Македония и Украина – антисербский и антирусский проекты

Нужно не столько поддерживать союзников, нужно поддерживать правду

14.10.2020 372

Эта статья является реакцией на текст «Македония и Украина» моего давнего друга и русского брата Павла Тихомирова. Я был удивлён поверхностностью многих тезисов, которых не ожидал от Павла. Надеюсь, моя критика будет конструктивной, просто, наша дружба и взаимное почитание не позволяют поступить как-то по-другому.

Должен напомнить, что о македонском вопросе я писал в нескольких статьях на «Русской народной линии»: «Попытка православного взгляда на македонский вопрос» в 2013 году в двух частях (здесь и здесь) и «Россия, Сербия, Болгария, Македония: уроки истории» в 2018 году в трех частях (здесьздесь и здесь).

Читатель может познакомиться с этими вопросами. Я же не буду повторяться, а перейду к конкретным претензиям к тексту Павла. Надо сказать, что Павел сказал много правды, но, к сожалению, часто поверхностной, а многие важные детали не упоминаются, что даёт совершенно иную картину. Кроме того, в тексте много полуправды, которая, как знаем, зачастую более опасна. Итак, по порядку.

В начале статьи Павел утверждает: «Македонская церковная проблема вовсе не аналогична Украинской и, тем более, Черногорской. При попытке решения Македонской проблемы руководством Сербской Православной Церкви (СПЦ) были допущены ошибки, которые стали точкой невозврата». А потом ставит риторический вопрос: «Как мы будем жить после того, как Фанар признает Македонский раскол?»

Категорически не согласен с утверждением уважаемого Павла, и поскольку речь идёт об очень важном вопросе, где нужно знать всю правду о происходящих событиях, хочу подробно описать ситуацию.

После распада СФРЮ в 1992 году начались переговоры об установлении церковного единства. Сербская Православная Церковь, особенно после избрания Патриарха Павла, предпринимала большие усилия, чтобы решить вопрос о расколе с епархиями в Республике Македонии. СПЦ обращалась за помощью и к другим Поместным Церквам, было проведено много встреч – как в Сербии, так и в Македонии – с представителями отколовшихся епархий. Хотя Патриарх Павел тогда был в больнице, встречи продолжались, наконец в Нише 17 мая 2002 года было подписано соглашение о преодолении раскола и установлении евхаристического единства Сербского Патриархата и Епископата в Республике Македония.

Приводим начало этого Соглашения: «Сербская Православная Церковь, то есть Печский Патриархат, имея в виду реальные духовные и пастырские нужды, и решения Священного Синода Епископов Сербской Православной Церкви № 47/1958, 6/1959 – протокол 57 от 1. июня 1959 года признаёт существующие епархии Православной церкви в Республике Македония, то есть Охридское Архиепископство и его диаспору, широкую церковную независимость, то есть самую широкую церковную автономию, оставляя вопрос об окончательном решении в соответствии с каноническим соборным порядком Православной церкви и всеправославном согласии в Святом Духе».

На этом совместном собрании в Нише македонские епископы приняли и подписали предложенный со стороны СПЦ документ по преодолению раскола. Сербская Православная Церковь тогда предложила епархиям в Македонии максимально широкую автономию, предложила практически то, что Св. Савва Сербский имел в 1219 году, когда получил Томос для Сербской Архиепископии. Все названия и территориальное деление МПЦ по этому соглашению должны быть сохранены, македонцы могли избирать своих епископов на своём собрании, только избрание Первоиерарха МПЦ должно быть подтверждено Сербским Патриархом. Поскольку была предоставлена максимально широкая автономия, то понятно, что документ подписали и македонские епископы. Однако, по возвращении в Македонию, на них началось давление со стороны антисербских сил под влиянием Запада, и епископы так называемой МПЦ отозвали свои подписи.

Затем Сербский Патриарх разослал каждой македонской епархии, каждому епископу индивидуальное приглашение присоединиться к единству с Сербской Православной Церковью. Только архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский), в то время митрополит Велесский и Повардарский, не испугался властей и на это приглашение ответил утвердительно, то есть присоединился к каноническому и литургическому единству с Сербской Православной Церковью вместе со своим духовенством и верующими людьми своей Велесской и Повардарской епархии. Все священники подписали, что они тоже хотят вернуться в каноническое и литургическое единство с Сербской Православной Церковью. Об этом архиепископ объявил, сказав, что отслужит литургию, на которой впервые упомянет имя сербского патриарха Павла. Священники со всей епархии приезжали в Велес, где находилась кафедра архиепископа. Присутствовало много верных людей из Велеса и других городов, знающих, откуда они и зачем приезжают, люди, которые были счастливы, наконец, дождаться единения с Православной Церковью.

