Центр экономического развития и сертификации опубликовал на своём сайте материал о текущей ситуации в высшей системе образования на фоне продолжающейся пандемии, в котором попытался ответить на вопросы: «Чем приёмная кампания 2020 года отличалась от прошлогодних? Насколько прочно вошло в нашу жизнь онлайн-образование? Может быть, традиционные университеты вообще больше не нужны?
«По правде говоря, не все особенности приёмной кампании в вузы в 2020 году связаны с пандемией коронавируса, - отметили в Центре. - На брифинге в Кабмине глава Минобрнауки Валерий Фальков выделил три ключевых отличия от предыдущих лет. Первые два – точно "ковидные": сроки рассмотрения документов и зачисления в вузы сдвинулись на август, а сама кампания впервые в истории нашей страны была проведена полностью онлайн.
Правда, удобный суперсервис "Поступление в вуз онлайн" на портале госуслуг пока охватил только 54 вуза. На будущий год его обещают сделать доступным для всех вузов и всех абитуриентов.
Третье отличие – системное. В 2020 году появилось большое количество бюджетных мест, и достались эти места в основном региональным вузам. Из миллиона с лишним студентов, которые поступили в отечественные вузы в этом году, чуть менее 550 тысяч будут учиться на бюджетные средства. С учётом действовавших на тот момент ограничений многие абитуриенты сделали выбор в пользу вузов в своих регионах (осталось закрепить эти кадры в регионе после окончания вуза, но это уже другая задача – прим. profiok.com).
Минобрнауки отмечает устойчивый интерес у выпускников (точнее, абитуриентов) к укрупнённым группам специальностей, связанным с информационными технологиями, медициной и педагогикой.
Что касается платного обучения, то по решению Российского союза ректоров цены на обучение в вузах должны остаться (и почти везде остались) на уровне 2019 года.
Несмотря на то, что учебный год начался в очном формате, студентов и преподавателей ждут нововведения, например, в виде санитарно-гигиенических требований.
Но это ещё не всё: жизнь показала, что к традиционным форматам можно и нужно добавлять дистанционные. И хотя генсек ООН Антониу Гутерриш называет дистанционное обучение "катастрофой поколений", обучение в ближайшее время станет как минимум смешанным: онлайн-программы будут дополнять очные занятия.
Весной этого года Валерий Фальков вообще заявлял о появлении "другого высшего образования", неотъемлемой частью которого станут: национальная платформа онлайн-курсов, онлайн-поступление в вузы, распознавание лиц и "многое другое, что нам казалось до пандемии ненужным или немыслимым".
Разумеется, о полном переходе в онлайн никто не помышляет (пока? – прим. profiok.com). Но вузы, которые совсем не готовы работать в новом формате, фактически обречены на вымирание. Как, кстати, и преподаватели, которые не умеют пользоваться современными средствами коммуникации или не способны подготовить и интересно провести онлайн-занятие. Словом, по словам министра, уже в самое ближайшее время университеты станут "гораздо более цифровыми во всех проявлениях". В серьёзности намерений Фалькова сомневаться не приходится: Минобрнауки даже инициировало открытие в корпоративном университете "Сбербанка" специальной программы по цифровой трансформации, рассчитанной на ректоров вузов и чиновников ведомства.
В середине августа на РБК были опубликованы результаты совместного исследования НИУ ВШЭ и Томского государственного университета, в ходе которого были опрошены десятки тысяч студентов из более чем четырёхсот российских вузов.
Исследование показало, что большинству студентов (69 процентов) онлайн-обучение понравилось. Правда, с течением времени всё больше респондентов стали отмечать усталость от этого формата, нехватку общения друг с другом и преподавателями, а также сложность обучения в домашней обстановке и нестабильность работы техники. Многие молодые люди (68 процентов) испытывали проблемы с самоорганизацией, из-за чего обучение проходило менее эффективно, чем очное.
Эти данные интересно соотнести с опросом вузовских преподавателей, который совместными усилиями провели Минобрнауки и РАНХиГС. Каждый второй преподаватель отметил плагиат или списывание при выполнении контрольных заданий (видимо, систему прокторинга, много лет используемую ВШЭ, освоили далеко не все – прим. profiok.com). В абсолютном большинстве преподаватели вузов считают, что дистанционный формат нельзя рассматривать как основной из-за низкой мотивации студентов и недостатка общения всех участников образовательного процесса.
Однако в качестве дополнения к привычному очному формату онлайн-занятия очень хороши, поскольку расширяют возможности преподавания. Жаль только, что почти половина (42,1 процента) опрошенных уверена, что в нынешнем учебном году организовать онлайн-занятия лучше, чем в прошлом, не получится.
