Свершилось – «вежливые люди» прибыли в Минск за несколько дней до президентских выборов в Белоруссии. Прибыли и разместились в санатории, где в количестве 32 человек «организованно передвигались малыми группами и в камуфляже, оценивая особенности местности». За этим занятием их и застали сотрудники МГБ, которым «вежливые люди», оказавшиеся бойцами ЧВК (то ли «Вагнер», то ли МАР), сдались, не оказав сопротивления. И сразу же была допущена пресса, показавшая миру головорезов с российскими паспортами с эмблемами Новороссии и американских конфедератов, наследие которых искореняется в США восставшими неграми, геями и анархистами… Были вызваны послы России и Украины, а на следующий день рано по утру кандидатов в президенты Белоруссии (кроме нынешнего) вызвали в Центризбирком, чтобы «напомнить» о недопустимости экстремистских действий…
Что это было? Часть белорусской общественности и истеблишмента, являющейся противником Союзного государства, подает это как сорванную попытку дестабилизации обстановки в Белоруссии в канун выборов со стороны РФ. Российская сторона называет это «задержанием группы россиян, следовавших транзитом через Белоруссию в Турцию, которая по неизвестным причинам не попала на свой рейс и задержалась в Минске, ожидая новых билетов». Так кто же из них прав?
Понимая, что лучшим ответом на этот вопрос будет фраза из известного фильма: «Дело ясное, что дело тёмное!», тем не менее, автор всё же пытается пролить свет на сей казус, хотя бы исходя из простой логики.
Во-первых, зачем это нужно России? При всей неудобности Лукашенко его оппоненты еще хуже для союзных отношений с РФ.
Во-вторых, зачем лететь россиянам в Турцию и далее через Минск? Понятно, что частные военные компании в России действуют не совсем легально, но попасть в Белоруссию без согласия её «компетентных органов» практически невозможно. Их, конечно, могли выслеживать, чтобы потом выдать правосудию как «наёмников», но зачем белорусским силовикам ухудшать отношения с силовиками российскими (ведь ЧВК в условиях доминирования гибридных войн нередко выполняет задачи, которые несподручны легальным вооруженным силам)?
Здесь, на взгляд автора, лучше исходить из того, кому это выгодно. Ответ лежит на поверхности. Это выгодно тем, кто не желает интеграции России и Белоруссии. Показывая коварство русских, они, с одной стороны, усиливают позиции проевропейских сил в Белоруссии, а с другой стороны, позволяют Лукашенко мобилизовать белорусов перед лицом внешней угрозы, чтобы выиграть президентские выборы. Что будет с ним потом – это уже дело десятое – главное оторвать его и Белоруссию от России и Русского мира.
А сделать это – дело техники. За несколько дней до задержания россиян председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, супруг пресс-секретаря президента Белоруссии Натальи Эйсмонт, пообещал обнародовать «серьёзные факты», доказывающие «вмешательство иностранного государства в белорусские внутренние дела» (подразумевалось, что речь идёт о России). А тут и «российские наемники» в камуфляже подоспели – прямо под телекамеры… Знали ли об этом белорусские властьпредержащие? Полагаю, что да. Причины я изложил выше. Сотрудников российской частной военной компании заманили в Минск, а дальнейшее нам известно – постановочное шоу а ля дело Скрипалей…
Чтобы таких казусов больше не было:
1. Нужно привести в порядок законодательство о частных военных компаниях, чтобы их сотрудники не использовались для сомнительных действий.
2. Выработать стратегию и практику поддержки властей и гражданского общества в странах, сотрудничество с которыми является приоритетными направлениями российской внешней политики с учетом наших национальных интересов.
3. Белоруссия здесь является одним из ключевых наших союзников и игнорировать это – наносить удар по России и её национальным интересам. Поэтому стоит создать мощный информационный пул российских и белорусских СМИ, блогосферы, аналитических центров, неправительственных организаций, работающих на более тесную интеграцию между нашими странами.
Вячеслав Иванович Сальников, директор Центра исследований революционных процессов, повстанчества и проблемной государственности, г. Воронеж, кандидат исторических наук
1. Постановочное шоу?