Вчера Санкт-Петербурге, в офисе Петровской академии наук и искусств, прошел круглый стол «Цветные революции — продукт США и ЕС. Беларусь: август 2020», сообщает корреспондент РНЛ. В круглом столе приняли участие не только эксперты из Санкт-Петербурга, собравшиеся в офисе ПАНИ, но и по видеовключению эксперты из Минска и Донецка.
Открыл конференцию президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, профессор Алексей Васильевич Воронцов. Он отметил, что Россию и Белоруссию связывают вековые связи, и, поэтому, нас всех беспокоит ситуация в Белоруссии. Нас беспокоит наша общая безопасность, беспокоит выбор вектора развития, вопрос о котором сегодня решается в Белоруссии. Алексей Воронцов убеждён, что нужны политические реформы, о чем говорит сам президент Лукашенко, и выразил уверенность, что экспертное сообщество поможет президенту Белоруссии выйти из политического кризиса с минимальными потерями.
Затем выступил глава Белорусской Национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Николай Владимирович Русакевич, который отметил, что он общается с белорусами из других стран, и все они обеспокоены происходящим на их родине. Русакевич убеждён, что Лукашенко победил на выборах, поскольку его группа поддержки — это пенсионеры, силовики, чиновники и крестьяне, которые составляют большинство населения, а крикливое меньшинство, которое давит сейчас на общество — пытается переписать итоги выборов. По мнению выступающего, налицо вмешательство Запада.
Николай Русакевич также рассказал об отмечаемых им попытках оппозиции собирать деньги на нужды протестующих в России.
Далее слово было предоставлено Минской студии. Выступил научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политолог Алексей Валерьевич Дзермант, который выразил надежду, что нынешний кризис станет толчком для ускорения интеграции России и Белоруссии. Сегодня противники власти пытаются переманить молодых протестующих в Прибалтику и Польшу. Но главная их цель — уничтожить государство и создать проблемы. Мы наблюдаем в Белоруссии, по мнению Дзерманта, гибридную агрессию.
В сегодняшней ситуации очень важна поддержка президента со стороны силовиков и со стороны российского руководства. Собственно, они и остановили эту попытку свержения власти. Также наблюдалась попытка оторвать часть территории Белоруссии, и открыто звучали призывы к введению польских войск на территории Белоруссии. Твердая позиция России прекратила все эти разговоры. К сожалению, как отметил белорусский политолог, удалось зомбировать молодежь, и это главная проблема и главный урок этого кризиса.
Затем выступил белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета интернет-ресурса «Евразия. Эксперт», руководитель консервативного центра NOMOS Пётр Сергеевич Петровский, который отметил, что сегодняшняя цветная революция в Минске имеет свои особенности. По его мнению, это форма некоего сетевого майдана, которая прошла несколько этапов.
На первом этапе предпринималась попытка силового захвата избирательных участков, районных отделов внутренних дел, зданий администраций. Когда это не удалось, оппозиция перенесла активность своей деятельности в спальные районы.
На втором этапе, примерно с 12 августа, в бой против власти включились феминистские организации, которые пытались оказать моральное давление на вертикаль власти и на силовиков.
Когда и это не удалось, начался третий этап, со второй недели протестов, в ходе которого была предпринята попытка организации забастовок, чтобы парализовать экономику страны. Как отметил выступающий, примечательно, что попытки организации забастовок проводились исключительно на государственных предприятиях, а совместные и частные предприятия, которые принадлежат западным компаниям, прежде всего польским, в сферу интересов протестующих не вошли.
Когда провалилась и эта попытка, наступил четвертый этап, и тогда был создан координационный совет по передаче власти.
Белорусская власть, по мнению Петровского, проявила устойчивость к цветным революциям, поэтому в ходе объявленных реформ нет нужды ломать управленческую вертикаль, которая проявила свою силу. Слабыми местами, на его взгляд, являются информационная и идеологическая работа.
