В одной из социальных сетей действует группа для многодетных родителей, участниками которой могут стать мама и папа трёх и более детей. Обмен опытом между многодетными родителями нередко весьма полезен. Однако общение в соцсетях, даже в подобных группах, не всегда конструктивно и душеполезно.
Поднятую проблему обсуждают многодетные отцы, сотрудники «Русской народной линии» — помощник главного редактора Павел Тихомиров и выпускающий редактор Алексей Мыселев.
Алексей Мыселев: Я искреннее убеждён, что многодетные родители поистине совершают подвиг в наше время и являются настоящим стержнем народа, рождая и воспитывая будущее России.
И вместе с тем я обратил внимание на печальную тенденцию.
Пишу об этом с болью. Иногда многодетные матери делятся своими бедами и семейными переживаниями в многодетной группе, и объектами суждений, обсуждений и осуждений являются мужья. Отцы своих детей.
Не скупясь на негатив, отцы становятся виновниками всех бед в семье.
Под стать и комментарии.
Не спорю, все ситуации разные и многодетных мам – да и любых мам – нужно жалеть. Но порою меня просто обескураживал накал ненависти к многодетным отцам.
Можно понять, когда такое, увы, является чем-то вроде извращённой «нормой» для «малогабаритной» семьи. Но если уж женщина связывает свою жизнь с мужчиной, рожая ему не одного и не двух детей, то откуда к нему столько неприязни и ненависти? Многие советчицы, не зная всей ситуации, с лёгкостью необыкновенной предлагают «гнать мужа из дома», де, если денег не приносит или если не помогает в том объёме, который она определяет в качестве необходимого, то и зачем он тогда нужен такой?
А ведь отец несёт колоссальную ответственность за всю многочисленную семью пред Богом и государством, и призван быть защитником семьи и образцом для детей. Да, такое случается не всегда, ведь никто не без греха – все люди немощны, в том числе и отцы. Я не оправдываю нерадивых отцов, но пытаюсь понять: ведь если в многодетных семьях такое отношение к отцам, то это очень тревожный симптом нашего времени. Налицо кризис отцовства.
Порой родители сами не понимают, что такое семья, не воспринимают её как малую Церковь, где каждый несёт своё послушание и друг другу помогает. Почему ныне оскудевает уважение к отцам семейства? Почему с такой легкостью даже многодетные матери спешат расстаться с мужьями? Я понимаю: есть разные случаи, но настораживает именно тенденция, когда среди части многодетных матерей царят такие настроения.
Мне возразят многие женщины, что мужик нынче не тот, да и сам он во всём виноват. Что ж, мы затрагиваем глубокую тему, в которой мне поможет разобраться отец 10 детей, уважаемый Павел Вячеславович.
Как Вы думаете, дорогой Павел, какова главная сквозная причина распада семей, тем более многодетных, которые призваны быть примером для подражания? И замечаете ли Вы тенденцию оскудения уважения к служению отца в семье? Ведь, как известно, короля играет свита, и порой жена своим отношением к мужу заставляет его чувствовать себя лакеем, а не главой семьи.
Павел Тихомиров: Дорогой Алексей, вопросов много, попробуем по порядку.
Вот Вы говорите о тенденции оскудения уважения к служению отца. А что, разве оскудевает уважение только лишь к этому служению? А с остальным у нас всё в порядке? Извращённой нормой в современном обществе стало оскудение уважения вообще: к чему бы то ни было. А вовсе не к одному лишь служению отца. Люди заражены совершенно непомерной гордыней и мнением о себе такого размаха, что об уважении к кому бы то ни было и чему бы то ни было не может быть и речи.
Если принять это изначально за отправную точку, то тогда уже не будет казаться чем-то таким уж невероятным – в числе прочего – и вот эта разновидность горделивого пренебрежения. Это – первое.
Второе. Вы говорите о многодетных семьях как о неких образцах для подражания.
Полагаю, что это – мягко говоря – не очень духовный взгляд. Ну, назовём его, так сказать, «ветхозаветным».
Я о критериях.
Многодетность не может быть залогом успешного противоборства в борьбе со страстями. А мы, как христиане, должны понимать, что все наши беды (и всё то, что воспринимается нами в качестве бед) – это проявления либо той или иной разрушительной и всеразрушающей страсти, живущей в каждом из нас, либо – вмешательство в нашу жизнь Промысла, использующего эти скорби в качестве Своих хирургических инструментов, призванных помочь исцелению от страстей.
И если воспринимать происходящее в этом ключе, то становится ясно, что людей следует воспринимать не по тому: сколько деток они воспитывают, а по тому: как они борются со страстями.
Или же не желают даже думать об этом.
Сразу же оговорюсь: те, кто со страстями борется, – это вовсе не такие просветлённые бесстрастные эзотерики-мудрецы, нет, все мы по-своему, «хороши». Но христианин отличается от нехристианина именно этим – пониманием общей картины происходящего именно в духовном контексте.
Многодетность – тоже крест. Но существуют и иные кресты. Поэтому я бы не стал наших братьев и сестёр по служению как-то особенно выделять.
Другое дело, что мы сталкиваемся со своими специфическими проблемами. И существование некой информационной площадки могло бы принести некоторую пользу. Но я убеждён в том, что польза эта лежит исключительно в том, чтобы просвещать друг друга насчёт каких-то там новых льгот и выплат. Тут мы действительно представляем собою представителей некой части общества, которые обладают сходными правами и обязанностями.
А выносить на всеобщее обозрение какие-то свои внутренние прикровенные скорби, сетовать на мужа – это как-то очень неумно. Что хочет услышать и увидеть такая мамаша? Гул одобрения и «лайки» под публикацией? Если дура, то тут уже не помочь. Это я к тому, что, конечно, иногда стоит посудачить о наболевшем. Но с кем?
