Совсем недавно мы были шокированы сносом памятника русским героям Кавказской войны в русском городе Сочи. Памятный знак был демонтирован по требованию деятелей, называющих себя представителями народа шапсугов.
Шапсуги – это малочисленный народ родственный черкесам, кабардинцам и адыгейцам. Его численность, по переписи 2010 года 3.882 человека в РФ и 1.897 человек в районе 600-тысячного Большого Сочи.
Националисты оскорбились установкой скромного памятного знака в виде тумбы с картой Форта Святого Духа. Укрепление было заложено в июне 1837 года, что и стало основанием города Адлера, входящего ныне в состав Сочи. Тогда, 183 года назад русская крепость была атакована кавказскими горцами, не сумевшими сломить дух русских солдат и офицеров. Поражение в битве и основание русской крепости и города до сих пор вызывает фантомные боли у кавказских реваншистов, требующих ампутировать «позорную» память об этом событии.
Поразительно, но под давлением малочисленных шапсугских националистов администрация Сочи приняла решение о сносе памятного знака в честь подвига русских воинов, установленного и как память об основании Адлера! Подробнее этот вопрос разбирался в статье «Адлер: попытка вычеркнуть русских из истории».
История эта не осталась без продолжения. И вот уже некие представители сибирских татар требуют от властей Тобольска запретить установку православного креста в память об отряде Ермака на территории частного парка «Ермаково поле».
Мотивировки требований примерно те же, что и у их сочинских единомышленников – оскорбление национальных чувств, напоминание о трагическом завоевании русскими края, героизация Ермака и его казаков, повинных в страданиях татар. И, судя по первой реакции городских властей Тобольска, они также готовы дрогнуть под напором наглеющих этноактивистов.
О численности сибирских татар, от имени которых заявлен протест, а также о том, являются ли они на самом деле татарами, говорить определённо трудно. Всего из 350 тысяч татар проживавших в Западной Сибири о принадлежности к сибирским татарам заявили в 2002 году 9.289, а по переписи 2010 года 6.779 человек. Остальные, надо полагать, либо татары выходцы из других регионов страны, либо утратившие этническое самосознание «сибирэков» и слившиеся с «татарами вообще». Сибирэк, сибирлар – таково самоназвание этого малочисленного этноса, о его происхождении говорить сложно в силу недостаточной изученности вопроса, на этот счет существует масса теорий и мнений, разбирать которые мы сейчас не будем.
Всё это не мешает татарским националистам объединять до кучи татар-выходцев из разных регионов, называя их всех скопом сибирскими, в случае если такая необходимость возникает. Как бы там ни было, в Тюменской области татары всех мастей составляют 7%, а в Тобольске 16% населения, что больше, чем мизерная доля шапсугов в Сочи. Но сути вопроса это не меняет.
Дело не в численности, а в подходе. Должны ли русские люди отказываться от своей исторической памяти по требованию кого бы то ни было? Что стоит за вызовом, бросаемым нам, русским? И к чему приведут попытки лишить русский народ своих символов и героев?
Вопрос достоин того, чтобы разобрать его подробнее. Но прежде, чем перейти к концептуальной части, будет интересно разобраться с Ермаком Тимофеевичем и «его ватагой». Прежде всего, были ли они поработителями сибирских татар и завоевателями Сибири?
Сибирское ханство образовалось в 15 веке после распада Золотой орды и занимало полоску земли вдоль Оби, Иртыша и Тобола. Население его представляло собой пёструю смесь сибирских народов, таких как остяки и вогулы, с прослойкой местных тюрков, как считается, предков современных сибирских татар.
С конца 15 века в Сибирском ханстве утвердилась династия тайбугинов, в 1555 году признавших вассальную зависимость от Русского царства. В 1563 году власть в ханстве захватил, родившийся на берегах Арала чингизид Кучум, занявший при помощи войск правителя Бухары столицу ханства Кашлык. Кучум обосновывал свои династические права принадлежностью к шибанидам – ветви чингизидов, получивших в управление северную часть удела Джучи. Дед Кучума некогда правил Тюменским ханством, располагавшимся в южной части Сибирского ханства, и был убит тайбугинами за 70 лет до того. В реальности Кучум был чужаком на берегах Оби и Иртыша, силой захватившим власть, силой же, при помощи иноземной ногайской гвардии, её и удерживавшим.