Но уже на следующий день митрополит-раскольник Тимофей собрал у Велесской митрополии злонамеренных людей и священников-раскольников и вызвал полицию. Они взломали замок резиденции, полиция приставила пистолет к голове архиепископа Охридского Иоанна, приказывая ему немедленно покинуть митрополию, в которой он жил.

После этого наступил период беспрецедентного преследования со стороны государства архиепископа Охридского Иоанна. Затем Сербский Патриарх Павел рукоположил ещё двух епископов: епископа Полошского и Кумановского Иоакима и епископа Брегальницкого Марка, а в декабре 2003 г. был сформирован Синод автономного Охридского архиепископства.

В январе 2004 г. большая часть монахов, находившихся в Республике Македония, присоединилась к Охридскому архиепископству. Когда монахи подошли к Охридскому архиепископству на литургии, вошла полиция, подошла к Святому Престолу и велела архиепископу Иоанну прекратить литургию. Он ответил: «Если вы хотите остановить Литургию, вы должны убить нас здесь». Власти посадили в тюрьму архиепископа Охридского Иоанна, где он оставался в течение 20 дней. Не хочу дальше подробно писать о проследованиях клириков СПЦ, скажу только, что архиепископа Иоанна арестовывали ещё несколько раз, до сих пор нередко клирики СПЦ в Македонии подвергаются террору.

Понятно, что брат Павел заботится об обычных македонских христианах, которые после этого подпали под анафему, но, спрашиваю: что ещё оставалось делать Сербской Православной Церкви после всего этого?

Ничего другого, кроме того, что она сделала в 2003 году, создать Священный Синод Епископов Автономного Охридского Архиепископства. Как видим, к сожалению, македонские архиереи оказались совсем несамостоятельными людьми, сегодня подписали серьёзный документ, который бы уврачевал раскол, а завтра уже подпись отозвали. Поэтому, несерьёзно обвинять СПЦ в том, что таким людям она не подарила Томос для создания Патриархата. Повторяю, СПЦ в Нише в 2002 году на совместном заседании с архиереями так называемой МПЦ сделала всё, что было возможно для уврачевания раскола...

Поэтому вопрос «как мы будем жить после того, как Фанар признает Македонский раскол?» – для меня довольно странен. На днях в одном интервью для русского ресурса (текст публиковала и РНЛ в рубрике «Обзор СМИ») на похожий вопрос журналиста я ответил так: «После признания украинских раскольников, от Варфоломея можно ожидать всего. Проблема Варфоломея и, к сожалению, многих братьев в Греции в таких заявлениях: "Наши братья-славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашего народа в Православии". Мы помним, что слова о первенстве других наций над славянами, немного в другой и в более резкой форме, нам уже знакомы из трудов Маркса, Энгельса и Гитлера. Цинизм Фанара лучше других понимают сербы, потому что именно фанариоты упрекали сербов и оправдывали мнимым сербским национализмом злодейскую бомбардировку Сербии неонацистским НАТО-пактом! Разумеется, каждый верующий православный славянин отдает должное великой христианской истории греческого народа. Но, когда беседуешь с греками, можно слышать только величание "великой культуры эллинов", на которой построена вся мировая цивилизация. Если что-то критически скажешь о древних эллинах, тебя сразу посчитают "врагом греков". Такое болезненное историографическое стремление навредило и будет вредить больше братьям-грекам, чем славянам».

Далее Павел пишет: «Земли Вардарской Македонии сербы получили ещё после 1-й Балканской войны, выбив оттуда турок. До этого времени на территории активно работали отряды сербских четников и болгарских комитаджей, кошмаривших не только турок и греков, но и славян, уличённых в «предательстве интересов» – соответственно интересов Сербии или Болгарии. Накануне Балканских войн был вариант решить проблему полувекового конфликта между Сербией и Болгарией путём разделения Славянской части Македонии по линии Куманово-Охрид, с тем, чтобы северо-западная часть отходила к Сербии, а юго-восточная – к Болгарии. К сожалению, сербы нарушили предварительную договорённость и оставили всю Славянскую Македонию себе в качестве территориальной компенсации за то, что великие державы решили не отдавать Сербии и Черногории Албанское побережье Адриатики, но сформировали там отдельное албанское государство. В результате обида потом трижды толкала Болгарию в стан врагов Сербии – в 1915-м, в 1941-м и в 1999-м».

