Запад относился к сербам совершенно немилосердно на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого века - и продолжает это делать ныне, в двадцать первом. Причина проста - именно сербы были самыми преданными союзниками России. Когда Россия поддержала проболгарскую позицию по Македонии в девятнадцатом веке, результатом стало появление Болгарского Экзархата. Это вызвало реакцию как греков, так и сербов. В самом начале создания Болгарского Экзархата среди славянского населения Македонии число «экзархистов» превышало число «патриаршистов» (т.е. православных, оставшихся в юрисдикции Константинопольского патриархата).
Между тем, болгаризация вызвала реакцию, в результате чего уже накануне 1-й Балканской войны 1912 г. число «патриаршистов» значительно превысило число «экзархистов». Этот факт легко проверить как в архивах СПЦ, так и в архивах БПЦ. (Проблема подробно освещена в книге Йована Эрдельяновича «Македонские сербы», изданная в 1925 г., а переизданная в Нише в 2011-м.)
Среди выдающихся сподвижников Черного Георгия было немало сербов из Македонии: Вуча Жикич, командир Делиграда; Петар Новакович Чардаклия и Петар Ичко были известными дипломатами Карагеоргия.
Интересно отметить, что, несмотря на то, что Россия в Македонском вопросе делала недвусмысленно ставку именно на болгар, турки основной удар делали по сербам, прекрасно понимая - кто же является самой последовательной пророссийской силой на Балканах. Понимали это, повторюсь, и на Западе.
Тот час же по получению церковной автокефалии, которую болгары получили при посредстве России, нормой стало правило, согласно которого всякий верующий, присоединявшийся к Экзархату, должен был считаться болгарином. В среде сербов Македонии это вызвало реакцию - и сербы посчитали гораздо меньшим злом греков-фонариотов.
В сербской среде началось расслоение.
На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков Македония превратилась в арену противоборства болгар и сербов, болгар и греков. Турки воспользовались этим расколом в стане своих неприятелей и поддержали болгар - что было совершенно логично в сложившейся ситуации.
Как мы помним, в России так же была достаточно сильна именно проболгарская пропаганда.
(Следует упомянуть и о работе русского дореволюционного ученого А.М.Селищева, написанной в эмиграции и появившейся в межвоенный период в Болгарии. Этот труд содержит обширную информацию об албанско-славянских контактах на протяжении веков. В то же время определенную оригинальность придает ему мнение автора о том, что Северная Албания является зоной контактного противостояния албанского и ...болгарского народа. - прим. Ред. [1])
Ни тогдашние, ни нынешние славянофилы зачастую просто не понимают того, что болгарские комитаджи боролись не с турками, а преимущественно против сербского народа Македонии.
Начался отпор. Можно упомянуть вооруженное восстание Василия Трбича и Йована Бабунского, которые со своими четами оттеснили к западу от Повардарья болгарских комитаджей, терроризировавших месное сербское население. Это событие стало легендарным и легло в основу известной песне, посвященной воеводе Бабунскому: «Спремте се, спремте, четници». Эта песня во время Второй мировой была одной из самых любимых песен сербских бойцов Дражи Михайловича.
(Если почитать болгарских авторов, то легендарный воевода Бабунский будет фигурировать в качестве «ренегата, сербо-греческого янычара» и т.п. - Прим. Ред. [2]).
Однако, вернемся к Берлинскому Конгрессу.
Берлинский Конгресс был настолько же антисербским, насколько и антиболгарским. Академик Драголюб Живоинович сформулировал три антисербских задачи, которые были реализованы в ходе конгресса:
Первая - не позволить объединить сербов Боснии и Герцеговины с Сербией;
Вторая - не дать возможности территориально связать две сербские державы - Сербию и Черногорию;
Третья - не дать возможности территориально связать сербов Сербии с сербами Македонии.
<...>
Согласно исследованиям академика Драголюба Живоиновича Великобритания во время Первой мировой войны была больше заинтересована в сохранении территориальной целостности Австро-Венгрии, нежели в том, чтобы способствовать территориальным приращениям Сербии. А ведь Сербия была союзницей по Антанте, а Австро-Венгрия - врагом...
По-видимому, Британский Лев настолько опасался того, что Россия вернет свои позиции на Балканах, что готов был поддержать любые схемы послевоенного мироустройства, лишь бы не допустить усиления позиции вернейшего союзника Российской Империи - Королевства Сербии.
