Война против русской исторической памяти

История уничтожения памятника русским воинам в Сочи не осталась без продолжения. К чему это может привести?

Русофобия 
0
3509
Время на чтение 9 минут

Совсем недавно мы были шокированы сносом памятника русским героям Кавказской войны в русском городе Сочи. Памятный знак был демонтирован по требованию деятелей, называющих себя представителями народа шапсугов.

Шапсуги – это малочисленный народ родственный черкесам, кабардинцам и адыгейцам. Его численность, по переписи 2010 года 3.882 человека в РФ и 1.897 человек в районе 600-тысячного Большого Сочи.

Националисты оскорбились установкой скромного памятного знака в виде тумбы с картой Форта Святого Духа. Укрепление было заложено в июне 1837 года, что и стало основанием города Адлера, входящего ныне в состав Сочи. Тогда, 183 года назад русская крепость была атакована кавказскими горцами, не сумевшими сломить дух русских солдат и офицеров. Поражение в битве и основание русской крепости и города до сих пор вызывает фантомные боли у кавказских реваншистов, требующих ампутировать «позорную» память об этом событии.

Поразительно, но под давлением малочисленных шапсугских националистов администрация Сочи приняла решение о сносе памятного знака в честь подвига русских воинов, установленного и как память об основании Адлера! Подробнее этот вопрос разбирался в статье «Адлер: попытка вычеркнуть русских из истории».

История эта не осталась без продолжения. И вот уже некие представители сибирских татар требуют от властей Тобольска запретить установку православного креста в память об отряде Ермака на территории частного парка «Ермаково поле».

Мотивировки требований примерно те же, что и у их сочинских единомышленников – оскорбление национальных чувств, напоминание о трагическом завоевании русскими края, героизация Ермака и его казаков, повинных в страданиях татар. И, судя по первой реакции городских властей Тобольска, они также готовы дрогнуть под напором наглеющих этноактивистов.

О численности сибирских татар, от имени которых заявлен протест, а также о том, являются ли они на самом деле татарами, говорить определённо трудно. Всего из 350 тысяч татар проживавших в Западной Сибири о принадлежности к сибирским татарам заявили в 2002 году 9.289, а по переписи 2010 года 6.779 человек. Остальные, надо полагать, либо татары выходцы из других регионов страны, либо утратившие этническое самосознание «сибирэков» и слившиеся с «татарами вообще». Сибирэк, сибирлар – таково самоназвание этого малочисленного этноса, о его происхождении говорить сложно в силу недостаточной изученности вопроса, на этот счет существует масса теорий и мнений, разбирать которые мы сейчас не будем.

Всё это не мешает татарским националистам объединять до кучи татар-выходцев из разных регионов, называя их всех скопом сибирскими, в случае если такая необходимость возникает. Как бы там ни было, в Тюменской области татары всех мастей составляют 7%, а в Тобольске 16% населения, что больше, чем мизерная доля шапсугов в Сочи. Но сути вопроса это не меняет.

Дело не в численности, а в подходе. Должны ли русские люди отказываться от своей исторической памяти по требованию кого бы то ни было? Что стоит за вызовом, бросаемым нам, русским? И к чему приведут попытки лишить русский народ своих символов и героев?

Вопрос достоин того, чтобы разобрать его подробнее. Но прежде, чем перейти к концептуальной части, будет интересно разобраться с Ермаком Тимофеевичем и «его ватагой». Прежде всего, были ли они поработителями сибирских татар и завоевателями Сибири?

Сибирское ханство образовалось в 15 веке после распада Золотой орды и занимало полоску земли вдоль Оби, Иртыша и Тобола. Население его представляло собой пёструю смесь сибирских народов, таких как остяки и вогулы, с прослойкой местных тюрков, как считается, предков современных сибирских татар.

С конца 15 века в Сибирском ханстве утвердилась династия тайбугинов, в 1555 году признавших вассальную зависимость от Русского царства. В 1563 году власть в ханстве захватил, родившийся на берегах Арала чингизид Кучум, занявший при помощи войск правителя Бухары столицу ханства Кашлык. Кучум обосновывал свои династические права принадлежностью к шибанидам – ветви чингизидов, получивших в управление северную часть удела Джучи. Дед Кучума некогда правил Тюменским ханством, располагавшимся в южной части Сибирского ханства, и был убит тайбугинами за 70 лет до того. В реальности Кучум был чужаком на берегах Оби и Иртыша, силой захватившим власть, силой же, при помощи иноземной ногайской гвардии, её и удерживавшим.

