Вновь избранный глава Республики Татарстан Рустам Минниханов со свойственным региону пафосом вскоре после своего избрания объявил 2021-й годом родных языков и народного единства региона. Правда, при этом выразился весьма странно: «Мы станем делать всё для его сохранения». Чего «его»? Возникло справедливое подозрение, что речь идёт о татарском языке. Но ведь в Татарии ещё масса народов испокон веков живут – марийцы, чуваши, удмурты, мордва и другие народы. Они разве не получат прав на изучение и сохранение родных языков в связи с таким высказыванием первого лица региона?! А русские?! Нас здесь, вообще-то 1,5 миллиона, а вместе с русскоязычными татарами вообще-то значительно больше, чем татароязычных татар!
И вот модератор ВКонтакте антикоррупционной группы в образовании Екатерина Матвеева (группа называется «Поборы в школах и детсадах. Новости мира») взяла, да и подала в администрацию г. Казани запрос, что, дескать, по русскому-то родному языку в связи с этим решением планируется?
Власти Казани поначалу заметались, но через некоторое время ответили, в группе-то скоро сотня тысяч участников, не проигнорируешь.
Публикация 14 октября в группе ВК «Поборы в школах и детсадах. Новости мира» проблема неплохо описана одной русскоязычной мамашей из Казани на сайте Агентства политических новостей, но ответ администрации Казани на запрос Екатерины Матвеевой (прилагается) показателен, разберём его.
Выскажусь и как председатель Общества русской культуры РТ – организации, предпринимавшей на протяжении 2,5 десятилетий массу усилий в сфере русского образования и русского языка. А ещё – как действующий доцент моего родного технического университета КНИТУ-КАИ.
Письмо сразу начинается со лжи, поскольку, вопреки тому, что написано, в международный день родных языков 21 февраля никогда ни в одном образовательном учреждении Республики Татарстан мероприятий по русскому родному языку не проводилось.
Какое «особое» внимание в образовательных учреждениях уделяется истории и культуре, традициям и обычаям русского народа, о чём тоже говорится в письме, мы тоже хорошо знаем. И весьма глубоко, поскольку с 1993 года долбили управление образования Казани об организации сети русских гимназий. Это предполагались такие учебные заведения среднего образования, где бы углублённо изучался русский язык. Литература была бы в своей дополнительной части с упором на славянофильскую, почвенническую – ту, которая и сформировала русский народ как глубинное уникальное мировое явление в человеческой цивилизации. Чтобы на уроках труда давали бы и народные русские ремёсла, даже на физкультуре в младших классах – народные русские игры, а постарше – парням городки, элементы русских единоборств и «стенки на стенку». И девицам хорошую программу можно подобрать.
Кстати, где в Казани можно поиграть в замечательные наши русские городки? Нигде, один боулинг, пейнтбол и прочая иностранщина. А в 70-х в Дербышках, где я вырос, городки были не просто игрой – там толпы мужиков и детворы собирались на игры в городки, как на увлекательное зрелище. Мастеровые люди и сами игроки (как мой отец, например) соревновались в изготовлении городошных бит, пара бит – у каждого своя, уникальная, под рост, вес, под руку, это как конь для казака. Где всё это сейчас, где ростки русской городской культуры, чтобы взращивались в школах и городских дворах, где хоккейные коробки в каждом дворе, другие площадки для русского спорта и игр? Вопрос риторический! Тут, господа, городские управляющие, землю вам носом рыть да рыть, чтобы хотя бы возродить городскую русскую культуру, – да вы, конечно, не станете.
Ещё явление уникальное было до конца 90-х – это русские народные хоры, они существовали при каждом ДК. Конкурсы народных хоров были величайшим явлением русской культуры. Сейчас с грехом пополам (потому что как всегда всё держится на одном человеке) проводятся республиканские конкурсы «Русская песня». Раз в два года. Кто знает об этом мероприятии, как, впрочем и о других, перечисленных в ответе городской управы? Что, Татмедиа так и кинулись рекламировать? Нет, Татмедиа за бюджет 4 миллиарда рублей «имидж Татарстана» раскручивают. Или, что, победители этих конкурсов награждены хотя бы путёвками? Вопрос, конечно, риторический. А надо бы с детского сада работать, при школах бесплатные кружки создавать по русскому фольклору и по классическому русскому хору, и так далее.
Поэтому явление нового Фёдора Шаляпина в нынешней Казани категорически не возможно.
Отдельный вопрос по предмету «история», упоминаемому в письме – молчали бы уж. До сих пор в школах гуляют методички, созданные в недрах Института развития образования РТ, льющие татарский национал-сепаратистский фальсификат на детские умы. Конечно, мы очень много работали по искоренению этого явления, но по ту сторону работает целая система, а мы – лишь общественная организация. Да и в целом историческая наука, включая Академию наук, поражена надолго этим явлением. И пока там до сих пор в признанных авторитетах такие люди как Рафаэль Хакимов и Индус Тагиров – ничего не поменяется.
Что же до нашей идеи русских гимназий, то в преподавании истории мы тоже предлагали сместить акценты. Ведь ещё с советских времён история в школах преподавалась скорее, как история борьбы, а не как история формирования и становления русского народа и России в целом, как единого государства, где в союзе с русским народом сохранены и комфортно живут ещё более ста народов. Это же уникальное явление в мире!
