Не ожидал

Зачем митрополит Тихон включился в хор антисталинистов?

Иосиф Сталин 
0
4026
Время на чтение 5 минут

От редакции: Правилом нашей редакционной политики с давних пор является публикация разных точек зрения. Если они выражаются корректно и уважительно к оппоненту. Но в данном случае ситуация усложняется тем, что оппонентом автора статьи является владыка. Да не простой архиерей, а сам митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), которого, как прекрасно знают наши читатели, мы во многих случаях поддерживали и поддерживаем, как яркого представителя церковного консерватизма. Однако тут такая ситуация, что и позиция автора заслуживает внимания. Это не значит, что редакция полностью разделяет позицию автора. И мы надеемся, что владыка Тихон, всегда демонстрировавший готовность к честной и свободной дискуссии, в данном случае не обидится на редакцию РНЛ.

Уважаемая редакция, я являюсь давним читателем «Русской народной линии», доводилось даже публиковаться пару раз на Вашем уважаемом ресурсе. Мне нравится редакционная политика РНЛ, она всегда взвешенная, свободная от крайностей, но неизменно твёрдая в принципиальных вопросах. Причём, невзирая на лица...

Именно в надежде на Вашу объективность, нелицеприятность и стремление к свободной дискуссии посылаю Вам эти заметки. Я бы охарактеризовал их как наблюдения и недоумения неравнодушного православного человека.

Я всегда считал митрополита Тихона (Шевкунова) неформальным лидером консервативной части Русской Православной Церкви. Как правило, ориентировался на его мнение во многих вопросах, порой сложных и очень спорных.

И вот сейчас это моё убеждение сильно поколебалось.

Во-первых, владыка Тихон занимает непонятную позицию в отношении вакцинации, хотя Никита Сергеевич Михалков всё объяснил и рассказал об опасности вакцинации. Митрополит Тихон едва ли не первым закрыл храмы в своей епархии для верующих во время пандемии коронавируса, которую правильно было бы назвать коронабесием. Это вызвало недоумение у многих церковных консерваторов, не только у меня.

И вот мы уже видим, как на этом фоне в консервативных кругах Церкви становится всё популярнее митрополит Саратовский Лонгин, который не побоялся пойти на конфликт с местными властями, когда они пытались закрыть храмы для верующих. А совсем недавно он демонстративно выступил против навязанного властью «масочного режима», смело появившись на рынке без маски и подвергнувшись гонениям со стороны полиции.

Недавно газета «Взгляд-инфо» опубликовала комментарий митрополита Лонгина, что против него развязана кампания в местных социальных сетях и телеграм-каналах с подачи паблика в ВК «Типичный Саратов». Этот паблик распространяет вздорные слухи, что митрополит Лонгин решил уйти со своей должности, что от него из-за скандалов отвернулись верующие и местная элита. Я думаю, что эта травля приведёт к объединению православных консерваторов вокруг владыки Лонгина, как нового неформального лидера в борьбе против его гонителей из соцсетей и тлг-каналов.

Во-вторых, и больше всего меня смутила позиция митрополита Тихона по вопросу изгнания Верховного Главнокомандующего нашей армии Иосифа Виссарионовича Сталина из главного храма Вооружённых сил России. Я внимательно послушал интервью митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) телеканалу «Царьград», в котором он прокомментировал изображение Сталина в главном храме армии.

Ну я могу ещё согласиться насчёт несвоевременности появления на фреске Владимира Путина, заслуги политического деятеля лучше оценивать после его смерти или по крайней мере отставки, когда станут видны последствия принятых им решений. Путину, надеюсь, и до отставки и до перехода в мир иной ещё далеко.

Но зачем же изгонять Сталина с фрески, посвящённой Великой победе. Ну не любите вы Сталина, но нельзя же не понимать, что армия победила под его командованием, нельзя главнокомандующего убирать с изображения Парада Победы.

Мне представляется совершенно неуместным проведённое митрополитом Тихоном сравнение Сталина с Диоклетианом, хотя я понимаю, что владыка просто повторил набивший оскомину аргумент. Общее с ними разве что в том, что оба были великими государственными деятелями. Но Диоклетиан гнал именно Церковь, как конкурента языческой веры. Целью Диоклетиана была Церковь. Сталин Церковь не гнал. Сталинские репрессии были направлены против его политических противников, а священнослужителей они задели, можно сказать, по касательной. Исторические факты свидетельствуют о том, что Сталин в 30-е годы, напротив, целенаправленно снижал давление на Церковь, но он был не всесилен. Даже в 1943 году он сказал митрополиту Сергию: «Это пока всё, владыка, что я могу для Вас сделать». Даже в 1943-м! Что уж говорить про 30-е годы, когда Сталин ходил по лезвию ножа и мог быть уничтожен своими конкурентами. Нельзя же этого не понимать?!

Не понятна мне и позиция митрополита Тихона по поводу невозможности примирения наследников «красных» и «белых». Мол, только высокие души, готовые простить, смогут достичь примирения. А мы все тут на земле не сумеем примирить непримиримость. Призывы к примирению владыке только напоминают просьбы кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно»!

Если так воспринимать идею примирения, то можно, конечно, с владыкой согласиться. Но речь-то идёт о необходимости понять, почему именно по такому пути пошла русская история. Ведь не была же революция случайной «ошибкой Промысла Божия», нельзя изображать дореволюционную историю в идиллических тонах, как часто делают некоторые монархисты. Нельзя выбрасывать из нашей истории советскую эпоху. Собственно тот же Иосиф Виссарионович Сталин многое сделал для примирения «красных» и «белых» в русском сердце, когда вернул погоны, офицерские звания, гвардию в Красную армию, когда ввёл раздельное обучение мальчиков и девочек, гимназические учебники. Надо просто продолжить «дело Сталина» и находить общие смыслы в истории России дореволюционной, советской и современной. Это и будет реальным примирением. А владыка своим скепсисом только разоружает нас.

Словом, я не ожидал, что митрополит Тихон (Шевкунов) занимает такую антисоветскую позицию. Ждал от него большей взвешенности в оценке советского времени и личности И.В. Сталина. На мой взгляд, из-за такой позиции он теряет поддержку в глазах православных консерваторов-традиционалистов. Это очень печально. По крайней мере, для меня и для тех людей, которые с надеждой смотрели на владыку ранее.

Владимир Евсиков, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

51. Сталин -- да, исторический, великий в своем роде государственный и политический

деятель СССР и России, который был олицетворением своей эпохи. Его методы просто необходимы сейчас для ликвидации армии отечественного преступного ворья олигархов и государственных преступников-чиновников, нанесших ущерб России, превыШающий в милЛионы раз ущерб нанесенный фашистами СССР в годы ВОВ. Но Сталин, не святой, не Бог. Он покинул Церковь в конце 19 века, ушел из Тифлисской семинарии, в 20-30-е годы был одним из организаторов крушения церкви, храмов и духовенства в России.К 1941 году по планам сталинского Политбюро ЦК ВКП(б) церковь и религия должны быть ликвидированы. И в качестве доказательства этой ликвидации должно было сооружено страшное языческое капище -- КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ НА ВЕРХУШКЕ КОТОРОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СТАТУЯ ЯЗЫЧЕСКОГО КРОВАВОГО БОГА---ЛЕНИНА..Но Всемилосердный Господь укротил Сталина, языческое руководство и языческий советский народ страшной очистительной войной 1941-1945 гг. Сталин, как бывший семинарист, понял свои языческие тягчайшие грехи, как бы разрешил церковь, но разрешил именно подчиненную советской власти церковь, не свободную совсем, а стиснутую под контролем НКВД-МГБ СССР. Сталин -- этот не тот разбойник, который покаялся перед Христом на Кресте, совсем не тот. Он сам понимал, что недостоин быть канонизированным, разрешив подконтрольную. церковь. Языческие лозунги поместить лицо Сталина в качестве фрески на стены православного храма -- греховны и наказуемы Богом. И сам Сталин решительно против этого.
Анна / 06.06.2020, 05:41

50. Ответ на 56, Русский Иван:

Подумал,Сталин,после сообщения о вторжении.

) "Русский" Иван? По-моему, Иван Суржиков.

49. Ответ на 51, учитель:

А нам самовольство не нужно проявлять, чтобы хранить структуру Церкви.

И ты, Александр?!.

48. Ответ на 54, Ксения Балакина:

И как только ситуация изменится, мы все опять соберемся вместе на Литургию, а потом попьем чай с тортиком и будем радоваться друг другу...

Увы, в нашем приходе такой радости не будет, мы не расставались...

47. Ответ на 55, Анна:

Прекратите немедленно все немыслимые идиотские разговоры о необходимости поместить фреску Стали на на стену главного храма ВС России !!

) Я крымчанка, дочь офицера, знаю, что говорю - не всё так однозначно!

46. Не ожидал

Подумал,Сталин,после сообщения о вторжении.
Русский Иван / 05.06.2020, 14:55

45. Если бы живому Сталину доложили, что его лицо поместили в качестве фрески в православном

храме ?! Я не представляю, чтобы это было !!! Был бы снесен разом храм и расстреляны все инициаторы такого помещения лица Сталина на стену храма ! Сталин не позволил после войны учредить орден Сталина ! Он был разъярен, что его соратники дали без его ведома ему звание Генералиссимус Советского Союза ! И чуть не поубивал этих соратников за такой подхалимаж. Сталин отказался принять роскошный мундир Генералиссимуса и ходил в обычном френче.Он не позволил взять Звезду Героя Советского Союза, посчитав, что не пролил капли крови во время войны, как тысячи и тысячи воинов-героев ! Эта Звезда так и осталась в ГосХране СССР и России.Прекратите немедленно все немыслимые идиотские разговоры о необходимости поместить фреску Стали на на стену главного храма ВС России ! Сталин бы никогда не позволил при жизни осуществить такое богохульство !
Анна / 05.06.2020, 14:32

44. Ответ на 50, Владимир Петрович:

Почему так трудно смотреть друг другу в глаза?..

Почему трудно-то, Владимир Петрович?

Мне кажется, что единственная возможная причина в том, что люди не доверяют своим братьям и сестрам во Христе, не оставляют для них право выбора, не относятся уважительно к их возможному выбору.

Очень простой пример: клирос нашего храма. Мы все там (включая регента) поем во славу Божию - и спевки, и службы. И я бесконечно благоговею перед нашими клирошанами за это – они все люди очень верующие и серьезные. Но на момент самоизоляции у них оказались очень разные условия: кого-то престарелые родители, с которыми они живут, попросили самоизолироваться и никуда не ходить, чтобы не принести домой инфекцию, у кого-то ребенок астматик, кто-то после онкологической операции, кому-то муж сказал «сиди дома», кто-то работает в больнице и боится принеси инфекцию нам, поскольку имеет дело с больными людьми.

И все приходили советоваться и всем было дискомфортно. Но мы спокойно решили, что каждый поступает по совести и послушанию. По любви к Богу и ближним. И мы всех любим и ждем. И уважаем выбор каждого. И как только ситуация изменится, мы все опять соберемся вместе на Литургию, а потом попьем чай с тортиком и будем радоваться друг другу....

Кстати, народ потихоньку «подтягивается» на службы. В это воскресение были даже несколько человек, которых вообще давным-давно не было, задолго да самоизоляции.

Ксения Балакина / 02.06.2020, 12:34

43. Ответ на 52, Полтораки:

это именно результат смены цели

"нишевые", можно сказать. Но не игрушечные. С точки зрения левой доктрины, все, что не влияет на бенефициара прибавочной стоимости - вторично. Но тем не менее, это огромно, это инфраструктура, семейные отношения, религия и культура. Ну нельзя это сводить к ЛСД. А вот с тем, что это отвлекалово от вопроса собственности - не спорю. Да, в процессе канализации возникли вещи, которые невозможно было спрогнозировать заранее, а еще спустя 20+ лет произошла "окончательная адаптация к неожиданным последствиям канализации" - вот как-то так )) "Когда б вы знали из какого сора" (с)
В.Р. / 31.05.2020, 22:26

42. Ответ на 48, В.Р.:

Канализирована - в плане что уличные бунты не приводили к "настоящей" революции. Это так, но это поверхностно. Полоса турбулентности на 10+ лет, пусть в самих США свинца почти не было, не Италия, но экстремисты были, до мирного поколения пепси еще далеко. Далее - полный отказ от военно-патриотической риторики, свойственной традиционному западному обществу (образца 19) - всякие новые Вьетнамы теперь для новобранцев из 3го мира, а не для белых. Потом эмансипация секс-меньшинств (не опасная, тк это меньшинства, но взрывающая сознание благопристойного буржуа), одновременно с ней - уже более опасный феминизм, в конце 70х собиравший массовые демонстрации против проституции и порнографии, то есть угрожающий основе буржуазного общества - потреблению. Причем открытая форма этого самого потребления тоже вырывается как джин из бутылки после 60х, теперь мило зовется секс-революцией. Но к началу 90х все это было наконец переварено и даже использовано с пользой для стабильности западного общества, то есть сформировало новые скрепы.

"Канализирована" - в полане перенацеливания протеста. Протест теперь не социально-экономический, а за... "секс, наркотики, рок-н-ролл". Именно этим, переформатированием протеста, и занимался Тавистокский институт. Тимоти Лири, знаете такого? Британский ученый и наркодилер, ЛСД распространял среди молодежи. Все описанные Вами "игрушечные" протесты за порнографию, феминизм, ЛГБТ - это именно результат смены цели. Плюс Гринпис, на который повелись даже советские руководители и публицисты. А в 90-е вообще произошло крушение коммунистической идеологии - буржуазия почивала на лаврах, пописывая победные манифесты о "конце истории".
Полтораки / 31.05.2020, 20:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Дмитриевич Евсиков
МУС – яркий пример политики «двойных стандартов» Запада
Международный уголовный суд закрывает глаза на преступления армии Израиля против мирных палестинцев
29.04.2024
Кто пускает в «Роспечать» оккультистов?
Попалась на глаза «Пятая газета»
23.06.2023
Благими намерениями…
Куличи с символикой Z как инструмент дискредитации Церкви
22.04.2022
Инструмент религиозной экспансии и прозелитизма
О причинах поддержки Ватиканом нацистской идеологии и организаций
02.04.2022
Все статьи Владимир Дмитриевич Евсиков
Иосиф Сталин
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12