Петровский призвал и российскую общественность, российскую власть извлечь уроки из происходящего в Белоруссии, поскольку в ходе так называемого транзита власти 2024 года опыт, который приобрели враги власти в Белоруссии, вполне может быть использован и в России.
Затем выступил руководитель Собора православной интеллигенции, доктор психологических наук, академик ПАНИ Валентин Евгеньевич Семёнов, который напомнил о своей работе о четырех основных менталитетах в российском обществе, и, которые, на его взгляд, вполне применимы и в Белоруссии. Он отметил действие тех же самых сил, в том числе и либералов — немногочисленной, но, весьма активной силы, которая попыталась подчинить себе власть.
После выступления Валентина Семёнова слово было предоставлено собственному корреспонденту газеты «Комсомольская правда» в Донецке Юлии Валериевне Андриенко. Она отметила параллели происходящего в Белоруссии с тем, что было на Украине, поскольку работа велась планомерно и заранее. Она напомнила, как эмиссары Запада работали со студентами, бесплатно раздавали книги об альтернативной истории Украины, а до этого активно внедряли украинский язык. Это дало свои результаты. Живой пример того, к чему всё это может привести, — состояние Донбасса: мёртвые села, разрушенные города, уничтоженная экономика. Поэтому уже сегодня нужно противостоять всей этой агрессии.
Затем выступил главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания Анатолий Дмитриевич Степанов, который посвятил свое выступление религиозному фактору цветных революций. Он отметил: несмотря на то, что представители протестующих в Минске говорят о том, что у них совсем другой протест, что нельзя их сравнивать с Украиной, на самом деле мы видим типичные проявления майдана, которые можно было наблюдать и на Украине, начиная с таких ярких примеров, когда девушки, женщины с цветами устраивают «обнимашки» с представителями силовиков, когда одновременно терроризируют и уговаривают представителей власти и представителей органов правопорядка перейти на сторону народа. Всё это происходило и на Украине.
На Украине мы увидели яркий пример действия религиозного фактора: раскольники, униаты, католики, сектанты и даже часть православных священников активно участвовали или поддерживали акции протеста, чем давали нравственное оправдание протестующим, что очень важно для сомневающихся и колеблющихся.
Белоруссия, конечно, отличается от Украины. Слава Богу, в Белоруссии нет униатов, хотя уния была подписана в Бресте, в истории она называется Брестской унией. Но благодаря деятельности митрополита Иосифа (Семашко) уния на территории северо-западной Руси, то есть на территории Белоруссии, была ликвидирована еще во времена царствование Императора Николая Павловича.
В Белоруссии, слава Богу, нет раскольников, и за это нужно поблагодарить руководство Белорусского Экзархата. В Белоруссии, слава Богу, очень слабы сектанты, и за это надо поблагодарить руководство Белоруссии, которое так же, как и руководство России, в отличие от Украины, пресекает и ограничивает деятельность особенно деструктивных сект. А вот остальные участники религиозного фактора присутствуют, и мы видим их присутствие в Белоруссии. Это активные католики, которые участвуют в акциях протеста, поддерживают протестующих, одобряют их деятельность. К сожалению, и среди православных есть те, кто выступает против власти. Особенно их много в Гродненской епархии, где большое количество населения — это поляки-католики. Но, будем надеяться, что решение, которое принято Синодом Русской Православной Церкви о замене экзарха Белоруссии, предотвратит участие православных в политической деятельности и акциях протеста.
Степанов отметил, что нам важно извлечь уроки из происходящего в Белоруссии. Это, прежде всего, приоритетность информационной и духовной безопасности. К сожалению, наши элиты, что в Белоруссии, что в России, относятся к вопросам информационной и особенно духовной безопасности как к чему-то третьестепенному, обращая внимание, прежде всего, на экономические и финансовые вопросы.
