Молитва пророка Даниила, или О покаянии за 1917-1918 годы

Размышления о призыве к всенародному «Чину покаяния»

100-летие Царской Голгофы 
0
2990
Время на чтение 10 минут

В газете «Русский вестник», а затем 24-го июля сего года на РНЛ было опубликовано Обращение группы православных христиан с призывом «о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года», а также в грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, совершенных в 1917 и в последующие годы.

В обращении предлагается «обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП».

Этот призыв вызвал бурную полемику в среде православных людей. С одной стороны, звучат аргументы о том, что «это профанация покаяния и каяться надо только в личных грехах». Кто-то еще говорит, что лично он «Царскую семью не предавал и не расстреливал, а, следовательно, и приносить покаяние в данном случае не за что и даже кощунственно».

С другой стороны, достаточно аргументировано объясняется, что если православный человек не отделяет себя от народа, как от живого соборного организма, как от субъекта истории – то соответственно, как член нашей общей русской семьи – он готов принять на себя личную вину и ответственность за нарушение соборной клятвы 1613 года, а также в клятвопреступлении 1917 года, которое привело к цареубийству в 1918 году.

Просто потому, что больше некому. А оставлять те действия без внимания – как будто ничего противоестественного и не произошло – совесть не позволяет. Ибо «…страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).

Это мнение и выражают авторы Обращения, призывая наш народ к совершению «Покаянного чина».

Что касается аргумента о личном неучастии в клятвопреступлении и цареубийстве, то в Обращении ничего не говорится, что кто-то из нас повинен в этих грехах. Зачем же так извращать предлагаемые к обсуждению факты?

Но большинство из нас повинны в том, что верили и продолжают верить в гнусные мифы о Государе и его семье. И даже оправдывать совершившиеся цареубийство – мол «это он – сам Царь и виноват в гибели своей семьи и в развале России».

Ну, а если допустить, что в клятвопреступлении повинны наши деды или прадеды? Надо ли за их заблуждения или преступления просить прощения у Господа? Это уже вопрос личного восприятия и понимания духовной ответственности за совершившиеся злодеяния.

Во всенародной клятве 1613 года говорилось, что тот, кто эту клятву нарушит, «по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучён, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века».

Трагедия русского народа в ХХ веке совершенно наглядно и поучительно проиллюстрировала те наказания за измену, о каких говорилось в сей грамоте, сбылись с поразительной точностью. Народ, который в своём большинстве принял февральскую революцию, лишился благословения «от ныне и до века» и был «извержен» от Церкви Божией, «отлучён» от приобщения Святых Христовых Тайн и «восприял месть по Царским законам» в полной мере.

Но значительное большинство наших православных современников, в том числе священнослужителей считают, что мы – потомки тех, кто не встал на защиту Государя и его семьи не несём никакой ответственности за грех клятвопреступления и цареубийства. Поэтому и не требуется никакого покаяния.

Так ведь цареубийство не совершилось бы, ни будь клятвопреступления. Следовательно оба эти действия неразрывно связаны. Оппоненты предлагают нам рассматривать их в отдельности – мол, февралисты невиновны в убийстве Царской семьи, а вся вина лежит только на большевиках. А на самом деле именно февральские революционеры и все, кто их поддержал, являются самыми первыми виновниками гибели Государя и его семьи.

И все, кто продолжает верить в сфабрикованные революционерами мифы о Государе, о его семье, об их друге Григории Распутине все, кто поддерживал и поддерживают версию о т.н. «добровольном отречении Государя» и продолжают твердить, что «значит царь, был такой слабый», что «он был обязан, навести железной рукой порядок» в стране, заблуждаются в духовной оценке исторических событий.

Они остаются в стане врагов Царской семьи – на стороне тех революционеров-клятвопреступников, которые свергали Государя и убивали Царскую Семью. Разве в этом не следует покаяться?!

Разве не показательно, что из всего высокого священноначалия один-единственный Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин публично выступил в поддержку этого Обращения? Этот факт не открывает ли всю глубину помрачённости нашего церковного сознания?

И разве такая помрачённость и укоренившееся на сегодня у большинства церковного и не церковного народа отрицательное мнение о Государе и Царской семье не есть злодеяние перед Господом?

Святой Пророк Даниил в своей молитве ко Господу говорил: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны» (Дан. 9: 5, 6).

Далее пророк Даниил в своей молитве констатировал факт преступлений израильского народа и их последствий: «И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан. 9: 11-13).

Давайте заменим слово «Израиль» на словосочетание «Русский народ», а слово «Иерусалим» на слово «Россия». Разве это не про нас?!

Пророк Даниил приносил покаяние не только за себя и своих современников, но и за тех, кто уже давно ушли в вечность. «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас» (Дан. 9: 16). «И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего…» (Дан. 9: 20).

Таким образом, Священное Писание подаёт нам совершенно неоспоримый пример возможности покаяния за ушедших в иной мир людей. Если пророк Даниил молился о прощении «беззаконий отцов» и исповедовал «грехи народа», то значит и нам такая возможность открыта.

Другое дело, что значительная часть священства и церковного народа настроена категорически против «покаянного чина» и под эту настроенность, ещё в первые годы после революции, была сформирована, активно используемая сегодня, информационно-оправдательная база.

Но в начале семнадцатого века наши предки явили нам пример всеобщего покаяния. И именно это действие остановило гибельную смуту.

В Книге пророка Ионы говорится о проявлении всенародного покаяния в Ниневии, после призыва Царя: «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3: 8).

Прп. Исаак Сирин говорит: «Покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его; сею дверью входим в Божию милость; помимо этого входа не обретем милости... Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь».

Покаяние содействует исчезновению зла. Так что же мы так не желаем его исчезновения? Отчего множество православных христиан так коробит от самого слова «покаяние» и призыва к покаянию. Отчего они так яростно сопротивляются этому призыву?

Да настоящий христианин, услышав такой призыв, наперегонки должен бежать и первым прибегать к покаянию «яко ко второму Крещению», даже если он ни в чём и не виноват.

Покаяние – это ведь не только перечисление своих прегрешений перед аналоем. Это стремление изменить свою жизнь, через преображение собственной души. Стремление к братолюбию и к жизни по Заповедям Божиим. И авторы Обращения вполне обоснованно полагают, что этот «Покаянный чин» может способствовать изменению духовного состояния русского народа и к возрождению – восстановлению его связи с Богом.

Вспомним слова старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского: «Да не смущает вас грех людей в вашем делании… Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за всё и за всех ответчиком искренно, то тот час же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-тош и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога взропщешь…». А если «ты-тош за всех и за вся виноват», разве это не предмет для покаяния?

Если совесть людей, которые выступают против «Чина покаяния», так поранена, что не подаёт им соответствующих сигналов, то может молитва пророка Даниила и страх, о котором говорит прп. Исаак Сирин, а также слова старца Зосимы помогут им осознать эту необходимость?

Хотя этот «Чин покаяния» в первую-то очередь по любви, которая, «милосердствует..., не превозносится…, не радуется неправде, а сорадуется истине»следовало давным-давно совершить. Но не смогли, не захотели. Так может, настало время? «…Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3: 9). Может, это уже самый последний шанс для смягчения накрывающей нас катастрофы?

И тогда, наконец, мы сможем принять на себя ответственность за грехи тех, кто нарушил клятву верности Богу и Государю. И принести Соборное покаяние и за себя, и за тех, кто еще не пришли в церковь. И за тех, кто уже давно перешли в вечность. Ибо они ничего не могут для себя сделать. Но мы – те, кто еще живы – можем. С надеждой, что Господь услышит наш покаянный плач и смилуется и над ними, и над нами. Смилуется над Россией и русским народом.

Ведь сердце содрогается от предсказанной Ф.М. Достоевским возможной участи тех, кто, по словам старца Зосимы, скидывают «свою же лень и бессилие на людей».

Что же не содрогаются ваши сердца, дорогие наши владыки, отцы, братия и сестры – противники предлагаемого «Чина всенародного покаяния»? Как в глазах Господа смотрится ваш отказ быть «за всех и за вся виноватыми»? Отчего вам так тошно слышать этот призыв к совершению «Покаянного чина»? Расскажите об этом Богу в своих молитвах.

Священник Сергий Чечаничев, публицист, Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, Владимир Петрович:

Вы не понимаете о чем пишет о. Сергий (Чечаничев), потому что не пониманте, что такое соборность и почему покаяние в нарушении клятвы 1613 г. называется не просто покаяние, а соборное покаяние. От этого непонимания Вы заменяете понятие соборного покаяния собственным понятием "покаяния за других", что действительно невозможно - покаяния одного человека за личные грехи другого человека, которые он не совершал. Создаётся впечатление, что то, о чем пишет отец Сергий Вы вообще не воспоинимаетеи не понимаете как написанное на иностранном, непонятном для Вес языке. Кроме того, если Вы считаете, что клятва 1613 г. обязательна только для тех, кто собственнолично присутствовал на этом Соборе, то тогда собственно и разговаривать не о чем - нет предмета для разговора. Странно все это для людей, вместе считающих себя православными, но абсолютно не понимающих друг друга.
р.Б. Алексий / 14.08.2020, 13:27

2. За соборное покаяние! 1613 г. ....

Спаси Господи, отец Сергий! Если кому тошно слышать призыв к покаянию - значит явно задели за живое, значит знает черная кошка чьё сало съела. Скажу тем, которые против, которые считают, что нельзя каяться за других - обвиняя сторонников соборного покаяния в профанации, вы сами падаете в яму профанации, ибо расписываетесь в незнании и профанации собственно христианства , его основных догматов - искупления, соборности, да и всех других, потому что все догматы взаимосвязаны. Элементарное противоречие на раз - молитва за других. Церковь соборно молиться за всех своих членов - и живых и усопших. И с этим, что Церковь молиться за других, да и каждый лично тоже может молиться за других - вот уж с этим-то они не поспорят, ибо тогда явно обнаружат свою антицерковную позицию. А как "каяться за других", лукаво перевирая и извращая эти слова - так сразу нет, ни в коем случае! Но главное - этим они восстают на самое главное - догмат искупления. Если "за других " покаяться нельзя, тогда что - за других нельзя и умереть? !!! Те, кто желает каяться только "за себя" понимают ли, что это значит применительно к искупительной жертве "за других" нашего Господа Богочеловека Иисуса Христа!?
р.Б. Алексий / 14.08.2020, 01:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Чечаничев
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Девочки обвиняют отчима в многолетнем сексуальном насилии
08.04.2024
Где искать фашизм?
Спустя два года войны
23.02.2024
Ситуация в семьях свидетельствует о последних временах
Как остановить спад рождаемости и вал разводов – взгляд священника
18.10.2023
Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)
Об историческом значении сочинений владыки
05.10.2023
Прп. Исаак Сирин и старчество в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Выступление на форуме Православной выставки «Старцы нашего времени» в Санкт-Петербурге 15 августа 2023 года
17.08.2023
Все статьи Священник Сергий Чечаничев
100-летие Царской Голгофы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48