Мы долгими усилиями добились сначала решения депутатов, а следом – и главы города в 1998 году об открытии 7 русских гимназий – по числу районов города, а на встрече русской общественности с Шаймиевым в 2002 году – включения в протокол (поручения) пункта о расширении сети подобных школ и их опыта. Но с 2012 года, когда власти постарались исключить отовсюду из официального общения Общество русской культуры, а наших активистов стали просто преследовать, параллельно создав альтернативную карманную русскую организацию, этот вопрос постепенно был сведён на нет. Единственным заведением, которое сейчас можно назвать полноценной русской гимназией – это та, которая действует при Духосошественской церкви г. Казани. Но она является частным образовательным учреждением.
И, вообще, похоже, пока родители не начнут возмущаться – воспитание и образование их детей «в русском духе» власти будут стремиться сделать их частным делом. «А что, платили же за репетиторов по русскому языку два десятилетия, и здесь платите, а бурную деятельность для ваших русских детей для галочки, мы всегда проимитируем», – так, если нужна моя трактовка ответного письма Екатерине Матвеевой, я вижу ситуацию и намерения нынешнего регионального руководства, о которых они на бумаге, разумеется, не напишут.
Последнее – про русский язык. Я уже про Шаляпина сказал. Так вот, в языковой сфере тоже чудес не бывает. У Пушкина – тоже ведь не только Арина Родионовна была – он едва ли не с колыбели получал образование высочайшего качества. И обучался не только изящной словесности, но и математике, химии, географии, музыке, танцам и фехтованию, другим наукам и навыкам. Без такого уровня образования не было бы у нас ТАКОГО Пушкина, это надо понимать.
И в связи с упоминанием Пушкина самое время сказать про писательскую организацию Республики Татарстан. Вы знаете, сколько в ней сейчас татарских писателей, а сколько русских? Отвечу: татарских – 300, а русских – 13, включая русскоязычных татар. Позволю себе системное заключение: если регион-«государство» не будет вкладываться в словесность с садика, если это будет вклад только в одну ветку, то у этого «государства» – никаких перспектив, а те, кто его создавал и имитировал будут прокляты отечественной историей.
В общем, исходя из ответа, данного городской управой на запрос Екатерины Матвеевой городской управе касательно русского родного языка, ждать чуда пока не приходится.
И в конце как классический советский инженер, технарь отвлекусь на свою личность. Мне всегда были тяжелы тексты, я что-то там если припаять, привернуть гаечным ключом или отвёрткой, топором, в конце концов рубануть. На наждаке, в конце концов, ножичек поправить, даже лопата – не напряг. А тут – сочинения задают писать. В общем, я всегда «должен» был литераторше кучу сочинений. Но в советской школе всему учили, а главное, была богатая практика, чтобы научиться самому, и к окончанию школы меня даже стали ставить в пример за сочинения. Потом мне пришлось в вузе писать работы в рамках обучения, и даже научно-технические отчёты в рамках кафедры. Сейчас наряду с техническими текстами пишу массу гуманитарно-социальной публицистики, эпистолярии, даже юридические тексты. Но не было бы качественной школьной подготовки по русскому и литературе – это всё было бы невозможно.
А что же сейчас на том же приборостроительном факультете КНИТУ-КАИ, на моей родной кафедре, где я начал трудиться ещё со студенческой скамьи и до сих пор работаю? Ещё в нулевых я стал чётко видеть различие студентов из нашей республики и соседней Кировской области (последние, благодаря нашей целенаправленной профориентационной работе в г. Вятские Поляны составляли у нас существенную долю контингента). Студенты из Вятских Полян явно лучше справлялись с написанием текстов курсовых и дипломных работ, чем наши, местные. Да, чудес не бывает, и я сделал однозначный вывод, что причина – в сокращении уроков русской филологии в школах Республики Татарстан.
А что сейчас? Сейчас у моих студентов стойкая проблема не в написании письменных текстов, а вообще – в изложении мыслей устно. Вот, так вот.
Так что перечисленными в письме-ответе семью мероприятиями и тремя клубами с кружками русского языка, господа городские чиновники, проблему не решить. И такими перечисленными в письмишке мерами, голову Вы нам не заморочите.
Но, знаете, дело не в одних чиновниках, а, не удивляйтесь, в какой-то мере – в нас самих. Поделюсь ещё одним важным личным наблюдением. Много лет я председательствовал на одной из секций тех самых Кирилло-Мефодиевских чтений, которые упоминаются в ответе чиновника. И обратил внимание, что регулярно там появлялись работы по исследованию школьниками своих семей, включая генеалогическое дерево. Но удивительно было то, что все авторы этих работ-докладов носили татарские фамилии, ни одного автора таких работ с русскими фамилиями мне не запомнилось. И ещё, второе наблюдение оттуда же. Несмотря на то, что название конференции допускает и православную тематику докладов, лишь однажды мне довелось услышать доклад, кстати, весьма добротный, о казанском храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (к сожалению, разрушен властями в 1937 г.). Что же получается, мы сами забываем веру своих предков, да и самих предков?! Поэтому, чтобы изменить перспективы для нашего народа и потомков, надо прежде всего меняться самим!
Ну, и чиновников, этих котов ленивых, долбить продолжать безусловно надо, напоминать, что не только у татар, но и у русских здесь есть свои интересы и права.
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент КНИТУ-КАИ, г. Казань
1. ...