В холивар между приверженцами социализма и апологетами капитализма нередко вмешиваются сторонники «третьего пути», критикуя недостатки моделей тех и других и предлагая освободиться от «-измов». Отталкиваясь от расхожей сентенции Томаса Даннинга («Капиталист пойдет на любое преступление ради 300% прибыли») и выражая сомнение, что все капиталисты «алчные твари», они говорят:
«Не все измеряется прибылью. И если мы признаём, что люди не являются одинаково безнравственными, то проблема не в капитализме как таковом, а в этических принципах, которыми руководствуется каждый конкретный человек. Капиталист может использовать свое положение для извлечения прибыли различными способами, и это действительно может привести к негативным последствиям. Но это вовсе не означает, что каждый капиталист — аморален по своей природе, или что капитализм неизбежно ведет к преступлениям. Система лишь предоставляет людям возможности, а уже от них самих зависит, как они этими возможностями воспользуются».
Смысл критики тезиса Даннинга (и имплицитной апологетики «нравственного капитализма») основан на констатации презумпции неалчности человека: не каждый человек алчная тварь.
1. Аргумент вроде бы железобетонный. Мы все считаем себя хорошими и порядочными людьми; да, поблизости жуликов и придурков тоже хватает, но до алчных тварей им как рукой до неба. Если каждый будет добрым и бдительно следить, чтобы вокруг него люди нравственно возрастали, то мало-помалу в мир сойдет гармония и нега. Правда ведь?
Наш воображаемый оппонент прав, а Даннинг неправ, если алчных тварей в обществе критически мало – значит, следует просто взять и посчитать, сколько «алчных тварей» в капиталистическом обществе. Приступим?
Антропологи выяснили, что человеческое общество по любому сколько-нибудь значимому вопросу или качеству разбивается на три страты: «сторонники» (приблизительно 15%), «противники» (15%) и «конформисты» (70%). Распределение «15-70-15» – антропологическая константа. Относительно алчности справедливо ожидать, что любой коллектив выдвинет 15% алчных тварей, 15 стойких бессеребренников и 70% неопределившихся. Так что, получается, оппонент прав: бессеребренники и алчные твари находятся в равном положении и, переманивая конформистов на свою сторону, бессеребренники способны учредить «капитализм с человеческим лицом»?
А теперь загадка: за кем пойдут конформисты – за бессеребренниками или алчными тварями? Разгадка загадки проста: конформисты пойдут за «общественным мнением»; какую установку транслирует элита, той же дорогой пойдет послушное большинство: 70% – не антропологическая константа, а социологическая переменная. Если элита говорит, что «воровать категорически нельзя», то воровать будут только 15%. А если элита вещает, что «воровать не так чтобы хорошо, но если очень хочется, то можно», то воровать будут 85% и только 15% окажутся способными устоять перед соблазном.
Разумеется, 85% ворующих – это никакие не «алчные твари» (таковых по-прежнему 15%). В основном это «голубые воришки», которые поначалу воруют и стесняются, но постепенно перестают стыдиться, поскольку «так поступают все». И разумеется, голубой воришка пойдет не на любое преступление, а лишь на то, что «относительно законно» – за которое могут привлечь, а могут лишь пальчиком погрозить. Коррупция, мошенничество и серые схемы ухода от налогов – только ли алчные твари падки на эти прегрешения? Но голубому воришке и не надо 300%, прибыли – 50, а то и 20% его устроят за глаза.
Наличием легиона «голубых воришек» обеспечивается безопасность и благополучие алчных тварей. Любые потуги и призывы альтруистов не воровать будут тонуть в аморфной толще саботажа «голубых воришек». Нет, они не будут протестовать или бороться с увещеваниями их совести, они даже будут кивать и поддакивать «не я плохой – мир плохой». Увещевая «голубого воришку» тихим шепотом, мы должны осознавать, что из каждого утюга и от каждого бизнес-партнера он слышат громкий приказ в совершенно противоположном направлении: «воруй!». Чьему призыву последует конформист и долго ли он будет прислушиваться к увещеваниям альтруистам, вызывающим моральный диссонанс в его тонкой душевной организации?
Не «алчные твари», а «голубые воришки» составляют социальную базу капитализма – это его «армия спасения». Большинство, послушное призывам 15% «лидеров», захвативших культурную гегемонию, становятся агрессивно нетерпимым к доводам 15% «диссидентов». Разве в нацистской Германии или бандеровской Украине все поголовно нацисты? Нет, и там и там отмороженных нациков было не более 15%, остальные (за вычетом непокорных диссидентов) – «агрессивно-послушное большинство».
