В истории Русской Церкви был период, когда миряне самочинно писали иконы. Так в Новосибирской области есть музей народной иконы, в котором хранится собрание 18-19 веков.
Увлекались благочестивые предки и апокрифами. В 18-19 веках возник ряд самобытных старообрядческих апокрифов: «О духовном антихристе», «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Кто пьёт чай, тот отчаивается будущего века» и другие.
В конце известного большинству из нас 20-го века стали возникать неканонческие иконы, такие как «Воскрешающая Русь» или образы Иосифа Сталина, Григория Распутина, Славика Чебаркульского.
В наше время (XXI век) особым образом проявилось народное творчество по переводу церковных текстов с церковнославянского языка на современный русский. Между тем, гораздо большую пользу деятели данного направления принесли бы, если бы их усилия были направлены на перевод русских святых отцов на иностранные языки в помощь зарубежной миссии. В этом есть острая нужда. Было бы полезно знакомить новых чад Зарубежной Церкви с наследием Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского.
Теперь вот анонимный telegram-канал «Батюшка Лютер» объявил конкурс «литургического творчества» в группе орто-либеральной направленности «АПС / Академия Порядочных Семинаристов», предлагая его участникам сочинить молитвы, «которые отвечали бы изменившейся жизненной реальности современного человека». Цель конкурса состоит в том, чтобы «дать верующим новые актуальные молитвенные тексты, которые они смогут использовать в своей христианской жизни». В рамках данного конкурса уже поступило, к примеру, «Последование для супругов, воссоединяющихся после развода».
Подобного рода деятельность — сочинение молитв — вполне характерна для людей, недавно вошедших в полноту церковной жизни. Однако такое желание постепенно проходит по мере погружения в глубину смыслов церковной традиции, и тогда становится понятно, что я/мы не можем сотворить что-то отдалённо напоминающее по глубине содержания то, что уже имеет Церковь. Потому наша задача состоит в том, чтобы войти в традицию и, как губка, напитаться духом, который в ней дышит, потому что этой традицией спасались сонмы святых до нас.
Объявленный конкурс «литургического творчества», поэтому, не является полезным: он затормаживает естественный переход конкурсантов к традиции Церкви и заставляет их сосредотачиваться на себе, на своих переживаниях, которые могут быть и ложными (человек устроен так, что брат братом исправляется, а самому себя видно плохо).
Кроме того, конкурсы или, того хуже, акционизм в «литургическом творчестве» противоречит Евангелию, потому как Христос велел избегать публичности в молитве (Мф. 6: 6).
«Литургический конкурс», к сожалению, лишь подогреет гордыню участников. Тем более, за деньги: призовой фонд конкурса в 28 тысяч рублей наводит на воспоминания об Иудиных тридцати сребрениках.
Новые молитвы, подготовленные за деньги и без духа в рамках конкурса, в лучшем случае будут лишь пробами поэзии конкурсантов. В худшем случае, они станут очередным манифестом против традиции, подобным иконам Сталина, Распутина и Славика Чебаркульского.
Дмитрий Николаевич Габышев, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, г. Тюмень
1. ИЗВИНИТЕ
Суть проста... Молиться в любом месте в любое время хорошо бы в предстоянии /или предлежании в койке/ пред ЖИВЫМ, ЕДИНЫМ БОГОМ... А уж если удастся всей России вместе... Может, глянете?:
https://elitsy.ru/profile/161142/2107855/