Всё это так, но чтобы сложилась полная картина, необходимо добавить ещё некоторые факты, иначе получается, что вероломные сербы, которые «нарушили предварительную договорённость», виноваты во всем. Коротко, приведу эти факты. 1. Территория сегодняшней Македонии захвачена турками как часть сербского государства, а Скопье являлось столицей Сербского Царства до прихода турок на Балканы. 2. Эту территорию сербы освободили в Первой Балканской войне от турок своей кровью. 3. Сербы были не согласны из-за наглядной несправедливости Сан-Стефанского мира и великой Болгарии, которая предусмотрена этим миром, но надо понимать, что Сербия освободила в 1912-м году не только Македонию, но и часть Болгарии и передала освобождённые города болгарам, нельзя забывать и того, что в 1913-м году сербы предложили стать арбитром Русскому Царю, но Болгария отказалась от арбитража России. 4. Болгария отказалась от арбитража Русского Царя и начала Вторую Балканскую войну атакой на Сербию, Сербия вышла из войны победителем. 5. Нельзя сказать, что правители России иногда не делали ошибок. Я уже неоднократно писал и об ошибках сербов, но тоже иллюстрировал большую несправедливость к Сербии и сербскому народу, совершенную в Сан-Стефано и на Берлинском конгрессе. Царь Николай Второй (спаситель Сербии) старался придерживаться честного подхода в политических отношениях между странами, однако, этого нельзя сказать о многих государственных деятелях, для которых масонская ложа была важнее интересов России. И из-за таких деятелей отношение Великих Держав к сербском народу было глубоко несправедливым. Что и проявилось в культивировании проболгарских (и антисербских) настроений, проявлением которых стал дух Сан-Стефанских проектов и вынужденных решений Берлинского конгресса.

Имея в виду эти факты, уже невозможно говорить только о «сербском нарушении предварительных договоренностей». Точно также и сербы имели не меньше причин для обиды на болгар, но эта обида ни разу не толкала сербов «в стан врага», а как написал Павел, эта обида «трижды толкала Болгарию в стан врагов Сербии – в 1915-м, в 1941-м и в 1999-м». Надо бы только добавить и уточнить справедливости ради – эта обида толкала болгар не только в стан врагов Сербии, но и в стан врагов России и славянства, в стан врагов справедливости, в стан врагов Божьей правды...

Следующий тезис Павла: «Югославское королевское правительство не занималось сербизацией славян вновь присоединённого края – Македонии. Причина в том, что именно король Александр Карагеогиевич – а вовсе не Тито! – был тем, кто запустил программу интегрального югославянства, т.е. перетапливания национальных «архаичных» культур в некую поликультурную многоконфессиональную...». Этот тезис во многом точный, но далёк от того, что им можно объяснить всё происходящие в Македонии.

Частично виноват в югославизации король Александр, который продвигал её, но нельзя утверждать, что только это является причиной. По такой логике русских императоров также можно обвинить в украинизации, ведь издевательское выражение «москали», употребляемое жителями многих мест Украины, встречается ещё в трудах Лескова, но мне не приходит в голову говорить, что русские цари виноваты в украинизации. Конечно, король Александр тоже виноват, но главное всё-таки в другом. Первым решением новой Югославии Тито был запрет на возвращение изгнанных гитлеровцами сербов в Косово, Метохию и Македонию, – без этого не будет реальной картинки происходивших событий. Тито запретил возвращение изгнанных сербов в Македонию, навязал новый язык, чтобы тот отличался и от сербского, которым говорила половина населения, и от болгарского диалекта, на котором говорила другая половина; переименовал все сербские фамилии с окончанием -ич на окончание -ски, практически по его указу создана и македонская нация и потом македонская «церковь». В свете этих фактов картина получается совсем иная...

Можно поспорить и со следующим утверждением Павла: «Подчёркиваю: македонцы не стали ни сербами, ни югославами. Подчёркиваю для того, чтобы обратить внимание на то, что македонская проблема в корне отличается от украинской». Должен сказать, что вопреки ошибкам короля Александра, вопреки сербофобной политике Тито, до сих пор одна часть македонцев (особенно в «Скопской Черногории») считает себя сербами. Вот, что про македонцев пишет св. Николай Сербский: «Македонцы – старые сербы с верой, обычаями и диалектом наших общих сербских предков. Мы несравненно больше одного народа, чем пруссаки, швабы и баварцы, называющие себя одним именем – немцы. Потому что пруссаки и баварцы разные по религии, языку и истории. Однако мы едины в вере, языке, судьбе и мученичестве».

