«"Удалёнка" до боли напоминает засилие коммерческих вузов конца 1990-х»

Центр экономического развития и сертификации о реформе высшей системы образования в связи с коронавирусом

Коронавирус  Дистанционное обучение  Пандемия коронавируса в России  Генассамблея ООН по Украине  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России 
0
637
Время на чтение 6 минут

Центр экономического развития и сертификации опубликовал на своём сайте материал о текущей ситуации в высшей системе образования на фоне продолжающейся пандемии, в котором попытался ответить на вопросы: «Чем приёмная кампания 2020 года отличалась от прошлогодних? Насколько прочно вошло в нашу жизнь онлайн-образование? Может быть, традиционные университеты вообще больше не нужны?

«По правде говоря, не все особенности приёмной кампании в вузы в 2020 году связаны с пандемией коронавируса, - отметили в Центре. - На брифинге в Кабмине глава Минобрнауки Валерий Фальков выделил три ключевых отличия от предыдущих лет. Первые два – точно "ковидные": сроки рассмотрения документов и зачисления в вузы сдвинулись на август, а сама кампания впервые в истории нашей страны была проведена полностью онлайн.

Правда, удобный суперсервис "Поступление в вуз онлайн" на портале госуслуг пока охватил только 54 вуза. На будущий год его обещают сделать доступным для всех вузов и всех абитуриентов.

Третье отличие – системное. В 2020 году появилось большое количество бюджетных мест, и достались эти места в основном региональным вузам. Из миллиона с лишним студентов, которые поступили в отечественные вузы в этом году, чуть менее 550 тысяч будут учиться на бюджетные средства. С учётом действовавших на тот момент ограничений многие абитуриенты сделали выбор в пользу вузов в своих регионах (осталось закрепить эти кадры в регионе после окончания вуза, но это уже другая задача – прим. profiok.com).

Минобрнауки отмечает устойчивый интерес у выпускников (точнее, абитуриентов) к укрупнённым группам специальностей, связанным с информационными технологиями, медициной и педагогикой.

Что касается платного обучения, то по решению Российского союза ректоров цены на обучение в вузах должны остаться (и почти везде остались) на уровне 2019 года.

Несмотря на то, что учебный год начался в очном формате, студентов и преподавателей ждут нововведения, например, в виде санитарно-гигиенических требований.

Но это ещё не всё: жизнь показала, что к традиционным форматам можно и нужно добавлять дистанционные. И хотя генсек ООН Антониу Гутерриш называет дистанционное обучение "катастрофой поколений", обучение в ближайшее время станет как минимум смешанным: онлайн-программы будут дополнять очные занятия.

Весной этого года Валерий Фальков вообще заявлял о появлении "другого высшего образования", неотъемлемой частью которого станут: национальная платформа онлайн-курсов, онлайн-поступление в вузы, распознавание лиц и "многое другое, что нам казалось до пандемии ненужным или немыслимым".

Разумеется, о полном переходе в онлайн никто не помышляет (пока? – прим. profiok.com). Но вузы, которые совсем не готовы работать в новом формате, фактически обречены на вымирание. Как, кстати, и преподаватели, которые не умеют пользоваться современными средствами коммуникации или не способны подготовить и интересно провести онлайн-занятие. Словом, по словам министра, уже в самое ближайшее время университеты станут "гораздо более цифровыми во всех проявлениях". В серьёзности намерений Фалькова сомневаться не приходится: Минобрнауки даже инициировало открытие в корпоративном университете "Сбербанка" специальной программы по цифровой трансформации, рассчитанной на ректоров вузов и чиновников ведомства.

В середине августа на РБК были опубликованы результаты совместного исследования НИУ ВШЭ и Томского государственного университета, в ходе которого были опрошены десятки тысяч студентов из более чем четырёхсот российских вузов.

Исследование показало, что большинству студентов (69 процентов) онлайн-обучение понравилось. Правда, с течением времени всё больше респондентов стали отмечать усталость от этого формата, нехватку общения друг с другом и преподавателями, а также сложность обучения в домашней обстановке и нестабильность работы техники. Многие молодые люди (68 процентов) испытывали проблемы с самоорганизацией, из-за чего обучение проходило менее эффективно, чем очное.

Эти данные интересно соотнести с опросом вузовских преподавателей, который совместными усилиями провели Минобрнауки и РАНХиГС. Каждый второй преподаватель отметил плагиат или списывание при выполнении контрольных заданий (видимо, систему прокторинга, много лет используемую ВШЭ, освоили далеко не все – прим. profiok.com). В абсолютном большинстве преподаватели вузов считают, что дистанционный формат нельзя рассматривать как основной из-за низкой мотивации студентов и недостатка общения всех участников образовательного процесса.

Однако в качестве дополнения к привычному очному формату онлайн-занятия очень хороши, поскольку расширяют возможности преподавания. Жаль только, что почти половина (42,1 процента) опрошенных уверена, что в нынешнем учебном году организовать онлайн-занятия лучше, чем в прошлом, не получится.

Нельзя не отметить, что у дистанционных форм обучения есть и очевидные плюсы. Каждый может выбирать наиболее продуктивное для себя время обучения, а также индивидуальную образовательную траекторию. Речь здесь, конечно, не идёт об обычной онлайн-трансляции из аудитории, которая заведомо уступает очной лекции. Необходим принципиально новый продукт, интерактивная среда, в которую смогут погружаться учащиеся. Созданием таких программ давно уже занялись в США, где в университетах сейчас в разы больше онлайн-программ, чем тех, что подразумевают занятия в аудитории (хотя, возможно, это просто способ побольше заработать на студентах из-за рубежа – прим. profiok.com).

