Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал опубликованное 25 ноября коммюнике по итогам заседания Синода Кипрской Православной Церкви, на котором обсуждалось решение архиепископа Кипрского Хризостома о поминовении главы т.н. ПЦУ Думенко, сообщает Патриархия.ru.
«Продолжается раскол мирового Православия, виновником которого является Константинопольский Патриарх Варфоломей, - заявил митрополит Иларион. - Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в Поместных Православных Церквах. Под давлением Константинопольского Патриарха Архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской Православной Церкви, как видно из опубликованного сегодня коммюнике, согласилась поддержать Предстоятеля в этом деянии, а другая часть категорически его не приемлет, руководствуясь священными канонами и своей архиерейской совестью».
«Эти архипастыри поставлены в трудное положение, - отметил архипастырь. - Нет сомнений, они хотят сохранить единство собственной Поместной Церкви, сберечь мир в среде собратьев. Но верность Священному Преданию и приверженность каноническим правилам не позволяют им участвовать в поминовении раскольника и признании "церкви", самозваные руководители которой не имеют законной хиротонии».
По его словам, «преодоление глубокого кризиса, охватившего православный мир, представляется возможным лишь путём возврата к каноническому церковному строю и православной соборности, не предусматривающей первенства власти кого-либо из Предстоятелей над Вселенской Церковью, Главой которой был и остается Господь наш Иисус Христос».
Тем временем иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский Исаия представил Священному Синоду свои богословские взгляды относительно ситуации, сложившейся после единоличного решения архиепископа Хризостома по т.н. ПЦУ, и указал на «начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями». Комментарии кипрского архиерея опубликовал греческий ресурс Romfea, сообщает «Союз православных журналистов».
Поясняя, почему он отвергает любые предложения, направленные на легализацию т.н. ПЦУ, митрополит Исаия заявил о своем «абсолютном уважении и непоколебимой приверженности синодальному устройству Православной Церкви, как это определено православной экклезиологией, Священными Канонами и Уставом Кипрской Церкви».
«Только Священный Синод имеет исключительное право "регулировать отношения Кипрской Церкви с другими Православными Церквами" (статья 7 § 2 Устава), а Предстоятель призван выражать синодальное решение (статья 7 § 2 а, в)», – подчеркнул иерарх.
Он заявил, что настаивает на единогласном решении Кипрского Синода от 18 февраля 2019 года, «которое, к сожалению, было нарушено архиепископом».
«В частности, я повторяю свои серьёзные опасения и сомнения, которые были выражены в вышеупомянутом синодальном решении из-за отсутствия апостольского преемства в руководстве так называемой автокефальной православной церкви в Украине. Следовательно, я не могу согласиться с действительностью рукоположения и таинств, совершаемых этим руководством.
Я повторяю твердую позицию Кипрской Церкви, согласно которой единственным каноническим Предстоятелем Украинской Православной Церкви является его Святейшество Митрополит Киевский Онуфрий. Поэтому, следуя каноническому требованию "да не будет в одном городе два епископа" (8 Правило Первого Вселенского Синода), я отказываюсь признавать другого "предстоятеля", особенно, когда он фактически не имеет ни канонического, ни действительного рукоположения», – подчеркнул митрополит Исаия.
Кипрский архиерей разъяснил, что его отказ признавать «ПЦУ» и её «предстоятеля» Епифания основывается на учении, вере и церковной и канонической традиции Православной Церкви.
«Речь не идёт о разногласиях по простым административным или второстепенным вопросам, а по сути православной экклезиологии и нашего церковного учения о Святых Таинствах и апостольской преемственности, вопросах, касающихся нашего спасения. Эти вопросы не могут быть выставлены на обсуждение или согласование в рамках какого-либо даже и синодального процесса, а также они не могут быть одобрены оппортунистическим, маргинальным, по сути, большинством», – заявил он.
Таким образом, подчеркнул митрополит Тамасосский, решение архиепископа Хризостома поминать Епифания как предстоятеля является «самовольным, неканоническим и явно противоречащим нашей церковной традиции, православной экклезиологии и единогласному решению Священного Синода от 18.2.19, и указывает на начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями».
Он заявил, что, оберегая единство Кипрской Церкви в этот трудный период, не будет прерывать поминовение архиепископа Хризостома, но сослужение с ним оставит на усмотрение своей иерархической совести.
«Как епископ Апостольской Церкви Кипра, я представляю вышеуказанное с большим волнением и болью, а также с возросшим чувством ответственности перед моей иерархической совестью, паствой, вверенной нам по милости Божьей и всеправославным обществом и единством вдали от этно-расовой, экономической или другой внецерковной зависимости, малостей и целесообразностей, надеясь лишь на сохранение "веры, однажды преданной святым" (Иуд. 1:3) и умиротворение Церкви, "которую Господь приобрел Себе Кровию Своею" (Деяния 20:28)», – резюмировал митрополит Исаия.