А. М.: Спасибо за ответ, дорогой Павел. Я с Вами согласен, что нужно взирать не на количество детей, а на самих родителей, отношения супругов и воспитание детей. Но почему я решил затронуть семейные трудности в свете многодетности? Ибо крушение именно многодетных семей воспринимается как-то по-особому горько, вопиет о проблеме как таковой.
В обществе не прививается детям добрый пример благополучной семьи, где все одинаково важны и любимы, но каждый занимает свое место в семейной иерархии – в малой Церкви. Мальчики не всегда понимают значение и ответственность служения отца и мужа, а девочки - великую роль матери и жены. В обществе насаждаются, увы, иные ценности – неуважение к старшим, половая распущенность, выпячивание мужской и женской низменности и патологическое высмеивание, надругательство над мужчиной, как отца и женщины – как матери.
Нынешний кризис отчасти спровоцирован непониманием, что такое семья, не всегда есть добрый пример. А в это время по телевидению в различных передачах наоборот подогревается накал страстей, бурные романы и адюльтеры.
Поэтому, вырастая, юноша и девушка имеют иллюзорное представление о семье. И, к сожалению, мало кто задумывается, что быть женой и мужем — значит жертвовать собой ради другого. Но ныне порой царит эгоизм, переодетый в маску любви. И как только сталкиваются с трудностями и скорбями, нередко семьи распадаются из-за нежелания понести немощи супруга.
В свете нарушения иерархии в семье возникает переполох, начинают предъявлять друг к другу требования и таить обиды именно по причине блуждания в своих иллюзиях, как должен поступать муж или как должна вести себя жена. Нет того необходимого друг другу уважения и, если хотите, благоговения мужа перед матерью и жены перед отцом семейства.
Как быть?
Я убеждён, что именно воспитание в тысячелетней традиции Православия, понимание семьи как малой Церкви научает правильно выстраивать отношения в семье, возгревать любовь друг к другу и носить немощи друг друга, ведь нет идеальных и безгрешных людей. Только церковная жизнь семьи, дающая благодать Христову, способна укреплять немощных и давать силы нести крест отца и матери.
П. Т.: Думаю, мало кто будет спорить с тем, что для того, чтобы в семье выстроились более-менее приемлемые отношения между всеми членами семьи, необходимо, чтобы соблюдались хотя бы то некие минимально необходимые условия. Я специально сейчас говорю не о выстраивании правильных отношений, а о «более-менее приемлемых».
Более-менее приемлемыми условиями сосуществования человеков – хоть в рамках всего общества, хоть в рамках ячейки этого общества – является «дружба против». Т.е. совместное преодоление неких вызовов, трудностей. Это – условия необходимые, но, разумеется, недостаточные. Желательно, чтобы помимо склеивания вот этой т.н. «негативной эмоцией», было ещё и наличие, условно говоря, «литургийной эмоции», т.е. не просто «дружбы против», а «единения во имя чего-то». В идеале – «единение во Имя Кого-то».
Но это идеал.
А в жизни мы наблюдаем буквально следующее. На протяжении тысячелетий мужчина в семье – мы сейчас говорим о выполнении условий необходимых (хоть и недостаточных) – выполнял как минимум три функции. Приносил зарплату, поддерживал помещение в порядке и делал что-то приятное для хозяйки помещения.
Сейчас в нашем постхристианском обществе хозяйка помещения может обеспечить сама себя зарплатой, для поддержания помещения в порядке можно воспользоваться специалистами по всем видам ремонта, а так сказать приятная составляющая брака может достигаться и без пресловутого «штампика в паспорте». Любовники уже даже в центральной прессе называются «гражданскими мужьями». (Тут наш брат, представитель консервативных традиционных ценностей, не найдёт сочувствия своим устаревшим идеям, это нужно понимать и не терять трезвения).
Таким образом, традиционная семья сейчас стремительно утрачивает – в глазах подрастающего поколения – остатки элементарного функционального осмысления.
Вы, дорогой Алексей, сетуете на то, что вот даже многодетные семьи рушатся, а я снова вернусь к тому, с чего начал. Крушение семьи – процесс духовный. Следовательно, нужно искать в первую очередь духовные причины. Не спасут человека от искушений ребятишки, какие бы сентиментальные чувства не переполняли сердца многодетных пап и мам, если эти сердца не укреплены силой Духа Святого. Никакая многодетность не спасёт от действия лукавых духов, если люди не будут соблюдать правила духовной безопасности.
А их не соблюдают. Даже и большинство тех, кто наполняет храмы по воскресеньям. Что уж говорить о тех людях, которым «Нормально жить и без Христа»?
А. М.: Конечно, испытания на тернистом жизненном пути без Божией помощи не пройти. И если супруги вместе сострадают, сорадуются, то горнило скорбей очищает их отношения – брак становится крепче. А в мгновения оскудения любви у человека, по крайней мере, должно оставаться желание нести свой крест и старание поступать по любви. А если этого нет, то брак обречён.
Как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Вы чрезвычайно правы в мысли, что порой современная женщина спокойно может обходиться без мужа. И это весьма печальный факт, который не подогревает уважения к мужчинам, а только потворствует гордости жён. Мы с Вами затронули глубокую, животрепещущую проблему. И понимаю, что потребуется и дальнейшее размышление на тему семьи, любви и верности. Предлагаю продолжить соборное обсуждение этой темы на страницах «Русской народной линии».
А всем семьям желаю неоскудевающей любви, мудрости и рассудительности. Благодарю Вас, дорогой Павел, за беседу.