<...>
О антисербской политике Иосипа Броз Тито можно было бы написать целые тома. Тут хочу напомнить лишь три решения, которые касались антисербской политики в Македонии:
Первое - запрет сербам, изгнанным во время Второй мировой албанцами и болгарами из Косово и Метохии, а также Македонии, возвратиться весной 1945 в покинутые дома.
Второе глубоко антисербское решение - изменение написания фамилий всех македонских семей с «-ич» на «-ски»: например, чисто сербская фамилия Михайлович «превращалась» в «македонскую фамилию» Михайловски.
Третий удр власти Тито - создание Македонской Православной Церкви и грабеж сербских храмов СПЦ.
Прекрасной иллюстрацией того простого факта, что действие антирусской и антисербской политики Запада не приостановлено и сейчас, является письмо депутата немецкого Бундестага Вильяма Вимера, адресованное тогдашнему канцлеру Германии Герхарду Шрёдеру:
Г-ну Герхарду Шрёдеру,
Бундесканцлеру республики Германия
Госканцелярия
Шлосплатц 1
10178 Берлин
Берлин, 02.05.00
Уважаемый Господин Бундесканцлер,
На прошлых выходных у меня была возможность принять участие в конференции по теме Балкан и расширения НАТО, устроенной совместно министерством иностранных дел США и Америкэн Энтерпрайз Институт (внешнеполитическое ведомство республиканской партии), состоявшейся в столице Словакии Братиславе. Судя по присутствию многочисленных премьер-министров, министров обороны и иностранных дел из стран этого региона, мероприятие было очень высокого уровня. Среди многочисленных важных пунктов, которые обуждались, некоторые заслуживают отдельного перечисления:
1. Со стороны организаторов было потребовано предпринять возможно более скорое признание независимого государства Косово.
2. Организаторы объявили, что Югославия находится за международно-правовыми рамками, прежде всего Хельсинского акта (о неизменности границ в Европе и суверенитете государств - прим пер.)
3. Европейское право мешает воплощению планов НАТО. Для этого американское право (также для применения в Европе) подходит больше.
4. Война против Югославии ведётся для того, чтобы поправить ошибочное решение генерала Эйзенхауэра во Второй Мировой войне. По стратегическим причинам там должно состояться размещение американских солдат.
5. Европейские союзники потому и помогали в войне против Югославии, чтобы де-факто преодолеть дилемму, возникшую из «Новой стратегичейской коцепции», принятой Альянсом в апреле 1999 года с одной стороны, и стремлением действовать только при наличии мандата ООН или ОБСЕ с другой.
6. Не вредя заключительной законнической интерпретации европейцев, по которой расширение круга задач НАТО при войне против Югославии за рамки зоны ответственности является исключительным случаем, эта ситуация безусловно является прецендентом, на который каждый может и будет ссылаться.
7. При предстоящем теперь расширении НАТО пространство от Балтийского моря до Турции будет восстановлено так, как это было во времена вершины могущества Римской империи.
8. Польша должна с севера и юга быть окружена соседями - демократическими государствами, Румыния и Болгария укрепляют наземную связь с Турцией, Сербия(видимо для утверждения присутствия американских войск) на некоторое время выключена из рамок европейского развития.
9. Севернее Польши надо захватить полный контроль над доступом из Санкт-Петербурга к Балтийскому морю.
10. В каждом случае следует отдавать предпочтение праву народов на самоопределение перед другими правилами и установками.
Такое положение не противоречило тому, что при нападении на Югославию НАТО нарушило все международные правила и неотъемлемые законные права народов.
После этого, столь откровенно прошедшего мероприятия, ввиду состава участников и организаторов, нельзя не провести оценку высказываний, прозвучавших на конференции.
Кажется, американская сторона для достижения своих целей в глобальной обстановке сознательно и целенаправленно расшатывает правовые рамки, сложившиеся в результате двух войн прошлого века. Сила имеет преимущество перед правом. Где международное право стоит на пути, оно устраняется. Когда похожая обстановка в союзе народов сложилась прежде, вторая мировая война была не за горами. Мышление, которое так абсолютизирует собственный интерес, может называться только тоталитарным.
С дружеским приветом,
Вилли Виммер
член Бундестага
Председатель областной организации ХДС Нижнего Рейна
Вицепрезидент парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Это письмо демонстрирует глубокую укорененность антисербской - читай: антирусской - политики на Балканах. НАТО трибунал в Гааге (основанный, увы, решением СБ ООН) не судит нацистов из Хорватии, моджахедов из Боснии, американских генералов, обучивших хорватские войска, не судит террористов и «черных трансплантологов» из Косово и Метохии, не судит исполнителей преступлений НАТО, ответственных за то, что с 24. марта по 10. июня 1999 года на сербов было сброшено 25. 000 тонн смертоносных грузов - в основном - необагощенного урана.
Свидетели одной страшной нацистской ревизии истории Балкан, где награждены или обещана награда всем народам, некогда поддержавших Гитлера, а наказаны исключительно сербы - единственный народ Балкан, который во время Второй мировой оказывал ожесточенное сопротивление злу нацизма. Мы являемся свидетелями того, что наказывается народ, который потерял 1,5 миллиона человек во время этой войны, народ, единственный из всех европейских народов, не отправивших в Сталинград против России ни одного - даже чисто символического - подразделения в составе гитлеровских войск.
Народ, который в ХХ веке пережил три геноцида, сейчас преподносится в качестве народа-преступника, «геноцидного народа».
Уже хотя бы по одной этой причине - хотя бы то в России - необходимо попытаться приблизиться к объективному, а не тенденциозному, а то и шарлатанскому осмыслению сербской истории.
***
После всего написанного, необходимо указать на то, что видится нам наиболее существенным из всего того, что реально можно предпринять - ради сохранения православного духа славянского населения Вардарской Македонии.
В настоящее время немалая часть этого населения в значительной мере изгубила как сербскую, так и болгарскую идентичность. Так же, как исламизированные и окатоличенные потомки сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, в основной массе своей, по-видимому, потеряны для Святосавской Сербии.
Но македонцы остаются православными.
И почитание велиуих сербских святых, в том числе - святителя Николая (Велимировича), - пока еще не изглажен из коллективной памяти православных македонцев.
На основе культа святителя Николая - бывшего в межвоенную пору и епископом Охридским - можно было бы выстроить перспективную основу для необходимых шагов по восстановлению церковного единства, шагов, возможность которых была обеспечена еще усилиями, предпринятыми блаженнопочившим Патриархом Сербским Павлом.
Увы, нынешний верх СПЦ временно пребывает в плену иллюзий, обусловленных Константинопольскими и Ватиканскими симпатиями. Кроме того, по всей вероятности, CПЦ в нынешнем состоянии вряд ли способна к конструктивным шагам. Во всяком случае, скандал с публичным отречением от письма протеста, адресованного Синодом СПЦ официальному Белграду, после того, как власть Николича сдала интеерсы сербов Косово и Метохии, говорит о том, что на самом верху нет единства и в помине.
Письмо Синода было настоящей «бомбой», взорвавшей общественное мнение - после затянувшегося безвольного молчания Церкви, кроме всего прочего, традиционно уважаемой в Сербии общественной институции. Однако, «бессменный спикер СПЦ» - епископ Ириней (Булович) тут же аннулирует скандальное письмо «яко не бывшее».
Так в течении одного дня появляется три полностью различных заявления по существу вопроса от трех влиятельнейших архиереев: Митрополита Амфилохия, Епископа Иринея и Патриарха Иринея.[3]
Фонар, по-видимому, будет заинтересован в насаждении среди православных Македонии мировоззрения, напоминающего идеи т.н. «уранополитизма», как якобы альтернативы крайностям этнофилетизма.
Несомненно, Македония является святой землей и для болгар.
Македония - это, как мы помним, и святые Наум и Климент Охридские, и равноапостольные Мефодий и Кирилл.
Однако, Болгарская Церковь не пользуется особым доверием среди жителей Республики Македония.
Таким доверием могла бы пользоваться Сербская Церковь, если бы среди архиереев был некто, сопоставимый с епископом Охридским Николаем. Если бы...
Но, поскольку в Сербской Церкви сейчас такого святителя нет, то остается надеятся на традиционную защитницу интересов балканских славян - Русскую Православную Церковь.
Необходим компромисс в вопросе решения канонического статуса Церкви в Македонии. Иначе - лишенные стержня - македонцы в самом обозримом будущем будут смяты албанцами, и Македония разделит участь Косово и Метохии. Ни православным сербам, ни православным болгарам, ни православным грекам - это ни к чему.
В решении вопроса канонического статуса Церкви в Македонии нужна ни проболгарская, ни просербская позиция, но одна лишь про-Православная позиция.
В заключение, для тех, кто считает Македонию чисто болгарской этнической территорией, краткий перечень обещанных источников, быть может, малоизветных читателю в России. Это - лишь несколько капель из моря источников, свидетельствующих о том, что нынешнюю Македонию сербы звали «Старой Сербией» неслучайно.
- Белић Александар, "Дијалектичка карта српског језика", Петроград 1905. године, издавач - Петровска акдемија наука.
- Aкадемик др Милорад Екмечић, „Дуго кретање између клања и орања - Историја Срба у новом веку (1492-1992)", EVRO-GIUNTI, Београд 2010. године.
- Бован Владимир, "Јастребов у Призрену", Јединство, Приштина - 1983. године.
- Др Рајко Веселиновић, "Историја СПЦ са народном историјом", Свети Архијерејски Синод СПЦ, Београд, 1966. године.
- Др Јован Ердељановић, "Македонски Срби", Државна штампарија Београд, 1925. године.
- Академик др Драгољуб Живојиновић, "Невољни ратници, велике силе и Солунски фронт", Завод за уџбенике, Београд, 2010. године.
- Јастребов И. С. , "Подаци за историју Српске цркве", Државна штампарија Београд, 1879. године.
- Вук Стефаановић Караџић, "Српске народне песме из Македоније", издавачко предузеће Просвета, Београд, 1958. године.
- Др Френсис Конт, "Словени", Филип Вишњић, Београд, 1989. године.
- Лењинградски државни универзитет "А. С. Пушкин", "Докириловская славянская писменост и дохристиянская славянская культура", Санкт Петербург
- Др Милојевић Милош, "Одломци историје Срба и српских земаља у Турској и Аустрији", Државна штампарија, Београд, 1872. године.
- Пејин Јован, "Македонски Срби", Државна штампарија, Београд, 1925. године.
- Др Перовић Милутин, "Сеобе српског народа од четрнаестог до осамнаестог века и њихова историјска улога", Библиотека "Настава историје", Бееоград-Нови Сад, 1966. године.
- Пешић Миодраг, "Стари четници", ауторско издање, Крагујевац 2000. године.
- Порфирогенит Константин седми, "De Administrando Imрerio"
- Фра Винко Прибојевић, "О подријетлу и слави Славена", Нродне новине и Golden Marketing, Загреб, 1997. године.
- Хуго Рот, "Косовски искони", ИКП Никола Пашић, Београд, 1996. године.
- "Србија 1878 - Документа", Српска књижевна задруга, Београд, 1978. године.
- Стојановић Љуба, "Стари српски записи и натписи", Београд, 1902. године.
- Томић Дејан, "Србобранке из Црне Горе и Старе Србије", Невкош, Нови Сад, 1997. године.
- Трифуновски Јован Ф., "Македонизација Јужне Србије", Цицеро, Београд, 1995. године.
- Слободан Јарчевић, "Бивши Срби, Македонци", ИП Мирослав, Београд, 2012. године.
- Григорије Николајевич Трубецки, "Рат на Балкану 1914-1917 и руска дипломатија", Просвета, Београд, 1994. године.
- Др Владимир Умељић, "Срби и геноцидни двадесети век", Фонд истине о Србима, Београд 1993. године.
- Зоран Ч. Вукадиновић: Мени смрт вама слобода", Лестве бр.3/2О12, Косовска Митровица.
- Филип Ј. Ђукановић: Григорије Степанович Шчербина (1868 - 19О3)
Примечания Редакции:
[1] Тимофеев Алексей Юрьевич. Крест, кинжал и книга. Старая Сербия в политике Белграда (1878-1912).. http://rexstar.ru/content/id2379
[2] http://www.senica.ru/forum/index.php?showtopic=458&st=80
[3] Cм: http://borbazaveru.info/content/view/5313/1/
Перевод - Павел Тихомиров
1. Нужно признать автокефальную Охридскую Архиепископию