Между тем, наша страна дважды потерпела сокрушительное поражение в результате использования именно информационного оружия. Это произошло в 1917 году, когда свержению Императора Николая II предшествовала активная кампания в СМИ и, в целом, в обществе по демонизации власти. Это же произошло в 1991 году, когда Советский Союз внешне казался несокрушимым, но был повержен своими внутренними проблемами и умелыми действиями и протестами.
Следующим выступил руководитель медиа-группы «Патриот» Николай Николаевич Столярчук, который обратил внимание на информационные методы ведения войны против Белоруссии. По его оценке, ни одна страна, кроме США, не является сегодня суверенной в информационном пространстве. К сожалению, наша власть не может привлечь к ответственности ни Youtube, ни в Google, ни Telegram-канал, через которые распространяются инструкции по организации протестов, как в Минске, так и на территории России.
В Белоруссии используется очень эффективная технология, которую можно охарактеризовать как «протест без лидеров». Эти сетевые акции были апробированы, кстати, в Екатеринбурге во время так называемого Скверного протеста. Только, как отметил Столярчук, информационно незащищен никто, в том числе и Европа. Война сейчас ведется, прежде всего, в головах, потом она уже выходит на улицы.
Кандидат юридических наук, бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, специалист по международному праву Андрей Николаевич Черных подчеркнул, что правовая оценка происходящего в Белоруссии может быть однозначна — это нарушение устава ООН, это вмешательство во внутренние дела. В том числе по Уголовному кодексу Белоруссии людям, которые сегодня организуют акции протеста, должны грозить очень серьёзные сроки.
С точки зрения международного права, как отметил Черных, незаконны и санкции, которые сейчас вводят против Белоруссии и, возможно, введут против России. Однако без системного анализа нам не понять происходящее. Нужно видеть, что если идёт атака на какую-то часть, то может рухнуть вся система.
Цветные революции — это мировое явление. Даже сегодня в США мы наблюдаем примеры цветной революции, а это значит, что организаторами цветных революций является не государство, а надгосударственные структуры, и удар наносится во всём мире именно против государства.
Член-корреспондент ПАНИ, член Общественного совета по межнациональным отношениям при губернаторе Ленинградской области, руководитель Музея «Боевое братство России» Герман Николаевич Владимиров отметил, что необходимо налаживать именно патриотическую работу среди молодёжи. Мы увидели, что в Белоруссии с этим делом обстояло всё не очень гладко, чему свидетельством является активное участие молодёжи в акциях протеста. Нужно извлекать уроки из происходящего. Владимиров выразил надежду, что события в Белоруссии послужит толчком к перезапуску Союзного государства.
Кандидат технических наук, адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Константин Борисович Ерофеев обратился к непростой истории Белоруссии и отметил, что сегодня в Республике Беларусь 10 млн. граждан, из которых 1 млн. поляков, а значит, католиков. Собственно, этим можно объяснить многое из происходящего.
В истории белорусских земель под властью Польши мы наблюдали примеры активного притеснения православных. Ерофеев привел пример Иосафата (Кунцевича). Но, даже если обратиться к более близкой истории, времен Польской республики, то можно увидеть, что с 1918 года шло активное ополячивание через систему образования и активное притеснение православных. Тогда были разрушены многие православные храмы в Белоруссии.
Военный аналитик, заместитель главного редактора радиостанции «Радиогазета "Слово"» Максим Михайлович Лагутин отметил, что сегодня мы наблюдаем активность стран НАТО на границы с Польшей, и поэтому, вполне закономерно, что и Россия, и Белоруссия создают общий военный кулак для обеспечения своей безопасности. Он выразил надежду, что эти события послужат углублению, прежде всего, военного сотрудничества как в области интеграции систем ПВО, в области военной разведки, так и в области взаимодействия вооруженных сил в целом.
На круглом столе также выступили и другие участники Собрания. После заседания состоялся короткий обмен мнениями среди участников круглого стола, и по итогам заседания была принята резолюция, которую мы предлагаем вниманию читателей.