Главное возражение нашему оппоненту состоит в том, что он выводит Систему за рамки своего рассмотрения, чего делать нельзя. Система не только этически не нейтральна, её фактор имеет решающее значение – по крайней мере для 70% неопределившихся. Это прекрасно понимали апостол Павел («Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы») и В.И. Ленин («Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»), но мы, увлекшись технократическими инструментами социального управления, стали забывать «золотое правило социологии».
Ровно так же дело обстоит с воцерковленностью. Известно, что в России при где-то 80% православных верующих, то есть тех, кто в различных социологических опросах называет себя православными, только около 3% являются воцерковлёнными людьми. Протоиерей Николая Емельянов говорит, что «когда в Иерусалиме создавалась первая община верующих, как рассказывается в “Деяниях апостолов”, то если посчитать, сколько человек вступили в нее сразу же по Воскресении, это тоже будет около 3% от всего населения того города. В Иерусалиме, по подсчетам ученых, тогда жило где-то 100 тысяч человек, а в книге говорится сперва о 3 тысячах присоединившихся к общине апостолов (ср. Деян. 2, 41), а потом еще о 5 тысячах уверовавших (ср. Деян. 4, 4)», – то есть мы живем в эпоху апостасии, катакомбного христианства! Мы справедливо критикуем СССР за гонения на церковь и притеснение верующих, но разве сейчас не продолжаются гонения и репрессии в отношении христиан, пусть и косвенно, через агрессивную пропаганду греха? Столь удручающе малая доля людей, живущих христианской жизнью, не способна повлиять на в целом языческий социум и превратить савлов в павлов, именно из-за господства либеральной идеологии в обществе. Да, с началом СВО власть сдвинула идеологический вектор в сторону консерватизма и традиционализма, но капиталистические общественные отношения блокируют эти тенденции – и хорошо понятно, почему. Любостяжание по-прежнему не грех, а чуть ли не добродетель, так что, попустив один грех, мы открываем ворота настежь всем грехам.
Перековать «голубых воришек» / язычников в честных тружеников / воцерковленных невозможно без системных изменений, без низкоуровнего переформатирования Системы, смены этической базы, на которой зиждется общественная «операционная система». Смена этической базы возможна лишь путем смены господствующей идеологии, что, в свою очередь, возможно лишь путем захвата культурной гегемонии вчерашними диссидентами. Хотите жить в честном и справедливом обществе – добро пожаловать в социализм! Хотите жить в христианском обществе – вам в православный социализм! Только так.
2. Размышление над тезисом об осуществимости «теории малых дел» натолкнула на более фундаментальную дилемму: технократия или идеократия? Верховная власть – власть управленцев (эффективных манагеров?) или власть смыслов, концептуальная власть?
Ценность технократической власти отрицать не только глупо, но и вредно: мы живем в материальном мире и хотим, чтобы в нем всё работало как часы. А для этого нужны технократы, компетентные и эффективные (без кавычек). Как Собянин, например. Но если подняться на этаж повыше и с высоты смыслов спросить – какой мир строят технократы? Какие ценности заложены в его фундамент? Боюсь, что технократы тут бессильны. Порой настолько бессильны, что они не поймут вопроса. А вы о чем вообще? – резонно спросят они и по-своему будут правы. «It works!» – в очередной раз с досадой отмахнутся «физики» от надоедливых «лириков».
Это чрезвычайно распространенное (особенно в среде «физиков», грешащих позитивизмом) заблуждение не так безобидно, как кажется. Технократы, сами не ведая того, таскают каштаны из огня для системы, которую они, казалось бы, критикуют. Долго бы просуществовал плотоядный капитализм Даннинга, если бы не интеллигентный социалист Джон Мейнард Кейнс, женатый на русской балерине и питавший искренние симпатии к Советскому Союзу? Но именно технократ Кейнс придумал «кейнсианство» – Средний путь, из которого вышли средний класс, концепция социального партнерства и теория конвергенции. Поистине, никто так не потрудился для упрочения капитализма и процветания алчных тварей как социалист и «добрейшей души человек» Кейнс!
