Война против русской исторической памяти

История уничтожения памятника русским воинам в Сочи не осталась без продолжения. К чему это может привести?

Совсем недавно мы были шокированы сносом памятника русским героям Кавказской войны в русском городе Сочи. Памятный знак был демонтирован по требованию деятелей, называющих себя представителями народа шапсугов.

Шапсуги – это малочисленный народ родственный черкесам, кабардинцам и адыгейцам. Его численность, по переписи 2010 года 3.882 человека в РФ и 1.897 человек в районе 600-тысячного Большого Сочи.

Националисты оскорбились установкой скромного памятного знака в виде тумбы с картой Форта Святого Духа. Укрепление было заложено в июне 1837 года, что и стало основанием города Адлера, входящего ныне в состав Сочи. Тогда, 183 года назад русская крепость была атакована кавказскими горцами, не сумевшими сломить дух русских солдат и офицеров. Поражение в битве и основание русской крепости и города до сих пор вызывает фантомные боли у кавказских реваншистов, требующих ампутировать «позорную» память об этом событии.

Поразительно, но под давлением малочисленных шапсугских националистов администрация Сочи приняла решение о сносе памятного знака в честь подвига русских воинов, установленного и как память об основании Адлера! Подробнее этот вопрос разбирался в статье «Адлер: попытка вычеркнуть русских из истории».

История эта не осталась без продолжения. И вот уже некие представители сибирских татар требуют от властей Тобольска запретить установку православного креста в память об отряде Ермака на территории частного парка «Ермаково поле».

Мотивировки требований примерно те же, что и у их сочинских единомышленников – оскорбление национальных чувств, напоминание о трагическом завоевании русскими края, героизация Ермака и его казаков, повинных в страданиях татар. И, судя по первой реакции городских властей Тобольска, они также готовы дрогнуть под напором наглеющих этноактивистов.

О численности сибирских татар, от имени которых заявлен протест, а также о том, являются ли они на самом деле татарами, говорить определённо трудно. Всего из 350 тысяч татар проживавших в Западной Сибири о принадлежности к сибирским татарам заявили в 2002 году 9.289, а по переписи 2010 года 6.779 человек. Остальные, надо полагать, либо татары выходцы из других регионов страны, либо утратившие этническое самосознание «сибирэков» и слившиеся с «татарами вообще». Сибирэк, сибирлар – таково самоназвание этого малочисленного этноса, о его происхождении говорить сложно в силу недостаточной изученности вопроса, на этот счет существует масса теорий и мнений, разбирать которые мы сейчас не будем.

Всё это не мешает татарским националистам объединять до кучи татар-выходцев из разных регионов, называя их всех скопом сибирскими, в случае если такая необходимость возникает. Как бы там ни было, в Тюменской области татары всех мастей составляют 7%, а в Тобольске 16% населения, что больше, чем мизерная доля шапсугов в Сочи. Но сути вопроса это не меняет.

Дело не в численности, а в подходе. Должны ли русские люди отказываться от своей исторической памяти по требованию кого бы то ни было? Что стоит за вызовом, бросаемым нам, русским? И к чему приведут попытки лишить русский народ своих символов и героев?

Вопрос достоин того, чтобы разобрать его подробнее. Но прежде, чем перейти к концептуальной части, будет интересно разобраться с Ермаком Тимофеевичем и «его ватагой». Прежде всего, были ли они поработителями сибирских татар и завоевателями Сибири?

Сибирское ханство образовалось в 15 веке после распада Золотой орды и занимало полоску земли вдоль Оби, Иртыша и Тобола. Население его представляло собой пёструю смесь сибирских народов, таких как остяки и вогулы, с прослойкой местных тюрков, как считается, предков современных сибирских татар.

С конца 15 века в Сибирском ханстве утвердилась династия тайбугинов, в 1555 году признавших вассальную зависимость от Русского царства. В 1563 году власть в ханстве захватил, родившийся на берегах Арала чингизид Кучум, занявший при помощи войск правителя Бухары столицу ханства Кашлык. Кучум обосновывал свои династические права принадлежностью к шибанидам – ветви чингизидов, получивших в управление северную часть удела Джучи. Дед Кучума некогда правил Тюменским ханством, располагавшимся в южной части Сибирского ханства, и был убит тайбугинами за 70 лет до того. В реальности Кучум был чужаком на берегах Оби и Иртыша, силой захватившим власть, силой же, при помощи иноземной ногайской гвардии, её и удерживавшим.

Столица ханства называлась Кашлык по-тюркски, Ибер или Сибер на финно-угорских наречиях, последнее – более древнее название и дало, видимо, название всему краю.

Захватив столицу ханства, Кучум продолжил выплачивать дань Русскому царю, не разрывая вассалитета, и, как известно, отправил в 1571 году в Москву ясак в 1000 соболей. Выплата дани и отсрочка объявления об отложении от Москвы, были необходимы Кучуму для подавления сопротивления местных мурз, подчинения князьков сибирских народов и полного захвата Сибирского ханства. Воцарение пришлого хана вызвало серию восстаний, в том числе ввиду неприятия местным языческим населением политики насаждения ислама, проводившейся Кучумом. Таким образом, мы видим классического завоевателя, узурпировавшего власть над чуждым ему населением в чужой для него стране.

Утвердив свою власть, Кучум разрывает отношения с Русским царством и начинает натиск на запад, разоряя попутно промыслы и торговлю русских купцов. С этим и связан поход Ермака и его отряда, нанятого промышленниками Строгановыми для прекращения бесчинств и разбоя.

В 1582 году отряд Ермака численностью в 500 бойцов в нескольких битвах разбивает выставленные против него силы. В решающем сражении у Чувашского мыса Кучум смог собрать до 15 тысяч разноплеменного войска, но в самый разгар битвы «подданные» оставили «своего хана», что прекрасно характеризует их отношения. Разгромленный Кучум бежит в родные ему казахские степи, чтобы оттуда, получив поддержку среднеазиатских правителей, бороться с русскими.

Ермак же, занявший столицу ханства, ласково обошелся с остяками и вогулами, а затем и с потянувшимися к нему татарскими мурзами. О бегстве Кучума мало кто сожалел, что привело к интересному продолжению, когда делегация местных князьков и мурз предложила Ермаку Тимофеевичу стать правителем Сибирского ханства, чем немало озадачила того. Казаками по такому случаю был собран круг, на котором и должен был решиться вопрос о власти.

Сделаем отступление и представим себе, что подобное приглашение на царствование, с выражением покорности, получил не атаман казаков, а какой-нибудь предводитель европейских наёмников. Очевидно, что предложение царствовать было бы принято. Но русские казаки единодушно решают иное: слать гонца в Москву к Русскому царю и просить его принять под свою руку Сибирское царство. Бить челом предстояло атаману Ивану Кольцо, приговорённому на Москве за разбой к смертной казни. Не один Кольцо был разбойником в войске Ермака. Казак в 16 веке – это профессиональный боец и одновременно разбойник, живший войной и грабежами – на Волге и Дону, Каспии и Кавказе, побережье Османской империи и везде, где представится возможность. Но одно дело грабить боярские и царские торговые суда на Волге, а другое посягать на то, что даруется Богом. Власть над землёй, по Божьему произволению, принадлежит Царю, ему, а не Ермаку Тимофеевичу и надлежит принять под свою руку новых подданных.

Дальнейшее известно. Царь Иван Грозный милостиво принял станицу с послами от казаков, Ивана Кольцо простил, всех одарил, Сибирское царство принял под свою руку.

Ермак Тимофеевич три года оставался в Сибири, устанавливая «налогобложение» и собирая ясак. Кучум же не оставил попыток отвоевать ханство, не без успеха подстрекая к бунту остяков и татар, вторгаясь из степи со свежими силами.

После голодной зимы 1584/85 года отряд Ермака сократился вдвое, вскоре и сам Ермак Тимофеевич попал в засаду и утонул в водах Иртыша, а его люди, оставшись без предводителя, отступили за Урал. В том же году в Сибирь из Москвы был послан еще один отряд в 100 стрельцов, занявший опустевший Кашлык, но затем повернувший домой. А на следующий год пришли еще 310 служилых людей, основавших русский острог Тюмень. В 1598 году русский отряд из 300 казаков и 90 татар окончательно разбил Кучума в Ирменском сражении. После чего препятствия к продвижению на восток исчезли, началось планомерное продвижение русских землепроходцев в глубь Сибири, и в 1639 году Иван Копылов со своими людьми вышел к Охотскому морю.

Итого, 41 год от окончательного разгрома Кучума до выхода русских землепроходцев к восточной границе Сибири Тихому океану. Это беспрецедентно короткий срок для русского продвижения по столь огромному пространству, скорость несопоставимая с похожими процессами в Северной Америке, занявшими несколько веков.

Как такое стало возможным? И был ли Ермак завоевателем татар и покорителем Сибири? Очевидно, что нет. Не потому, что власть Русского царя была признана предками сибирских татар, остяками и вогулами за несколько лет до его похода. И не потому, что отложившийся от Москвы и сброшенный Ермаком Кучум сам был завоевателем и узурпатором. И даже не из-за того, что поход Ермака Тимофеевича в итоге оказался неудачным и к «завоеванию» Сибири не привёл. Дело совсем не в этом.

Поход Ермака был организован русскими купцами и промышленниками, чьё продвижение в глубь Сибири натолкнулось на противодействие Кучума. Они же – торговцы, промышленники, землепроходцы – и освоили Сибирь, очень быстро втянув обширные земли и их население в деловой оборот. Московские власти не стояли в стороне, высылали вооруженные отряды и закладывали остроги. Но огромное пространство не могло быть удержано малочисленными служилыми людьми, разбросанными в редких острогах от Уральских гор до Тихого океана. Сибирь по историческим меркам в кротчайшие сроки была введена в русскую хозяйственную жизнь, а через это и в государственную, что и стало основным двигателем процесса. Торговцы, промышленники и землепроходцы – вот кто «завоевал» Сибирь, сталкиваясь с сопротивлением и отвечая на него, но всё же преимущественно втягивая в хозяйственные отношения местное население, а не порабощая его.

А Ермак Тимофеевич и его ватага остались в памяти русских людей как символ мужества и стойкости, героизма и дерзновения к неведомому. Одновременно став бельмом на глазу у озабоченных реваншем националистов, выступающих от имени, якобы, порабощённых русскими народов.

Большинству сибирских и не сибирских татар, потомкам остяков, вогулов и прочим представителям сибирских, кавказских, поволжских и иных российских народов, глубоко наплевать на бредни о «поработителе» Ермаке и прочих «русских колонизаторах».

Тем более странно, что власти русских городов идут на поводу у местечковых активистов, лишённых какой-либо серьезной общественной поддержки. В угоду якобы межнациональному спокойствию разрушаются памятники русским героям, стыдливо затушевываются лучшие страницы русской истории, происходит потворство распространению самых диких измышлений.

Тем самым поощряется, распространяется и укрепляется уверенность в том, что так и есть – русские в Сибири, в Поволжье, на Урале и Кавказе – чужие, завоеватели, не коренные, второсортные, не имеющие прав, а только историческую вину и неоплатные долги, и обязанности.

Но что еще хуже, одновременно прививается чувство вины самим русским людям. Нас пытаются лишить гордости за наше прошлое, чтобы тем самым лишить уверенности в настоящем. А народ, не чувствующий себя уверенно, лишенный нравственных и исторических опор, закомплексованный чувством вины, становится податливым и незащищённым. Его легко можно убедить отказаться от своих ценностей, навязав чужую культуру и мировоззрение. Над ним можно ставить эксперименты, бесконечно «исправляя» и направляя куда угодно.

То, что мы видим сейчас в Америке – наглядная иллюстрация к сказанному выше и одновременно предостережение нам.

Американцев, неожиданно выказавших волю к сопротивлению глобализации, готовятся провести через «Перестройку» всей их общественной жизни, что должно в итоге сломать народ, а, возможно, и государство. Для этого ядро американского народа пытаются лишить его традиционных устоев, ценностной системы и скрепляющих национальное самосознание установок. И первый шаг в этом – разрушение памятников и исторических мифов, уничтожение гордости за своё прошлое, а значит и за свою страну, прививка чувства коллективной вины, что должно породить отторжение прошлого своей страны и неуверенность в ее настоящем.

Америку хотят лишить сил к сопротивлению, сделать её народ податливым к трансгуманистическим трансформациям. То же самое пытались и будут пытаться проделать с русским народом и Россией.

Прививка чувства вины и разрушение исторического прошлого - технология не новая, социальная инженерия до шаблонности отработанная и многократно повторённая. Удивительно, что мы, русские, столько повидав и пережив в 20 веке, позволяем проделывать с собой этот известный трюк.

Константин Геннадьевич Новиков, православный публицист, Тула

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

11. Ответ на 8, Сергей иванович:

Национальная субъектность тоже есть. У кого то ест только культурная, а у тех кто создал свое государство - есть еще и политическая. Отрицать это глупость или дешевый популизм - выбирайте

По поводу популизма - полностью согласен. С субъектностью посложнее. Скажем так: люди делегируют государству только часть своей субъектности. В моральных вопросах, как правило, нам не требуется посредника между нами и нашей совестью в виде государства и буквы закона. Это скорее мечта - жить в государстве, где принципы закона совпадают с твоей совестью. Более того, религиозные люди считают свои нормы первичными по отношению к тому, что написано в законах. Иногда даже бывает противоречие между религией и сложившейся национальной культурой - в православной среде не редки споры, какая часть самодержавной или общинной русской традиций вытекает из христианских заповедей, а какая - нет. Так что это непростой вопрос. И еще больший вопрос у мусульман, которые обычно чем-то да недовольны.

В.Р. / 23.07.2020

10. Ответ на 7, Сергей иванович:

Ни каких адыгов я ни куда не приписывал. У меня нет ни слова о них

ОК

В.Р. / 23.07.2020

9. Ответ на 8, Сергей иванович:

Я не спорю с Вами о фактической сути происходившего на Кавказе. Тем более с тем, что "в Америке негров линчуют", что индейцев геноцидили и что миллионы индийцев умерли во время второй мировой от голода. Что в Канаде запрещали школьникам говорить по-индейски тогда, когда в СССР массово издавали национальные буквари. Мне известны сотни подобных фактов. Посмотрите еще раз текст комментария, на который отвечаете. Там от силы пара строчек про войну и депортацию. Речь о другом. От том, что сейчас принято рассматривать события истории с моральной меркой современных условий. То есть грубо говоря судить Иванов Грозных и Генри 8х с позиций ценностей начала 21 века. Как если бы люди прошлого имели в наличии наши технические ресурсы и наши представления о том, что есть хорошо а что - плохо.

Так вот, с сегодняшней точки зрения любые переселения народов - преступление власти. Потомки этих народов получили голос, в том смысле, что к ним прислушиваются, нормы политкорректности запрещают "редактировать" их мнение. Им разрешено говорить вслух без цензуры. Способов на это повлиять - не существует. Вот об этом был мой комментарий. Про то, как поддерживать в России национальный мир в сложившихся условиях. Вы же игнорируете эти условия, как если бы у власти в мире располагали средствами заткнуть недовольные рты. Нет таких средств - вот исходные условия. Поэтому точку зрения, что все сделанное царем (Ермоловым, Лазаревым итд по списку) - хорошо и оправдано, - ее невозможно широко внушить и продвинуть. Люди будут спрашивать - мы не русские, почему мы должны жить в условиях, когда ваша русская национальная память важнее, чем наша? Мы все равноправны. Вот об этом идет речь. И мне интересно что Вы, как собеседник, думаете по этому поводу. То есть Ваша точка зрения, как среди нерусских продвигать русскую национально-ориентированную точку зрения. А фактологию Кавказской войны я тут не обсуждаю. То, что в 19в было норм и относительный гуманизм, в 21 заведомо военное преступление. Не я это установил и не мне это обсуждать.

Касательно национального характера, греха и добродетели - это уже вопросы философские. Не практические.

