Пробудил добрые чувства – уже и на том спасибо

О причинах оглушительного успеха сериала «Перевал Дятлова»

Александр Тимофеев  Павел Тихомиров 
0
31.01.2021 1163

«Перевал Дятлова» признан российскими кинозрителями лучшим сериалом 2020 года. Так же фильм оценили и отечественные кинокритики (по опросу сайта Кино-театр.ру). Он вошёл в топы лучших сериалов 2020 года в таких СМИ, как «Российская газета», Кино.mail.ru, Кинопоиск, Медуза, Afisha.ru, Vokrug.TV, Igromania.ru и других.

Фильм вызвал интерес не только у российского зрителя и отечественных кинокритиков. Немецкое подразделение компании WaltDisney купило права на показ «Перевала Дятлова» у дистрибьюторской компании BETA Film (Германия) для показа на платном канале FoxGerman, рассчитанном на немецкоговорящую аудиторию. Также проект был продан для показа на платформе SVOD Cirkus на территории Скандинавских стран, включая Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию, сообщает «Российская газета».

О причинах оглушительного успеха сериала «Перевал Дятлова» размышляют заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.

Александр Тимофеев: Вспоминается опыт написания школьного сочинения. В наше время школьников заставляли расшифровывать авторский замысел: «А что хотел сказать Толстой...? А что имел в виду Пушкин..?»

Этот приём хочу применить и к «Перевалу Дятлова». В 9 серии «Фильм о фильме» авторы сериала рассказывают, что хотели показать, во-первых, саму трагедию, а во-вторых, наивных советских людей.

На мой взгляд, попытка оказалась неудачной, несмотря на, как мне показалось, добросовестность и искреннее желание авторов быть объективными.

Советская эпоха показана трафаретно, ностальгические чувства подавляют стремление к объективности. Не пойму, к чему показана нудная история с вездесущим КГБ, которая, как я понимаю, не имела места? И почему авторы замолчали существенные детали трагедии? Например, тот факт, что группа получила устаревшее и не подходящее для похода III категории трудности снаряжение и экипировку. Это обстоятельство, как отмечалось в расследовании, имело в некоторой степени определяющее значение. Фигура Ельцина вообще нелепа, учитывая, что он выпустился из института за четыре года до трагедии.

Авторский коллектив в целом молодой, для многих из авторов этот фильм дебютный. Неудивительно, что сериал оказался перегружен лишним материалом. Видно желание создателей, возможно, даже неосознанное, высказаться, поведать миру обо всём, что они пережили, передумали, перечувствовали за свою недолгую жизнь. Отсюда избыточная мистика, неуместная отсылка к Великой Отечественной войне, нелепая история исправительного лагеря, скучнейшая love story и т.д. и т.п. Сказывается неопытность авторов, их неумение пользоваться «ножницами», тем инструментом, которым в совершенстве владеют мастера. Великий Хичкок говорил, что «кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное». К сожалению, авторы «Перевала» не только забывали пользоваться чудодейственными «ножницами», но и напичкали свой фильм, прямо скажу, хламом. Простительно для новичков. Жаль, что в их команде не оказалось опытных кинодеятелей.

Фильм неплох, но сырой и захламлённый… Авторы сказали слишком много пустого и лишнего. Первый блин, увы, оказался комом.

Павел Тихомиров: Прежде всего, хочу отметить особенность современного состояния отечественной «индустрии грёз»: На фоне превращения российского кино в нечто подростковое и абсолютно вторичное телесериалы у нас делают неплохие. И «Перевал» - не исключение.

Весьма метко по этому поводу высказалась Галина Иванкина: «вообще, долгоиграющая story даётся легче, нежели двухчасовой блокбастер, ибо краткость – сестра таланта, а не наоборот. Но лучше так, чем никак».

Не соглашусь с тем, что советская действительность показана трафаретно.

Стилизация была, ну, а как же без неё?

Вот есть 2 фильма про Довлатова. Один – «Конец прекрасной эпохи» - мастерская стилизация, сделанная Говорухиным, а есть и другой фильм, импровизационный. Который я, к примеру, осилить так и не смог.

По-моему, стилизация «под Хуциева» у создателей «Перевала» получилась вполне. И лица совершенно негламурные у артистов. Хотя, конечно, можно придраться к изображению быта. Всё-таки в конце 50-х ещё мебель была старорежимная, минимализма мебели 60-х не могло быть в принципе. Впрочем, это не диссонирует. Настроение «лампового» уютного прошлого всё равно создаётся.

Военные сцены тоже на своём месте. Если воспринимать их в качестве того ружья, которое повесили на самом видном месте в самом первом акте, а оно – возьми, да и не выстрели. Лет десять назад мне объясняли, что на западе это такая модная штука – «обманки смысловые», ну, детективы-то на этом почти все держатся, так что это – вполне объяснимо. Хотя, конечно, смотреть было неприятно, я детям отворачивал лица от этой бесовщинки.

Александр Тимофеев: На твой взгляд, о чём фильм? Что же хотели сказать авторы? И удалось ли им внятно сказать то, что они хотели сказать?

Павел Тихомиров: Будучи пропагандистом и агитатором, я, конечно же, сразу начинаю и фильм воспринимать в качестве инструмента пропаганды и агитации. То есть он встраивается в пропагандируемую сейчас картину Советского прошлого, которая была бы лишена как лакировок соцреалистических, так и перестроечной чернухи. Чтобы вызывала милые сентиментальное чувства, в которых было бы место и для гордости за Отечество. В том числе и Советскую эпоху в истории Отечества.

Фильм об эпохе. А трагедия – просто информационный повод.

Александр Тимофеев: Полностью согласен. По моему мнению, это не столько фильм-расследование, сколько кино о безвозвратно утраченном прекрасном советском прошлом. В фильме вызывают симпатию даже кгбэшники, лагерные надзиратели и заключенные. Всё мило и все милые. Как сказали сами актёры, советские люди были отзывчивы, добры и наивны. И в данном случае не имеет никакого значения, соответствует ли этот образ действительности.

В то же время на фоне столь светлого образа наше настоящее выглядит совсем мрачно. Фильмы, вызывающие ностальгию по советскому прошлому, способны усилить эскапистские настроения. Ведь нынешняя реальность столь страшна и безрадостна, что кажется просто невозможным её преобразить. Даже идеалисты и романтики опускают руки…

Как считаешь, такие фильмы вдохновляют или скорее вгоняют в уныние? Почему-то вспомнился Лука из горьковского «На дне». Человек, дарящий надежду, которой не суждено сбыться…

Или не всё так жутко и беспросветно?

Павел Тихомиров: Откровенно говоря, мы в семье фильмы про реальность РФ за редчайшим исключением (например, телесериал «Спящие») не смотрим совсем. Либо советское, либо зарубежное «про старину», про мисс Марпл, про Пуаро, про что угодно, лишь бы не видеть эти «личины современности». В этом смысле я тоже эскапист.

Но в искусстве важно послевкусие.

Помню, на Косове познакомился с одним художником и музыкантом, он поделился мыслями об опасности исламской музыкальной культуры: «Она гипнотизирует, она даёт состояние такого болезненного кайфа. Но потом – остаётся тяжёлое похмельное чувство, которого нет в восприятии европейской народной и классической музыки».

«Перевал» и стилизации под советское кино «оттепели» такого болезненного чувства – в отличие от сказок про престолы, кольца и аватары – не оставляет. Но, соглашусь, что-то тут всё-таки не то.

С другой стороны, ведь мы, всё-таки, пытаемся быть христианами. А значит, произведения искусства оцениваем уже не в перспективе катарсисов, а просто как нечто, лежащее не в духовной плоскости, а в плоскости душевного. То, что должно создавать настроение. «Чувства добрые, пробуждаемые лирой». Пробудили добрые чувства – уже и на том спасибо.

А за духовным нужно в другое место идти.

Пока не закрыли на карантин.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Тимофеев
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
Почему трюки нравятся только в цирке, и зачем власть сыплет соль на раны?
О постоянном оправдании чиновников, что в 90-ые годы люди жили хуже, чем в нынешнее время
19.04.2021
Быть подлинно свободным в абсолютно несвободном мире
О том, что борьба с «электронным концлагерем» бывает душевредна
21.03.2021
Тик-Ток и внутренняя пустота
Порабощённость подрастающего поколения соцсетями можно преодолеть не репрессиями и уговорами, а приведением ко Христу
09.03.2021
Все статьи Александр Тимофеев
Павел Тихомиров
Подготовка к строительству Третьего храма?
О возможных последствиях столкновений на Храмовой горе у мечети аль-Акса
11.05.2021
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Кто они, консервативные политики?
Заявление движения «Сорок Сороков» об участии в выборах вызвало полемику в телеграм-каналах
27.04.2021
Ницшеанством попахивает…
О реакции на призыв движения «Сорок Сороков» к российским традиционалистам и патриотическим силам выступить единым фронтом на выборах в Госдуму
26.04.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
17.05.2021 21:04
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
17.05.2021 20:50
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2021 20:20
Навальный – это только начало
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.05.2021 19:38
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 19:23
Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав?
Новый комментарий от Русский танкист
17.05.2021 18:54
Сколько ещё ждать Донбассу?
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 17:05