19 июня 2020 года исполнится год, как известный православный общественный деятель и предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий был взят под стражу по надуманному обвинению в хищении банковских средств. Басманный суд неоднократно по требованию следствия продлевал содержание В.В.Бойко-Великого под арестом, а Московский городской суд отклонял апелляции защиты по данным решениям. По действующему законодательству, если содержание подследственного в СИЗО превышает год, решение вопроса из юрисдикции районного суда переходит в городской суд. 10 Июня в Московском городском суде вновь будет слушаться дело о продлении ареста.
Соратники и друзья Василия Вадимовича Бойко-Великого просят православных о сугубых молитвах об освобождении узника Василия и справедливом, совестном разрешение его дела.
Вместе с тем во свидетельство о духовных настроениях В.В.Бойко-Великого они прислали в редакцию РНЛ текст письма, написанный узником СИЗО ещё 10 Мая. Во многом ситуация, рассматриваемая в этом обращении, уже изменилась в связи с открытием для прихожан в Москве и других городах православных храмов с 6 Июня. Однако затронутые в письме вопросы сохраняют известную актуальность.
Господь послал нам, нашей стране и всему миру новое испытание — пандемию коронавируса. Такие тяжелые испытания, как учат нас Святые Отцы, попускаются Богом за грехи наши: и нашего народа, и народов других стран. Благодать Божия отступает, и враг рода человеческого начинает свою жатву. Не все Суды Божии нам ведомы, но мы должны стремиться понять, за что пришло наказание Божие, дабы исправить эти грехи деятельной молитвой и покаянием.
Нынешний мир переполнен грехами детоубийства (абортов), содомии, рекламой и проповедью греха с экранов телевизоров и компьютеров. Грех (в том числе содомия и богоборчество) в наше скорбное время превращается в норму и во многих странах утверждается законом. Последние времена! Близ при дверех. И все же хотел обратить ваше внимание на некоторые факты.
Первый удар эпидемия нанесла по языческому Китаю, правители и народ которого привержены древним языческим культам и неоязыческой коммунистической идеологии и отвергают христианство, прежде всего православие, которое традиционно подвергается в Китае гонениям, особенно во внутренних районах. В городе Ухане, откуда началось распространение нового коронавируса, единственный православный храм (построенный русскими на рубеже XIX-XX веков) был уничтожен «культурной революцией» в 1967 году, и хотя само здание сейчас внешне восстановлено, возродить в нем храм китайские власти воспретили, сделав в нем российско-китайский культурный центр.
Второй страной, поражённой наиболее сильно, стала Италия, где в октябре прошлого года совершилось великое нечестие: ересиарх папа римский Франциск, одержимый экуменической ересью, внёс в католические храмы Рима языческого амазонского идола Пачамаму и призвал молиться ему наряду с Господом нашим Иисусом Христом!!! На католических собраниях и конференциях также произносились молитвы этому идолу.
Наиболее тяжкое поражение коронавирусом получили Соединенные Штаты Америки, которые в последние годы открыто проводят политику раскола и разрушения мирового православия, прежде всего используя тему украинского раскола. Правительство США (в том числе и госсекретарь Майк Помпео) открыто добивалось и от Константинопольского Патриархата, и от Греции, Кипра, других стран и Поместных Церквей признания раскольнической и неканоничной ПЦУ и изоляции Русской Православной Церкви. Господь поругаем не бывает — что посеешь, то и пожнешь.
Президент России Владимир Путин, Федеральное Правительство, многие региональные власти приняли и принимают решительные меры в борьбе с пандемией, и мы надеемся на то, что эти меры дадут свой результат. Но в подобных кризисных ситуациях необходимо принимать решительные меры и в духовном плане.
Многие годы пред народом России звучали призывы к покаянию и молитве о прощении грехов наших предков: богоотступничества и клятвопреступления перед Царем, Помазанником Божиим, Императором Николаем Александровичем, Наследником Цесаревичем Алексеем, греха отвержения их от престола и греха попустительства убийства всей Царской Семьи. В 1981 году Русская Церковь за границей, а в 2000 году Московский Патриархат признали Царскую Семью Святыми Мучениками и Страстотерпцами. В 2008 году Верховный суд России уже признал это злодеяние незаконными репрессиями. В 2019 году 17 июля Государственная Дума России впервые почтила минутой молчания мученический подвиг Царской Семьи. Но до полного деятельного покаяния народу нашему ещё далеко.
И в столице нашей страны, в Москве, на Красной площади, рядом с православными храмами и святынями до сих пор, как и в богоборческие времена, в зиккурате-мавзолее находится неоязыческий коммунистический идол-мумия богоборца Ленина, а имена многих улиц и площадей, сел, городов и областей России носят имена террористов и детоубийц, в том числе Войкова, Свердлова, того же Ленина, виновных в смерти миллионов невинных людей. И Москва по количеству зараженных неуклонно приближается к Нью-Йорку.