В.Р. / 23.07.2020

8. Ответ на 6, В.Р.:

некий негласный договор между центром и республикой: мы забываем о Ермолове, а вы там не выносите тему геноцида за пределы республики. Вы предлагаете этот договор нарушить: в Москве внушать детям в школе одно, в то время как в адыгейских школах будет происходить противоположное. Наивно думать, что указкой из Москвы можно что-то запретить. Чиновникам в Майкопе - можно. Но простым людям в ПГТ и аулах, выходящим в сеть - нельзя

Ни какого геноцида, т.е. уничтожения по этническому признаку, со стороны Ермолова не было - не фантазируйте. У Царя была стратегическая необходимость выселения именно черкесов (адыгов) с территории прилегающей к Черноморскому побережью. Т.к. было очевидно, что в случае появления любого вражеского флота в Черном море черкесы непременно возобновят борьбу за независимость и "10 Кубанская область станет открытыми воротами для вторжения неприятеля в сердце Кавказа" Именно для целей борьбы с сепаратизмом им было предложено переселение. Еще раз переселение, а не геноцид. 1858 г. вопрос о переселении западных черкесов стал предметом дипломатической переписки правительства Российской и Османской империй. 18 сентября 1861 г. произошла встреча черкесской депутации с императором Александром II. Депутация просила прекратить военные действия, уничтожение аулов и заселение черкесских земель казаками. Ответ императора был категоричен: «Выселиться куда укажут, или переселяться в Турцию». Борьба с сепаратизмом и подавление восстаний против центральной власти - неизбежное условие существования государства в организованном обществе.

Для тех, кто переносит на нацию человеческую субъектность: считает, что у наций, как у человеческих душ, есть грехи и добродетели

- у наций есть и грехи и добродетели. Или совершенный, напр., европейцами геноцид (с исключительной целью обогащения) индейцев, австралийцев, африканцев, индусов и др. уже не грех? Не говоря о русских... Национальные особенности характера - не выдумка, а объективная реальность, обусловленная общей религией, культурой, историей и мировоззрением народа. Национальная субъектность тоже есть. У кого то ест только культурная, а у тех кто создал свое государство - есть еще и политическая. Отрицать это глупость или дешевый популизм - выбирайте.

тут рецептов как это дело остановить - просто не существует

- история России это и есть единственный рецепт. Если бы русские вели бы себя как англосаксы, германцы, испанцы и др. - многих народов, напр. казахов с киргизами, армян, грузин и мн. мн. др. просто уже не существовало бы. И между прочим, мудрые из кавказцев, например в Дагестане, очень хорошо понимают, что им нужны русские генерал-губернаторы. Иначе власть им там не поделить.

7. Ответ на 5, В.Р.:

Адыгов Краснодарского края никто не обвинял в коллаборационизме, потому что как массового явления такого не было. Приписывать сюда адыгов...

Ни каких адыгов я ни куда не приписывал. У меня нет ни слова о них. Не выдумывайте. Кроме того, мне вообще неизвестно о переселении адыгов в годы ВОВ. Как раз наоборот - около 2-х десятков славных сынов адыгейского народа удостоены звания героев СССР. Переселение было в 19 веке, Александром II. Кстати, на тот момент - вполне оправдано.

6. Ответ на 4, Сергей иванович:

Созданное РУССКИМИ государство должно бдительно охранять права государствообразующего народа, в том числе и права трактовать историю собственного государства

В Адыгее и КЧР есть официальный день памяти жертв Кавказской войны. Так что здесь национальная память адыгов и русская национальная память (как Вы ее понимаете) сталкиваются. Но последние 30 лет обходилось более-менее без эксцессов, есть некий негласный договор между центром и республикой: мы забываем о Ермолове, а вы там не выносите тему геноцида за пределы республики. Вы предлагаете этот договор нарушить: в Москве внушать детям в школе одно, в то время как в адыгейских школах будет происходить противоположное. Наивно думать, что указкой из Москвы можно что-то запретить. Чиновникам в Майкопе - можно. Но простым людям в ПГТ и аулах, выходящим в сеть - нельзя.

Сравните с ситуацией в США. Новых памятников их Ермакам там не устанавливают уже давно. Текущим сабжем, как мы знаем, является не установка, а сброс уже поставленных памятников. И тут рецептов как это дело остановить - просто не существует. Ну как в мире, где каждый нацмен имеет устройство для выхода в сеть, запретить говорить про белую колонизацию? У Вас есть реальные рецепты? Это же смешно. Убедить индейцев, что белые принесли им благо? Ну в каком-то смысле да, коли белые создали общество потребления, где можно жить на пособие, а если стукнет в голову идея поднять зад и поработать, то можно платить меньше налогов, чем белые. Но и это эфемерный аргумент: в некий момент они начинают интересоваться, почему практически все вокруг принадлежит белым, почему белые сосут нефть и ископаемые из "их" земли итд. Почему у них доля алкашей и нарков в разы больше, чем у белых. Поскольку изменить статус-кво с собственностью они не могут, то требуют символических уступок: все новых форм политкорректности, все более радикальных признаний вины белых итп. (На нашем языке: "не ставьте памятников вроде этого, и будет все ок. Пока по крайней мере. Но потом могут потребовать и большего.").