Нельзя не отметить, что у дистанционных форм обучения есть и очевидные плюсы. Каждый может выбирать наиболее продуктивное для себя время обучения, а также индивидуальную образовательную траекторию. Речь здесь, конечно, не идёт об обычной онлайн-трансляции из аудитории, которая заведомо уступает очной лекции. Необходим принципиально новый продукт, интерактивная среда, в которую смогут погружаться учащиеся. Созданием таких программ давно уже занялись в США, где в университетах сейчас в разы больше онлайн-программ, чем тех, что подразумевают занятия в аудитории (хотя, возможно, это просто способ побольше заработать на студентах из-за рубежа – прим. profiok.com).
Ещё один момент в пользу онлайна: он даёт возможность учиться по программам, которые недоступны, скажем, в региональных вузах. Например, в ближайшее время Минобрнауки отберёт несколько десятков инновационных образовательных программ, разработанных совместными усилиями региональных вузов при участии ведущих российских университетов и промышленных предприятий. Эти курсы будут охватывать такие высокотехнологичные сферы, как материаловедение, машиностроение, нанотехнологии, информационную безопасность, механику, математику, фотонику и другие. Обучение по этим перспективным курсам будет вестись на онлайн-платформах. Поскольку программы будут основаны на реальных производственных кейсах, а занятия будут вести лучшие преподаватели, разработчики полагают, что выпускники будут востребованы.
В последнее время в сфере образования наметился ещё один важный тренд. Поскольку обстановка вокруг меняется, многие знания стремительно устаревают. Если прибавить к этому ощутимый разрыв между потребностями работодателя и содержанием университетской образовательной программы, становится понятно, отчего многие работодатели вообще перестали интересоваться наличием у человека диплома о высшем образовании.
Компания Google вообще объявила, что отныне не будет интересоваться дипломами, если человек предъявит сертификат о полугодичном обучении на курсах Google Career Certificates. В эту программу, как утверждают эксперты Google, войдут все необходимые для быстрого устройства на работу базовые навыки, к тому же она намного дешевле обычного высшего образования. По мнению Google, человек, отучившийся шесть месяцев, сможет на равных конкурировать со специалистом, потратившим на обучение пять-шесть лет. И хотя ИТ – всё же специфическая сфера, такое решение высокотехнологичной компании должно заставить университеты задуматься о своей конкурентоспособности. И, возможно, радикально пересмотреть подходы к обучению.
Хочется только предостеречь адептов Google (или "Сбербанка": Греф, помнится, тоже собирался уничтожить университеты – прим. profiok.com) от необоснованных надежд на возможность превратиться в востребованного специалиста, потратив на это минимум времени, сил и денег. За полгода нельзя стать ни высококлассным программистом, ни поваром, ни маркетологом, ни даже таксистом – поверьте, для этого мало получить права и купить навигатор! Если об этом не помнить, качество образования неминуемо начнёт снижаться, и процесс этот вскоре станет лавинообразным.
Кроме того, в России университеты традиционно были центрами развития – научного, культурного, социального. Не случайно отечественный рейтинг вузов, составленный ректором МГУ Виктором Садовничим и его командой, называется "Три миссии университета". Вузы в нём оцениваются по критериям "Образование", "Наука" и "Университет и общество", а работа вуза напрямую связывается с повышением качества жизни людей внутри него и рядом с ним.
Выступая на форуме "Территория смыслов", ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов верно заметил, что по итогам пандемии многие вузы по факту сделали обучение не "цифровым", а заочным. По словам Кузьминова, стремиться нужно вовсе не к удешевлению образования. Тем более, что переход к онлайн-формату для вуза заведомо будет обходиться дороже, поскольку подразумевает не чтение лекций в Zoom, а создание высокотехнологичного образовательного продукта. Целью вуза должно стать достижение в онлайн-формате уровня традиционного очного образования. Для начала – хотя бы так».
«Честно говоря, - отмечают в Центре экономического развития и сертификации, - пока "удалёнка" вкупе с обилием образовательных программ сомнительного качества до боли напоминает засилие коммерческих вузов конца 1990-х и начала 2000-х. Эти "вузы" предлагали, казалось бы, то же самое образование, но легче, быстрее и дешевле. Разумеется, за счёт качества: это же первое, на чём обычно начинают экономить! Тяжкие последствия этой вакханалии, как нетрудно заметить, ощущаются до сих пор. Остаётся надеяться, что у руководства Минобрнауки хватит сил и компетенций, чтобы не допустить её повторения».