Все мы, православные, обеспокоены и размышляем над тем, справедливо и канонично ли были закрыты православные храмы по указанию санитарных врачей? Ответ, как и всегда, надо искать у Святых Отцов и в нашей Священной Истории. В православных странах закрытие храмов всегда являлось событием чрезвычайным, дабы не прекращалось совершение Таинств Крещения, елеосвящения, венчания, Покаяния, причащения Святых Таин и других. Они как воздух необходимы и здоровым, и больным для преодоления искушений в этом мире и для Спасения в жизни вечной. Угроза закрытия храмов для русского народа всегда была страшнее смерти. Так, Митрополит Всея Руси Феогност в 1329 году под угрозой закрытия храмов потребовал от псковичей выгнать из города Тверского Князя Александра для прекращения усобиц — и псковичи согласились. В 1365 году Преподобный Сергий Радонежский по благословению Митрополита Московского Святителя Алексия затворил все храмы Нижнего Новгорода, требуя от Суздальских и Нижегородских Князей заключить мир между собой и с Великим Князем Владимирским и Московским Дмитрием Иоанновичем, который теперь известен всем как Дмитрий Донской. И мир был заключен в течение нескольких дней. Так страшно было нижегородцам и псковичам остаться без крещения младенцев (которые могли умереть и не попасть в Царствие Небесное), остаться без Покаяния и Причастия Святых Таин.
Всем людям страшна болезнь телесная, страшна смерть, но людям православным особенно страшно лишиться Вечной Жизни в Царствии Небесном. А Царствие Небесное без Покаяния и без принятия Тела и Крови Христовых стяжать невозможно нам, грешным. И даже великая подвижница Преподобная Мария Египетская, проведшая 40 лет в пустыне в посте и молитве, перед провозвещенной ей Ангелами смертью просила старца Зосиму сподобить её Причастия Святых Тайн и только после этого отошла ко Господу. Стоит вспомнить, что Блаженная Ксения Петербургская испытала глубокое духовное потрясение, когда её муж внезапно умер, не успев исповедаться и причаститься, и своим сугубым подвигом юродства десятилетиями вымаливала у Господа для своего мужа прощения и милости.
Митрополит Московский Филарет во время холерных эпидемий в Москве не закрывал храмы, а наоборот, общецерковная молитва усиливалась, совершались крестные ходы при соблюдении, как сейчас говорят, социальной дистанции и других санитарных норм, и болезнь отступила.
Во время чумы в Москве в 1771 году московские власти силой прекратили скопление народа, молившегося у Кремлевской башни, на которой была помещена чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, но храмы для прихожан не закрывались и службы совершались, хотя скопления людей в них старались не допускать.
Свод Законов Российской Империи XIX века предусматривал в исключительных случаях при эпидемиях закрытие на короткое время отдельных храмов в отдельных селах и городах, потому что в эти храмы люди порой приходили и за 30, и за 50 верст из соседних деревень, где храмов не было, дабы ограничить распространение заразы. Но делалось это не повсеместно, и при первой возможности храмы снова открывали.
Во время пандемии «испанки» в 1918-1919 годах храмы в России не закрывались, хотя православные уже испытывали гонения от большевиков-богоборцев. И в Западной Европе и Америке, где храмы закрывались, жертв «испанки» было намного больше, чем в России.
Некоторые говорят, что можно заразиться в храмах. Через святое Причастие Тела и Крови Христовой заразиться невозможно. Об этом свидетельствует двухтысячелетняя практика Церкви. А введение разных лжиц — признак обновленческой ереси. Именно богоборцы-большевики в 1920-1930 годах требовали использования разных лжиц, но в православных храмах (в отличие от обновленческих) этого не было! Конечно, в храмах поддерживают чистоту, и стекла киотов, за которыми находятся иконы и ковчеги со святыми мощами, протирают, независимо от эпидемий. В чистоте содержат и священные сосуды и лжицы, протирая их льняным платом.
Да, и в храмах человек подвергается искушениям, и в храмах можно заразиться от других людей. Можно заразиться и на улице, и в продуктовом магазине, и в аптеке, и в поликлинике, и в больнице, но их никому в голову закрыть не приходит.
Многие достойные священники и даже епископы тоже заражаются и некоторые умирают от коронавируса. И священнослужители тоже люди (и, как все люди, не без греха) и могут умереть. Заражаются и умирают не только священники, врачи душ наших, но и обычные врачи, и даже главные врачи больниц. Медицинские работники сейчас применяют самые строгие меры личной гигиены и предосторожности, но всё равно многие из них заражаются, болеют, а некоторые и умирают. И при этом в целом врачи не уходят со своих постов под угрозой заражения и смерти, а продолжают лечить и спасать людей. Так и священники, врачи духовные, находясь «на передовой» борьбы с пандемией в нашей стране и по всей православной ойкумене, как правило, не уходят со своего поста и продолжают свое служение Богу и людям, если только им не создают непреодолимые препятствия богоборцы, закрывающие храмы и выставляющие полицейских, запрещающих православным открыто исповедовать свою веру в Христа, как заповедал Господь и как молит пророк Давид: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26: 4).
