В газете «Русский вестник», а затем 24-го июля сего года на РНЛ было опубликовано Обращение группы православных христиан с призывом «о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года», а также в грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, совершенных в 1917 и в последующие годы.
В обращении предлагается «обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП».
Этот призыв вызвал бурную полемику в среде православных людей. С одной стороны, звучат аргументы о том, что «это профанация покаяния и каяться надо только в личных грехах». Кто-то еще говорит, что лично он «Царскую семью не предавал и не расстреливал, а, следовательно, и приносить покаяние в данном случае не за что и даже кощунственно».
С другой стороны, достаточно аргументировано объясняется, что если православный человек не отделяет себя от народа, как от живого соборного организма, как от субъекта истории – то соответственно, как член нашей общей русской семьи – он готов принять на себя личную вину и ответственность за нарушение соборной клятвы 1613 года, а также в клятвопреступлении 1917 года, которое привело к цареубийству в 1918 году.
Просто потому, что больше некому. А оставлять те действия без внимания – как будто ничего противоестественного и не произошло – совесть не позволяет. Ибо «…страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).
Это мнение и выражают авторы Обращения, призывая наш народ к совершению «Покаянного чина».
Что касается аргумента о личном неучастии в клятвопреступлении и цареубийстве, то в Обращении ничего не говорится, что кто-то из нас повинен в этих грехах. Зачем же так извращать предлагаемые к обсуждению факты?
Но большинство из нас повинны в том, что верили и продолжают верить в гнусные мифы о Государе и его семье. И даже оправдывать совершившиеся цареубийство – мол «это он – сам Царь и виноват в гибели своей семьи и в развале России».
Ну, а если допустить, что в клятвопреступлении повинны наши деды или прадеды? Надо ли за их заблуждения или преступления просить прощения у Господа? Это уже вопрос личного восприятия и понимания духовной ответственности за совершившиеся злодеяния.
Во всенародной клятве 1613 года говорилось, что тот, кто эту клятву нарушит, «по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучён, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века».
Трагедия русского народа в ХХ веке совершенно наглядно и поучительно проиллюстрировала – те наказания за измену, о каких говорилось в сей грамоте, сбылись с поразительной точностью. Народ, который в своём большинстве принял февральскую революцию, лишился благословения «от ныне и до века» и был «извержен» от Церкви Божией, «отлучён» от приобщения Святых Христовых Тайн и «восприял месть по Царским законам» в полной мере.
Но значительное большинство наших православных современников, в том числе священнослужителей считают, что мы – потомки тех, кто не встал на защиту Государя и его семьи не несём никакой ответственности за грех клятвопреступления и цареубийства. Поэтому и не требуется никакого покаяния.
Так ведь цареубийство не совершилось бы, ни будь клятвопреступления. Следовательно – оба эти действия неразрывно связаны. Оппоненты предлагают нам рассматривать их в отдельности – мол, февралисты невиновны в убийстве Царской семьи, а вся вина лежит только на большевиках. А на самом деле именно февральские революционеры и все, кто их поддержал, являются самыми первыми виновниками гибели Государя и его семьи.
И все, кто продолжает верить в сфабрикованные революционерами мифы о Государе, о его семье, об их друге Григории Распутине – все, кто поддерживал и поддерживают версию о т.н. «добровольном отречении Государя» и продолжают твердить, что «значит царь, был такой слабый», что «он был обязан, навести железной рукой порядок» в стране, заблуждаются в духовной оценке исторических событий.
Они остаются в стане врагов Царской семьи – на стороне тех революционеров-клятвопреступников, которые свергали Государя и убивали Царскую Семью. Разве в этом не следует покаяться?!
Разве не показательно, что из всего высокого священноначалия один-единственный Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин публично выступил в поддержку этого Обращения? Этот факт не открывает ли всю глубину помрачённости нашего церковного сознания?
И разве такая помрачённость и укоренившееся на сегодня у большинства церковного и не церковного народа отрицательное мнение о Государе и Царской семье не есть злодеяние перед Господом?
Святой Пророк Даниил в своей молитве ко Господу говорил: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны» (Дан. 9: 5, 6).