Столица ханства называлась Кашлык по-тюркски, Ибер или Сибер на финно-угорских наречиях, последнее – более древнее название и дало, видимо, название всему краю.

Захватив столицу ханства, Кучум продолжил выплачивать дань Русскому царю, не разрывая вассалитета, и, как известно, отправил в 1571 году в Москву ясак в 1000 соболей. Выплата дани и отсрочка объявления об отложении от Москвы, были необходимы Кучуму для подавления сопротивления местных мурз, подчинения князьков сибирских народов и полного захвата Сибирского ханства. Воцарение пришлого хана вызвало серию восстаний, в том числе ввиду неприятия местным языческим населением политики насаждения ислама, проводившейся Кучумом. Таким образом, мы видим классического завоевателя, узурпировавшего власть над чуждым ему населением в чужой для него стране.

Утвердив свою власть, Кучум разрывает отношения с Русским царством и начинает натиск на запад, разоряя попутно промыслы и торговлю русских купцов. С этим и связан поход Ермака и его отряда, нанятого промышленниками Строгановыми для прекращения бесчинств и разбоя.

В 1582 году отряд Ермака численностью в 500 бойцов в нескольких битвах разбивает выставленные против него силы. В решающем сражении у Чувашского мыса Кучум смог собрать до 15 тысяч разноплеменного войска, но в самый разгар битвы «подданные» оставили «своего хана», что прекрасно характеризует их отношения. Разгромленный Кучум бежит в родные ему казахские степи, чтобы оттуда, получив поддержку среднеазиатских правителей, бороться с русскими.

Ермак же, занявший столицу ханства, ласково обошелся с остяками и вогулами, а затем и с потянувшимися к нему татарскими мурзами. О бегстве Кучума мало кто сожалел, что привело к интересному продолжению, когда делегация местных князьков и мурз предложила Ермаку Тимофеевичу стать правителем Сибирского ханства, чем немало озадачила того. Казаками по такому случаю был собран круг, на котором и должен был решиться вопрос о власти.

Сделаем отступление и представим себе, что подобное приглашение на царствование, с выражением покорности, получил не атаман казаков, а какой-нибудь предводитель европейских наёмников. Очевидно, что предложение царствовать было бы принято. Но русские казаки единодушно решают иное: слать гонца в Москву к Русскому царю и просить его принять под свою руку Сибирское царство. Бить челом предстояло атаману Ивану Кольцо, приговорённому на Москве за разбой к смертной казни. Не один Кольцо был разбойником в войске Ермака. Казак в 16 веке – это профессиональный боец и одновременно разбойник, живший войной и грабежами – на Волге и Дону, Каспии и Кавказе, побережье Османской империи и везде, где представится возможность. Но одно дело грабить боярские и царские торговые суда на Волге, а другое посягать на то, что даруется Богом. Власть над землёй, по Божьему произволению, принадлежит Царю, ему, а не Ермаку Тимофеевичу и надлежит принять под свою руку новых подданных.

Дальнейшее известно. Царь Иван Грозный милостиво принял станицу с послами от казаков, Ивана Кольцо простил, всех одарил, Сибирское царство принял под свою руку.

Ермак Тимофеевич три года оставался в Сибири, устанавливая «налогобложение» и собирая ясак. Кучум же не оставил попыток отвоевать ханство, не без успеха подстрекая к бунту остяков и татар, вторгаясь из степи со свежими силами.

После голодной зимы 1584/85 года отряд Ермака сократился вдвое, вскоре и сам Ермак Тимофеевич попал в засаду и утонул в водах Иртыша, а его люди, оставшись без предводителя, отступили за Урал. В том же году в Сибирь из Москвы был послан еще один отряд в 100 стрельцов, занявший опустевший Кашлык, но затем повернувший домой. А на следующий год пришли еще 310 служилых людей, основавших русский острог Тюмень. В 1598 году русский отряд из 300 казаков и 90 татар окончательно разбил Кучума в Ирменском сражении. После чего препятствия к продвижению на восток исчезли, началось планомерное продвижение русских землепроходцев в глубь Сибири, и в 1639 году Иван Копылов со своими людьми вышел к Охотскому морю.