СССР, возникший как идеократическое государство, погиб не от дефицита технократов, а от их избытка. Физики замочили лириков. Технократам Андропову и Гвишиани было глубоко наплевать на идеологию, в погоне за эффективностью они отмели идеологию как «бабкины сказки» и повелись на «конвергенцию». И всухую проиграли западным концептуалистам, которые ловко одурачили советских технократов «без царя в голове».
Мне очень нравится принцип власти в Иране, где над технократической верхушкой стоит духовный орден «стражей революции», задающий концептуальный вектор, которому беспрекословно следуют технократы. Самое же удивительное, что это... Русская власть! Именно так устроена чисто русская власть, самодержавие, независимо от уклада и институтов – хоть при Грозном, хоть при Сталине. Формула власти Ивана Грозного, сформулированная в Первом послании Курбскому, до сих пор звучит в высшей степени безукоризненно: «Земля правится Божьим милосердием, и Пречистыя Богородицы милостью, и всех святых молитвами, и родителей наших благословением, и последи нами государями своими, а не судьями и воеводами и иже ипаты и стратиги». Не технократами (судьями и воеводами и иже ипаты и стратиги) должна правиться Россия, совсем не ими. Грозный это прекрасно понимал (и Сталин тоже) – а вот мы не догоняем чего-то...
России как воздух нужна концептуальная власть, власть смыслов – идеократия. Без нее, пламенной идеи, освещающей горизонт далеко за пределы личного (как правило, материального) существования, для русского человека мир слишком пошл и скучен, чтобы по-бюргерски его обустраивать. Что немцу хорошо – то русскому смерть. А будет эта пламенная, животворящая идея, высокая миссия – тогда и за технократами дело не станет.
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир
95. Ответ на 88, Андрей Костерин:
Вот дела ж. То есть разницу между прототипическим МЧ и "рассерженным горожанином" Вы прекрасно знаете, сами ее используете, но в моих кмт почему-то игнорируете. Извините, но буду предельно неполиткорректен. Если надо кого-то положить на нужную полочку, так и скажу: этот - враг, имеющий интересы, этот - просто одураченный, этот - флюгер, этот - ждун, этот - с кашей в голове, итп. МЧ в контексте кмт выше - человек без связей в тусовке, обыватель.
Кстати, мне приходится сейчас видеть много людей, выглядящих очень патриотично, про которых неожиданно узнаю, что они бывали на Болотной. Они уверяют, что искренне то что сейчас, а не что тогда. Так что не надо судить заранее. Я не помещаю их в перечисленные выше ячейки.
94. Ответ на 88, Андрей Костерин:
Страдальца или Героя? Это не одно и то же. У МЧ второго понятия не замечено.
93. Ответ на 88, Андрей Костерин:
Для либерала в принципе христианство – мифология и одна из тысяч вселенных Марвел. Это магия, в которой Вы нас постоянно упрекаете
Я вообще нигде не обсуждаю детали либеральной мифологии на современном ее этапе. Если Вам так интересно об этом говорить - пожалуйста, можем обсудить их техники, втч дискредитации взглядов и людей. Но может таки интереснее говорить о матчасти, а не -изме?
У меня сложилось подозрение, что Вы само "ниспровержение героев" объявляете либерализмом. Ему сто лет в обед, этому ниспровержению, поезд давно ушел. А Вы все стоите на полустанке и ждете тот самый поезд, паровоз. Хотя линия давно электрифицирована и по ней Ласточка ездит.
Эпоха «больших нарративов» как ушла, так и пришла
Андрей, ну это сильно. По нашему велению ничего на свете не происходит. Это парапсихологи да коучи всякие уверяют своих клиентов, за их же деньги, что стоит только захотеть, и все будет. Реальность увы куда скромнее. Все есть труд, тяжкий труд, и обычно даже малое отклонение от течения дается нам дорого.
Кроме того, христианство (а Православие в особенности) – это зона больших нарративов, без которых оно превратится в пошлое протестантское убожество
Да. Именно так. Христианский нарратив можно подружить со многими другими, но - не с такими, где кто-то или что-то пытается оттенять Христа. Рано или поздно, любой "большой нарратив", именно потому что "большой", дерзновенно бросит вызов Сыну Человеческому.
Тоталитаризм «маленького человека» (МЧ) так же страшен, как тоталитаризм титанов
Абсолютно согласен. И это уже произошло, втч потому что МЧ подменен собственной стерильной версией, которой обязан соответствовать.
