«43% россиян часто слышат нецензурные выражения в общественных местах, 51% – редко. Иногда испытывают чувство неловкости или недовольства, когда слышат нецензурные выражения от окружающих, три четверти россиян. При этом сами часто употребляют такие выражения 11% респондентов, редко – 61%. Ругаются, только когда испытывают сильные эмоции, 56% участников опроса, 12% – и в других обстоятельствах», – говорится в исследовании «Фонда общественного мнения».
Исследование свидетельствует о том, что россияне стали меньше сквернословить.
Данные опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Можно сомневаться в точности статических сведений о таком, к сожалению, распространённом явлении, как ненормативная лексика среди наших соотечественников. По сравнению с 90-ми годами намечается процесс выздоровления общественной жизни и ориентация на отечественные и патриотические ценности. Но пока не приходится говорить, что понятия соотечественников настолько существенно изменились о грязной матерной брани, в которой заключено богохульство и всякое нечистое наименованое и осквернение слуха и души.
Процесс очищения русской речи от подобных глаголов возможен вместе с общенациональным духовным подъёмом и просвещением, воспитанием в духе православных духовных ценностей. До сих пор остаётся нерешённым вопрос с молодёжью в интернет-пространстве и образовании.
Мы не видим реализации плана по введению в систему образования гораздо более существенного курса вероучительной дисциплины, чем нынешний предмет ОРКСЭ. Так называемые «крепкие словечки» остаются в порядке вещей, как проявление особо яркого чувства или негодования. Пока народ не готов осознанно признать сквернословие грехом. Этому не соответствует общий уровень катехизации и догматического сознания народа.
Убеждён, что очищение русской речи неизменно связано с покаянием, воцерковлением, просвещением православным вероучением, приобщением к таинствам Матери-Церкви. Вместе с воцерковлением народа к людям придёт осознание, что поганые слова, срывающиеся с уст человека, есть грех. Но не просто грех, а тяжкий грех и богохульство, осквернение самого себя, а также присутствующих при брани.
Святитель Иоанн Златоуст для образности называл матерную брань нарушением пищеварения. Когда предназначенное к выходу в афедроне поносное движение происходит через уста. По духовной природе это именно так. К сожалению, подобное сознание у большинства наших соотечественников отсутствует.
Люди старшего возраста были воспитаны в советское время – росли в гуманитарной, учительской и культурной среде, поэтому они не относятся к тем, у кого можно констатировать зависимость от брани.
Если поставить вопрос о том, насколько в гуще народной жизни происходит освобождение от этого залога, от этого признака нечистоты, то пока неоткуда взяться оптимизму.