Итого, 41 год от окончательного разгрома Кучума до выхода русских землепроходцев к восточной границе Сибири Тихому океану. Это беспрецедентно короткий срок для русского продвижения по столь огромному пространству, скорость несопоставимая с похожими процессами в Северной Америке, занявшими несколько веков.

Как такое стало возможным? И был ли Ермак завоевателем татар и покорителем Сибири? Очевидно, что нет. Не потому, что власть Русского царя была признана предками сибирских татар, остяками и вогулами за несколько лет до его похода. И не потому, что отложившийся от Москвы и сброшенный Ермаком Кучум сам был завоевателем и узурпатором. И даже не из-за того, что поход Ермака Тимофеевича в итоге оказался неудачным и к «завоеванию» Сибири не привёл. Дело совсем не в этом.

Поход Ермака был организован русскими купцами и промышленниками, чьё продвижение в глубь Сибири натолкнулось на противодействие Кучума. Они же – торговцы, промышленники, землепроходцы – и освоили Сибирь, очень быстро втянув обширные земли и их население в деловой оборот. Московские власти не стояли в стороне, высылали вооруженные отряды и закладывали остроги. Но огромное пространство не могло быть удержано малочисленными служилыми людьми, разбросанными в редких острогах от Уральских гор до Тихого океана. Сибирь по историческим меркам в кротчайшие сроки была введена в русскую хозяйственную жизнь, а через это и в государственную, что и стало основным двигателем процесса. Торговцы, промышленники и землепроходцы – вот кто «завоевал» Сибирь, сталкиваясь с сопротивлением и отвечая на него, но всё же преимущественно втягивая в хозяйственные отношения местное население, а не порабощая его.

А Ермак Тимофеевич и его ватага остались в памяти русских людей как символ мужества и стойкости, героизма и дерзновения к неведомому. Одновременно став бельмом на глазу у озабоченных реваншем националистов, выступающих от имени, якобы, порабощённых русскими народов.

Большинству сибирских и не сибирских татар, потомкам остяков, вогулов и прочим представителям сибирских, кавказских, поволжских и иных российских народов, глубоко наплевать на бредни о «поработителе» Ермаке и прочих «русских колонизаторах».

Тем более странно, что власти русских городов идут на поводу у местечковых активистов, лишённых какой-либо серьезной общественной поддержки. В угоду якобы межнациональному спокойствию разрушаются памятники русским героям, стыдливо затушевываются лучшие страницы русской истории, происходит потворство распространению самых диких измышлений.

Тем самым поощряется, распространяется и укрепляется уверенность в том, что так и есть – русские в Сибири, в Поволжье, на Урале и Кавказе – чужие, завоеватели, не коренные, второсортные, не имеющие прав, а только историческую вину и неоплатные долги, и обязанности.

Но что еще хуже, одновременно прививается чувство вины самим русским людям. Нас пытаются лишить гордости за наше прошлое, чтобы тем самым лишить уверенности в настоящем. А народ, не чувствующий себя уверенно, лишенный нравственных и исторических опор, закомплексованный чувством вины, становится податливым и незащищённым. Его легко можно убедить отказаться от своих ценностей, навязав чужую культуру и мировоззрение. Над ним можно ставить эксперименты, бесконечно «исправляя» и направляя куда угодно.

То, что мы видим сейчас в Америке – наглядная иллюстрация к сказанному выше и одновременно предостережение нам.

Американцев, неожиданно выказавших волю к сопротивлению глобализации, готовятся провести через «Перестройку» всей их общественной жизни, что должно в итоге сломать народ, а, возможно, и государство. Для этого ядро американского народа пытаются лишить его традиционных устоев, ценностной системы и скрепляющих национальное самосознание установок. И первый шаг в этом – разрушение памятников и исторических мифов, уничтожение гордости за своё прошлое, а значит и за свою страну, прививка чувства коллективной вины, что должно породить отторжение прошлого своей страны и неуверенность в ее настоящем.

Америку хотят лишить сил к сопротивлению, сделать её народ податливым к трансгуманистическим трансформациям. То же самое пытались и будут пытаться проделать с русским народом и Россией.