92. Ответ на 88, Андрей Костерин:
Центральный он, елки-палки, при описании мейнстрима, с которым мы с Вами вынуждены сосуществовать, и игнорировать его до степени, в которой Вы его игнорируете - нельзя. В монастыре - можно, в миру - нет. Современные пропагандисты умудряются как-то подружить ужа и ежа, а Вы нарочито отрицаете, и это своего рода фронда, может даже форма политической гордыни. Люди, которым Вы адресуете свои политические призывы, чаяния, могут многое из сказанного воспринять как неуважение. Либералы кстати уже давно спотыкаются на маленьком человеке, игнорируют большинство его дум и проблем, их лирический герой скукоживается до обитателя их же болота, то есть перестает быть средним маленьким человеком. Правые уже вовсю работают на этом поприще, перехватив инициативу у либералов, и все успешнее - и Вы это либо проспали, либо - что хуже - горделиво отрицаете. Маленький человек - больше не собственность либералов. Зачем Вы, в этой связи, всякое его поминание тут называете либерализмом?
Вы постоянно транслируете либеральный нарратив о самодовлеющей ценности индивидуума
Чушь. Выше описано что я делаю: без гнева и пристрастия изучаю наличествующий "дискурс". Ну не совсем без пристрастия, называть либералов "паразитическим классом" конечно не самое нейтральное, но стараюсь держать себя в рамках.
91. Ответ на 90, Потомок подданных Императора Николая II:
Увы, сермяжная, она же посконная, правда жизни в том, что правые, в кавычках и без кавычек, исповедуют ту же самую самодовлеющую ценность индивидуума, органически присущую исповеданию священности частной собственности. Валерий у них такой лёгкий полузащитник с некоторыми функциями форварда. Играет в той же команде, купленной для Лондона условным Абрамовичем.
Равноценный вариант - команда для Нью-Йорка, купленная условным Прохоровым.
Конечно, там не английский футбол, а канадско-американский хоккей, но суть-то та же.
А главное - священная частная собственность. Это вам не коммуняцкий колхоз.
90. Ответ на 88, Андрей Костерин:
Увы сермяжная, она же посконная правда жизни в том, что правые, в кавычках и без кавычек, исповедуют ту же самую самодовлеющую ценность индивидуума, органически присущую исповеданию священности частной собственности. Валерий у них такой лёгкий полузащитник с некоторыми функциями форварда. Играет в той же команде, купленной для Лондона условным Абрамовичем.
89. Ответ на 78, В.Р.:
Мы тут разговаривали несколько лет назад с Натальей, которая с Вашей в целом позиции выступала, и она напомнила одну очень важную штуку, с правотой которой трудно спорить.
Все советские высшие вожди, кроме Ленина и Андропова, вышли из низов. Может, еще 20 лет советской власти, и нету этой фичи больше, но по факту вожди от Сталина (сын сапожника) до Горбачева ("механизатор" в 12) - из низов. Ельцин и Путин - тоже, по сути.
Соответственно, российские лидеры умеют при надобности разговаривать с большинством народа и поверх головы "образованного класса". Не вся аудитория верит сигналам, таким образом оформленным, но значительная часть, по-видимому, ценит наличие соответствующих ноток у власти.
Запад данной фичей похвастаться не может. Харрис нашла в напарники либерального политика народного происхождения, но из кого в основном состоят демократы - факт налицо. Либералы отстаивают интересы именно своего класса, и практически все левые (извините, в Вашей терминологии они "левые" в кавычках, но в общепринятой - без кавычек). Тот же самый сословно-кастовый принцип: образованные члены некой группы защищают ее интересы.
Вы не можете полностью принять этот взгляд только потому что мыслите "образованную" группу марионетками, в духе воззрений столетней давности. Соответственно, и анализ потребления этой группы (огромного, в разы превышающего потребление собственников капитала), и ее идеологии Вы проводите под воздействием марксистской догмы столетней давности, не будучи при этом сами марксистом. То есть я в этом вопросе выступаю в духе махаевщины, а Вы - в русле марксизма. Который, напомню, сформировался задолго до "науки и образования как непосредственной произв. силы" - которыми упомянутый хищнический класс и живет.