У кого есть рецепт, как это изменить? Да ни у кого его нету. Проблема именно в том, что иллюзия права голоса появилась у всех людей. В том числе у всех обиженных и даже у потомков обиженных. 100 лет назад можно было затыкать рты, так как публичное пространство хорошо охранялось и чистилось. Теперь это не так. Изменились правила. Формально, с людьми считаются. Медиа могут что-то подогревать, но базовая возможность стучать по клавиатуре в соцсетях и на форумах - это инвариант. Правители теперь учатся управлять народом именно с такими исходными данными - что люди могут говорить безнаказанно в том числе вещи неприятные, и сверху вниз никакую идеологию не получается установить. Отдельные энтузиасты будут ставить памятники Ермаку, но не надо обманываться относительно отношения простых русских. Для человека среднестатистического это может быть предметом гордости и надувания губ, но в степени не большей, чем православие как дополнение к своей русскости. Все идеи, распространяемые отдельными неравнодушными энтузиастами, доходя до среднестатистического человека, являются не более чем формой его потребления. Искренний внутренний интерес - это совсем иное. Полагаться на голос из каждого утюга, к чему-то абстрактному призывающий, игнорирующий психологию людей - это опасный самообман. Более того, даже люди, увлеченные чем-то очень глубоко, к сторонним идеям относятся как к товару. Например, есть весьма воцерковленные люди, безразличные к тому что "Москва - третий Рим", и наоборот, есть патриоты, рассматривающие православную веру лишь как довесок к своей национальной идее, не меняющий их жизнь вообще. Здесь, на РНЛ, наблюдаю давно оба типа комментаторов. Все, что человеку не интересно - для него просто ненужный товар, и хоть тресни, поменять это невозможно. Есть два выхода: либо это понять и принять, либо закрыть глаза и делать вид (обманываясь с числом своих сторонников на порядок! случись что, эти "сторонники" разбегутся).

Касательно "вины". Я потомок черноморцев, вырос в Краснодарском крае. Мне интересна история русской колонизации. Мои предки воевали в том числе с адыгами, и с их спонсорами - турками (участие которых во многом предопределило трагичный исход). Я в курсе про горскую работорговлю и похищения людей. В курсе, какими зверскими методами царское правительство усмиряло Кавказ. Видел опустевшие после Кавказской войны долины своими глазами. Вины я не чувствую никакой. А почему я должен брать на себя вину царского правительства? Почему вообще кто-то должен отвечать на совершенное другими? Это проблема актуальна только для националистов специфического разлива. Для тех, кто переносит на нацию человеческую субъектность: считает, что у наций, как у человеческих душ, есть грехи и добродетели. Если от этого отойти, исчезнет и проблема. И появится возможность посмотреть на события прошлого издали, без пристрастия. Любви к своей национальной культуре это никак не вредит.

Иначе рухнет государство и вся наша территория станет территорией враждующих племен.

Если ставить в Краснодаре одни памятники, а в Майкопе - другие, с прямо противоположными посылами, государство не рухнет? Может, минимальный консенсус и политкорректность таки лучше? Не панацея. Не гарантирует статус-кво надолго. Но текущую напряженность может снять. Пока не дошло до худшего.

Затем доминирующее в регионе государство захватит и населит эти территории своими гражданами

Населит? Кто и кем? Прирост населения ближайших крупных соседей по региону, Турции и Ирана, пока продолжается, но рождаемость падает уже 60 лет (Иран вообще лидер на востоке по этой части). Эти страны думают не об умножении народа, а о приобретении технологий, которые бы компенсировали снижение рождаемости, да и обеспечивали им региональное лидерство. Территории у них достаточно. Вы по ходу про 19 век рассуждаете, а не про текущую ситуацию. Сейчас уже не воюют за территорию, на и населять ее просто некем.

