичной христианской общины» стоял представитель верующих, в общинах изучали Библию, проводили богослужения и читали проповеди. Вовлечение беднейшей прослойки населения в обсуждение религиозной, а потом и социальной тематики привело к тому, что все больше людей стало выступать с требованиями социальных перемен. До сих пор только в Бразилии действует около 80 тыс. первичных христианских общин. Так, газета «Нью-Йорк Таймс» накануне визита папы Бенедикта XVI в Бразилию в 2007 году писала, что теология освобождения остается популярной в Латинской Америке, и в одной лишь Бразилии имеется более миллиона кружков по чтению и толкованию Библии в этом направлении.

Теологи освобождения, взяв за основу марксизм, пересмотрели церковные каноны и создали новую мировоззренческую систему. Католические священники и раньше совмещали веру с революционно-левой практикой, достаточно вспомнить гражданскую войну в Испании, когда на стороне республиканцев выступили многие служители церкви: существует миф о том, что республиканцы жестко обращались с церковью (тут вспоминают законы об изгнании иезуитов из Испании и так далее), в то время как франкисты якобы оказывали покровительство вере и священнослужителям; в действительности гражданская война в Испании расколола церковь и франкисты убивали священников, выступивших на стороне республиканцев, о чем сейчас Ватикан и испанские церковнослужители предпочитают не вспоминать. Теологи освобождения пошли дальше, впервые связав спасение души и борьбу за земную справедливость, объявив наличную реальность «греховной», а капитализм – антихристианским строем.

Отвечая на многочисленные упреки в использовании марксизма, идеологии атеистов, священники подчеркивали, что атеист лучше эксплуататора: «Противоречия между верующими и атеистами незначительны. Потому что я, как христианин, также не верю в БОГА КАПИТАЛА, эксплуатации, Рейгана, Пиночета. Я верю в Бога братства и равенства» (Ф. Бетто); «Маркс помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни» (Л. Бофф).

«Грех» в теологии освобождения – это угнетение, эксплуатация и бедность. И преодоление «греховности» – это процесс социального и духовного освобождения человека. Субъектом борьбы за освобождение стали «бедные», под которыми имелись в виду «угнетенные». «Церковь бедных» (народная Церковь) противопоставлялась официальной «церкви для богатых». Г. Гутьеррес проповедовал: «Церковь, если она хочет быть верной Богу Иисуса Христа, должна осознать себя, став на позицию неимущих нашего континента и всего мира, угнетенных народов, вытесняемых из жизни культур. Она должна защищать дело бедных, ибо их есть Царство Небесное».

Большое значение в теологии освобождения стала играть история. История – это процесс спасения человека через освобождение. Путь к освобождению лежит через постоянную политическую борьбу, расширяющую горизонт исторически желаемых социальных изменений. Таким образом, спасение творится, а не ожидается.

Теологи освобождения доказывали нерасторжимость земного миропорядка и трансцендентного в деятельности человека. Смысл «освобождения», в интерпретации Г. Гутьерреса, триедин:

1) освобождение – это политическое и социально-экономическое освобождение человека от эксплуатации и угнетения. Оно выражает надежды обездоленных народов и классов;

2) освобождение – это завоевание полной творческой свободы, построение «нового мира» и «нового человека». Здесь речь идет уже о позитивной трактовке «свободы» – не «от чего», а «для чего и зачем»;

3) и наконец, третий, самый глубокий уровень освобождения – это освобождение от грехов и соединение человека с Богом.

Важно отметить, что в Ватикане не было единства в осуждении теологии освобождения. Церковь разделилась на два лагеря. В первом оказались приверженцы Второго Ватиканского собора, среди которых было много священников из ордена Иезуитов. Представлявшие долгое время самое консервативное направление в церкви, иезуиты в середине XX века стали одними из главных приверженцев реформаторства. Крупный теолог, один из архитекторов Второго Ватиканского собора иезуит К. Ранер неоднократно выступал в защиту теологии освобождения. В письме архиепископу Лимы, в ответ на нападки Ватикана на Гутьерреса, он писал: «Я убежден в ортодоксальности теологических работ Густаво Гутьерреса. Теология освобождения, которую он представляет, совершенно ортодоксальна».

3. Для людей, пытающихся совмещать религиозную жизнь и социально-политическую деятельность, «теология освобождения» Густаво Гутьерреса интересна как яркий пример политической теологии, покинувшей тесные рамки академических и богословских штудий и завоевавшей латиноамериканскую «улицу». Читая захватывающий текст Гутьерреса, мы слышим голос искренне сострадающего священника бедным и обездоленным, униженным и оскорбленным, и начинаем понимать ту правду, которую исповедовал перуанский монах:

«Христиане сейчас, как и прежде, плохо понимают своеобразие и специфичность политического. В христианстве внимание всегда уделялось прежде всего частной жизни, культивированию приватных ценностей, политическое же оставалось на втором плане, в неясной и не очень важной области неверно понятого «общего блага». Это позволяло в лучшем случае создать некую “социальную идиллию”, основанную на “социальных переживаниях”, которые должен был испытывать всякий уважающий себя христианин. Поэтому теология удовлетворялась приблизительным моралистическим и “гуманизирующим” представлением о реальности в ущерб научному, объективному и систематическому изучению социально-экономических механизмов и исторического развития. И по этой причине теология придавала большее значение индивидуальным и примиряющим аспектам евангельской Вести, нежели ее политическому измерению и способности порождать конфликты. Все это заставляет нас заново осмыслить христианскую жизнь и ставит под вопрос историческое бытие Церкви. Это историческое бытие неизбежно имеет политическое измерение. Так было всегда. Но сегодняшняя ситуация ставит этот вопрос еще решительнее, и, кроме того, в наше время даже в христианских кругах усиливается осознание политического измерения. Невозможно жить и думать в Церкви, не учитывая эту проблематику…

Социальная практика постепенно становится тем самым местом, где христианин осуществляет свою человеческую судьбу и свою веру в Господа истории. Участие в процессе освобождения – обязательное и почетное дело современной христианской теологии и жизни. Именно здесь станут слышны те смыслы божественного Слова, которые неразличимы в других экзистенциальных ситуациях и без которых сегодня невозможна подлинная и плодотворная верность Господу…

Теология освобождения, которая считает своим долгом покончить с существующей несправедливостью и создать новое общество, нуждается в проверке практикой, т.е. активным и эффективным участием в борьбе эксплуатируемых. Эта борьба подразумевает освобождение от всех форм эксплуатации, построение новой, более гуманной и достойной жизни, создание нового человека…

Но на самом деле подлинная теология освобождения возникнет у нас лишь тогда, когда сами угнетенные смогут свободно возвысить свой голос, непосредственно и творчески проявить себя в обществе и в народе Божьем; когда они сами “отдадут отчет в надежде”, которую в себе несут; когда они станут творцами собственной свободы. Пока же следует ограничиться усилиями, которые должны способствовать углублению и расширению этого едва начавшегося процесса. Если теология не сможет активизировать деятельность христианской общины в мире, не сделает более полным и всеобъемлющим союз любви, если — особенно в Латинской Америке – она не вынудит Церковь решительно и безоговорочно встать на сторону угнетенных классов и порабощенных народов, тогда от этой теологии будет мало пользы. Хуже того, это будет означать, что она лишь помогла оправдывать компромиссы и капитуляции и таким образом умело обосновывать отход от Евангелия…

Следует остерегаться интеллектуальной самодостаточности и триумфализма, характерного для высоколобых создателей “передовых”, “новых” образов христианства. На самом же деле новым может быть только одно: изо дня в день принимать дары Духа, который в нашей решимости создать истинное братство людей и в нашем стремлении разрушить несправедливый порядок дает нам силы любить с такой же полнотой, как нас возлюбил Христос. Перефразируя известное высказывание Паскаля, можно сказать, что все политические теологии – теологии надежды, революции, освобождения – не стоят и одного проявления солидарности с разоренными классами. Они не стоят и одного акта веры, любви и надежды, совершенного в процессе активного участия в освобождении человека от всего, что его дегуманизирует и мешает ему жить согласно воле Отца».

Андрей Борисович Костерин, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Спасибо за статью, Андрей.

Гутьеррес начинал работать в совсем другом обществе, на тот момент ЛА была типично банановой, а теперь уже существенно сложнее. Но суть не поменялась, все сказанное про сельскую явь с плантатором или про фавеллу легко переносится в нынешние прекарные реалии. Прекарный мир теперь похож на всех континентах при любом цвете кожи. Одинаковые машины, девайсы, шмотки, бренды - и по сути одна и та же зависимость и нищета.
В.Р. / 25.10.2024, 09:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
Мы обязательно вывезем!
Рецензия на книгу Германа Садулаева «Никто не выVOZит эту жизнь»
11.07.2024
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи Андрей Костерин
Последние комментарии
Приднестровские мотивы курской битвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.10.2024 10:02
«Петь "Я русский" в облегающих лосинах – не значит быть патриотом»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.10.2024 09:42
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Новый комментарий от В.Р.
25.10.2024 09:41
Самый сильный министр
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.10.2024 09:40
Русский ответ Хэллоуину
Новый комментарий от ross-Kazan
25.10.2024 09:20
Власти Эстонии хотят запретить церкви, связанные с Россией
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.10.2024 08:30
Идея триединого русского народа – ответ на вызов гражданской войны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.10.2024 08:29