Столица ханства называлась Кашлык по-тюркски, Ибер или Сибер на финно-угорских наречиях, последнее – более древнее название и дало, видимо, название всему краю.
Захватив столицу ханства, Кучум продолжил выплачивать дань Русскому царю, не разрывая вассалитета, и, как известно, отправил в 1571 году в Москву ясак в 1000 соболей. Выплата дани и отсрочка объявления об отложении от Москвы, были необходимы Кучуму для подавления сопротивления местных мурз, подчинения князьков сибирских народов и полного захвата Сибирского ханства. Воцарение пришлого хана вызвало серию восстаний, в том числе ввиду неприятия местным языческим населением политики насаждения ислама, проводившейся Кучумом. Таким образом, мы видим классического завоевателя, узурпировавшего власть над чуждым ему населением в чужой для него стране.
Утвердив свою власть, Кучум разрывает отношения с Русским царством и начинает натиск на запад, разоряя попутно промыслы и торговлю русских купцов. С этим и связан поход Ермака и его отряда, нанятого промышленниками Строгановыми для прекращения бесчинств и разбоя.
В 1582 году отряд Ермака численностью в 500 бойцов в нескольких битвах разбивает выставленные против него силы. В решающем сражении у Чувашского мыса Кучум смог собрать до 15 тысяч разноплеменного войска, но в самый разгар битвы «подданные» оставили «своего хана», что прекрасно характеризует их отношения. Разгромленный Кучум бежит в родные ему казахские степи, чтобы оттуда, получив поддержку среднеазиатских правителей, бороться с русскими.
Ермак же, занявший столицу ханства, ласково обошелся с остяками и вогулами, а затем и с потянувшимися к нему татарскими мурзами. О бегстве Кучума мало кто сожалел, что привело к интересному продолжению, когда делегация местных князьков и мурз предложила Ермаку Тимофеевичу стать правителем Сибирского ханства, чем немало озадачила того. Казаками по такому случаю был собран круг, на котором и должен был решиться вопрос о власти.
Сделаем отступление и представим себе, что подобное приглашение на царствование, с выражением покорности, получил не атаман казаков, а какой-нибудь предводитель европейских наёмников. Очевидно, что предложение царствовать было бы принято. Но русские казаки единодушно решают иное: слать гонца в Москву к Русскому царю и просить его принять под свою руку Сибирское царство. Бить челом предстояло атаману Ивану Кольцо, приговорённому на Москве за разбой к смертной казни. Не один Кольцо был разбойником в войске Ермака. Казак в 16 веке – это профессиональный боец и одновременно разбойник, живший войной и грабежами – на Волге и Дону, Каспии и Кавказе, побережье Османской империи и везде, где представится возможность. Но одно дело грабить боярские и царские торговые суда на Волге, а другое посягать на то, что даруется Богом. Власть над землёй, по Божьему произволению, принадлежит Царю, ему, а не Ермаку Тимофеевичу и надлежит принять под свою руку новых подданных.
Дальнейшее известно. Царь Иван Грозный милостиво принял станицу с послами от казаков, Ивана Кольцо простил, всех одарил, Сибирское царство принял под свою руку.
Ермак Тимофеевич три года оставался в Сибири, устанавливая «налогобложение» и собирая ясак. Кучум же не оставил попыток отвоевать ханство, не без успеха подстрекая к бунту остяков и татар, вторгаясь из степи со свежими силами.
После голодной зимы 1584/85 года отряд Ермака сократился вдвое, вскоре и сам Ермак Тимофеевич попал в засаду и утонул в водах Иртыша, а его люди, оставшись без предводителя, отступили за Урал. В том же году в Сибирь из Москвы был послан еще один отряд в 100 стрельцов, занявший опустевший Кашлык, но затем повернувший домой. А на следующий год пришли еще 310 служилых людей, основавших русский острог Тюмень. В 1598 году русский отряд из 300 казаков и 90 татар окончательно разбил Кучума в Ирменском сражении. После чего препятствия к продвижению на восток исчезли, началось планомерное продвижение русских землепроходцев в глубь Сибири, и в 1639 году Иван Копылов со своими людьми вышел к Охотскому морю.