Сегодня в социальных сетях обвиняют православных в росте заболевания из-за того, что люди заразились на праздник Пасхи 19 апреля. Давайте посмотрим официальную статистику. На Пасху, например, в Москве храмы посещает обычно примерно один миллион человек. В этом году на ночные Пасхальные службы некоторым прихожанам еще удалось попасть (хотя и было их в десятки раз меньше, чем в предыдущие годы). А на утренние Богослужения полиция уже почти никого не пускала. Поэтому во всех храмах Москвы (их более 600) на службах побывало никак не больше 50 тысяч прихожан, а учитывая активность полиции, — возможно, и заметно меньше. При этом сам Собянин заявлял в середине апреля, что ежедневно москвичам выдается около 3 миллионов пропусков для выхода на службу, поездок к врачу, по магазинам и по другим делам. А 15 апреля, вводя элементы электронного концлагеря в действие, власти Москвы превзошли сами себя, устроив при проверке электронных пропусков давку на входах в метро (где собрались в общей сложности до миллиона человек). Так что удвоение количества заболевших в первые дни мая (с учетом инкубационного периода заболевания и периода обработки тестов) — это результат непродуманных действий тех, кто одной рукой подписал антиконституционные приказы о запрете посещения храмов и введении электронных пропусков, а другой — столкнул людей в колоссальной давке в метро в середине апреля. Когда Господь хочет наказать людей, Он порой лишает их разума.
Давайте посмотрим, как этот вопрос решается в других православных странах. Сравним примерно одинаковые по населению и по территории Молдавию и Грузию. В обеих странах светские власти издали постановления о закрытии храмов еще в начале апреля. В Грузии Церковь, православные решили больше угождать Богу, а не человекам, и в Страстную и Светлую Седмицы храмы были открыты для прихожан, хотя соблюдалась социальная дистанция и во многих храмах службы совершались на открытом воздухе перед храмами. В Молдавии же власти добились того, чтобы прихожане в храмы попасть практически не смогли. Итог: в Молдавии заболевших в 8 раз больше, чем в Грузии. Можно сравнить и Сербию с Болгарией. В Сербии Церковь в определенной степени подчинилась светским властям, и храмы были закрыты, а в Болгарии Синод убедил Правительство оставить храмы открытыми с определенными ограничениями. В Болгарии заболевших в 5 раз меньше, чем в Сербии. В определенной степени то же самое можно говорить и про Украину, где храмы открыты для прихожан (хоть и с очень большими ограничениями), а количество заболевших на душу населения меньше, чем в той же Молдавии или Сербии. В Греции местные богоборцы закрыли все храмы, а отдельные священнослужители, не подчинившиеся властям, подверглись полицейскому преследованию. Но Греция славится большим количеством монастырей, и монастыри Святой Горы Афон и всей Эллады наполнились многочисленными монахами-молитвенниками, которые молились за народ Господу! В монастырях Греции справили Святую Пасху и Церковные службы не прерываются, поэтому, видимо, и зараженных в Греции примерно столько же, сколько в Болгарии, где службы в храмах не прерывались, вчетверо меньше, чем в Сербии.
Как бы ни была неожиданна и сложна нынешняя ситуация пандемии и экономического кризиса, все мы должны пережить ее и пройти выпавшие на нас испытания достойно: постом, молитвой и трудом на своем месте, в соответствии с нынешними условиями, на рабочих местах или удаленно, соблюдать неукоснительные правила личной гигиены, не посещать большие скопления народа, выполнять другие разумные рекомендации Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения.
Но самое главное для нас — по примеру предков, достойно переживавших и войны, и тяжелые эпидемии, обратить сердца к Богу в молитве, не забывать, что Господь Бог не желает нашей гибели, а ждет от нас исполнения Заповедей, честной и праведной жизни. Молитесь сердечно и дома, и везде, посещайте храмы и участвуйте в Таинствах Церкви, и Господь не оставит!
P.S.: Сам же я прошу ваших молитв, чтобы гонения на меня прекратились, а клевета рассеялась, и я также смог, по Милости Божией, посещать храм Божий и участвовать в Таинствах.
Василий Вадимович Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительского фонда им. свт. Василия Великого, во узах пребывающий
2. Ответ на 1, Русский Сталинист:
1. Все равны перед законом? Или некоторые ровнее?