Уровень бедности во втором квартале 2020 года вырос на 1 п.п. по сравнению с уровнем первого квартала и составил 13,5%, что создает риск того, что национальная цель по снижению бедности в два раза к 2030 году не будет достигнута, приводит ТАСС выдержку из экономического мониторинга Счетной палаты.
«Уровень бедности вырос во втором квартале 2020 года до 13,5% с 12,5% в первом квартале 2020 года. Это создало риск того, что национальная цель по снижению бедности в два раза к 2030 году может быть не достигнута», - отмечается в мониторинге.
В документе говорится, что в связи с этим основной задачей должен стать не возврат к докризисным показателям уровня бедности, а выход на траекторию уверенного снижения.
Счётная палата отмечает, что при сохранении благоприятных тенденций в экономике доля бедного населения по итогам года, вероятно, останется в пределах 13-13,5%. При этом в 2015 году кризисная ситуация в экономике привела к более существенному росту бедного населения.
При этом, согласно подсчетам экспертов НИУ ВШЭ, действия по поддержке населения в период ограничительных мер позволили компенсировать около 50% потенциального прироста бедности во втором квартале 2020 года.
Напомним, что глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, заявил, что государство могло бы получать от приватизации по 200-300 млрд рублей в течение ближайших 5-6 лет, что могло бы позволить не повышать налоги.
«У нас настолько еще огосударствлена экономика, что у нас ресурсы по 200-300 млрд рублей в год получать от приватизации легко можно в течение ближайших 5-6 лет. Может быть, некоторые налоги не пришлось бы повышать», - цитирует ТАСС Кудрина.
По данным Счётной палаты, программа приватизации в 2019 году исполнена на уровне 11,5 млрд рублей, или на 88,1% от плана. Это на 1,3 млрд рублей меньше, чем за 2018 год.
Ведомство указывает, что уровень исполнения программы приватизации обусловлен низким спросом и качеством торгов, приостановкой приватизации в отношении ряда предприятий, а также несоблюдением методики прогнозирования при формировании прогноза бюджетных показателей на 2019 год.
О росте бедности и предложении Кудрина приватизировать ряд предприятий размышляет в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
В последнее время поведение аналитических служб Счётной палаты противоречиво. Наравне с обоснованными утверждениями, например, что рост в 2021-22 году вряд ли будет выше 3%, идёт целый ряд весьма сомнительных предложений. Удивительно, но правдивые, обоснованные аналитические умозаключения соседствуют с либеральными фетишами, выскочившими из прошлых лет работы Л.А.Кудрина, как о приватизации, которая нужна, чтобы не повышать налоги.
Приватизация. Кстати, она осуществлялась и в 2019 году. В 2020 году Кудрин говорит, что было продано госимущество в очень маленьком объёме, всего на 3-4 млрд. рублей и что можно увеличить эту сумму продаж в 10 и более раз — до 100-200 млрд. руб. Более того, он связывает приватизацию с выступлением Президента о чрезмерном огосударствлении.
Я слежу за всеми выступлениями Президента, поэтому мне представляется, что Кудрин достаточно вольготно трактует слова Владимира Путина, выхватывая мысли из контекста.
Полагаю, что Президент не призывал бороться с огосударствлением через приватизацию. Мы помним о плачевном результате приватизации, знаем, что нет критериев эффективности её проведения, нет закона о приватизации и национализации, нет закона о государственном секторе. И в этих условиях предлагаются какие-то варианты приватизации в обмен на не повышение налогов! Цинизм! За копейки продать госимущество, ведь государственные имущественные активы не так и велики – что это решит?!
Если имеется в виду торговля пакетами акций, но это продажа контроля над теми активами, где государство, по идее, должно контролировать стратегические направления. Если продавать пакеты акций, выходит, что государство лишится последних рычагов управления и получит всего 100-200 млрд. рублей в год. Это совершенно ни о чём! Компенсация потерь от коронавируса оценивается Минэкономразвития примерно в 3-5 трлн. рублей. Тогда что даст 100-200 млрд. рублей?
Даже если приватизация даст нам 500 млрд. рублей, то это не та сумма, которая может переломить ход экономической политики и решить вопросы, тем более решить вопросы с бедностью.
Цинизм ситуации состоит в том, что это делается под тем предлогом, что не будут повышать налоги. По существу, шантажируют бизнес и гражданское общество. Говорится о том, что иначе они повысят налоги, так как не могут не повысить, либо приватизация. Такое противопоставление неуместно, не имеет научных оснований.
Возникает главный вопрос об эффективности государственного управления. Если за последние 10 лет средний темп роста был около 1%, правительство предпринимало усилия по интенсификации роста, а этой интенсификации роста не наблюдается, средний темп такой низкий за десятилетие — значит, вся политика является никудышной!
