Как уже сообщалось, члены Президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшич и Шефик Джаферович отказались прийти на встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, мотивируя своё решение тем, что прозвучавшие накануне заявления Лаврова по Дейтонским соглашениям звучат как демонстрация «презрения и отрицания БиГ». Сегодня в рамках Балканского Клуба РНЛ помощник главного редактора Русской народной линии Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным собеседником, профессором Зораном Чворовичем.
Павел Тихомиров: Члены Президиума БиГ Шефик Джаферович и Желько Комшич отказались участвовать в уже согласованной встрече с Лавровым, поскольку, согласно их объяснению, он «презирал и отрицал БиГ». Как Вы можете прокомментировать это?
Зоран Чворович: Говоря о якобы «презрении и отрицании», хотелось бы выяснить: а в чём именно проявлялось это «презрение и отрицание» БиГ?
Быть может, в заявлении, согласно которому Лавров выразил несогласие России с пересмотром Дейтонского мирного соглашения?
Давайте не будем забывать, что это многостороннее международное соглашение, гарантированное в том числе и Российской Федерацией, остановило войну на территории бывшей югославской союзной республики - Социалистической Республики Боснии и Герцеговины. Войну между мусульманско-хорватской Федерацией и Республикой Сербской.
П.Т.: И согласно Дейтонским соглашениям провозглашено государство - как конфедерация этих враждовавших сторон.
З.Ч.: Разве своим заявлением от имени Российской Федерации, в котором он потребовал упразднить институт Высокого представителя, Сергей Лавров «принижал и отрицал БиГ»?
Этим заявлением Лавров говорил, что верховный представитель с антидейтонскими исполнительными полномочиями является просто институтом западного протектората над БиГ. А протекторат, как отмечает российский министр, не похож на независимое государство, которое является членом ООН.
Выглядит так, что Сергея Лаврова больше беспокоит отсутствие суверенитета БиГ, нежели мусульманского и фиктивного хорватского представителя в Президиуме БиГ. Которые, похоже, хотят, чтобы недостроенное государство под международным протекторатом просуществовало как можно дольше.
И наконец, разве Сергей Лавров «принижал и отрицал БиГ», поддерживая резолюцию Народной Скупщины Республики Сербской о военном нейтралитете?
Или Джаферович и Комшич вступили на опасный путь игнорирования Конституции БиГ, которая является неотъемлемой частью Дейтонского мирного соглашения (Приложение 4), заявив, что решение относительно евроатлантического будущего БиГ уже принято. План действий по членству в НАТО (МАР), принятый властями БиГ, - это вовсе не решение о членстве в НАТО. Э та программа сотрудничества между БиГ и НАТО, по словам представителей самого пакта НАТО, «не предопределяет решения о членстве БиГ».
Согласно Конституции БиГ, если Президиум БиГ и Парламентская ассамблея захотят принять такое решение, сербский член Президиума может наложить вето на него, если такое решение «пагубно сказывается на жизненно важных интересах Образований», представленных членом Президиума. Если вето члена президента подтвердят 2/3 депутатов Национального собрания Республики Сербской, то решение о членстве БиГ в НАТО не может вступить в силу.
П.Т.: Но существует же юридическая лазейка?
З.Ч.: Для выхода из такой ситуации припасён пост Высокого представителя и институт Конституционного суда БиГ, в котором заседают соответствующим образом настроенные иностранные судьи, а также местные бошняки-мусульмане.
За последние 25 лет Дейтонское мирное соглашение, то есть Конституция БиГ как его часть, подвергалось незаконным изменениям в соответствии с решениями Высокого представителя и Конституционного суда. Вот почему Джаферович и Комсич защищают не независимость БиГ от Лаврова, а режим протектората и его институты.
Действия Джаферовича и Комшича показывают, что выживание БиГ будет поставлено под сомнение в связи с членством БиГ в НАТО. Ибо мусульманские и хорватские политики при поддержке Запада попытаются навязать такое решение Республике Сербской неконституционным образом.
Следовательно, единственным решением для сохранения БиГ является ее демилитаризация, которая снимет с повестки дня вопрос о членстве БиГ в НАТО. Упразднение армии БиГ было бы в каком-то смысле подтверждением первоначального текста Конституции БиГ, согласованного в Дейтоне в 1995 году, поскольку, согласно тексту Конституции, Конфедерация БиГ не имела полномочий ни в министерстве обороны, ни в своей армии.
П.Т.: А угрозы безопасности?
З.Ч.: Наибольшую опасность для Боснии и Герцеговины представляет исламский терроризм. А в соответствии с Конституцией и законами против терроризма действует не армия, а полиция того или иного национального образования.
Упразднение армии БиГ также снизило бы напряженность в регионе.
П.Т. Чего реально испугались представители мусульман и хорватов БиГ?
З.Ч.: Предложение о демилитаризации БиГ и упразднении армии БиГ должно исходить от представителей Республики Сербской, и оно должно быть поддержано Сербией и Россией как подписавшими Дейтонское мирное соглашение и её гаранты.