Итого, 41 год от окончательного разгрома Кучума до выхода русских землепроходцев к восточной границе Сибири Тихому океану. Это беспрецедентно короткий срок для русского продвижения по столь огромному пространству, скорость несопоставимая с похожими процессами в Северной Америке, занявшими несколько веков.
Как такое стало возможным? И был ли Ермак завоевателем татар и покорителем Сибири? Очевидно, что нет. Не потому, что власть Русского царя была признана предками сибирских татар, остяками и вогулами за несколько лет до его похода. И не потому, что отложившийся от Москвы и сброшенный Ермаком Кучум сам был завоевателем и узурпатором. И даже не из-за того, что поход Ермака Тимофеевича в итоге оказался неудачным и к «завоеванию» Сибири не привёл. Дело совсем не в этом.
Поход Ермака был организован русскими купцами и промышленниками, чьё продвижение в глубь Сибири натолкнулось на противодействие Кучума. Они же – торговцы, промышленники, землепроходцы – и освоили Сибирь, очень быстро втянув обширные земли и их население в деловой оборот. Московские власти не стояли в стороне, высылали вооруженные отряды и закладывали остроги. Но огромное пространство не могло быть удержано малочисленными служилыми людьми, разбросанными в редких острогах от Уральских гор до Тихого океана. Сибирь по историческим меркам в кротчайшие сроки была введена в русскую хозяйственную жизнь, а через это и в государственную, что и стало основным двигателем процесса. Торговцы, промышленники и землепроходцы – вот кто «завоевал» Сибирь, сталкиваясь с сопротивлением и отвечая на него, но всё же преимущественно втягивая в хозяйственные отношения местное население, а не порабощая его.
А Ермак Тимофеевич и его ватага остались в памяти русских людей как символ мужества и стойкости, героизма и дерзновения к неведомому. Одновременно став бельмом на глазу у озабоченных реваншем националистов, выступающих от имени, якобы, порабощённых русскими народов.
Большинству сибирских и не сибирских татар, потомкам остяков, вогулов и прочим представителям сибирских, кавказских, поволжских и иных российских народов, глубоко наплевать на бредни о «поработителе» Ермаке и прочих «русских колонизаторах».
Тем более странно, что власти русских городов идут на поводу у местечковых активистов, лишённых какой-либо серьезной общественной поддержки. В угоду якобы межнациональному спокойствию разрушаются памятники русским героям, стыдливо затушевываются лучшие страницы русской истории, происходит потворство распространению самых диких измышлений.
Тем самым поощряется, распространяется и укрепляется уверенность в том, что так и есть – русские в Сибири, в Поволжье, на Урале и Кавказе – чужие, завоеватели, не коренные, второсортные, не имеющие прав, а только историческую вину и неоплатные долги, и обязанности.
Но что еще хуже, одновременно прививается чувство вины самим русским людям. Нас пытаются лишить гордости за наше прошлое, чтобы тем самым лишить уверенности в настоящем. А народ, не чувствующий себя уверенно, лишенный нравственных и исторических опор, закомплексованный чувством вины, становится податливым и незащищённым. Его легко можно убедить отказаться от своих ценностей, навязав чужую культуру и мировоззрение. Над ним можно ставить эксперименты, бесконечно «исправляя» и направляя куда угодно.
То, что мы видим сейчас в Америке – наглядная иллюстрация к сказанному выше и одновременно предостережение нам.
Американцев, неожиданно выказавших волю к сопротивлению глобализации, готовятся провести через «Перестройку» всей их общественной жизни, что должно в итоге сломать народ, а, возможно, и государство. Для этого ядро американского народа пытаются лишить его традиционных устоев, ценностной системы и скрепляющих национальное самосознание установок. И первый шаг в этом – разрушение памятников и исторических мифов, уничтожение гордости за своё прошлое, а значит и за свою страну, прививка чувства коллективной вины, что должно породить отторжение прошлого своей страны и неуверенность в ее настоящем.
Америку хотят лишить сил к сопротивлению, сделать её народ податливым к трансгуманистическим трансформациям. То же самое пытались и будут пытаться проделать с русским народом и Россией.
Прививка чувства вины и разрушение исторического прошлого - технология не новая, социальная инженерия до шаблонности отработанная и многократно повторённая. Удивительно, что мы, русские, столько повидав и пережив в 20 веке, позволяем проделывать с собой этот известный трюк.
Константин Геннадьевич Новиков, православный публицист, Тула
8. Ответ на 8, Сергей иванович:
7. Ответ на 7, Сергей иванович:
6. Ответ на 8, Сергей иванович:
Я не спорю с Вами о фактической сути происходившего на Кавказе. Тем более с тем, что "в Америке негров линчуют", что индейцев геноцидили и что миллионы индийцев умерли во время второй мировой от голода. Что в Канаде запрещали школьникам говорить по-индейски тогда, когда в СССР массово издавали национальные буквари. Мне известны сотни подобных фактов. Посмотрите еще раз текст комментария, на который отвечаете. Там от силы пара строчек про войну и депортацию. Речь о другом. От том, что сейчас принято рассматривать события истории с моральной меркой современных условий. То есть грубо говоря судить Иванов Грозных и Генри 8х с позиций ценностей начала 21 века. Как если бы люди прошлого имели в наличии наши технические ресурсы и наши представления о том, что есть хорошо а что - плохо.
Так вот, с сегодняшней точки зрения любые переселения народов - преступление власти. Потомки этих народов получили голос, в том смысле, что к ним прислушиваются, нормы политкорректности запрещают "редактировать" их мнение. Им разрешено говорить вслух без цензуры. Способов на это повлиять - не существует. Вот об этом был мой комментарий. Про то, как поддерживать в России национальный мир в сложившихся условиях. Вы же игнорируете эти условия, как если бы у власти в мире располагали средствами заткнуть недовольные рты. Нет таких средств - вот исходные условия. Поэтому точку зрения, что все сделанное царем (Ермоловым, Лазаревым итд по списку) - хорошо и оправдано, - ее невозможно широко внушить и продвинуть. Люди будут спрашивать - мы не русские, почему мы должны жить в условиях, когда ваша русская национальная память важнее, чем наша? Мы все равноправны. Вот об этом идет речь. И мне интересно что Вы, как собеседник, думаете по этому поводу. То есть Ваша точка зрения, как среди нерусских продвигать русскую национально-ориентированную точку зрения. А фактологию Кавказской войны я тут не обсуждаю. То, что в 19в было норм и относительный гуманизм, в 21 заведомо военное преступление. Не я это установил и не мне это обсуждать.
Касательно национального характера, греха и добродетели - это уже вопросы философские. Не практические.
5. Ответ на 4, Сергей иванович:
В Адыгее и КЧР есть официальный день памяти жертв Кавказской войны. Так что здесь национальная память адыгов и русская национальная память (как Вы ее понимаете) сталкиваются. Но последние 30 лет обходилось более-менее без эксцессов, есть некий негласный договор между центром и республикой: мы забываем о Ермолове, а вы там не выносите тему геноцида за пределы республики. Вы предлагаете этот договор нарушить: в Москве внушать детям в школе одно, в то время как в адыгейских школах будет происходить противоположное. Наивно думать, что указкой из Москвы можно что-то запретить. Чиновникам в Майкопе - можно. Но простым людям в ПГТ и аулах, выходящим в сеть - нельзя.
Сравните с ситуацией в США. Новых памятников их Ермакам там не устанавливают уже давно. Текущим сабжем, как мы знаем, является не установка, а сброс уже поставленных памятников. И тут рецептов как это дело остановить - просто не существует. Ну как в мире, где каждый нацмен имеет устройство для выхода в сеть, запретить говорить про белую колонизацию? У Вас есть реальные рецепты? Это же смешно. Убедить индейцев, что белые принесли им благо? Ну в каком-то смысле да, коли белые создали общество потребления, где можно жить на пособие, а если стукнет в голову идея поднять зад и поработать, то можно платить меньше налогов, чем белые. Но и это эфемерный аргумент: в некий момент они начинают интересоваться, почему практически все вокруг принадлежит белым, почему белые сосут нефть и ископаемые из "их" земли итд. Почему у них доля алкашей и нарков в разы больше, чем у белых. Поскольку изменить статус-кво с собственностью они не могут, то требуют символических уступок: все новых форм политкорректности, все более радикальных признаний вины белых итп. (На нашем языке: "не ставьте памятников вроде этого, и будет все ок. Пока по крайней мере. Но потом могут потребовать и большего.").
У кого есть рецепт, как это изменить? Да ни у кого его нету. Проблема именно в том, что иллюзия права голоса появилась у всех людей. В том числе у всех обиженных и даже у потомков обиженных. 100 лет назад можно было затыкать рты, так как публичное пространство хорошо охранялось и чистилось. Теперь это не так. Изменились правила. Формально, с людьми считаются. Медиа могут что-то подогревать, но базовая возможность стучать по клавиатуре в соцсетях и на форумах - это инвариант. Правители теперь учатся управлять народом именно с такими исходными данными - что люди могут говорить безнаказанно в том числе вещи неприятные, и сверху вниз никакую идеологию не получается установить. Отдельные энтузиасты будут ставить памятники Ермаку, но не надо обманываться относительно отношения простых русских. Для человека среднестатистического это может быть предметом гордости и надувания губ, но в степени не большей, чем православие как дополнение к своей русскости. Все идеи, распространяемые отдельными неравнодушными энтузиастами, доходя до среднестатистического человека, являются не более чем формой его потребления. Искренний внутренний интерес - это совсем иное. Полагаться на голос из каждого утюга, к чему-то абстрактному призывающий, игнорирующий психологию людей - это опасный самообман. Более того, даже люди, увлеченные чем-то очень глубоко, к сторонним идеям относятся как к товару. Например, есть весьма воцерковленные люди, безразличные к тому что "Москва - третий Рим", и наоборот, есть патриоты, рассматривающие православную веру лишь как довесок к своей национальной идее, не меняющий их жизнь вообще. Здесь, на РНЛ, наблюдаю давно оба типа комментаторов. Все, что человеку не интересно - для него просто ненужный товар, и хоть тресни, поменять это невозможно. Есть два выхода: либо это понять и принять, либо закрыть глаза и делать вид (обманываясь с числом своих сторонников на порядок! случись что, эти "сторонники" разбегутся).
Касательно "вины". Я потомок черноморцев, вырос в Краснодарском крае. Мне интересна история русской колонизации. Мои предки воевали в том числе с адыгами, и с их спонсорами - турками (участие которых во многом предопределило трагичный исход). Я в курсе про горскую работорговлю и похищения людей. В курсе, какими зверскими методами царское правительство усмиряло Кавказ. Видел опустевшие после Кавказской войны долины своими глазами. Вины я не чувствую никакой. А почему я должен брать на себя вину царского правительства? Почему вообще кто-то должен отвечать на совершенное другими? Это проблема актуальна только для националистов специфического разлива. Для тех, кто переносит на нацию человеческую субъектность: считает, что у наций, как у человеческих душ, есть грехи и добродетели. Если от этого отойти, исчезнет и проблема. И появится возможность посмотреть на события прошлого издали, без пристрастия. Любви к своей национальной культуре это никак не вредит.
Иначе рухнет государство и вся наша территория станет территорией враждующих племен.Если ставить в Краснодаре одни памятники, а в Майкопе - другие, с прямо противоположными посылами, государство не рухнет? Может, минимальный консенсус и политкорректность таки лучше? Не панацея. Не гарантирует статус-кво надолго. Но текущую напряженность может снять. Пока не дошло до худшего.
Затем доминирующее в регионе государство захватит и населит эти территории своими гражданамиНаселит? Кто и кем? Прирост населения ближайших крупных соседей по региону, Турции и Ирана, пока продолжается, но рождаемость падает уже 60 лет (Иран вообще лидер на востоке по этой части). Эти страны думают не об умножении народа, а о приобретении технологий, которые бы компенсировали снижение рождаемости, да и обеспечивали им региональное лидерство. Территории у них достаточно. Вы по ходу про 19 век рассуждаете, а не про текущую ситуацию. Сейчас уже не воюют за территорию, на и населять ее просто некем.
4. Ответ на 4, Сергей иванович:
3. Ответ на 1, Алина:
2. долой сепаратистов
1. Война против русской исторической памяти