В.Р. / 22.07.2020

5. Ответ на 4, Сергей иванович:

И в ВОВ не исключение. "Насильственное переселение" было вынужденной мерой, обусловленной массовым коллаборационизмом аборигенов.

Опять 25. В ВОВ были переселены тотально карачаевцы, балкарцы, вайнахи и часть кабардинцев. Адыгов Краснодарского края никто не обвинял в коллаборационизме, потому что как массового явления такого не было. Приписывать сюда адыгов - примерно как русских назвать коллаборационистами "потому что Власов".

В.Р. / 22.07.2020

4. Надо конституционно запретить не только земли отчуждать, но и права государствообразующего народа.

Что из того, что те или иные наши земли были "взяты на штык"? Что из того, что где-то раньше хозяевами себя считали иные племена? Какая разница, какие народы и где жили или что они о себе думали или думают? Всё это интересно лишь с точки зрения истории. С точки зрения прав на территории - только те, кто создал своё государство, огородил границами, затем отстроил его и при том защитил его в веках - только те и имеют все легитимные права на эти земли. Никому же в голову не придет отдать свою квартиру наследникам тех, кому до революции принадлежала земля, на которой стоит их дом? Как же? - У нас на НАШУ квартиру есть все правоустанавливающие документы и НАШИ права охраняется государством. Наше государство создано не татарами и не черкесами. Оно создано русским народом в огне набегов и предательств тогда еще не братских народов. И в ВОВ не исключение. "Насильственное переселение" было вынужденной мерой, обусловленной массовым коллаборационизмом аборигенов. Те же силы поднимают голову и теперь. Созданное РУССКИМИ государство должно бдительно охранять права государствообразующего народа, в том числе и права трактовать историю собственного государства. Иначе рухнет государство и вся наша территория станет территорией враждующих племен. Не надолго. Нам охотно помогут эффективно уничтожать друг друга. Затем доминирующее в регионе государство захватит и населит эти территории своими гражданами.

3. Ответ на 1, Алина:

интересно, а кто у нас испортил памятник св. Николаю возле храма св. Александра Невского?

Юрганов / 22.07.2020

2. долой сепаратистов

Мой прадед - крещеный сибирский татарин. Так что я на 1/4 из сибирских татар. И не мыслю себя ВНЕ русского этноса и русской цивилизации. И Считаю, что победа Ермака - великое благо для России

Юрганов / 22.07.2020
Константин Новиков:
Святая София не греческое только, но русское и всеправославное дело
Возражения на статью Анатолия Степанова
30.07.2020
Война против русской исторической памяти
История уничтожения памятника русским воинам в Сочи не осталась без продолжения. К чему это может привести?
20.07.2020
Адлер: попытка вычеркнуть русских из истории
Уничтожение прошлого имеет целью уничтожение будущего, русского будущего
16.07.2020
Какова цель глобальных кукловодов в США?
Им нужна не победа над Трампом, а полный снос американской политсистемы
08.06.2020
Греческое правительство должно ответить
Признание Александрийским патриархатом раскольников — провокация МИДа Греции против России
11.11.2019
Все статьи автора
"Русофобия"
Глушат «азербайджанскую партию», а что с остальными диаспорами?
На наших глазах формируется и крепнет мультикультурализм, направленный против русских
10.10.2020
Латвийский ответ на объявление в розыск Тихановской
Латвия депортировала в Россию председателя Республиканского общества военных ветеранов, полковника Владимира Норвинда
10.10.2020
«Этот проект был заранее спланирован»
Депутат бундестага назвал ситуацию с Навальным проектом по дискредитации России
09.10.2020
«"Инстаграм" предпочел угодить американским русофобам»
Мария Захарова о решении американской соцсети маркировать аккаунты и публикации российских СМИ как «контролируемых государством»
09.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Начать движение к истокам
Новый комментарий от Сергей иванович
2020-10-10 08:25
Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-10 07:25
«Грамотным потребителям» чуждо обществознание
Новый комментарий от электрик
2020-10-10 06:53
С камешком в башмаке
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-10 06:12
У «Фонтанки.ру» приступ безбожия
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
2020-10-10 04:39