88. Ответ на 85, В.Р.:
Эпоха «больших нарративов» как ушла, так и пришла. Время войн и кризисов рождает героев, которые не востребованы (и даже опасны) в эру сытых хомячков. Кроме того, христианство (а Православие в особенности) – это зона больших нарративов, без которых оно превратится в пошлое протестантское убожество. «Жития святых» – это постоянно воспроизводящийся церковным преданием нарратив, которым она призывает верующего стать подвижником веры, «перед которой расступается море». Точнее так: Церковь дает каждому своему чаду полную свободу – быть подвижником или смиренным агнцем. Последнее не только не возбраняется, но даже приветствуется. Но тогда, коли выбрал стезю агнца, будь кротким и смиренным до конца, а не тут я нетвойнист и «маленький человек», а тут «рассерженный горожанин», беснующийся, что в супермаркете 299 сорта колбасы вместо положенных 300.
Тоталитаризм «маленького человека» (МЧ) так же страшен, как тоталитаризм титанов. Тоталитаризм МЧ загоняет всех в прокрустово ложе мещанина с горизонтом на уровне желудка. А когда приходит время «разбрасывать камни» – тут и приходит банкротство «философии желудка». Жизнь МЧ в мгновение ока абсолютно обесценивается – кто-то считает жизни украинцев сегодня, а жизни поляков или финнов завтра? Или «это другое»?
Наверняка, в Курской и Белгородской областях жило немало МЧ, которые кроме личного благополучия ни о чем не думали (потому что таков был «большой нарратив»). А пришла в их дом война – и в одночасье лишила кого дома, кого близких, кого жизни. Большой нарратив МЧ сменяется большим нарративом Героя. И чем раньше мы это поймем, чем раньше мы «перепрограммируем» свою жизнь, тем меньше бедствий опустятся на нашу голову.
Мифологию, повторяю, никто не отменил, мы 100500 примеров ее найдет во вселенной Марвел или что еще там. Но - она теперь другая. Для либерала в принципе христианство – мифология и одна из тысяч вселенных Марвел. Это магия, в которой Вы нас постоянно упрекаете. Для Вас – «мифология», для нас – единственная реальность. Так и живем.
87. Ответ на 86, В.Р.:
Разумеется, речь не о ситуации, когда группа, обладающая силой и властью, просто уверяет вверенных ей людей в своей "любви".
Чем бы это могло быть в случае политическом, Андрей? Почему зависимые от власти люди просто должны ей верить? Что такого власть, в Вашем ее понимании, могла бы оставить в залог людям, чтобы сделать себя от них физически зависимой?
Эту модель можно пытаться скомпрометировать, приведя примеры ее исторической неудачности. "Дуалистическая монархия", просуществовавшая в Австро-Венгрии 50 лет, а в России всего 12, в которой полномочия суверена и парламента взаимно блокировались. Я конечно не имел в виду столь "физические" примеры. Но речь не шла и об отношениях, где власть настаивает на своей "божественной" природе, ибо это явный обман. Условие - оставить другой стороне залог, могущий перевернуть систему. Иначе все это - только формы одностороннего насилия, приукрашенного демагогией. Если не можешь доверить подопечному некий критический для тебя ресурс - значит лукавишь. Если считаешь вверенного тебе взрослого человека ребенком - тогда честно признай свое насильственное родительство, претензию на имманентное превосходство и, по сути - дегуманизацию своего подопечного, разновидность The White Man's Burden.
86. Ответ на 84, Андрей Костерин:
Структурно это хорошая характеристика идеократии, и хоть Вы упорно не желаете видеть тонны аналогий между аналогиями, тем не менее скажу. В спорах по вопросам семьи и пола часто использовал сходную с Вашей конструкцию, именно в разговорах с людьми, рассуждающими в старых терминах "власти и подчинения", спрашивал, почему не рассматривают идею, что "сильный пол" должен уступить существенную долю власти "слабому", тк иначе система будет иерархией насилия. Почему не махнуть физическую силу и власть, взаимно "закольцевав" систему? ))) Однако люди не принимают этой конструкции. Сильные желают использовать свою силу по полной, а слабые - не видят гарантий своей безопасности вблизи неконтролируемой ими силы. И все боятся делиться своим ресурсом, особенно люди уже обжегшиеся на чем-то серьезно. Это эмпирический факт.
Так если люди во многих ключевых частностях не принимают эту идею и не доверяют друг другу, почему Вы рассчитываете, что человечество примет ее в вопросе высшей власти над собой? Вы не находите тут психологической натяжки?