«Накал ненависти к многодетным отцам обескураживает»

Размышления многодетных отцов о причинах кризиса отцовства и современной лёгкости разводов

Семья 
0
1751
Время на чтение 9 минут

В одной из социальных сетей действует группа для многодетных родителей, участниками которой могут стать мама и папа трёх и более детей. Обмен опытом между многодетными родителями нередко весьма полезен. Однако общение в соцсетях, даже в подобных группах, не всегда конструктивно и душеполезно.

Поднятую проблему обсуждают многодетные отцы, сотрудники «Русской народной линии» — помощник главного редактора Павел Тихомиров и выпускающий редактор Алексей Мыселев.

Алексей Мыселев: Я искреннее убеждён, что многодетные родители поистине совершают подвиг в наше время и являются настоящим стержнем народа, рождая и воспитывая будущее России.

И вместе с тем я обратил внимание на печальную тенденцию.

Пишу об этом с болью. Иногда многодетные матери делятся своими бедами и семейными переживаниями в многодетной группе, и объектами суждений, обсуждений и осуждений являются мужья. Отцы своих детей.

Не скупясь на негатив, отцы становятся виновниками всех бед в семье.

Под стать и комментарии.

Не спорю, все ситуации разные и многодетных мам – да и любых мам – нужно жалеть. Но порою меня просто обескураживал накал ненависти к многодетным отцам.

Можно понять, когда такое, увы, является чем-то вроде извращённой «нормой» для «малогабаритной» семьи. Но если уж женщина связывает свою жизнь с мужчиной, рожая ему не одного и не двух детей, то откуда к нему столько неприязни и ненависти? Многие советчицы, не зная всей ситуации, с лёгкостью необыкновенной предлагают «гнать мужа из дома», де, если денег не приносит или если не помогает в том объёме, который она определяет в качестве необходимого, то и зачем он тогда нужен такой?

А ведь отец несёт колоссальную ответственность за всю многочисленную семью пред Богом и государством, и призван быть защитником семьи и образцом для детей. Да, такое случается не всегда, ведь никто не без греха – все люди немощны, в том числе и отцы. Я не оправдываю нерадивых отцов, но пытаюсь понять: ведь если в многодетных семьях такое отношение к отцам, то это очень тревожный симптом нашего времени. Налицо кризис отцовства.

Порой родители сами не понимают, что такое семья, не воспринимают её как малую Церковь, где каждый несёт своё послушание и друг другу помогает. Почему ныне оскудевает уважение к отцам семейства? Почему с такой легкостью даже многодетные матери спешат расстаться с мужьями? Я понимаю: есть разные случаи, но настораживает именно тенденция, когда среди части многодетных матерей царят такие настроения.

Мне возразят многие женщины, что мужик нынче не тот, да и сам он во всём виноват. Что ж, мы затрагиваем глубокую тему, в которой мне поможет разобраться отец 10 детей, уважаемый Павел Вячеславович.

Как Вы думаете, дорогой Павел, какова главная сквозная причина распада семей, тем более многодетных, которые призваны быть примером для подражания? И замечаете ли Вы тенденцию оскудения уважения к служению отца в семье? Ведь, как известно, короля играет свита, и порой жена своим отношением к мужу заставляет его чувствовать себя лакеем, а не главой семьи.

Павел Тихомиров: Дорогой Алексей, вопросов много, попробуем по порядку.

Вот Вы говорите о тенденции оскудения уважения к служению отца. А что, разве оскудевает уважение только лишь к этому служению? А с остальным у нас всё в порядке? Извращённой нормой в современном обществе стало оскудение уважения вообще: к чему бы то ни было. А вовсе не к одному лишь служению отца. Люди заражены совершенно непомерной гордыней и мнением о себе такого размаха, что об уважении к кому бы то ни было и чему бы то ни было не может быть и речи.

Если принять это изначально за отправную точку, то тогда уже не будет казаться чем-то таким уж невероятным – в числе прочего – и вот эта разновидность горделивого пренебрежения. Это – первое.

Второе. Вы говорите о многодетных семьях как о неких образцах для подражания.

Полагаю, что это – мягко говоря – не очень духовный взгляд. Ну, назовём его, так сказать, «ветхозаветным».

Я о критериях.

