От редакции: 17 ноября - 95 лет со дня рождения выдающего русского мыслителя, литературного критика М.П. Лобанова. Предлагаем вниманию читателя статью главного редактора журнала православного женского журнала «Славянка» Сергея Тимченко. Статья была впервые опубликована в №1(73) журнала за январь-февраль 2018 года.
Как в годы брежневского «застоя» и политического лицедейства, так и в годы нашего «застолья» и поклонения золотому тельцу – не в особой чести «русская тема» и истинные патриоты Державной России, одним из самых, может быть, видных представителей которых был Михаил Петрович Лобанов (1925-2016).
Писатель, критик, фронтовик, профессор Литературного института им. А.М. Горького, о ком без преувеличения можно сказать некрасовскими словами: О, Русская земля! Когда б таких людей ты не рождала миру, заглохла б нива жизни!
В его критических статьях за литературной фактурой всегда поднималась проблематика великой русской культуры, подлинности бытия русского народа. В своем отношении к народу Михаил Лобанов был подобен апостолу Павлу, говорившему: Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучен от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9: 2-3).
Очень точно сказал о Михаиле Лобанове писатель Владимир Личутин: «Он не критик, а философ. Мощная фигура в русской культурной жизни…»
Его статьи каждый раз вызывали бурную реакцию в среде интеллигенции: воодушевление и оптимизм у патриотической ее части и – неприязненный ропот, гримасу и раздражение у «подавляющей истину неправдой» либеральной… А нашумевшая статья «Освобождение» (1983 г.), где Михаил Лобанов впервые сказал о фактическом геноциде русских в 1920-30 гг. – по убеждению критика и литературоведа Вадима Кожинова, «стала одним из самых важных духовных событий за двадцатилетие “застоя”».
«Читая семь лет спустя Михаила Лобанова, – писал критик, – я испытывал, помимо всего прочего, чувство великой радости от того, что честь отечественной культуры спасена, что открыто звучит ее полный смысла и бескомпромиссный голос – хотя, казалось бы, в тогдашних условиях это было невозможно».
В этой статье Михаил Лобанов писал о народной трагедии, о которой до той поры царило полное молчание. Это вызвало недовольство самого генсека. По указу Андропова, началась травля русского критика, посмевшего сказать правду о деяниях его соплеменников-большевиков в те страшные для России годы. Решения по Лобанову принимались на заседаниях союзного и республиканского союзов писателей. Особый надзор по наказанию виновного велся специальным отделом по культуре ЦК КПСС…
Однако Лобанов стоял, держа удар за ударом. Помню, как в те ненастные для него дни мы возвращались с ним поздним вечером после одного из семинаров и, уже спустившись в метро на станции «Кропоткинская», он с легким волнением, словно давая отцовский наказ, сказал мне: «Сережа, и ценой жизни не откажусь ни от одного слова…»
И он выстоял. И даже остался преподавать в Литинституте, где ему подставил плечо сам ректор – Владимир Федорович Пименов, писатель-фронтовик, человек той же крепкой русской породы, не лишенной совести, чести и мужества. Выстоял и… продолжил, подобно Пересвету, свой поединок с духовным Кочубеем иноплеменной орды, заполонившей бескрайнее поле русской культуры. С открытым забралом, с русским добродушием и христианской любовью в душе.
А спустя уже более двадцати лет критик Владимир Бондаренко напишет: «Величие замысла статьи “Освобождение” и сейчас поражает… Быть Михаилом Лобановым – это звание повыше, чем быть героем России».
Жизнь Михаила Петровича – от Курской битвы в 1943 г. до периода его активной литературной борьбы в 1960-80-х гг. и до самых последних дней прошла в «сражении и любви» (так называлась одна из последних его книг). А призыв одного из его любимых героев – Ивана Аксакова: «Будем бодрствовать!.. Любовь к истине, любовь к своему народу и земле делают борьбу обязательной», – стал и его жизненным принципом – нравственным смыслом, которым он щедро делился и со своими читателями, и с учениками в Литинституте, где преподавал 50 лет, собирая по вечерам каждый вторник свой Лобановский семинар прозы…
За всю свою жизнь мне так и не пришлось встретить человека, который бы с таким чутким вниманием, граничащим с отцовской любовью, относился бы к творчеству своих подопечных. Для него все мы, невзирая на лица и возраст, национальность, убеждения и на меру таланта – были учениками, его студентами, по-родственному близкими, за которых – и это ощущал каждый – он нес какую-то высшую ответственность, своим собственным примером являя нам исполнение нравственного закона. В то безбожное, полное политического лицемерия время он был для нас евангельским самарянином, который врачевал наши души, возливая на раны вино своей мудрости и елей любви.
Один из его самых близких студентов – Юрий Пономарев, ставший впоследствии монахом Феодором – писал в своих воспоминаниях о том, что, когда они пришли в 1970-е годы на семинар Лобанова «учиться литературе… стало понятно, что Михаил Петрович учит даже не литературе, а жизни». «В своей книге “Мужество человечности” (1969 г.) он сказал поразительную вещь, которую воплощал всей своей жизнью: чтобы быть человечным, надо быть мужественным!..»
Именно мужество вкупе с природной мудростью помогало Михаилу Лобанову отстаивать народные идеалы и утверждать высокие духовные традиции русской литературы, высокое предназначение писателя «в быте постигать бытие», «чистоту жизни возвышать над чистотой слога».
Сергий Владимирович Тимченко, член Союза писателей России, выпускник семинара М.П. Лобанова 1982-1988 гг.