Прививка чувства вины и разрушение исторического прошлого - технология не новая, социальная инженерия до шаблонности отработанная и многократно повторённая. Удивительно, что мы, русские, столько повидав и пережив в 20 веке, позволяем проделывать с собой этот известный трюк.

Константин Геннадьевич Новиков, православный публицист, Тула

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 8, Сергей иванович:

Национальная субъектность тоже есть. У кого то ест только культурная, а у тех кто создал свое государство - есть еще и политическая. Отрицать это глупость или дешевый популизм - выбирайте

По поводу популизма - полностью согласен. С субъектностью посложнее. Скажем так: люди делегируют государству только часть своей субъектности. В моральных вопросах, как правило, нам не требуется посредника между нами и нашей совестью в виде государства и буквы закона. Это скорее мечта - жить в государстве, где принципы закона совпадают с твоей совестью. Более того, религиозные люди считают свои нормы первичными по отношению к тому, что написано в законах. Иногда даже бывает противоречие между религией и сложившейся национальной культурой - в православной среде не редки споры, какая часть самодержавной или общинной русской традиций вытекает из христианских заповедей, а какая - нет. Так что это непростой вопрос. И еще больший вопрос у мусульман, которые обычно чем-то да недовольны.
В.Р. / 23.07.2020, 09:41

7. Ответ на 7, Сергей иванович:

Ни каких адыгов я ни куда не приписывал. У меня нет ни слова о них

ОК
В.Р. / 23.07.2020, 09:32

6. Ответ на 8, Сергей иванович:

Я не спорю с Вами о фактической сути происходившего на Кавказе. Тем более с тем, что "в Америке негров линчуют", что индейцев геноцидили и что миллионы индийцев умерли во время второй мировой от голода. Что в Канаде запрещали школьникам говорить по-индейски тогда, когда в СССР массово издавали национальные буквари. Мне известны сотни подобных фактов. Посмотрите еще раз текст комментария, на который отвечаете. Там от силы пара строчек про войну и депортацию. Речь о другом. От том, что сейчас принято рассматривать события истории с моральной меркой современных условий. То есть грубо говоря судить Иванов Грозных и Генри 8х с позиций ценностей начала 21 века. Как если бы люди прошлого имели в наличии наши технические ресурсы и наши представления о том, что есть хорошо а что - плохо.

Так вот, с сегодняшней точки зрения любые переселения народов - преступление власти. Потомки этих народов получили голос, в том смысле, что к ним прислушиваются, нормы политкорректности запрещают "редактировать" их мнение. Им разрешено говорить вслух без цензуры. Способов на это повлиять - не существует. Вот об этом был мой комментарий. Про то, как поддерживать в России национальный мир в сложившихся условиях. Вы же игнорируете эти условия, как если бы у власти в мире располагали средствами заткнуть недовольные рты. Нет таких средств - вот исходные условия. Поэтому точку зрения, что все сделанное царем (Ермоловым, Лазаревым итд по списку) - хорошо и оправдано, - ее невозможно широко внушить и продвинуть. Люди будут спрашивать - мы не русские, почему мы должны жить в условиях, когда ваша русская национальная память важнее, чем наша? Мы все равноправны. Вот об этом идет речь. И мне интересно что Вы, как собеседник, думаете по этому поводу. То есть Ваша точка зрения, как среди нерусских продвигать русскую национально-ориентированную точку зрения. А фактологию Кавказской войны я тут не обсуждаю. То, что в 19в было норм и относительный гуманизм, в 21 заведомо военное преступление. Не я это установил и не мне это обсуждать.

Касательно национального характера, греха и добродетели - это уже вопросы философские. Не практические.

В.Р. / 23.07.2020, 07:54

5. Ответ на 4, Сергей иванович:

Созданное РУССКИМИ государство должно бдительно охранять права государствообразующего народа, в том числе и права трактовать историю собственного государства

В Адыгее и КЧР есть официальный день памяти жертв Кавказской войны. Так что здесь национальная память адыгов и русская национальная память (как Вы ее понимаете) сталкиваются. Но последние 30 лет обходилось более-менее без эксцессов, есть некий негласный договор между центром и республикой: мы забываем о Ермолове, а вы там не выносите тему геноцида за пределы республики. Вы предлагаете этот договор нарушить: в Москве внушать детям в школе одно, в то время как в адыгейских школах будет происходить противоположное. Наивно думать, что указкой из Москвы можно что-то запретить. Чиновникам в Майкопе - можно. Но простым людям в ПГТ и аулах, выходящим в сеть - нельзя.

Сравните с ситуацией в США. Новых памятников их Ермакам там не устанавливают уже давно. Текущим сабжем, как мы знаем, является не установка, а сброс уже поставленных памятников. И тут рецептов как это дело остановить - просто не существует. Ну как в мире, где каждый нацмен имеет устройство для выхода в сеть, запретить говорить про белую колонизацию? У Вас есть реальные рецепты? Это же смешно. Убедить индейцев, что белые принесли им благо? Ну в каком-то смысле да, коли белые создали общество потребления, где можно жить на пособие, а если стукнет в голову идея поднять зад и поработать, то можно платить меньше налогов, чем белые. Но и это эфемерный аргумент: в некий момент они начинают интересоваться, почему практически все вокруг принадлежит белым, почему белые сосут нефть и ископаемые из "их" земли итд. Почему у них доля алкашей и нарков в разы больше, чем у белых. Поскольку изменить статус-кво с собственностью они не могут, то требуют символических уступок: все новых форм политкорректности, все более радикальных признаний вины белых итп. (На нашем языке: "не ставьте памятников вроде этого, и будет все ок. Пока по крайней мере. Но потом могут потребовать и большего.").

У кого есть рецепт, как это изменить? Да ни у кого его нету. Проблема именно в том, что иллюзия права голоса появилась у всех людей. В том числе у всех обиженных и даже у потомков обиженных. 100 лет назад можно было затыкать рты, так как публичное пространство хорошо охранялось и чистилось. Теперь это не так. Изменились правила. Формально, с людьми считаются. Медиа могут что-то подогревать, но базовая возможность стучать по клавиатуре в соцсетях и на форумах - это инвариант. Правители теперь учатся управлять народом именно с такими исходными данными - что люди могут говорить безнаказанно в том числе вещи неприятные, и сверху вниз никакую идеологию не получается установить. Отдельные энтузиасты будут ставить памятники Ермаку, но не надо обманываться относительно отношения простых русских. Для человека среднестатистического это может быть предметом гордости и надувания губ, но в степени не большей, чем православие как дополнение к своей русскости. Все идеи, распространяемые отдельными неравнодушными энтузиастами, доходя до среднестатистического человека, являются не более чем формой его потребления. Искренний внутренний интерес - это совсем иное. Полагаться на голос из каждого утюга, к чему-то абстрактному призывающий, игнорирующий психологию людей - это опасный самообман. Более того, даже люди, увлеченные чем-то очень глубоко, к сторонним идеям относятся как к товару. Например, есть весьма воцерковленные люди, безразличные к тому что "Москва - третий Рим", и наоборот, есть патриоты, рассматривающие православную веру лишь как довесок к своей национальной идее, не меняющий их жизнь вообще. Здесь, на РНЛ, наблюдаю давно оба типа комментаторов. Все, что человеку не интересно - для него просто ненужный товар, и хоть тресни, поменять это невозможно. Есть два выхода: либо это понять и принять, либо закрыть глаза и делать вид (обманываясь с числом своих сторонников на порядок! случись что, эти "сторонники" разбегутся).

Касательно "вины". Я потомок черноморцев, вырос в Краснодарском крае. Мне интересна история русской колонизации. Мои предки воевали в том числе с адыгами, и с их спонсорами - турками (участие которых во многом предопределило трагичный исход). Я в курсе про горскую работорговлю и похищения людей. В курсе, какими зверскими методами царское правительство усмиряло Кавказ. Видел опустевшие после Кавказской войны долины своими глазами. Вины я не чувствую никакой. А почему я должен брать на себя вину царского правительства? Почему вообще кто-то должен отвечать на совершенное другими? Это проблема актуальна только для националистов специфического разлива. Для тех, кто переносит на нацию человеческую субъектность: считает, что у наций, как у человеческих душ, есть грехи и добродетели. Если от этого отойти, исчезнет и проблема. И появится возможность посмотреть на события прошлого издали, без пристрастия. Любви к своей национальной культуре это никак не вредит.

Иначе рухнет государство и вся наша территория станет территорией враждующих племен.

Если ставить в Краснодаре одни памятники, а в Майкопе - другие, с прямо противоположными посылами, государство не рухнет? Может, минимальный консенсус и политкорректность таки лучше? Не панацея. Не гарантирует статус-кво надолго. Но текущую напряженность может снять. Пока не дошло до худшего.

Затем доминирующее в регионе государство захватит и населит эти территории своими гражданами

Населит? Кто и кем? Прирост населения ближайших крупных соседей по региону, Турции и Ирана, пока продолжается, но рождаемость падает уже 60 лет (Иран вообще лидер на востоке по этой части). Эти страны думают не об умножении народа, а о приобретении технологий, которые бы компенсировали снижение рождаемости, да и обеспечивали им региональное лидерство. Территории у них достаточно. Вы по ходу про 19 век рассуждаете, а не про текущую ситуацию. Сейчас уже не воюют за территорию, на и населять ее просто некем.

В.Р. / 22.07.2020, 10:53

4. Ответ на 4, Сергей иванович:

И в ВОВ не исключение. "Насильственное переселение" было вынужденной мерой, обусловленной массовым коллаборационизмом аборигенов.

Опять 25. В ВОВ были переселены тотально карачаевцы, балкарцы, вайнахи и часть кабардинцев. Адыгов Краснодарского края никто не обвинял в коллаборационизме, потому что как массового явления такого не было. Приписывать сюда адыгов - примерно как русских назвать коллаборационистами "потому что Власов".
В.Р. / 22.07.2020, 09:30

3. Ответ на 1, Алина:

интересно, а кто у нас испортил памятник св. Николаю возле храма св. Александра Невского?
Юрганов / 22.07.2020, 02:16

2. долой сепаратистов

Мой прадед - крещеный сибирский татарин. Так что я на 1/4 из сибирских татар. И не мыслю себя ВНЕ русского этноса и русской цивилизации. И Считаю, что победа Ермака - великое благо для России
Юрганов / 22.07.2020, 02:14

1. Война против русской исторической памяти

Очень актуальная статья. Не вдруг, далеко не случайно начались эти попытки националистов разных мастей представить себя бедными овцами, которых 200, 500, 1000 лет тому назад "завоевали" ненавистные русские. Это попытка подорвать нашу многонациональную общность, разбить народ изнутри: это история "оккупантов" - "это история порабощенных". Когда у нас в Новосибирске казаки отмечали годовщину битвы на реке Ирмень (Ирменское сражение), то и наши местные татары истерили, топали ногами в минкульте, и нашему атаману потребовалась вся его выдержка, чтобы этот праздник не был сорван, потому что чиновники минкульта казаков сдали сразу. Все это - от невежества, от полного незнания истории. Именно на этом рождаются всякие мифы о "злых русских" и "кротких" местных жителях. А ничего, что в те времена вогулы и остяки были чрезвычайно воинственными народами? Что чукчи и эвенки не знали себе равных в изготовлении военного снаряжения? У них его покупали даже сами казаки. Не было тогда мужчин "кротких и беззащитных" - каждый мужчина был воином, и большинство сибирских племен промышляло именно разбоем, а не рыбной ловлей. Поэтому до боли обидно, что ни у нас в Новосибирске, ни в Тюмени не могут до сих пор установить памятник Ермаку, из-за вот этих мифов. До боли обидно, что в Казахстане теперь национальным героем считается бандит, нападавший в начале 19 века на наши торговые караваны и убитый своими же. Если мы не хотим того же, что в Америке, мы должны защищать СВОЮ историю - да, непростую, но СВОЮ, своего, РОССИЙСКОГО, государства.
Алина / 20.07.2020, 15:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Геннадьевич Новиков
Азербайджан между Персами и Турками
Возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном?
04.08.2022
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян
29.06.2022
Все статьи Константин Геннадьевич Новиков
Русофобия
Статус России изменился // Переходная эпоха //
Гегемонизм уходит в прошлое
16.11.2024
«Мигранты в законе»
Ждём очередной «великой революции» в России?
16.11.2024
В Севастополе убит самый высокопоставленный
офицер Черноморского флота с начала СВО/ Байрактарная дипломатия Турции
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46