Осуждение епископа – самый настоящий вызов Богу

О недопустимости хлестких ярлыков в адрес священноначалия

Проблемы церковной жизни 
0
2403
Время на чтение 5 минут

Всякий грех противен Богу. Но какой из них самый тяжелый? По рассуждению людей, подкованных в богословии, – добровольный. Когда человеку не предлежит никакая борьба с самим собой для его совершения. Имея возможность и силы к уклонению от греха, он по собственному изволению склоняется к его совершению. Можно ли то же самое сказать об осуждении? Во всяком случае, об этом можно долго дискутировать. Иной грех бывает так глубоко зарыт в душе, что его проявление в нашей жизни можно принять за добродетель, если не прибегнуть к рассудительности. То же и с осуждением. Однако, как и всякая болезнь души, оно может быть не только незаметным для нас и окружающих, но и быть совершенно неприкрытым, публичным, откровенно-бесстыдным. Одно дело, когда человек знает о своих пороках и всячески старается их прикрыть, стыдясь и ведя с ними борьбу.

Другое дело, когда выставляют свои пороки на всеобщее обозрение, придавая им благообразный вид. Так получается, когда один напрасно обвиняет другого публично. Человек мнит, что он прав и эту позицию транслирует всем. Волей-неволей – он становится пропагандистом греха, своего суждения о ближнем, если окажется, что оно ложное. Думается, это и есть тот самый добровольный грех применительно к осуждению. Если бывает так, что мы не в силах удержаться, чтобы не давать оценки окружающим по своей немощи, то уж точно это не должно достигать ушей других. Если я вынес суд о ближнем в своём сердце, то нанёс вред себе. Если же начну злословить его публично, то подвигну к этому множество других. Сколько нужно удаляться от первого, а о втором и говорить не приходится!

И тут вспоминаются бесчисленные пассажи в адрес священноначалия, исполненные, в лучшем случае, осуждения. А чаще ненависти и гнева. Но обо всем по порядку.

Приведём слова свт. Игнатия Брянчанинова из его творения «Слово о смерти»: «Мы не видим ни рая, ни ада нашими чувственными очами; но что видим мы ими? Что видим ими – не говорю в мире духов, – что видим в этом самом чувственном мире, который с такою уверенностью называем видимым миром? Видим в нём лишь малейшую часть предметов, ничто в сравнении с целым. В этом уличают нас и телескоп и микроскоп, уличают обоняние и осязание наши, которые ощущают газы, невидимые для глаза, и тем открывают существование их, скрывающееся от зрения; уличает нас пространство, ограничивающее и затрудняющее взор наш тесным, непрестанно изменяющимся горизонтом; уличает непроницаемость земли и многих других предметов на её поверхности; уличает нас ограниченность, крайняя ограниченность нашего зрения, не могущего видеть ни одного предмета в настоящем его виде, не видящего газов по их тонкости, не могущего проницать грубых предметов по их плотности, даже не могущего видеть одной стороны предмета без того, чтоб другая сторона или и многие стороны не скрывались. Что видим мы из видимой природы? – ничтожнейшую ее частичку!.. И нашу привычку к ограниченности нашего зрения считаем зрением полным и удовлетворительным. Из познания ограниченности нашей, познания смиренного и верного, благоговейно устремим взоры ума к тем предметам, которые скрыты от наших грубых чувств, но открываются нам милосердием и благодатью Божиею».

Как ёмко святитель говорит о ничтожности нашего телесного зрения. Что же сказать о нашем зрении духовном? Не с большим ли недоверием станем говорить о нём? Недоверием к тем выводам, которые мы готовы сделать при взгляде на поступки ближних, при слышании их речей. Порой «получается» даже слышать их мысли и делать свои выводы. Если человеку не под силу «…видеть одной стороны предмета без того, чтоб другая сторона или и многие стороны не скрывались», то, что говорить о движениях сердца человека, которые видны одному лишь Богу. Для нашего взора доступны поступки, слова – то, что является лишь продолжением этих движений. Но отнюдь не всегда их завершением.

Худой поступок или слово, в конце концов, могут быть изглажены раскаянием – это с одной стороны. С другой стороны – результатом благих стремлений сердца могут быть поступки, вызывающие неодобрение людей, не знакомых с обстоятельствами, повлиявшими на тот или иной шаг. И в одном и другом случае можно, поддавшись искушению, осудить ближнего в то время, как Господь не судит его. Человек либо раскаивается, либо обстоятельства, известные Богу, извиняют его. Если вообще то, что вызвало наше порицание, того стоит. Однако, кто возьмётся судить с каким сердцем сделан тот или иной шаг? Судить чего больше в поступке – благого стремления или худых последствий, которые в намерение человека не входят и не в его власти?

Вернёмся к хлестким ярлыкам в адрес священноначалия. Самое безобидное – обращение к некоторым из них по имени, как к соседу по квартире. Как будто нет ни сана, ни титула, ни особой благодати Божией на служителе Церкви Христовой.

Поводов и предлогов к подобного рода «обвинениям» предостаточно. Опустим вопрос выяснения справедливости и обоснованности этих обвинений. Автора в данном случае интересует позиция вынесения приговора на месте без суда и следствия. А как иначе назвать ситуацию, когда Предстоятелей нашей Церкви называют еретиками, отступниками? Вот так, без суда и следствия, а в нашем случае Архиерейского собора, епископов вдруг лишают их титула, сана. Если человек теряет уважение к епископу, священнику, то он не вправе отказывать в благоговении к его сану, благодати, которая никем не может быть отнята, как только самим Богом, что в дальнейшем должно быть засвидетельствовано извержением из сана.

Повторимся, что это разговор не о правоте или неправоте кого-либо из представителей священноначалия. И не о том, что мирянину должно отказывать себе в праве с рассудительностью выражать отношение к тем или иным словам Предстоятелей, соглашаться с их позицией или нет.

Разговор об отношении к священноначалию. Если я не разделяю мнения конкретного епископа, он не перестаёт им быть. Он не становится раскольником, еретиком. Да, он может придерживаться ереси.

Однако, вспомним пример Ария, который прибыл на первый Вселенский Собор уважаемым пресвитером, и только уехал еретиком. Безусловно, перед Богом он оказался таковым задолго до анафематствования. Но никто из святых первого Вселенского Собора не дерзал именовать его таковым, не разобравшись в вопросе.

Можно ли утверждать, что все те, кто разбрасываются такими серьезными обвинениями в адрес современного священноначалия, разобрались в этом вопросе лучше, чем некогда святые мужи? А поводы к обвинению настолько ли оправданы, как упомянутый выше?

Панибратство с епископами в таком духе, не говоря о ярлыках на подобие «еретиков» или «раскольников», – осуждение в той форме, о которой было сказано в начале. Такое неприкрытое осуждение – самый настоящий вызов Богу. Человек как бы уже решил за Него, что священнослужитель не достоин того сана, в котором пребывает. Однако, пока человек пребывает в священном сане, и отношение должно быть подобающим. Человек православный, «воцерковлённый» не может не отдавать себе в этом отчёт. Разве можно назвать это незнанием? Это, скорее, отличительный признак человека, глубоко заблуждающегося в своих суждениях, который перестаёт трезво воспринимать очевидные вещи.

Человеку смиренному привычно мнить себя грешным, не способным без Божьего озарения отличить правду от лжи. И только таким Господь открывает правду. Если же иной дерзает поносить Предстоятелей своих Церквей – епископов, то, что это, как не проявление гордыни? Тот, кто так поступает, может ли быть уверен, что он прав? Уверен в такой мере, что готов будет свои обвинительные слова повторить на Страшном Суде и тут же от своих слов оправдаться, или быть осуждённым. Есть ли такая уверенность?

Генрих Анатольевич Голяков, архитектор, православный публицист, Краснодар

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Об осуждении

Молчанием предается Бог. Святитель Николай не наше смирение имел, когда заушал Ария.
Иоанн / 16.05.2020, 17:03

3. Ответ на 2, поп Андрей:

Всё испытываем, хорошего держимся....Интересное предложение в статье: хочешь жить без греха не думай, а если думаешь - молчи. Для чего дал Бог разум человеку?

Статья совершенно не об этом. Чтобы жить без греха, как раз и нужно думать. Думать перед тем, как давать оценку человеку.
Голяков Генрих / 16.05.2020, 04:07

2. осуждение или обсуждение

Всё испытываем, хорошего держимся....Интересное предложение в статье: хочешь жить без греха не думай, а если думаешь - молчи. Для чего дал Бог разум человеку?
поп Андрей / 15.05.2020, 20:09

1. Об осуждении

Осуждать вообще грех. А особая благодать даётся священнику, епископ в этом от священника ничем не отличается. Вообще это тонкий момент: мы почитаем иерархию, признаем власти над собою и повинуемся им. Но в то же время, у нас нет догмата о непогрешимости. Как писал ап. Павел Галатам: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека». По толкованию Иоанна Златоуста, тут Павел указывает на неправильность действий других апостолов в отношении обрезания. Истина превыше личности. Но есть и ещё одно: мы обычно верим в свою непогрешимость. Нам кажется, что именно мы знаем истину, а ведь мы можем и ошибаться. И ещё мы можем быть весьма самодовольны и гордиться собой (коли мы за истину). Апостолу-то всё это было несвойственно. Поэтому мы и грешим осуждением.
Андрей Карпов / 15.05.2020, 10:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генрих Анатольевич Голяков
Не в сие ли время пожнут бурю, сеявшие ветер?
Какая страшная участь ждёт тех, кто решился идти путями, на которые стала Украина!
12.08.2024
Если время пустых слов прошло, не должны ли мы вскоре услышать правду?
Вакцинация – вопрос не о том, прививаться или нет. Это вопрос доверия повестке, которую нам навязывают
29.07.2021
Является ли грехом принятие чипа?
Ответ на статью протоиерея Георгия Городенцева «О возможностях православных христиан сопротивляться массовому чипированию»
08.06.2020
Нам предлежит забота не о мире, а о душе
Чем нам заполнить свой ум – Богом или страхованиями о будущем?
29.05.2020
Все статьи Генрих Анатольевич Голяков
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22