Многодетность не может быть залогом успешного противоборства в борьбе со страстями. А мы, как христиане, должны понимать, что все наши беды (и всё то, что воспринимается нами в качестве бед) – это проявления либо той или иной разрушительной и всеразрушающей страсти, живущей в каждом из нас, либо – вмешательство в нашу жизнь Промысла, использующего эти скорби в качестве Своих хирургических инструментов, призванных помочь исцелению от страстей.

И если воспринимать происходящее в этом ключе, то становится ясно, что людей следует воспринимать не по тому: сколько деток они воспитывают, а по тому: как они борются со страстями.

Или же не желают даже думать об этом.

Сразу же оговорюсь: те, кто со страстями борется, – это вовсе не такие просветлённые бесстрастные эзотерики-мудрецы, нет, все мы по-своему, «хороши». Но христианин отличается от нехристианина именно этим – пониманием общей картины происходящего именно в духовном контексте.

Многодетность – тоже крест. Но существуют и иные кресты. Поэтому я бы не стал наших братьев и сестёр по служению как-то особенно выделять.

Другое дело, что мы сталкиваемся со своими специфическими проблемами. И существование некой информационной площадки могло бы принести некоторую пользу. Но я убеждён в том, что польза эта лежит исключительно в том, чтобы просвещать друг друга насчёт каких-то там новых льгот и выплат. Тут мы действительно представляем собою представителей некой части общества, которые обладают сходными правами и обязанностями.

А выносить на всеобщее обозрение какие-то свои внутренние прикровенные скорби, сетовать на мужа – это как-то очень неумно. Что хочет услышать и увидеть такая мамаша? Гул одобрения и «лайки» под публикацией? Если дура, то тут уже не помочь. Это я к тому, что, конечно, иногда стоит посудачить о наболевшем. Но с кем?

А. М.: Спасибо за ответ, дорогой Павел. Я с Вами согласен, что нужно взирать не на количество детей, а на самих родителей, отношения супругов и воспитание детей. Но почему я решил затронуть семейные трудности в свете многодетности? Ибо крушение именно многодетных семей воспринимается как-то по-особому горько, вопиет о проблеме как таковой.

В обществе не прививается детям добрый пример благополучной семьи, где все одинаково важны и любимы, но каждый занимает свое место в семейной иерархии – в малой Церкви. Мальчики не всегда понимают значение и ответственность служения отца и мужа, а девочки - великую роль матери и жены. В обществе насаждаются, увы, иные ценности – неуважение к старшим, половая распущенность, выпячивание мужской и женской низменности и патологическое высмеивание, надругательство над мужчиной, как отца и женщины – как матери.

Нынешний кризис отчасти спровоцирован непониманием, что такое семья, не всегда есть добрый пример. А в это время по телевидению в различных передачах наоборот подогревается накал страстей, бурные романы и адюльтеры.

Поэтому, вырастая, юноша и девушка имеют иллюзорное представление о семье. И, к сожалению, мало кто задумывается, что быть женой и мужем — значит жертвовать собой ради другого. Но ныне порой царит эгоизм, переодетый в маску любви. И как только сталкиваются с трудностями и скорбями, нередко семьи распадаются из-за нежелания понести немощи супруга.

В свете нарушения иерархии в семье возникает переполох, начинают предъявлять друг к другу требования и таить обиды именно по причине блуждания в своих иллюзиях, как должен поступать муж или как должна вести себя жена. Нет того необходимого друг другу уважения и, если хотите, благоговения мужа перед матерью и жены перед отцом семейства.

Как быть?

Я убеждён, что именно воспитание в тысячелетней традиции Православия, понимание семьи как малой Церкви научает правильно выстраивать отношения в семье, возгревать любовь друг к другу и носить немощи друг друга, ведь нет идеальных и безгрешных людей. Только церковная жизнь семьи, дающая благодать Христову, способна укреплять немощных и давать силы нести крест отца и матери.

П. Т.: Думаю, мало кто будет спорить с тем, что для того, чтобы в семье выстроились более-менее приемлемые отношения между всеми членами семьи, необходимо, чтобы соблюдались хотя бы то некие минимально необходимые условия. Я специально сейчас говорю не о выстраивании правильных отношений, а о «более-менее приемлемых».

Более-менее приемлемыми условиями сосуществования человеков – хоть в рамках всего общества, хоть в рамках ячейки этого общества – является «дружба против». Т.е. совместное преодоление неких вызовов, трудностей. Это – условия необходимые, но, разумеется, недостаточные. Желательно, чтобы помимо склеивания вот этой т.н. «негативной эмоцией», было ещё и наличие, условно говоря, «литургийной эмоции», т.е. не просто «дружбы против», а «единения во имя чего-то». В идеале – «единение во Имя Кого-то».

Но это идеал.

А в жизни мы наблюдаем буквально следующее. На протяжении тысячелетий мужчина в семье – мы сейчас говорим о выполнении условий необходимых (хоть и недостаточных) – выполнял как минимум три функции. Приносил зарплату, поддерживал помещение в порядке и делал что-то приятное для хозяйки помещения.

Сейчас в нашем постхристианском обществе хозяйка помещения может обеспечить сама себя зарплатой, для поддержания помещения в порядке можно воспользоваться специалистами по всем видам ремонта, а так сказать приятная составляющая брака может достигаться и без пресловутого «штампика в паспорте». Любовники уже даже в центральной прессе называются «гражданскими мужьями». (Тут наш брат, представитель консервативных традиционных ценностей, не найдёт сочувствия своим устаревшим идеям, это нужно понимать и не терять трезвения).

Таким образом, традиционная семья сейчас стремительно утрачивает – в глазах подрастающего поколения – остатки элементарного функционального осмысления.

Вы, дорогой Алексей, сетуете на то, что вот даже многодетные семьи рушатся, а я снова вернусь к тому, с чего начал. Крушение семьи – процесс духовный. Следовательно, нужно искать в первую очередь духовные причины. Не спасут человека от искушений ребятишки, какие бы сентиментальные чувства не переполняли сердца многодетных пап и мам, если эти сердца не укреплены силой Духа Святого. Никакая многодетность не спасёт от действия лукавых духов, если люди не будут соблюдать правила духовной безопасности.

А их не соблюдают. Даже и большинство тех, кто наполняет храмы по воскресеньям. Что уж говорить о тех людях, которым «Нормально жить и без Христа»?

А. М.: Конечно, испытания на тернистом жизненном пути без Божией помощи не пройти. И если супруги вместе сострадают, сорадуются, то горнило скорбей очищает их отношения – брак становится крепче. А в мгновения оскудения любви у человека, по крайней мере, должно оставаться желание нести свой крест и старание поступать по любви. А если этого нет, то брак обречён.

Как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

Вы чрезвычайно правы в мысли, что порой современная женщина спокойно может обходиться без мужа. И это весьма печальный факт, который не подогревает уважения к мужчинам, а только потворствует гордости жён. Мы с Вами затронули глубокую, животрепещущую проблему. И понимаю, что потребуется и дальнейшее размышление на тему семьи, любви и верности. Предлагаю продолжить соборное обсуждение этой темы на страницах «Русской народной линии».

А всем семьям желаю неоскудевающей любви, мудрости и рассудительности. Благодарю Вас, дорогой Павел, за беседу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
А так же о «Христианах без Христа»
17.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Алексей Мыселев
Пойдут ли наши дети по нашему пути?
Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, почему дети из многодетных семей не хотят сами становиться многодетными
08.02.2024
Чувствовалось особое единение зрителей и власти
В Петербурге состоялся спектакль-концерт, посвящённый 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
29.01.2024
Что нам ждать от Года семьи?
Мысли многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева о проведении Года семьи в 2024 году
23.11.2023
«Мы – лучше, чем они о нас думают»
Многодетные отцы Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о Дне отца и семейном кризисе
14.10.2023
Жертвенное служение или же простое оказание услуг?
Размышления многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева в свете празднования Дня учителя
05.10.2023
Все статьи Алексей Мыселев
Семья
Очередная попытка ухудшить положение родителей
Предлагаемое увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей повлечёт негативные последствия для семей
23.04.2024
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Пора вводить налог не только на бездетность, но и на малодетность
22.04.2024
«Семья, как малая церковь, невозможна без собраний»
По мнению Виталия Милонова, именно шестидневная учебная неделя является косвенной причиной разводов
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии