В истории с массовыми выступлениями в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала есть один момент, на который обязательно следует обратить внимание.
Понятно, что таким громким событием поспешили воспользоваться все силы, играющие против действующей российской власти. Также понятно, что «стихийный» протест был неплохо организован людьми из окружения Фургала. Всё это – по-своему естественно и удивления не вызывает.
Истинная проблема лежит не в области политики, а в области социальной психологии. Фургала обвинили в покушениях на убийство. На юридическом языке подобный состав преступления определяется как особо тяжкий. И ведь это действительно так. Жизнь человека у нас, вроде бы, по-прежнему считается одной из самых высших ценностей.
И какова же была реакция общества? Допустим, люди действительно считали Сергея Фургала достойным губернатором. Было бы естественным принять в штыки выдвинутое обвинение и считать его наветом и элементом нечестной политической игры. Однако в центре протестов находится факт ареста губернатора, а не обоснование, используемое правоохранительными органами.
Хабаровского губернатора избрали впику московской власти. Те выборы были восприняты и местным населением как некий акт независимости и даже народовластия. И теперь арест выбранного лица расценивается как покушение на конституционное право народа. Растоптана воля избирателей – вот что больше всего возмущает людей.
Характер же выдвинутых обвинений на этом фоне становится как бы неважным. Проскальзывают голоса, что на каждого чиновника есть секретная папка, в которую собираются эпизоды, за которые можно отдать под суд. И дело вовсе не в том, что находится в папке, а в желании или нежелании высшего руководства дать делу ход. Такие рассуждения проталкивают мысль, что за каждым человеком во власти есть грешок. Нельзя пробиться наверх, стать заметным лицом и не запачкаться.
С этим тезисом даже можно согласиться. И бизнес, и политика – весьма жёстко конкурентные среды. Преуспеть и сохранить нравственную чистоту в них практически невозможно.
Однако грехи бывают разными. Покушение на убийство – вовсе не ординарный грех. Считать нечто подобное допустимым бэкграундом для успешного губернатора – это уже какой-то новый уровень нравственной терпимости в политике.
Закрывая глаза на то, какие обвинения предъявляются Фургалу, люди как бы говорят: а нам всё равно. Мало ли как он создавал свой бизнес, мы его избрали и как губернатор он нам нравится. А что там у него с душой, нас не интересует.
И вот это – очень страшный симптом, показывающий состояние общественного здоровья. Можно было догадываться, что нравственность сегодня–понятие маргинальное. Но чтобы вот такой степени? Ну какого будущего мы в таком случае заслуживаем?
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
92. Ответ на 91, Советский недобиток:
91. Ответ на 90, Юрий Светлов:
90. Ответ на 82, Советский недобиток:
89. Ответ на 82, Советский недобиток:
88. Ответ на 78, Андрей Козлов:
https://clck.ru/PjqTx
и, по-моему, вполне по нашенскому, по-русски.87. Ответ на 79, Советский недобиток:
86. Ответ на 80, Потомок подданных Императора Николая II:
85. Ответ на 81, Андрей Козлов:
84. Ответ на 80, Потомок подданных Императора Николая II:
83. Ответ на 78, Андрей Козлов:
Да, Гоголь описал эту радость общения "прекрасных умов", "способность самому сказать что-то умное", когда "станешь нравственнее и сердечнее". Хотя бы известная фраза - "этот стакан себя нехорошо ведёт". Это Вам не булыжная пролетарская грубость. )
И почему со словом пролетарий у Вас не ассоциируется в первую очередь сердечное слово товарищ?
Давайте скажем прямо, что в Ваших словах звучит оголтелый социальный расизм. Пролетариат - сущностное следствие возникновения буржуазии. Без пролетариата её бы просто не было. Но Вам милы "прекрасные умы" буржуазии, а среди пролетариата таковых заведомо нет. Там только "булыжная пролетарская грубость". Забавно то, что при этом Вы отрекомендовываетесь "истинно православным" христианином. Или Вы самосвят, или это у Вас такая секта.
Я не хочу поднимать ещё одну тему, которая очевидным образом вырастает из Вашего сравнения русской и франзузской пословиц. Просто потому, что здесь сильно отдаёт смердяковщиной по принципу умной-с и глупой-с наций, но хочу подчеркнуть, что уж очень много проговорок Вы делаете. Фактически, в Ваших словах звучит ненависть сразу из нескольких источников - классового разделения, образовательной стратификации, расового разделения, основанного на уверенности в генетическом различии "прекрасных умов" приличных буржуа и пролетариев, носителей "булыжной пролетарской грубости".
Кстати, сейчас напоминать это дурной тон - скульптура Шадра была создана в память кровавого расстрела с применением артиллерии выступления безоружных рабочих в 1905 г. (Красная Пресня).