Более того, бизнес всё время стонал от налогов! И после этого выдвигать условие, что они повысят налоги?! Нужно же понимать, что повышение налогов — это символ неэффективной, провальной политики. А проведение приватизации с целью закрытия текущих дыр за малые деньги и выставление условия о неповышении налогов — это шантаж общества, экономики и прикрытие собственной управленческой неполноценности! То есть, мы не справились, наша налоговая система, которую мы же спроектировали, мы же внедрили, которую мы же обещали бизнесу не трогать, а теперь под видом, что не будем повышать налоги, отдадим за бесценок какие-то активы в виде пакетов акций, лишимся контроля, добавочных рычагов управления в принятии решений, но мы прикроем то, что не справились с указанными действиями. Чем не способ?
Каков итог? 10 лет провальной политики, которая ни к чему не привела. Теперь будет происходить разбазаривание имущества за бесценок в условиях кризиса с целью прикрыть свою управленческую неэффективность?! В таком случае должна быть отставка любого правительства, даже нового, неважно, что оно проработало полгода. Ведь правительство продолжает традиции всех предыдущих аналитических правительственных организаций, лишь немного корректируя какие-то свои действия.
Сначала сегодняшние члены правительства сидели в Кремле, писали и проверяли бумаги правительства, затем они стали членами правительства. Но тех, которых отправили в отставку, посадили в Кремль советниками. То есть, грубо говоря, сейчас выполняют и корректируют то, что они себе же и писали. Но это же несусветная дикость! И отсутствие кардинальных изменений в области макроэкономической политики.
То же самое происходит в борьбе с бедностью. Никогда приватизация не решала проблемы бедности – по большему числу примером во всяком случае. Исторический экономический опыт всего мира показывает, что это невозможно. Только успехи в экономическом развитии создания и наращения дохода за счёт формирования и разработки продуктов и развития внутреннего рынка, а также справедливое распределение доходов - будут решат проблему бедности! А это значит — борьба с неравенством, прогрессивная шкала как важнейший и центральный инструмент воздействия, а не только паллиативная адресная помощь, которую реализуют, в том числе за те крохи, которые соберут и собирали с приватизации?
Эти две темы — приватизация и бедность, озвученные Счётной палатой в таком контексте, отражают бесцельность, бессмысленность, паллиативность проводимой макроэкономической политики, её непродуманность, несистемность и, кстати, растерянность власти. Функция науки — обеспечить помощь в обосновании стратегии. И пусть все от этого отнекиваются, но наука должна каждодневно доказывать, что это её прерогатива — обосновывать стратегию и перспективы развития страны. Это почти цитата из Леонида Ивановича Абалкина.
К сожалению, мы забываем наших стариков, мы забываем разумные вещи. Мы легко вбрасываем что-то в СМИ: то правильное, то неправильное, то дискредитирующее, то недискредитирующее. Вбрасываем под видом, что нет больше выхода, тогда надо повышать налоги. За это надо отправлять в отставку! Вот что вытекает логически из анализа Счётной палаты.
К глубокому сожалению, всё как продолжалось в макроэкономической политике, так и продолжается. За редкими исключениями, за редкими потугами что-то изменить в части понижения процентной ставки, в части поддержки расходов, которые, как говорят отдельные эксперты, на 50% предотвратили увеличение бедности. Если на 50% предотвратили, то это значит, что на 50% оно произошло!
Конечно, процесс углубления бедности налицо, конечно, в этом серьезную роль сыграл текущий кризис, но и инерция и неизменность идеологической основы макроэкономической политики блокируют развитие России. Я это подчеркивал до кризиса, подчеркиваю в кризис и, если Бог даст, буду подчёркивать и после кризиса.
Недавно вышла моя статья, в которой есть параграф под названием «Кризис до кризиса», где я рассматриваю не только 2020 год, но и то, как мы подошли к этому 2020 году с исчерпанием всех возможностей развития. Это идея — кризис до кризиса — вот на что должно обратить внимание правительство. Но оно считает, что себя ведёт правильно, что всё хорошо, что мы уже выходили на траекторию роста. А это не так. Якобы им помешал кризис. Плохому танцору, как известно, то кризис 2020, то кризис 2015-2016 годов мешает, то ещё что-то.
Если кризис 2015-2016 годов был рукотворный, то кризис 2020 форс-мажорный, но всё равно он сдвигает все планы на последующие годы, весь период восстановления до 2022 года и так далее. Ещё после кризиса 2015-16 годов были оценки, что только к 2023 году мы вернёмся на рельсы до 2015-2016 годов. А сейчас наслаивается ещё и кризис 2020 года, инерция рецессии возможна и в 2021 году. Всё это бьёт по планируемым мероприятиям и заставляет изменять подходы. А этого мы пока в кардинальном плане не видим.
Видны только распределительные потуги: приватизация, повышение налогов, необходимость увеличения расходов и адресной помощи. Боритесь с неравенством! Сто семей России, как известно из аналитических и публицистических источников, контролирует 82% национального благосостояния. Вот она концентрация власти, по существу, тоталитарное владение финансовой олигархией активами и богатством России! Вот с чего надо начинать! Надо начинать с первоосновы, которая либо позволяет, либо не позволяет создавать и присваивать доход, а это и будет база для решения проблемы бедности.