«Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 12-13), - предупреждал верных святой апостол Павел ещё на заре христианства.
Не видим ли мы в этих словах печальную, но откровенную картину современной жизни? Мир, надевающий порою личину благочестия, погружается во тьму нового язычества. Он всё более удаляется от Христа. Современный мир - это вотчина сатаны. Почти повсюду зло царствует и торжествует, ложь выдает себя за истину, грех возводится в добродетель, умножается вопиющее беззаконие.
А в середине XX века архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Такого гонения на желающих жить подлинно-благочестивой жизнью во Иисусе Христе да и на самое христианство действительно ещё никогда не было, кроме эпохи первых трех веков христианства, но ведь тогда христианство было чем-то совершенно новым и ещё неизвестным для погруженного во тьму язычества человечества, а теперь гонят христианство, прекрасно знающие его отступники, сознательные слуги грядущего антихриста. Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мире только “злые люди” и “обманщики”, захватившие в свои руки всё - вплоть до государственной власти и распоряжающиеся, поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходимцы благоденствуют. И это - весьма характерная черта наступления предантихристовой эпохи!.. Самого антихриста мы пока ещё не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве».
Об этом предупреждал известный подвижник Православия более пятидесяти лет назад. Сегодня мы видим многие явные знамения времён, различать которые заповедано нам Самим Господом (Мф. 16: 3). В самых различных областях жизни - политической, экономической, технологической, социальной, культурной и других идёт сатанинская работа, о которой не раз говорит Владыка Аверкий в своих творениях, но главное - это явные духовные моменты, которые становятся всё более очевидными. Об этом замечательно сказано в статье Игоря Романова «Они вышли на суровую духовную битву за Веру и Отечество».
«Участников Великорецкого Крестного хода оставили без еды, воды и ночлега»; «Маршрут Великорецкого Крестного хода перегорожен цепью и рвами»; «Власти Краснодарского края игнорируют обращение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с просьбой об открытии православных храмов», - о чём говорят такие сообщения?
О том, что дух антихриста конкретно царствует в мире сем, лежащем во зле (1 Ин. 5: 19). Кому неугодны богослужения в храмах Божиих с участием прихожан и всенародные Крестные ходы? Сатане, антихристу и его предтечам, ведущим ныне во всём мире деятельную подготовку к воцарению «сына погибели».
О духовном значении всенародных Крестных ходов говорит святой Симеон Солунский: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священные мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделывались причастными божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тленное».
Во времена эпидемий Крестные ходы способствовали искоренению болезней. В 1612 году в Ярославле, тогда временной столице Российского государства, собиралось ополчение. В это время началось моровое поветрие. Князь Дмитрий Пожарский назначил народное моление пред чудотворной Толгской иконой Пресвятой Богородицы. После торжественного Крестного хода эпидемия утихла. Впоследствии Крестный ход с чудотворной иконой сделался ежегодной традицией.
В 1830 году во время нашествия холеры святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский сразу же совершил молебен и Крестный ход из Успенского собора Московского Кремля, распорядился совершать ежедневно на каждой Литургии молебные прошения и Крестные ходы. Все это воодушевило население Москвы, вселило надежду и веру во всесильную помощь Божию, и поветрие быстро утихло.
Крестный ход - это великий живой духовный опыт и уникальная возможность попросить у Пресвятой Владычицы нашей и всех святых заступничества перед Господом и исцеления для болящих.
А наш современник архимандрит Савва Святогорец пишет, что утверждение о передаче микробов и вирусов в Церкви - это хула на Святого Духа.
Во время кровавых гонений на Церковь в конце 30-х годов прошлого века преподобный Серафим Вырицкий пророчествовал: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдёт Крестный ход в Александро-Невскую Лавру».
В ту страшную пору почти невозможно было поверить в возрождение традиционного Крестного от Казанского собора в Лавру, но сбылось предсказание великого русского святого. Также как проявления и внешнего расцвета Церкви, происходившие на наших глазах, стали реальностью. Теперь же дожили мы и до тех гонений, которые носят самый изощрённый и непредсказуемый характер.
Таково отношение порабощённого духом антихриста мира сего к Православию. О том, что это явление вполне естественное и неизбежное, говорит Господь Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 18-19).
Но ради святой любви ко Христу ищущие спасения претерпевали все напасти и гонения от диавола и выполняющих его волю людей, претерпевали все земные скорби и тяготы. Иного пути в Небесное наше Отечество нет. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22), - поучали святые апостолы своих учеников, помня наставления Самого Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
12.
11.
10.
9.
8.
7.
6.
5.
4.
3. Ответ на 2, Егоров: