Последние события в Белоруссии настраивают на весьма скорбные размышления. Вспоминаются строки из «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Белорусы – долготерпеливый, много претерпевший и выстрадавший трезвый народ. И большая часть белорусов сохраняют эти свойства. Но, к сожалению, далеко не всегда, ведь определенная часть жителей Белоруссии объята «тоской самоубийства».
Вспоминаются ахматовские строки:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт её.
Некоторые белорусы ждут польских и литовских гостей. Кто угодно – лишь бы не батька. А чем им Лукашенко досадил? Понятно, что у всякого человека, как и у системы, есть недостатки. К сожалению, власти за долгие годы имеют свойство бронзоветь и становиться несколько глухими. Да, всё это есть. Ну и что? Самая худшая власть – это дар Божий по сравнению с безвластием, с революционным хаосом. Казалось бы, что эту мысль стоило бы понять и выучить, тем паче, что в России, на Украине и других постсоветских республиках в 90-ые годы пережили это на своей «шкуре».
А в Белоруссии всё было несколько не так. После первой половины 90-ых годов, после жульнического правления Кебича и Шушкевича, после насильственной белорусизации, начавшегося развития криминала, к власти пришёл батька. Он свернул голову криминалу, поставил на место начавшихся разворачиваться олигархов и спекулянтов, постарался сохранить наследие Советского Союза – промышленность и сельское хозяйство. И в целом сохраняет их до сих пор. Он не допустил разрушения аграрного комплекса Белоруссии, не допустил разорения своего народа, обеспечил внутреннюю и внешнюю безопасность для белорусов, обеспечил поступательное развитие республики.
Кто обесценивает 90-ые годы, говоря: «ну и что? Я вырастила своего ребенка», забывают благодаря чему, а главное – кому! Благодаря стабильности, достигнутой, в том числе усилиями Александра Григорьевича Лукашенко и его команды. У нас часто бывают неблагодарными к власти. Многие вещи, обеспеченные властью, видятся как само собой разумеющееся дело, как вода и воздух.
Только о воздухе мы вспоминаем, когда его не хватает, например, оказавшись на подводной лодке на мели. И уж при нехватке воздуха мы призываем кого угодно: придите, помогите, спасите! Да только спасать некому, ведь те, кто в своё время спасали и уберегали, – оплёваны, прокляты, а временами и убиты.
Наши церковные «плюралисты» стремятся представить дело так, что они борются за правду, за честные выборы. Разве за это должен полагать душу свою настоящий христианин? Во-первых, справедливость, как заметил святитель Николай Велимирович, рождается на развалинах любви. Во-вторых, невозможны честные выборы посреди нечестных людей. А то, что оппозиционеры, увы, не раз демонстрировали свою нечестность, в том числе, толкая беременных мамочек и мамаш с детьми под дубинки омоновцев, это, увы, не секрет. В-третьих, а был ли мальчик, то есть действительно ли на выборах победила Наталья Тихановская? Позвольте в этом усомниться. Для такой патриархальной, в хорошем смысле этого слова страны, как республика Беларусь, это возможно, разве что в условиях полного развала государства и безмерного отчаяния народа, чего в Белоруссии мы не наблюдаем. Это почти все равно, что представить, что в России в президенты прошла… Ксюша Собчак. Беларусь не Германия и здесь новую Ангелу Меркель не выберут. И потом, а судьи кто? Не те ли, кто рвутся к власти и стремятся скинуть действующего президента А.Г. Лукашенко? Где гарантии их объективности и, тем более, их западных кураторов? Никаких.
В этом смысле горько созерцать позицию церковных либералов, временами весьма уважаемых и заслуженных людей, которые не понимают элементарных вещей: ныне в Белоруссии действует 1597 православных храмов, 7 учебных заведений, в том числе весьма известные семинарии, 35 монастырей – почти вдове больше, чем в Советском Союзе перед перестройкой. В этом есть и заслуга власти.
Во-первых, целый ряд храмов был построен при участии государства.
А во-вторых, государство обеспечивало благоприятный режим для Белорусской Церкви, благодаря которому она столь динамично развивалась предшествующие годы.
И в благодарность за это нынешние весьма уважаемые церковные лица возводят на Александра Григорьевича Лукашенко небывшие преступления, обвиняя его в ужасных злодействах, в пытках сотен людей. Простите, а кто видел и засвидетельствовал эти пытки? Кто может подтвердить, что это не клевета и не часть массированной пропаганды?
Меня поражает, что те же лица, писавшие благодарственные письма президенту Белоруссии и восхвалявшие его за ту помощь, которую он оказывал Белорусской Православной Церкви, теперь обливают его грязью.
Всё это невольно напоминает 1917 год, когда присягавшие Государю, те, кто получал от него чины, награды, хорошее жалованье, отвернулись от него, пламенно призвали довериться Временному правительству, а потом, когда Император был в заточении, ни один из архиереев не навестил его.
И, как известно, Иудин грех состоял не только в предательстве, но и в неблагодарности. Не дай Бог, если о нас или о наших собратьях когда-нибудь скажут потомки словами великого армянского поэта Григория Нарекаци:
Обломком жалким я встаю из мглы,
На мне лежит проклятье, грех Иудин.
Как древний Тир, достоин я хулы,
Я как Сидон, порочен и подсуден.
Меня поражают наши церковные либералы. Во-первых, тем, что они радуются многочисленности и многообразию протестующих.
О многочисленности митингов – это вопрос вопросов, потому что большинство белорусского народа не ходят на протестные акции. Огромное количество белорусов трудятся ради своих семей и ради Белорусского государства. Они прекрасно понимают, что в случае революции их ждёт ухудшение жизни, развал государства и новые небывалые страдания.
И меня поражает, как наши церковные либералы радуются многообразию сословий, присутствующих среди протестующих, в том числе наличию на акциях протеста проституток и «голубых». Нечего сказать: «хорошая компания» для церковных людей.
Но самая главная забота церковных либералов, чтобы конфликт остался конфликтом между теми, кто принимает результаты выборов, и протестующими, а не конфликтом между католиками и православными, белорусами и русскими. Но, значит, подобная линия противостояния между католиками и православными всё-таки есть. И, к сожалению, она не может не быть. По крайней мере, горькая и страшная память, оставшаяся в Белоруссии об унии, зверства католиков по отношению к православным, не истребима.
Наши церковные либералы призывают не переводить противостояние в Белоруссии в плоскость «Православные-католики». Но как быть тогда со следующим фактом? При том, что католики составляют 10 % от населения Белоруссии, они заняли более половины мест (остальные, главным образом – представители протестантских сект, атеисты, иудеи) в Координационном совете белорусской оппозиции, который был сформирован 15–18 августа. То есть почти сразу обозначилась роль Ватикана в попытке свержения законной власти в Белоруссии.
Но больше всего меня поражает, что наши дорогие церковные либералы желают, чтобы конфликт между принимающими результаты выборов и не принимающими так и остался конфликтом, коль скоро он есть. Но наша Церковь учит другому - в заповедях блаженства есть слова: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Эти слова поются за каждой Литургией, читаются в заповедях блаженств.
И у меня вопрос: почему наши дорогие церковные либералы не только в Белоруссии, но и за её пределами этим словам не внемлют и хотят сохранить этот конфликт? Правда, в политической плоскости. И на том спасибо! Почему они не стремятся выполнить свой долг священнослужителей: привести Белоруссию к миру, угомонить и утешить политические страсти, направить противоборствующие стороны на путь диалога, а страну – на путь процветания и подлинного политического и духовного суверенитета? Кстати, именно за это все годы радел Александр Григорьевич Лукашенко. Почему об этом не заботятся наши дорогие церковные либералы? Ответ оставим на их совести.
А сами будем молиться о мире всего мира, о благостоянии Белорусского Экзархата и о соединении всех в духе мира, взаимопонимании, мудрости и братолюбия. Тем паче, недавно был день памяти апостола любви — Иоанна Богослова.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии
2.
1. Да!