Разгоревшаяся словесная дуэль известного кинорежиссера и священника подлила масла в огонь к теме интриг мирового масштаба.
Можно было бы принять позицию любого из них и отстаивать его сторону. Но кто из двоих прав? Может ли так случиться, что оба? Может ли в споре быть две правды? Надо полагать, что у каждого она своя. Но истина при этом одна. Это, как смотреть на цилиндр с разных сторон. Кто-то видит круг, кто-то видит прямоугольник. Полное же понимание сути вещей доступно одному лишь Господу. Если кто-то назвал вора преступником, разве он обманщик? Но сказать можно так, что человек пойдет да утопится. Между тем, суждение обличителя будет верным, но истины, которая заключается в любви к ближнему, в его правде не будет. Есть такие слова: «можно быть правым, но оказаться в аду». А ведь это один из доводов к тому, чтобы следить за новостной лентой – разобраться, где правда, а где ложь.
Видно, что этот вопрос не из простых. Однако, волнует другое – внимание к подобного рода новостям. Излишнее внимание. Наряду с первым доводом автором замечено еще два к тому, чтобы не просто следить за новостями – буквально погружаться в них с головой.
Второй довод: не отречься бы от Христа – если речь заходит о чипировании, вакцинации и т.д. Именно в таком контексте. Как бы случайно не отречься, приняв все эти новшества. Но вести дискуссию с людьми, убеждёнными, что от Христа можно отречься без собственной воли, получив биометрический паспорт и т.д. – дело неблагодарное. Вспомним лишь тех мучеников, от которых требовали отречения. Да, зачастую это было сделано весьма лукаво: им не предлагали отказываться от веры. Необходимо было лишь молча бросить фимиам на жертвенник. Но все прекрасно понимали, что это за действо, какой смысл в него вкладывается. Это не было тайной. Сейчас же многие убеждены, что без их ведома, через какие-либо действия они могут стать вероотступниками. Как будто это может произойти по неосторожности, подобно тому, как рассеянный человек может с лёгкостью вступить в лужу. Применительно к теме в лужу нам будет предложено вступить добровольно. В этом и заключается коварство врага.
Замечательные слова в одной из последних статей В.Н. Крупина: «У меня мама, женщина глубоко верующая, всегда определяла причины всех бед, личных и общественных, словами: "Бога забыли, Бога не боятся. Чего и ждать? Хотят жить лучше? Да молились бы, чтобы хуже не стало"».
Как бы не стало хуже… Есть люди, которые верят в прогресс. Они полагают, что мир развивается в лучшую сторону. Если речь о том, что гаджеты год от года все совершеннее – да, наверное, это так. Однако, таким людям, как правило, не знакомо слово «порок». Точнее, они не замечают его проявления в мире.
Совсем иного мнения о положении дел будет человек православный. Он понимает, что мир не становится лучше. Общество двадцать лет назад и сегодня разделяет пропасть. Пропасть греха. Оно движется к своему закату, все дальше и дальше уходя от Бога. Знание того, чем завершится земная история бытия, которое открывает нам Священное Писание, даёт возможность не питать иллюзий о прекрасном будущем. Всё то, против чего выступает консервативное общество – законы о семейном насилии, едином реестре, всевозможные чипы, биометрия – все это лишь наиболее вероятные инструменты, которыми будет выстроена та форма власти, о которой говорится в Откровении Иоанна Богослова. Хотим мы этого или нет – это произойдёт. Да, в наших силах эти сроки отдалить.
Но чем будем отдалять? Митингами, петициями – действительно ли это более действенно, чем наша духовная жизнь, выстроенная правильным образом? Нет, речь совсем не о том, чтобы сидеть сложа руки. Кто-кто, а православный человек, соль земли, должен вести борьбу со всякой неправдой. Но вовлечённость в эту борьбу у всех должна быть разная. Одна у православного депутата, который имеет множество рычагов к действию. И совсем другая вовлечённость в этот вопрос у православного слесаря токарного завода. И если для первого служение Богу и ближним будет заключаться как раз в полной отдаче всего себя на борьбу с этими законами, то для последнего, не будет ли лучше служить ближним сообразно своему положению и занимать ум, по большей части, другими вопросами.
Будем честны с самими собой. От большинства из нас мало что зависит в политике, законодательстве и т.д. Но мы продолжаем следить за всеми новостями. Не иначе, как для того, чтобы не быть обманутым, оставшись в неведении. И здесь следующий довод, третий.
Сплотиться для борьбы за свои права. Но история нашего народа твердит, что сплотить нас может только война – с татаро-монгольским игом, польскими интервентами, Наполеоном, фашистами. Кого-то может сплотить забота об экологии – и вся страна пересаживается на велосипеды. Русский народ сплачивала только война, когда к тому времени уже не сплачивала Православная вера. К сожалению, надо признать, что наша страна разобщена. Самое большее, что может сплотить сегодня – это, пожалуй, очередной бунт. События годичной давности в Екатеринбурге, Москве лишний раз говорят об этом. Выйти вместе на улицу и покричать о том, как нам плохо живется – самая большая мотивация на данный момент, которая может «объединять» людей.
Как следствие, одолевает большой скепсис, что погружение в омут новостей может принести хоть какую-то пользу. Скорее это очередная уловка врага рода человеческого к тому, чтобы мы думали о чём угодно, но не о собственной духовной жизни. Подобная излишняя озабоченность вышеуказанными темами порой напоминает некую параноидальность. Если принять во внимание, что нередко эти же самые люди кричат о «еретиках» в Церкви, предателях Родины в правительстве (с последним, отчасти, можно согласиться), то налицо целый набор, как кажется, духовных проблем. Что называется, враг взял в оборот по полной. К слову, это касается не только читателей, дающих спрос на подобные новости, но и тех, кто их распространяет, ангажирует. Иной раз многие авторы уже не замечают ничего доброго и положительного вокруг. Темы по-настоящему духовного характера уступают место скандалам и дрязгам в среде политиков, священноначалия, политическим противостояниям. И мы помним, чем это все закончилось для некоторых, которые с таким же надрывом кричали о Российских паспортах и ИНН в 90-е. Люди бросали работу, уходили в лес, наносили непоправимый вред своей духовной жизни, поддавшись крикам кликуш.
И разговор здесь совсем не о том, чтобы пустить все на самотёк, но понять, не слишком ли много места в моем уме и сердце занимают все эти страхования. Нам предлежит забота не о мире, наша забота о душе. Первое, о чем мы должны думать – не о том, как не допустить принятия того или иного закона, а том, как спасти душу сегодня. Завтра, если его примут, наша забота, как спасти свою душу вопреки этому закону. Но первое попечение – это душа. Богу мы должны преподнести в дар своё сердце, очищенное от греха. Если вся наша жизнь будет наполнена Богом, где не будет места попечению о мирском, мы не потеряем ничего. Если же в сердце будет преобладать мирское, не потеряем ли мы в конце концов Бога. Повторимся, речь идёт не о бездействии, не о молчании. Речь о том, чем заполнить свой ум. Богом или страхованиями о будущем. Безусловно и то, что человек, устремивший свой ум горе, вполне может быть активным поборником всех этих законов и иных новшеств. Вопрос лишь в вовлеченности, о которой уже сказано выше.
СМИ – это монстр, который питается нашим вниманием, а через него и временем, которое следует тратить с рассуждением. Возникает вопрос: отдавая кесарево кесарю, не отдаем ли ему и Божие – свое драгоценное время?
Генрих Анатольевич Голяков, архитектор, православный публицист, Краснодар