Ещё один момент в пользу онлайна: он даёт возможность учиться по программам, которые недоступны, скажем, в региональных вузах. Например, в ближайшее время Минобрнауки отберёт несколько десятков инновационных образовательных программ, разработанных совместными усилиями региональных вузов при участии ведущих российских университетов и промышленных предприятий. Эти курсы будут охватывать такие высокотехнологичные сферы, как материаловедение, машиностроение, нанотехнологии, информационную безопасность, механику, математику, фотонику и другие. Обучение по этим перспективным курсам будет вестись на онлайн-платформах. Поскольку программы будут основаны на реальных производственных кейсах, а занятия будут вести лучшие преподаватели, разработчики полагают, что выпускники будут востребованы.

В последнее время в сфере образования наметился ещё один важный тренд. Поскольку обстановка вокруг меняется, многие знания стремительно устаревают. Если прибавить к этому ощутимый разрыв между потребностями работодателя и содержанием университетской образовательной программы, становится понятно, отчего многие работодатели вообще перестали интересоваться наличием у человека диплома о высшем образовании.

Компания Google вообще объявила, что отныне не будет интересоваться дипломами, если человек предъявит сертификат о полугодичном обучении на курсах Google Career Certificates. В эту программу, как утверждают эксперты Google, войдут все необходимые для быстрого устройства на работу базовые навыки, к тому же она намного дешевле обычного высшего образования. По мнению Google, человек, отучившийся шесть месяцев, сможет на равных конкурировать со специалистом, потратившим на обучение пять-шесть лет. И хотя ИТ – всё же специфическая сфера, такое решение высокотехнологичной компании должно заставить университеты задуматься о своей конкурентоспособности. И, возможно, радикально пересмотреть подходы к обучению.

Хочется только предостеречь адептов Google (или "Сбербанка": Греф, помнится, тоже собирался уничтожить университеты – прим. profiok.com) от необоснованных надежд на возможность превратиться в востребованного специалиста, потратив на это минимум времени, сил и денег. За полгода нельзя стать ни высококлассным программистом, ни поваром, ни маркетологом, ни даже таксистом – поверьте, для этого мало получить права и купить навигатор! Если об этом не помнить, качество образования неминуемо начнёт снижаться, и процесс этот вскоре станет лавинообразным.

Кроме того, в России университеты традиционно были центрами развития – научного, культурного, социального. Не случайно отечественный рейтинг вузов, составленный ректором МГУ Виктором Садовничим и его командой, называется "Три миссии университета". Вузы в нём оцениваются по критериям "Образование", "Наука" и "Университет и общество", а работа вуза напрямую связывается с повышением качества жизни людей внутри него и рядом с ним.

Выступая на форуме "Территория смыслов", ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов верно заметил, что по итогам пандемии многие вузы по факту сделали обучение не "цифровым", а заочным. По словам Кузьминова, стремиться нужно вовсе не к удешевлению образования. Тем более, что переход к онлайн-формату для вуза заведомо будет обходиться дороже, поскольку подразумевает не чтение лекций в Zoom, а создание высокотехнологичного образовательного продукта. Целью вуза должно стать достижение в онлайн-формате уровня традиционного очного образования. Для начала – хотя бы так».

«Честно говоря, - отмечают в Центре экономического развития и сертификации, - пока "удалёнка" вкупе с обилием образовательных программ сомнительного качества до боли напоминает засилие коммерческих вузов конца 1990-х и начала 2000-х. Эти "вузы" предлагали, казалось бы, то же самое образование, но легче, быстрее и дешевле. Разумеется, за счёт качества: это же первое, на чём обычно начинают экономить! Тяжкие последствия этой вакханалии, как нетрудно заметить, ощущаются до сих пор. Остаётся надеяться, что у руководства Минобрнауки хватит сил и компетенций, чтобы не допустить её повторения».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Коронавирус
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Два клоуна предопределили кровавый путь Украины
Мемуары Бориса Джонсона свидетельствуют о его подлой сущности и примитивных подходах к решению конфликтов
03.10.2024
О вакцинах и вражеском коварстве
«Борцы с вакцинами» по сути стали участниками мероприятий по выполнению планов и задач пентагоновских деятелей
02.09.2024
«Души прекрасные порывы...»
Памяти Германа Владимировича Смирнова
31.07.2024
Все статьи темы
Дистанционное обучение
Остановить «дистант»
«Родители Москвы» обратились к Президенту, премьер-министру и министру просвещения в связи с угрозой принятия проекта Правительства об электронном обучении
15.08.2023
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Беда не в ЕГЭ, а в отсутствии цели образования
О призыве главы СК А.И.Бастрыкина отменить ЕГЭ и вернуться к советской фундаментальной системе образования
29.11.2021
«Ныне учитель унижен и затравлен!»
Как вернуть учительской профессии общественное уважение и государственное признание?
01.09.2021
«Воспитание возвращается в школы»
Президент РАО Ольга Васильева убеждена, что ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика
30.08.2021
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 13:41
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:38
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33