И македонцы, и украинцы – политические нации, разница в том, что процесс македонизации сербов и болгар в Македонии продвинулся дальше, чем процесс украинизации малороссов.

Далее. В абзаце, где Павел пишет об истории МПЦ, нет ни намека на то, что это был политический антисербский шаг сербофоба Тито, который поддерживал западный фактор. У меня возникает недоумение: как можно такому знатоку сербской истории и Сербской Церкви, каким, несомненно, является Павел Тихомиров, так поверхностно, без понимания того, что это была глубоко антисербская политика государства Тито, писать про историю и действия так называемой МПЦ?! Будто это был только церковный вопрос.

Внеочередной Архиерейский Собор СПЦ, состоявшийся 14-15 сентября 1967 года, не имел выбора и объявил МПЦ раскольнической религиозной организацией, порвав с её иерархией литургические и канонические отношения. Повторяю, во время блаженно почившего Патриарха Павла СПЦ сделала огромные усилия, чтобы уврачевать этот раскол, в Нише пять епископов подписали документ, которым раскол исцелялся, но архиереи МПЦ оказались совсем несамостоятельными и под давлением властей отозвали свои подписи. Имея это в виду, утверждение брата Павла, что «ситуация такова, что она может быть разрешена только лишь признанием Македонской православной церкви», для меня является совершенно неприемлемым. Видимо, обида на критиков повлияла на то, что он написал такой необдуманный и глубоко вредный текст. Теперь, вероятно, раскольники с радостью его переведут и станут распространять.

К сожалению, исторически подтверждается не только из века в век, но уже ежедневно истина: тех, кто ненавидит другие народы, принято называть нацистами, тех, кто ненавидит другие расы – расистами, а тех, кто ненавидит сербов и русских, – борцами за демократию.

Запад относился к сербам совершенно немилосердно на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков и продолжает это делать ныне – в двадцать первом веке. Причина проста – именно сербы были самыми преданными союзниками России. Мы сегодня являемся свидетелями одной страшной нацистской ревизии истории Балкан, где уже вознаграждены (или обещана награда) все народы, некогда поддержавшие Гитлера, а наказаны исключительно сербы – единственный народ на Балканах, который во время Второй мировой войны оказывал ожесточенное сопротивление злу нацизма. Мы являемся свидетелями того, что наказывается народ, который потерял 1,5 миллиона человек во время этой войны, народ, единственный из всех европейских народов, не отправивший в Сталинград против России – даже чисто символически – ни одного подразделения в составе гитлеровских войск. Белград – единственная столица в мире, которую Запад в ХХ веке четыре раза бомбил. Народ, который в ХХ веке пережил три геноцида, сейчас преподносится в качестве народа-преступника, в качестве «геноцидного народа».

Понимая это, будет легче многое понять и по македонскому, и по украинскому церковному вопросу.

И дело не в том, что, как написал в начале статьи Павел, «раз сербы нас поддерживают в украинском вопросе, то и мы должны поддержать их в македонском вопросе, иначе всё будет выглядеть как предательство», дело в том, что надо поддерживать правду. И в украинском, и в македонском вопросе.

А правда предельно проста и в одном, и в другом вопросе – проблемы эти не только церковные, но в значительной степени они являются глубоко антирусским и антисербским политическим проектом наших врагов. К сожалению, в этом тексте моего русского брата Павла Тихомирова это не проговаривается или, в крайнем случае, как уже отмечалось выше, проговаривается полуправда, которая часто опаснее лжи...

Ранко Гойкович, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ранко Гойкович
«Священник обвиняется в осквернении могилы своего предка - архиерея!!!»
Черногорская полиция под надуманным предлогом арестовала священника Йована Пламенаца и его сына Крста, но вскоре под давлением общественности их освободила
09.11.2020
Владыка Амфилохий умер как победитель
Нас потрясла печальная весть о кончине Митрополита Черногорского и Приморского
31.10.2020
Македония и Украина – антисербский и антирусский проекты
Нужно не столько поддерживать союзников, нужно поддерживать правду
14.10.2020
Зачем Сербии гендерное равенство?
О новых инициативах сербского президента Александра Вучича
12.10.2020
Все статьи Ранко Гойкович
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04