Далее пророк Даниил в своей молитве констатировал факт преступлений израильского народа и их последствий: «И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан. 9: 11-13).
Давайте заменим слово «Израиль» на словосочетание «Русский народ», а слово «Иерусалим» на слово «Россия». Разве это не про нас?!
Пророк Даниил приносил покаяние не только за себя и своих современников, но и за тех, кто уже давно ушли в вечность. «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас» (Дан. 9: 16). «И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего…» (Дан. 9: 20).
Таким образом, Священное Писание подаёт нам совершенно неоспоримый пример возможности покаяния за ушедших в иной мир людей. Если пророк Даниил молился о прощении «беззаконий отцов» и исповедовал «грехи народа», то значит и нам такая возможность открыта.
Другое дело, что значительная часть священства и церковного народа настроена категорически против «покаянного чина» и под эту настроенность, ещё в первые годы после революции, была сформирована, активно используемая сегодня, информационно-оправдательная база.
Но в начале семнадцатого века наши предки явили нам пример всеобщего покаяния. И именно это действие остановило гибельную смуту.
В Книге пророка Ионы говорится о проявлении всенародного покаяния в Ниневии, после призыва Царя: «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3: 8).
Прп. Исаак Сирин говорит: «Покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его; сею дверью входим в Божию милость; помимо этого входа не обретем милости... Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь».
Покаяние содействует исчезновению зла. Так что же мы так не желаем его исчезновения? Отчего множество православных христиан так коробит от самого слова «покаяние» и призыва к покаянию. Отчего они так яростно сопротивляются этому призыву?
Да настоящий христианин, услышав такой призыв, наперегонки должен бежать и первым прибегать к покаянию «яко ко второму Крещению», даже если он ни в чём и не виноват.
Покаяние – это ведь не только перечисление своих прегрешений перед аналоем. Это стремление изменить свою жизнь, через преображение собственной души. Стремление к братолюбию и к жизни по Заповедям Божиим. И авторы Обращения вполне обоснованно полагают, что этот «Покаянный чин» может способствовать изменению духовного состояния русского народа и к возрождению – восстановлению его связи с Богом.
Вспомним слова старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского: «Да не смущает вас грех людей в вашем делании… Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за всё и за всех ответчиком искренно, то тот час же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-тош и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога взропщешь…». А если «ты-тош за всех и за вся виноват», – разве это не предмет для покаяния?
Если совесть людей, которые выступают против «Чина покаяния», так поранена, что не подаёт им соответствующих сигналов, то может молитва пророка Даниила и страх, о котором говорит прп. Исаак Сирин, а также слова старца Зосимы помогут им осознать эту необходимость?
Хотя этот «Чин покаяния» в первую-то очередь по любви, которая, «милосердствует..., не превозносится…, не радуется неправде, а сорадуется истине»следовало давным-давно совершить. Но не смогли, не захотели. Так может, настало время? «…Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3: 9). Может, это уже самый последний шанс для смягчения накрывающей нас катастрофы?
И тогда, наконец, мы сможем принять на себя ответственность за грехи тех, кто нарушил клятву верности Богу и Государю. И принести Соборное покаяние и за себя, и за тех, кто еще не пришли в церковь. И за тех, кто уже давно перешли в вечность. Ибо они ничего не могут для себя сделать. Но мы – те, кто еще живы – можем. С надеждой, что Господь услышит наш покаянный плач и смилуется и над ними, и над нами. Смилуется над Россией и русским народом.
Ведь сердце содрогается от предсказанной Ф.М. Достоевским возможной участи тех, кто, по словам старца Зосимы, скидывают «свою же лень и бессилие на людей».
Что же не содрогаются ваши сердца, дорогие наши владыки, отцы, братия и сестры – противники предлагаемого «Чина всенародного покаяния»? Как в глазах Господа смотрится ваш отказ быть «за всех и за вся виноватыми»? Отчего вам так тошно слышать этот призыв к совершению «Покаянного чина»? Расскажите об этом Богу в своих молитвах.
Священник Сергий Чечаничев, публицист, Санкт-Петербург
3. Ответ на 2, Владимир Петрович:
2. За соборное покаяние! 1613 г. ....